Ещё один год

Владимир Арсентьев
То наивное, глупое рядом…
Вижу лица, улыбки, глаза.
В этой жизни так мало ведь надо…
Счастьем светятся наши глаза…
                В. Арсентьев.

2006 год начался большими снегопадами. По телевидению показывали, что отдельные страны Европы не были готовы к таким проявлениям погоды. Происходили автомобильные аварии, замерзали люди.
В Камышинском районе особенно много снега выпало в конце февраля и начале марта. Снова возникла угроза подтопления сел Барановка, Умет, Дворянское.
Европа же весной сильно пострадала. Эльба разлилась так, что часть Австрии, Германии, Польши и Чехии оказались затопленными. В Германии такого половодья не было лет 150. Вода поднялась на 9,5 метра. И все же весна наступила светлая, лучезарная, теплая. Приход весны всегда таит в себе приятное волнение. Истомившиеся без тепла и солнца, мы настраиваемся на радостную и нежную волну. Глаза, уставшие от белого, отдыхают на каждой зеленой травинке. Мы становимся легкими, радостными и работоспособными.
Наше самочувствие напрямую связано с пробуждением природы, с ее будоражащими токами.
Мы с вами причастны к стремительным переменам. Жизнь преподносит нам новые весенние краски.
13 апреля я попал на день рождения к моему земляку и другу Александру Петровичу Щеглову, генеральному директору ООО «Нарат-Нефть-Инвест». Празднование прошло в теплой и дружеской обстановке. Его окружали настоящие друзья, близкие ему люди и работники фирмы. В адрес Александра Петровича много было сказано добрых и теплых слов. Мы поговорили с ним о малой родине, о друзьях-земляках, о встречах на Иловле, что организуем ежегодно, даже о книгах, что я пишу о нас, были единодушны, что жизнь многогранна, жизнь течет и жить надо. Я был очень рад, что мог с ним поговорить без суеты, торопливости, в которой мы живем. Он просил заезжать почаще. Может быть… Может быть…
Срочно в мае из Татарии приехал земляк, друг детства и одноклассник Владимир Петрович Иванов. Он также, как и я, влюблен в село Дворянское, село детства и юности, но ему труднее, так как живет у черта за куличиками. Он приехал покупать дом в Камышине и поселиться жить здесь после выхода на пенсию. Но поездив по городу, ничего подходящего не нашел и уехал снова в Татарию.
Звонил из Волгограда полковник милиции Николай Семенович Аханов, наш земляк по селу Дворянскому, спрашивал, когда встреча земляков на Иловле в этом году. Проговорили около часа. Наверное, также тоскует по малой родине.
Приезжала в июне из Германии Надежда Зайцева (дочь учителя русского языка в Дворянском Ивана Петровича Зайцева). Естественно, посетила малую родину, заехала ко мне домой, и за чашкой чая рассказала о себе, о своей жизни в Германии. Очень хотела попасть на нашу ежегодную встречу земляков на Иловле. Забрала с собой (по одному экземпляру) все мной выпущенные ранее книги. Бедная, как она тоскует по России, по малой родине. Позже дважды звонила из Германии и по полчаса разговаривала с моей женой Верой Михайловной о житье-бытье.
Вспомнив приглашение Александра Петровича Щеглова заезжать к нему почаще, я поехал к нему с конкретным деловым предложением об издании книги о наших 10-летних встречах на Иловле. Он согласился принять участие, и книга была выпущена под названием «Дворянские этюды». Были подобраны интересные фотографии встреч, события описывались в хронологическом порядке и сопровождались стихами.
…Лето набирало силу. Стояла жаркая сухая погода. Весь июнь прошел в печной духоте. И только 2 июля я смог выбраться на рыбалку на Дворянский пруд. Июль начался с дождей и, казалось, рыбалка сорвется, но где наша не пропадала. За мной заехал Толик Кубраченко, мой старый товарищ и мы, несмотря на тучи, рванули на пруд. Избицкий Николай тем временем уже ловил лещей в Каменке на Волге.
На этом пруду я был впервые, и что меня поразило, так это густая непроходимая чаща вокруг пруда, особенно со стороны дамбы. Это было чудное место, это не просто оазис, это целые джунгли с непролазными деревьями и таинственным извилистым водным рельефом пруда. Мы выбрали закуток, побросали приманки, и клев сразу начался оживленный и азартный. На двух удочках ловить было невозможно, и я перешел на одну. Ловились караси, сазаны, даже вытащил линя. А один сазан с темной, широкой спиной просто оторвал крючок, и мне пришлось занять новый у Анатолия.
Тучи то наступали, то отходили в сторону. Дождь, правда, немного накрапывал, но потом перестал, а потом снова зачастил. В дождь рыба клевала бешено, и мы даже не могли пообедать, ну да как от клева уйдешь. Затем дождь зарядил всерьез, и мы засобирались домой. Пойманная рыба нас очень устраивала. Я получил изумительное наслаждение во всем: в ловле рыбы, в выборе места, в лазании по непролазному лесу и даже от плаксивой погоды. Пруд оказался раем рыбака, вдалеке от посторонних глаз в зарослях ивняка и камыша, весь таинственный и в некоторых местах даже мрачный, он не хотел отпускать. Но дождь все-таки заставил нас покинуть таинственное место.
