Лекции по мистицизму. Лекция 11, итоги

Антонина Волкова
Естественно-научные механизмы мистического опыта

Феноменология и сущность мистики – слабо изученная проблема для современной науки и философии, чего нельзя сказать о разнообразной антропософской, теософской, эзотерической литературе. Описание духовных, религиозных, экстрасенсорных и мистических феноменов мы встречаем в религиозной и религиоведческой литературе, в герметизме, практике исисхазма, суфизме,  демонологии, оккультизме, парапсихологии, теософских и антропософских учениях, в йогической практике, в духовных учениях различных учителей, а также в научно-исследовательской литературе.
Возникает вопрос: имеем ли мы дело со сходными феноменами? Представители этих областей редко допускают такое мнение, хотя очевидно, что опыт религиозных отшельников, йогов, оккультистов, мистиков разных направлений  близки по характеру возникновения, протекания, нередко и по содержанию. Ранее мы уже  обосновывали тезис, что мистериальный опыт в сущности един, имея своим содержанием связи субъекта с глобальными аспектами бытия(3). Различия разных видов опыта отмечаются скорее по его содержанию,  способам его упорядочения и, безусловно, толкования. Мы полагаем, что эти различия не принципиальны для суждений о сущности и механизмах мистики, отражая возможные позиции, точки зрения и взгляды на действительно сложный и многоликий феномен (3).
В данной работе мы ставим задачу – дать некоторые естественно-научные интерпретации  ряду феноменов  мистики, полагая, что в науке уже есть исследования, которые могли бы пролить свет на деятельность мистического (духовного, религиозного и т.п.) сознания и тем самым ввести в научный оборот духовный, мистериальный, религиозный опыт как поддающийся научной интерпретации. Дадим некоторые определения:
Мистика – это опыт познания сокровенной (скрытой) действительности, не отображаемой органами чувств, но присутствующей в сознании.
Мистический опыт – это совокупность переживаний и проявлений в памяти результатов деятельности мистического сознания. Как  бы ни был мистический опыт далек от нашего понимания, но он существует в сознании субъекта. Он может быть осознан, но также он может быть бессознателен, проявляясь спонтанно во сне, в трансовом состоянии, при помрачении сознания, в экстремальных условиях.
Мистические феномены – проявление в сознании отдельных форм и процессов деятельности мистического сознания: ясновидение, яснослышание, духовидение, телепатия, сверхчувственное восприятие, духовные воздействия (в том числе на расстоянии) и т.д.
Мистика в трудах ее адептов – это не просто учение о тайном и сокрытом в бытии. Мистицизм претендует на исследование и овладение  не проявленными силами, которые правят миром на всех уровнях мироздания. Проявленные силы можно изучить при помощи интеллекта, однако для понимания всей причинности мира необходимо понимание невидимых сил.
Понятие «сила» в мистике используется  в двух значениях: в значении «фактор» и «энергия». В мистике существует убеждение, что не проявленный мир может быть изучен нашим сознанием, так как он оставляет в нем материальный след в виде памяти. Прямое познание невидимого фактора при помощи органов чувств затруднено, но его можно выявить опосредованно, через изучение изменений, которые он порождает при воздействии на тело и сознание человека.
Однако в мистицизме нет ясного и однозначного понимания, что представляют собой изучаемые силы, какова их природа и каков механизм связи человека с этими силами.
В нашей работе мы руководствуемся рядом предположений о характере этих сил:
1. Часть феноменов мистики связана с реагированием на явления, не входящие в  диапазон восприятия органов чувств: ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, ультра- и инфразвук, колебания магнитосферы, изменения электрического потенциала атмосферы, гравитационные толчки и т.п. Восприятие этих параметров возможно благодаря универсальной раздражимости биологических объектов на всех уровнях организации: ткани, клетки, органеллы и т.д. (3, с.128-130)
2. Другая часть феноменов мистики выявляется при помощи внутренних механизмов спонтанной активности нервной системы, которая может работать в автономном режиме, например, во сне, трансовых состояниях, медитации и т.п. К этой категории мистического опыта относятся озарения, «подсказки», инсайты, медитативные эффекты и потоки сознания, активация глубинной памяти, творческие синтезы и т.п.
