А земля все-таки вертится

Владимир Арсентьев
Наша земля вертится… И мы встречаем восходы и закаты, встречаем весну, лето и осень, ждем зиму.
С годами меняется погода В мои детские годы белые снега заваливали дороги, наметали сугробы, бушевали в метелях и снежных буранах. И жизнь казалась прекрасной!
До чего было красиво, азартно жить, удивляться феномену природы.
На эту тему мною было много написано стихов:

МОРОЗ

Лег устойчивый снежный покров
На долину и пойму реки,
Птицы ищут себе теплый кров,
А мороз — расставляет силки.

Водоемы он все застеклил,
Приударил слегка за людьми,
Лютовал он, играл и шутил,
И пургу под конец разозлил.

ИНАЧЕ НЕ МОГУ

Упал снежок на город, град,
И, видно, падал невпопад.

Асфальт остался на виду,
Я по нему сейчас иду. И т.д…

О МОРОЗЕ

Напишу вам о морозе,
О метелях и снегах.
Каждый день проходит в прозе,
А так хочется в стихах. И т.д…


Я ПРИЗНАЛ ЭТУ ЗИМУ СЕГОДНЯ

Я признал эту зиму сегодня,
Я увидел всю прелесть зимы,
И мелодии в день новогодний,
Унесли нас в другие миры.

Я в пространство смотрел и не верил,
Что красиво так может всё быть.
Я безмерную радость измерил,
В один день, чем за всю свою жизнь.

А сегодня вот заканчивается 2006 год, и снега почти нет. Не знаю, как у других, а у меня тоска по тому далекому времени детства и юности, где зима заряжала тебя своей энергетикой и ее, можно было почувствовать. И стихи уже другие:

ТОСКА ПО СНЕГУ

Мои мысли уносятся вдаль,
В ту холодную зимнюю вьюгу,
Вспоминаю Россию, февраль,
И как было от холода туго.

Здесь по белому снегу тоска
Постоянно всё гложет меня,
А Россия моя далека,
Всё зовёт, отпусками маня.

И ладони я к небу подняв,
Спешу к талым снежинкам с любовью,—
Те, любовь мою близко приняв,
Плачут пресной водою и болью.(служил на Украине).

Погода

Удивляет сегодня зима:
Дождь идет в феврале вместо снега.
А вот раньше, бывало, дома
Заносила та вьюга с разбега. И т.д…

Сейчас все иначе. По телевизору передают про страшные катаклизмы в природе, которые, конечно же, угрожают беспечному человечеству. Грядут изменения в климате на всей планете. Это небывалые наводнения, ураганы, землетрясения, извержения вулканов и многое чего другое. Климат планеты зависит от огромного количества факторов. Это в том числе температура океанских вод, ветры у поверхности земли, холодные и теплые морские течения, мощные скоростные потоки в верхних слоях атмосферы, содержание в атмосфере газов, удерживающих земное тепло, запыленность воздуха, области высокого и низкого давления, круговорот химических веществ в биосфере — постоянно формируют погоду.
Я загорелся этой темой вследствие действительной смены климата, где я проживаю со дня своего рождения, а также частых разговоров людей об этом в последнее время. Что да как? И каждый трактует по своему.
Погоду сейчас определяют не только с помощью многочисленных инструментальных наблюдений, но и работы мощнейшей современной вычислительной техники. И все же зачастую мы сетуем на качество прогнозов, а уж на само состояние погоды — и подавно.
Климат земли действительно постоянно претерпевает какие-то изменения. Об этом даже наша память может нам подсказать. Я, например, писал уже про свою речку детства Иловлю. Какая полноводная она была в мое детство, и что с ней стало через 30-40 лет. В некоторых местах она не только пересохла, но и заросла. Еще в 1985 году я писал об этом в стихах.