В течение лета я с друзьями и земляками перезванивался. Узнавал дорогу на Иловлю. И половина лета как-то пролетела быстро.
Наступила последняя суббота июля, и как всегда в 13 часов дворяне собрались на 3-м городке для отъезда на Иловлю.
Как всегда, нас радуют ощущения встречи, ведь многие целый год не виделись. Видим новые лица: полковник запаса Анатолий Букаев вернулся на родину с Дальнего Востока после окончания службы, Сергей Прокофьев отработал на севере и вернулся в Камышин, Владимир Серков наконец-то выбрал время на встречу, Дмитрий Мизякин тоже давно хотел попасть, ну и остальные ежегодно посещающие Иловлю.
Погода в конце июля пугала. По небу ходили черные, грозовые тучи. Ночью температура была +6. Но отступать было некуда. Сзади суета, скука, рутина. Да нас даже пурга не остановит.
При въезде в Дворянское сразу увидели Ивана Тарасова и Вячеслава Журавлева, на улице Уральской все посигналили. Здесь когда-то стояло здание школы, где мы учились, познавали науки.
На Казачий брод ехать было опасно, если дождь пойдет, можем не вернуться. Поддавшись давлению с верха (грозовые тучи), решили встречу провести в первых лугах, у омута.
Рубцов Сашка показал мне место на Иловле чуть подальше от омута, где висела «тарзанка», и мы решили часа через два-три сюда вернуться и попрыгать в Иловлю, как это делали на «Мелких песках» в детстве.
По дороге на Иловлю «потеряли» Юрия Щеглова, Димку Сурова и летчика Владимира Васильевича Арсентьева. Пришлось объявить розыск. Фокина тоже не было. Он прикинулся больным и парился в бане. Пришлось его оттуда вытаскивать.
Приехали опоздавшие: летчик заехал в Дворянское, а Юрий и Димка так увлеклись, что проскочили до Лебяжьего. Юрка на Казачьем успел поймать около 10 штук плотвичек и красноперок. Александр Иванович Бережнов выбыл на море (в Геленджик), у Николая Григорьевича Дубровина давление.
Позже на работе Александр Рубцов пошутит: «Владимир Григорьевич, наступит время, когда я буду вас всех собирать, позвоню вам, а вы скажете: «У меня давление, поехать не могу». Я улыбнулся. Это хорошее дело — преемственность. Между тем рыбалка в лагере шла своим чередом. Анатолий Букаев, Володя Калмыков, Владимир Никитин, Дмитрий Мизякин, Владимир Иванов, Николай Кравцов заготавливали дрова. Мы с Золотаревым выбрали место для костра. Прокофьев Сергей был назначен в помощники повара. Шулюм уже начал закипать.
Стол с холодными закусками готовили под руководством Александра Петровича Щеглова. Группа состояла из Николая Выпова, Славки Дубровина, Василия Куликова, Александра Алексеева, Владимира Серкова, Александра Рожкова, Геннадия Канова. Тосты у нас — это уже традиция. Вспомнить святое детство, юность, нашу малую родину, наше дворянское братство, единство. Александр Петрович, как руководитель, говорил высокопарно, красиво, не забыл, конечно, меня, сказав, что я стоял у истоков этих встреч. Все были правы. Это же здорово — вместе с друзьями, земляками оторваться от суеты мирской хотя бы раз в году и побыть целые сутки на дикой природе, насытиться воздухом детства, напиться музыкой леса, лугов, побродить у реки, порыбачить. Дикая жизнь бодрит и закаляет. После холодного стола перешли к гласному мероприятию: вручению пригласительных, грамот, удостоверений казаков, фотографии прошлого лета:
— Алексеев Александр Иванович, офицер штаба Астраханского казачьего  войска, есаул;
— Выпов Николай Никифорович, командир станичной сотни, сотник;
— Избицкий Николай Андреевич, заместитель атамана, есаул.
Николай тут же закричал: «Так, сейчас я наведу порядок в войсках».
Затем приступили к награждению дворян книгой «Дворянские этюды» с подписью автора, то есть моей: «Это было наше время, пусть эта книга продлевает жизнь».
Церемонию вручения проводили Рожков Александр Алексеевич, Щеглов Александр Петрович и я. Петрович каждый момент вручения фотографировал, и это становилось уже историей.