Мы убеждены, что значительная часть мистических феноменов выявляется при воздействии  особых (пограничных, редких, травматичных, чрезмерных и т.п.) внешних и внутренних обстоятельств, отражает экстраординарность существования и выявляет присущие нашему виду способы совладания с ними (1, 2,3,6).
В обоснование этих предположений мы приведем обзор ряда фундаментальных исследований из области физиологии ВНД, психофизиологии, психологии, в которых изучаются близкие мистическим феноменам явления.
Мы не считаем пока возможным найти исчерпывающие естественно-научные объяснения всем явлениям мистического опыта. Однако некоторые наиболее типичные феномены, на наш взгляд, поддаются объяснению при помощи ряда научных моделей и концепций.
Здесь остановимся на естественно-научной интерпретации лишь части явлений, широко известных в эзотерике, оккультизме, теософии. Мы останавливаемся на них в силу их универсальности для мистического опыта разных школ, большого сходства в описании, в физиологических и психологических характеристиках.
В частности, это касается известного в разных школах мистики  феномена «эфирного тела». Эфирное тело выглядит как субстанция, напоминающая воду, пронизывающая организм и ближайшее пространство вокруг него. Она создает ощущение плотной ауры и достаточно хорошо воспринимается экстрасенсами. Они ее воспринимают благодаря тепловым ощущениям (курсив наш – А.В.), возникающим при тестировании. Для экстрасенсов увеличение эфирного тока вокруг органов является сигналом повышенной активности органа, что они чаще всего связывают с его заболеванием, реже – с физиологическими перестройками.
Активность эфирного тела создает у субъекта физические ощущения жара во всем теле, пронизывающего все ткани и клетки. Эфирное тело в описаниях современных мистиков весьма похоже на субстанцию тапаса, огня трения, «первичного огня жизни» в системах веданты, зороастризма, индуизма. На наш взгляд, эфирное тело является выражением тепловой энергии соматических клеток, поэтому оно так неустойчиво, с неточным контуром. Известно, что у умерших наблюдается  отхождение эфирного тела.
На наш взгляд, деятельность эфирного тела  воспринимается благодаря связи сознательной психики с теми отделами нервной системы, которые включены в обеспечение гомеостаза: таламус, гипоталамус, мозжечок, лимбическая система и т.д. Эзотерики связывают эфирное тело также с гипофизом – «шишковидной железой». Функционально гипофиз является железой, обеспечивающей нейромедиаторные взаимодействия. Она влияет на активацию мозговых структур и участвует в регуляции  нервных процессов в головном мозге.
Мы можем связать феномен эфирного тела с рядом открытий в области биологии и биофизики. Одно из них сделано академиком  В.А.Энгельгардом и М.Н.Любимовой еще в 1939 году. Они обнаружили, что сократительный белок миозин и актин, входящие в мышцы всех животных, могут выступать в качестве ферментов для диализа АТФ и АДФ и неорганического фосфата. Часть освободившейся энергии идет на сократительную деятельность мышц, но до 75% энергии выделяется в виде тепла.
Миозин, таким образом, выступает как сигнал для реакции и «реагент», отвечающий на сигнал. «Исследования более позднего времени… выявили универсальность такого механизма самодвижения живых тел: белки с подобными свойствами были обнаружены у одноклеточных организмов, а также у растений»  (9, с.55).
Тем самым мы можем предполагать, что феномен эфирного тела – не иллюзия восприятия. В нем сознание демонстрирует способность понимания общего энергетического состояния организма. Примечательно, что основой отображения выступает именно тепловая энергия как универсальная для биологических обменных процессов.