ФЕМИДЕ

Брал интервью я инкогнито
Летом у Иловли милой.
Речка мне, голосом дрогнувшим,
Помощь несмело просила:
«Я позабыта, заброшена,
Тина, трава одолели,
Так тяжела эта ноша мне,
Волны простора б хотели.
Видно, умру я в век атомный,
Год, все от года, хирея.
Мне надоели дебаты все.
Сил больше я не имею.
Люди берут, не смущаются
Воду в поля, огороды,
Едут на отдых, купаются,
Так и текут мои годы.
Речка мелеет, стирается,
Небо одно только вечно.
Где же то зло замыкается?
Было, чтоб все человечно».
Знаю про все, ненаглядная,
Будет у нас тоже праздник.
Будешь красива, нарядная,
Даже объявим заказник.
Солнце на небе вдруг прыснуло:
«Были уже здесь писаки,
Что же из этого вышло-то?
Все вы бумагомараки».
Дать мог какую гарантию
Я речке детства, краснея.
Видно, Фемиду заранее
Вызвать мне нужно смелее.

О ДЕРЕВНЕ

Что с того, что я вырос в деревне,
Что познал деревенский весь труд,
И стихами о ней я напевно
Все шептал и все думал — поймут.

Деревенское лето и осень,
Речку и поле, косые дожди.
Все поймут, как душа моя просит,
Говорит мне: «В селе ты живи».

И не жить мне душою иначе
Без ее росных трав и лугов,
Без реки и без поля, тем паче,
Без наивных ее детских снов.

Не поймут, ведь пою я о прошлом,
Недалеком, семнадцати лет,
А сейчас даже глянуть мне тошно —
Сведено все в деревне на нет.

Там плантации стали короче.
Не сажают картошку совсем.
Так и катится день ближе к ночи.
Остаются и люди ни с чем.

Ничего не осталось от детства.
Захирели река и дома.
Молодежь снарядилась вся в бегство,
Жизнь в деревне виною сама.

Не учли, кадры все растеряли.
Не смогли удержать, да и чем?
Из деревни ведь только все брали,
Отдавать не желали ничем.

Ну, а я все пою о деревне,
О ее простоте, чистоте.
Может кто-то словам моим внемлет
И поймет, что село ведь в беде.

