Обезьянки. Зарисовка

Фадина Светлана
   Московский зоопарк. Зима. Животные спрятаны в закрытые вольеры.
   Люди кучками собираются у стекол со своей стороны и смотрят на обезьян. Те, в свою очередь наблюдают за людьми.
   Человекообразные обезьяны, пожалуй, самые интересные. Людей около них больше всего: толкаются, стараясь пролезть поближе да увидеть побольше. Самые активные особи - женщины и дети. Мужчины, и с той, и с другой стороны стекла стоят в сторонке, скучают. В обезьяньем случае даже спят, прикрывшись мешковиной. Это клетка с гориллами. Здесь недавно произошла потасовка. Дрались женщины- обезьяны, кричали, размахивая руками, неприятно скалились. Детеныши волновались, бегали, прятались.
Но вдруг из какой- то дальней пещеры вышел " начальник". Он так огромен и суров, что даже людям становится страшно. Одного его появления достаточно, чтобы все изменилось. Не проходит минуты, и обезьяны, заняв свои прежние места, сосредоточенно погружаются в повседневные дела: одни просто сидят, о чем- то напряженно думая, другие чешутся пониже спины, кто - то в носу ковыряет, две самки " ищут" друг у друга в головах.Мир восстановлен силой авторитета.
   Наблюдая обезьян, я вспомнила институтские лекции по антропологии, маленькую сухую женщину-преподавателя с фигуркой- пружинкой и подвижным лицом. Тридцать лет она посвятила наблюдениям за обезьянками и переняла множество их повадок. Это был театр! Как мастерски она изображала их крики, сопровождая переводом на человеческий язык. С какой любовью она рассказывала истории о своих подопечных, называя каждого по имени...Наблюдать за ней на лекции было интересно и материал запоминался отлично.
   Орангутанги одни из самых умных обезьян. В вольере у самого стекла сидит очень артистичная самка. Она то замирает, погружаясь в себя, то совсем по-человечьи скрещивает руки на груди. Если у стекла появляется новый зритель, обезьяна, разглядев его, " высказывает мнение". Посмотрев на меня, она широко открывает рот, показывая редкие желтые зубы. Я знаю, что это попытка напугать, угроза. Может быть потому, что я встала на место отошедшего от стекла ребенка и вокруг меня дети. Да, обезьянка, я не вписываюсь в эту приятную тебе компанию. А может быть в такой реакции виноват пышный меховой воротник моей дубленки?
   Проходит еще несколько минут, и дама-орангутанг поднимается. Весело и вульгарно раскачивая корпусом, она начинает показывать весь арсенал игрушек вольера в действии: камеру, повешенную на веревках к потолку, веревочную лестницу и другие развлечения.
   - Мам, пошли, сколько можно здесь стоять,- дети тащат меня к выходу. 
Очутившись на свежем воздухе, вдруг ловлю себя на странной мысли: остаться бы здесь, в пустом вольере, где джунгли с водопадом и таинственная пещера на холме под потолком. По ту сторону стекла.