В работах М.И Сетрова, посвященных анализу информационных процессов в биологических системах, мы находим ряд идей, полезных для нашей гипотезы. Так, М.И. Сетров  пишет:  «Организм развивается через непрерывное разрешение противоречий между своей внутренней и внешней средой, в основе которого лежит более общее противоречие между целостностью и расчлененностью вещей, их непрерывностью и прерывностью, притяжением и отталкиванием. Поэтому, с одной стороны, организм стремится выделиться из внешней среды, быть автономным, независимым от нее, что соответствует законам целостности и системности объектов, в частности закону Ле-Шателье. С другой стороны,  гарантией сохранения организма является его соответствие, «подогнанность» к среде обитания. Отмеченное противоречие разрешается следующим образом: организм все более тонко соответствует среде в своих функциях, проявлениях, реакциях на ее воздействие, но происходит это за счет усложнения структуры его тела, что еще больше выделяет организм из среды» (9, с.49).
Для нас также интересен и другой факт в работах М.И.Сетрова: он показал, что процессы самоорганизации протекают с высвобождением присущей клеткам в покое потенциальной энергии. «Когда сила раздражителя достигает порога, в клетке происходит энергетический взрыв, разрядка энергии приобретает лавинообразный характер. Этот взрыв и является потенциалом действия…» (9, с.51).
М.И.Сетров также пишет о важной для нас детали: высвобождаемая клеткой энергия имеет электромагнитную природу (9, с.50). Далее автор развивает свою теорию энергетического характера информационных процессов в биосистемах. Он считает, что предпосылкой для сигнального воздействия одной системы на другую «является способность отдельных объектов или их частей приходить в состояние энергетического неравновесия. При этом достаточно незначительного воздействия извне, чтобы объект разрядил большое количество энергии и перешел в новое энергетическое состояние, характеризуемое большей равновесностью и устойчивостью. Внешнее воздействие при этом и оказывается сигналом» (9, с.34).
Второй род энергии в эзотерике называют психической и связывают с  астральным телом. Понятие психической энергии весьма раздражает специалистов, так как ее существование не доказано. Те, кто принимают вероятность ее существования,  не могут предложить способов ее измерения.
Здесь мы попытаемся  проанализировать то, что говорят об астральной энергии мистики и попытаемся найти ей научные аналоги.
Астральное тело – это нечто низшей души человека, его врожденной, инстинктивной разумной природы. Типичные описания астральных миров мы находим в работах типа «Роза мира» Д.Андреева. Астральные феномены  в эзотерике оцениваются как погружение человека в мир древней природы, мир предсуществования сознательного человека.
Мы полагаем, что астральные видения позволяют человеку осознавать те процессы, которые мы считаем психофизиологическими. Астральный план –  до-сознательная психика, область автоматизмов, безусловных и условных рефлексов, которая в обычном состоянии сознания не отображается. Она может быть сознательно воспринята при определенных условиях: в ситуации опасности, стресса, утраты равновесия, психической травмы, но также и в ситуации новизны и информационной неопределенности.
Мистический опыт трактует астральную работу как попытку связи низшего с высшим, на нашем языке – связи инстинктивной основы с над-сознательными планами. При этом обычный посредник между высшим и низшим – объективно направляемый интеллект – не принимает участия в этой работе. Так, Д.Форчун пишет: «Существует много душ,… у которых между высшим и низшим уровнями сознания зияет трещина, через которую они иногда перепрыгивают. Как низшее «Я» может подниматься в минуты духовного напряжения, так и высшее «Я» может нисходить в моменты духовного кризиса» (11, с.189).
В психологии существует много работ, показывающих механизм деятельности сознания в таких ситуациях. В частности, сошлемся на ряд интересных разработок последнего времени.
Так, А.М.Иваницкий развил идею информационного синтеза как мозговой основы психического применительно к мышлению. Он пишет: «В действительности психические события вовсе не отслеживают физиологические, а являются в известном смысле их кульминацией» (5, с.96). Он показал, что рисунок корковых зон в состоянии покоя симметричен. При умственной работе возбуждение стягивается к определенным областям: при образном мышлении – к теменным и височным долям, при абстрактно-вербальном – к лобным. «Интересно, что … нахождение решения сопровождалось образованием фокуса в речевой левой височной области» (5, с.96).