Пересохла, заросла. А если прибегнуть к памяти человечества?
Вот немного истории. В 1940 году по приказу Анны Иоанновны в центре Санкт-Петербурга был построен дом изо льда. И все там было изо льда, даже баня, в которой люди парились, и простоял тот дом полтора месяца. Возможно ли такое сейчас. Я думаю, что нет.
Климатические аномалии случались всегда. Я помню очень суровые зимы в 1967-1968 годах, в 1972 году сильную засуху, а в 1976 году дождливое лето.
В природе идут мощные энергетические процессы. Ну, а мы, чаще всего об этом узнаем из газет, телевидения и ужасаемся, разводим руками.
Помню, более тридцати лет назад газеты шумели про обмеление Каспийского моря. Показывали по телевизору потрескавшуюся почву в районах Каспия и предрекали стихийное бедствие — море исчезнет и жизнь прекратится. Хотели повернуть вспять северные реки и поить Каспийское море. А это могло привести к страшной экологической катастрофе. А уровень Каспийского моря сам по себе начал подниматься.
Я, еще когда служил в Российской армии, ездил туда по служебной необходимости и видел красные поля тюльпанов, маков. Весь август в дельте великой реки Волги цвели лотосы — огромные розовые цветы, аналогов которым нет нигде в мире.
Распадаясь на бесчисленное множество каналов, протоков, речушек, Волга несет свои воды в море. Огромные территории лотосовых полей завораживают, создают иллюзию нереальности. Неужели такая красота рядом — первое, что приходит на ум.
Низменные участки волжской дельты снова затапливаются, и сейчас уровень моря на два метра выше средней отметки.
2006 год, только и разговоров о глобальном потеплении. В Москве в декабре, январе плюсовая температура, идут дожди. Люди связывают изменения климата с таким явлением как парниковый эффект. Речь идет о тепловом балансе земной атмосферы. Тридцать процентов солнечного излучения, падающего на Землю, отражается в пространство, а семьдесят  поглощается атмосферой и поверхностью планеты. Земля также излучает тепло, которое частично поглощается атмосферой, а частично уходит в космическое пространство. Это соотношение и есть тепловой баланс. Углекислый газ удерживает около 18 процентов земного тепла. Если его количество в атмосфере увеличивается — значит тепла поглощается больше, и, таким образом, наша воздушная оболочка понемногу разогревается. Вот в этом и состоит парниковый эффект.
Со времен начала промышленной революции в атмосферу выбрасывается огромное количество углекислого газа, продукта горения углеводородного топлива. Парниковый эффект усиливается, скоро начнут таять ледники, зимы практически исчезнут, уровень мирового океана поднимется, страшно сказать на сколько метров и тогда?..
Не волнуйтесь, «парник» этот был всегда, и именно газы, удерживающие тепло в атмосфере, сохраняют климатический режим, благоприятный для живой материи. Ну иногда нагоняют по телевизору на нас жути, я думаю для рейтинга канала. В каждой теплице есть окошки. Так вот тепло все равно уходит через окошки в космос.
Наблюдения со спутников в настоящее время подняло метеорологию на высокую ступень. Это предсказания погоды, снимки зарождения ураганов, извержений вулканов, лесных пожаров, по которым можно определить из развитие и влияние на процессы в атмосфере. Что же все-таки нас ждет впереди — глобальное потепление или глобальное похолодание? Ученые на этот вопрос, как ни парадоксально, ответ дают: «И то, и другое одновременно».
Весь ХХI век пройдет по научным теориям ученых под знаком временного потепления в рамках общего похолодания.
С точки зрения поэта, развитие цивилизации подобно движению вверх по лестнице с широкими ступенями. И нам опасно и страшно, что мы исчерпаем духовные, а значит и материальные возможности, присущие данному уровню цивилизации, если не будем беречь природу, духовные ценности. Если мы снова прибегнем к истории, то узнаем, что много тысячелетий назад существовал огромный континент Лемурия, который населяла третья раса людей — лемурийцы. Когда они достигли наивысшего уровня и потеряли способность эволюционировать, случилась катастрофа: континент погрузился в океан. Ну, а уже ближе к нашему времени, произошла другая катастрофа. Четвертая раса, раса атлантов, которая жила на большом континенте Атлантида (в центре Атлантического океана), достигнув более высокого уровня развития, чем лемурийцы, также погибла. Атлантида погрузилась в океан. В это время существовал континент Евразия. Его заселяли арийцы — пятая раса людей. Если идти по такому накатанному пути, то земная цивилизация готова перейти на следующий, более высокий уровень развития, где преобладать будет шестая раса людей. Следует ожидать громадных изменений физического изменения Земли. Это вполне в духе Апокалипсиса. Причины? Это угрозы ядерного конфликта, в северных морях и океанах затоплено более десятка ядерных реакторов и тысячи бочек с радиоактивными отходами, выброс в атмосферу углекислого газа (парниковый эффект), засухи, снегопады, дожди, таяние ледников и поднятие уровня океана — это самые видные и ближайшие последствия изменения климата. Много, очень много других причин: уменьшение толщины озонового слоя, болезни (СПИД, свиной грип, африканский грип. другие инфекции, синдром хронической усталости), этнические, религиозные и групповые конфликты.
Еще в 1971 году я написал стих «Синдром одинокой печали». Вот выдержка из него:

Поставлен диагноз врачами:
Хотел я того или нет.
«Синдром одинокой печали»,
А мне еще мало так лет.

Не зря надвигается скука.
И кто тут виновен, пойми?

А в другом стихотворении есть такие строчки:

Отчего сегодня горько,
Нет былого праздника в душе?
Поутру не светит зорька
И не светит месяц мне уже.

Оттого, что сам в печали,
И она, хандра, сидит во мне.
Ну, а вы не замечали?
Да и правда, что теперь, да где?

Где вину всему отыщешь?
Ведь задушит суета сует,
Только вольный ветер сыщет,
Но когда он принесет ответ?

Конец света не означает исчезновение Земли. Просто один цикл заканчивается, другой начинается. Происходит переход из одной жизненной вибрации в другую. Но все это измеряется тысячелетиями. Так, например, космический год равен 26000 лет. Пророки не раз предсказывали конец света или глобальные катастрофы, но мир существует и будет существовать благодаря благим делам. Мы должны жить в любви и отойти от тезиса, что человек хозяин природы. Человек сам является частью природы, и самое лучшее, что он может сделать, не нарушать гармонию мира и идти дальше путем добра.
2007 г.