в особый день календаря

Владимир Лобарев
ЗАМЕТКИ   ДЛЯ СЕБЯ В ОСОБЫЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ
Как бы с благословения  МИНИНА и  ПОЖАРСКОГО,  в 2012году  начался процесс   открытия  новых   исторических  музеев  в   новой России  -  национальных, этнических, религиозных,  музеев  диаспор.      И не в регионах,   а в   МОСКВЕ.   К чему бы это?
Конечно,  вспоминается ВДНХ -  выставка достижений народного хозяйства,  скульптура  «РАБОЧИЙ и КОЛХОЗНИЦА»,  фонтан  «ДРУЖБА НАРОДОВ»  и павильоны, в которых демонстрировались трудовые достижения всех братских  больших и малых   народов единой страны.  Теперь музеи вместо павильонов?  Интересно, что там будут демонстрировать?
Процесс начали  особенно  торжественно,  и    с самых молодых россиян  – евреев.   Почему?  Потому что   они всего лишь двести лет  живут  в России,  и  живут  особой  диаспорой?       Не случайно  же   в названии музея,   или рядом  с ним,  упоминалось     слово «толерантность».   
Слово это  пока   не очень распространённое  в народе   и есть опасность, что  Талейрана к нему присоединят,  по ошибке,   и будут произносить так:  талейрантность.      Надо уточнить обстановку.    День такой.
Толерантность – это  ёмкое и даже противоречивое понятие.
Это способность организма переносить  неблагоприятное влияние  того или иного фактора среды.
Это состояние    организма,    при котором он не способен синтезировать антитела в ответ  на введение  антигена.
Это – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Я считаю, что к названию музея   это слово   присоединено не случайно и не удачно.
И создание таких музеев – то же.      Но,  может быть,  я и ошибаюсь,      и  создание таких музеев   будет способствовать  подъёму  культуры  национальностей, диаспор,    будет способствовать  подъёму    общей   культуры  народа  страны.   Культуры  как сплава науки и искусства, а не только как  сплава   культа и обычаев.       Но,    сколько  же музеев придётся открыть?!
Теперь  о диаспорах и национальном   вопросе.     Это    мнение рядового русского россиянина,  не судите строго.
Говорят, что диаспор   у нас    в России   много,    слышал  даже   о предложении  предоставить права  диаспоры русским в России.    Задумался: что – то тут не так.
Прежде всего,    надо определиться с понятиями: «народ»,  «русский».    Мне понравились такие  определения:  Народ – это  мы - все россияне, живущие сейчас, и те, которые будут жить после нас.      Русский человек – тот, кто живёт  в России,  в душе  принимает русскую культуру, историю  как свою, кто сам себя лично считает русским.    Если   усложнить, то    «Русский – это мировоззрение».     И    за  границей можно быть русским.  Ещё:   русский в России – тот, кто признаёт своё право и обязанность  оберегать   не только себя, но  и малые народы России, даже если   те  не совсем  ещё  русские   в душе.    Русский тот, у кого  духовное  «Я»  выше  материального «Я».        Так и хочется  сказать: у  русских     мировоззрение    «ДЕЛО ВСЕХ».     Но так говорить пока рано.
О диаспоре.     Смотрим   в   словари.
Диаспора – часть растения, отделяющаяся от материнского  организма и служащая для размножения и расселения.
Диаспора – рассеяние,  совокупность евреев, расселившихся со времён Вавилонского  плена   вне  Палестины.
Так,  получается  что  даже русские, оставшиеся  жить  в странах СНГ  не диаспора – они не бежали туда от плена, они не расселялись  «ВНЕ ПАЛЕСТИНЫ», они переезжали  свободно, будучи гражданами одной страны.   Хотя      теперь они там   что – то вроде   диаспоры,  по факту.                Диаспора – этническая группа, живущая вне страны своего происхождения.                Есть такие  группы   в России.    Крамольная мысль:  рождённые в СССР  люди  разных национальностей   в современной России  тогда тоже   диаспора.  Возможно,    это и имели в виду предлагающие  предоставить права диаспоры русским в своей стране?  Но это уже слишком.
 Если мировоззрение, культура, строй,   всё в  России изменилось  и русские  оказались в новой среде  в национально – культурном  меньшинстве, то они диаспора?  Нет, ибо  они не в меньшинстве.                Диаспора – религиозная, этническая группа, живущая в новых для себя местах на положении национально – культурного меньшинства,  ЗЕМЛЯЧЕСТВО.    Вот!   Нам  всем    понятнее  ЗЕМЛЯЧЕСТВО. 