Перед вручением книги я сказал несколько слов: «Друзья, земляки, наши встречи на Иловле проходят раз в году, и на эту встречу, вы приезжаете из-за любви к детству и далекой юности, любви к малой родине. Для вас я издал книгу «Дворянские этюды», в которой описал наши приключения в детстве, наши сегодняшние встречи. Спасибо нашему земляку и другу Александру Петровичу Щеглову, который оказал посильную помощь в издании книги. Он не просто оказал помощь, он тоже жил идеей сплочения нашего дворянского братства, чтобы мы дальше встречались, чтобы наша добрая память жила воспоминаниями о нашем чудесном Дворянском крае».
Начальник штаба есаул Рожков Александр Алексеевич так добросовестно выполнял обязанности по вручению документов, книг, фотографий, что охрип. Пришлось лечить его настойкой боярышника. А Петрович — прирожденный фотокорреспондент. Он смог зафиксировать замечательные моменты нашей встречи. Эх, какие были кадры! Это наше время.
После столь длительной процедуры снова тосты за единство, братство, за нас — таких хороших, что находим время на эту благородную миссию — встречу на Иловле.
Были возгласы и в мою честь, что из года в год организовываю эти встречи, описываю события. Васька Куликов кричал, чтобы присвоили мне имя «Святой Арсен». Избицкий говорил: «Он наш атаман». Атаман, так и решили.
Но не это все главное. Главное в том, чтобы приезжать сюда — на родину наших предков, на свою родину детства, дышать воздухом свободы, давно ушедших детских лет. Каждый из нас Иловлю, луга исходил вдоль и поперек. Рыбу ловили удочками, бреднем, вентерями. Путешествовали по пестрым лугам весной. Каждый может вспомнить что-то интересное. И загораются глаза у моих земляков, и они уже далеко…
И снова тосты… Хорошо, что подоспели и шулюм, и шашлыки. Всей этой кухней руководил наш бессменный Золотарев Виктор Иванович, а значит сбоев не будет, и все будет вкусно. У него, правда, всегда собирается много помощников. Шашлыки перевернуть, попробовать, готово или нет, дрова подбросить. Процесс приготовления — увлекательное дело. Здесь и Володя Иванов, Димка Суров, Сергей Прокофьев, Юрий Щеглов, Володя Попов, Владимир Иванович Арсентьев, брательник мой, Толян Букаев и другие подходили и спрашивали: «Ну как тут у вас, может помочь, и снова уходили».
Я снова приготовил сюрприз, и показал всем водку советского образца, которая стоила тогда 2 рубля 62 копейки. Она тут же разошлась. Благо, что закуски было много. Одного мяса Рожков купил шесть килограммов, Рубцов шашлыков заказал около десяти килограммов. Как было вкусно есть все это на природе. Потом я предложил всем настойку боярышника. Рожков дочитал аннотацию до конца и доложил, что это напиток от сердца. Петрович прочитал этикетку и ахнул — 70 градусов. Потом шутливо добавил: «Выпьешь стопку и сердцу писец. Но я серьезно сказал: «Да, это настойка от сердца и всем не достанется, наливаю по чуть-чуть». После моих слов сразу потянулись руки со стаканами, чтобы подлечить сердце.
События развивались быстро. Беседы, споры, рассказы. А сколько эмоций, восторга, радости можно было увидеть, глядя на моих земляков.
Я попросил сфотографировать клан Арсентьевых: Александр Михайлович, Владимир Васильевич, Владимир Григорьевич, Владимир Иванович. Будет память.
Потом я достал фотографию, где трое обнаженных мужчин заходили в Иловлю купаться и предложил отгадать по задним местам кто это? Гадали долго, но отгадал Володя Попов. Как это ему удалось, загадка. На фотографии оказались Золотарев Виктор Иванович, Иванов Владимир Петрович и Бережнов Иван Григорьевич. Они купались голыми по привычке, как в детстве.
Кстати, о погоде. Дождя не было, временами из-за туч выглядывало солнце. Щеглов заснял луга, горы, тучи. Это было прекрасно.
Машины наши растянулись на половину лугов. Видно было, что на сходку приехали солидные люди.
Рожков Александр по традиции прочитал мой рассказ о прошлой встрече — в 2005 году, особенно уделил внимания отдельным, особенным моментом. Я всем показал знаменитую фотографию на «Мелких песках», как кто-то, наверное  Избицкий Николай, прыгает с тарзанки. Это прекрасный миг счастья.
Разговаривая с Щегловым Александром Петровичем по душам, мы вспомнили Камиля Аблязова. Петрович сказал, что Камиль перед самой нашей встречей звонил и просил передать всем привет, рассказал, что в детстве тоже «трусил» вентеря в «Лучке». «Так-так, — сказал я, — с этого места давай подробнее». Петрович рассмеялся, а я добавил: «Там же отец мой тоже вентеря ставил».
Время бежит быстро. Поздно вечером некоторые уехали в Камышин — дела, заботы. Ночь прошла тихо, горел костер. Это Мизякин добровольно записался дневальным и часовым. Он первый раз с нами, но уже заразился этим привольем.
Да, мы здесь набираемся энергией, лечим души, уходим от суеты, обыденной повседневности.
2006 г.