Землякам за рубежом  и дома   надо  вести   себя достойно.    СМИ    говорят, намекают,  что  надо жить  по   примеру   диаспоры  евреев:     они и  в семье пример,   и в общественных делах, особенно телевизионных,    активные,  и     преступников среди них нет,   их    не приглашают   в качестве героев    на передачу «Пусть говорят»   и ей   подобные, где одни   русские  недоразвитые в героях.    Но тут надо с народом посоветоваться  и всё лучшее у всех  национальностей  россиян всем перенять.     У  евреев   тоже   есть проблемы.    Вот что я вычитал:  мессианство пошло от евреев,  ветхозаветное мессианство их было настоящим -  о людях всего мира душой болели,    но с приходом христианства  оно рухнуло  и  перестроилось - стало  странно   особым – всё делать  только   для себя  -  «избранных»  и любой ценой.     Русским  и другим россиянам    такую  «избранность»   перенимать   точно  не надо.    И евреям – россиянам  надо отказаться от неё, если она   ещё   сохранилась.     Да, конечно,   такое   «мессианство»    заразительно    для многих    россиян,  но в массовом  количестве    оно   губительно – загрызём друг друга,   хотя и   цивилизованно.   
 Межнациональные    отношения.    Ситуация    простая:
В песочнице  играя,   дети разных национальностей   что - то не поделили,   малые дети все эгоисты – к себе всё тянут, бывает, возможно, что  они  ещё и людьми не стали.   Произошла  потасовка,  а  дальше  всё   пошло  по схеме,  так,    как показывали в «Фитиле»: зовут братьев, отцов,  дедов    для разборки,  собирается   стенка на стенку,    и кончается всё войной,  и     плохим миром.     О  национальностях, религиях, кланах, кагалах  срочно    вспоминают.   
Как решать проблему?  Как можно проще, но мудро.     Нужно   принять   единое мировоззрение,    а   для практического применения   создать  кодекс    подлинно человеческой  современной  жизни, например,    пусть  это будет   выжимка   из   Библии,  Талмуда, Корана, Домостроя, Кодекса строителей коммунизма.    Самое   главное,    признать, что     обстановка   в стране  сравнима   с  тяжелой  военной   обстановкой,    вспомнить,  что       в   войну   без     духовного  единения  дорога  одна  – к поражению.
ВСЕЧЕЛОВЕЧНОЕ    ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ  В СВОЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТИ!  И В ЭТОМ  ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ   БЫТЬ ЕДИНЫМИ ДУХОВНО!  -  так   у  Н. Бердяева.
О духовном единении людей разных национальностей  сегодня  в России говорить трудно, озлобленности, обмана   много.  Но  уже  говорят, ибо надо.  Другого нет пути:    свои национальности надо чтить, но   умело.
«Национальное единство глубже единства классов, партий и всех других преходящих исторических  образований в жизни народов», - это тоже  Н. Бердяев.    Мне  вновь и вновь вспоминается суть из жизни природы:  клетки растений изначально все одинаковые,  в развитии они становятся   разными   и образуют    целое - единый организм.    Живут ради него и себя    в единении.    Клетки, не нужные целому  отмирают.    Есть и раковые клетки – паразиты,  но это болезнь.    Целые «диаспоры» их есть.   Но мир растений прекрасен!   Надо  больше  учиться у природы.
Не прямо, но на эту  же  тему.  В. Маторин -  бас – народный артист России   на вопрос: «Какое    ваше понимание хорошего театра?»  ответил  так:
«Есть цепь, и в цепи могут быть разные звенья: золотые, платиновые, деревянные, стеклянные. Хороший театр – это единая цепь, начиная от гардероба.    И всё  должно   становиться общим делом.   Обще дело   любой    коллектив   делает великим».    Давно  сказано:  «Вся жизнь театр, а люди в ней артисты».     Более чем мудро сказано. Как свои роли сыграем, так и проживём жизнь свою  и воспитаем детей своих.      Но   всё  это мы   забываем в суете сует.      «Песочные дела»    до  уровня - «стенка   на стенку»    доводим, на грабли наступаем, удивляемся.       О подлинном  духовном единении    думать не хотим.     В   церквах, мечетях, синагогах  и    на телевидении  много    говорим,        но   не   о  духовном   единении   НАРОДА РОССИИ.
               
 МНЕНИЕ     НАИВНОГО  РУССОГО ЧЕЛОВЕКА      О СОВЕСТИ    И  О     ВОСПИТАНИИ  ДЕТЕЙ.                В авторской телепрограмме  «Тем временем»  о  совести  недавно    говорили.    Есть ли она у «перестроенных»   людей? – этот вопрос  решали.
К единому мнению не пришли, но авторы  передачи   цели добились – сомнения посеяли.
Устои   рушатся  планомерно.   Такие    впечатления:   спрут многими щупальцами делает своё дело;  старое дерево срубили на дрова, нужны  ресурсы,   делят их,  новое дерево посадить некому, некогда, не знают  как,    а может быть  работать  «ЗАПАДЛО».
Бессовестные люди, - эта негативная оценка  плохим   людям    многие века существовала  на Руси, но ныне  и  она, как видно,  на свалку  историческую   угодила.      «Невидимая    рука   рынка»  направила  её   туда.
Заметки, цитаты   из этой   телебеседы:
«Доброе сердце»,-   китайцы этими словами о совестливом  человеке говорят,  (так и у нас так говорят);  без Бога, но со стыдом живут японцы,  (и  не плохо);  культура совести пошла от Нового завета, (пусть так,  с   этим и атеисты согласятся);
совесть – голос   Божий;     совесть  - это инстинкт,     даже злые люди имеют совесть, но не признаются  в   этом;  совесть – это  продукт воспитания;  совесть,  к сожалению;  совесть  от нравственности общества исходит;  ложь,   лицемерие,  неправда  против совести  стоят всегда;  НЕ ХОЧУ НАВРЕДИТЬ СВОЕЙ ДУШЕ и потому  действую   по   совести;  мне совестно вредить людям;  свобода  возможна    только в душе,    она ограничена  только нравственными рамками,   она – как  вино в бокале, но не в луже;   нет стыда – нет   совести;  русские – совестливые люди, жизнь   их   этому научила».
Не  ответили на вопрос:  «Есть ли совесть у современного человека?»   я  отвечу  так:   Есть, но не у Маугли,   какой бы    «национальности»    он ни был.    К месту,  о   воспитании детей,    в связи с прочтением  одной   современной   книги  Ю. Мухина.
Читал  её – искал поддержки мысли о воспитании  детей   согласно   с мировоззрением   «ДЕЛО ВСЕХ».
Задумывался  над   такими  авторскими  мыслями:     способность     мыслить, хотя и не много, но   присуща  почти всем живым существам;  человек  отличается от животных тем, что  он  способен  лучше   мыслить,   что   у него есть душа;   что должно произойти в маленьком  ребенке, чтобы его можно было назвать    человеком;  у   животных и у человека  головной мозг отвечает  за способность мыслить,       а спинной  мозг – за инстинкты;  если у человека или животного не развиты инстинкты – они  не  способны жить;  у  животных процесс жизни – это  процесс удовлетворения инстинктов, разум только помогает этому процессу,   у  человека  (так уж случилось в природе),  ум контролирует  инстинкты,  и делает  это   с помощью моральных норм,  он говорит себе: «Это     нельзя  делать, это будет не   по-человечески!».    Головной мозг руководит спинным  мозгом;  Если головной  мозг,     какого-то человека не способен во имя моральных принципов подавить инстинкты, то этот человек – животное.    Резко, но по делу.     Вспомнилось другая крылатая мысль:  если роботы научатся сострадать, сопереживать, любить, то им можно будет выдавать права человека, а у  людей,  не имеющих    указанных   выше  способностей – отбирать права человека.     Убедительно!
«Удовлетворение инстинкта приносит животному удовольствие.    Человек получает удовольствие от своего творчества, от уважения людей, от сознания своей полезности.    Все это вроде бы   понимают, но,  если не воспитать из ребёнка человека, то он останется животным  с ограниченным комплексом удовольствий, с ограниченным  мироощущением.  Человек отпускает инстинкты порезвиться, но только тогда, когда  его чести, человеческому достоинству ничего не грозит.   Зачем обществу людей иметь среди себя животных?  ради  удовлетворения инстинкта  они пойдут на любую подлость, они обуза обществу.
Воспитать    человека  можно  только в детстве, воспитать – строить душу.  При этом  надо хорошо осмыслить  библейскую мудрость: «Тот, кто  жалеет розги для дитя своего – тот губит его».   Есть и такой  постулат:  «Упрямство и   упорное неповиновение  должны подавляться силою и     побоями,  ибо против них  нет другого лекарства…».   
Инстинкты сильны, например инстинкт   лени, если в детстве родители не сделали ребёнка человеком, то он всю   жизнь  будет лениться, а это сплошное мучение: работа кажется   ему  не нужной,  постылой, выполнение общего долга перед семьёй или обществом вызывает отвращение, он живёт только по выходным, когда его оставляют в покое.
Ребёнку надо задавать  правила и он их должен выполнять безоговорочно  -  это тренировка  в подавлении инстинктов.     Ребёнок должен бояться  нарушения  задания  воспитателя, а не его самого».      Вроде бы всё это всем  родителям  давно известно,      но почему то    забывается,  и вырастают  у них   Маугли – эгоисты, а  то и паразиты.
Родителю,  стороннику мировоззрения  «ДЕЛО ВСЕХ»  проще разбираться в этом,   у него перед глазами  СИМВОЛ   этого   мировоззрения!   ему ясно, какого человека он хочет воспитать:  альтруиста – альпиниста  (МАКСИМ СААКС)!    Он видит линию жизни своего сына или дочери  среди линий, составляющих  ЗОЛОТОЙ АЖУРНЫЙ КУПОЛ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ  «Я» И ОБЩЕСТВА!  Она устремлена  к свету над шпилем купола – СВЕТУ РАЗУМНОЙ ДУХОВНОСТИ!                Есть цель – есть смысл!
                В. Лоб.