Автор считает, что это позволяет понять механизм озвучивания внутренней мысли. Для нас это важный вывод, так как звучание астральных видений – не редкость в практике мистики.
Автор делает вывод: информационный синтез осуществляется как возврат к старой памяти (курсив наш – А.В.) и сопоставлением ее с актуально происходящим.  «Это дает возможность оценить происшедшие изменения, что и образует психическое отражение действительности» (5, с.97). «… генез психического можно соотнести с определенным, достаточно универсальным механизмом организации нервных процессов, каким является принцип возврата возбуждения и информационного синтеза» (5, с.101). «Психика – это то, что стало новым для субъекта; в основе психического лежит идея обновления» (5, с.102).
А.С.Прохоров провел интересное исследование реакций людей на обратимые и необратимые (экзистенциальные) ситуации. В необратимых ситуациях событие изменить невозможно. Оказалось, для реагирования в необратимых ситуациях характерно не только эмоциональное переживание, но и интеллектуальная переработка события.
Результаты исследования показали, что при необратимых ситуациях «возникшее интенсивное (острое) неравновесное состояние высокого энергетического уровня переходит в неравновесное состояние низкого энергетического уровня. Состояние нормализуется только при появлении новообразований в структуре личности или ее ментальности» (8, с. 119).
Внутренний механизм психологической переработки ситуаций экзистенциального вызова описан также в работах, посвященным поведению людей в ситуациях нестабильности (1, 2).
В этих работах отмечается, что подобные ситуации способствуют выявлению психических ресурсов, часто невозможных с точки зрения обычной жизни.
В частности, Е.П. Крупник пишет: «В  психологической науке категория  психологической устойчивости  традиционно рассматривается как стабильность психологических  качеств, процессов и состояний… Подлинная психологическая устойчивость, с нашей точки зрения, это, прежде всего,  динамическое подвижное равновесие всех личностных структур, свидетельствующее о гибкости и пластичности их «психического материала», о способности индивида к самоорганизации и саморегуляции своего поведения» (6, с.102).
Автор считает, что в условиях «жизненного вызова» устойчивость сознания обеспечивается за счет «порождения новообразований, синтезирующих его  как целое» (6, с.103). Она выделяет в индивидуальном сознании три аспекта: «ценностно-смысловой, включающий в себя «внутреннее движение» таких динамических процессов как эмпатия и отчуждение; когнитивный,  в котором взаимодействуют конкретно-чувственный и теоретико-понятийные аспекты мыслительной деятельности индивида, и интуитивный, который определяется взаимоотношениями бессознательной и сознательной сферы сознания» (6, с.104).
Усиление эмпатии ведет к утрате границ Я и деперсонализации.  Отчуждение и выстраивание границ между собой и окружающим  тоже мешает восприятию мира и Я, вплоть до восприятия мира как сновидения и собственного тела как внешнего. Автор полагает, что «психологическим механизмом, высвобождающим сознание из его поглощенности бытием, преодолевающим границы отчужденности и формирующим идеалы личности, является продуктивное воображение» (6, с.108).
«Преобразующая способность продуктивного воображения, видимо, заключается в том, что оно сообщает психическим системам особую подвижность и делает  «психический материал» пластичным и текучим, получающим наибольшее количество степеней свободы в своей психодинамике.  В результате психические  системы способны радикально изменять структурные отношения, осуществлять процедуры взаимопереходов и видоизменяться в «плавильном котле» ирреальных процессов» (6, с.108).
Автор делает вывод, что воображение – не отдельный познавательный процесс, это синтетическая надличная активность всех познавательных процессов. В этом смысле в воображении выражена суть познания и взаимоотношений познающего с познаваемым.
Так, в фундаментальных разработках советских исследователей по проблемам нейрофизиологии и психологии  творчества обнаружены те же феномены, что и в мистическом откровении.
По мысли К.С.Станиславского «истинное искусство должно учить, как сознательно возбуждать в себе бессознательную творческую природу для сверхсознательного органического творчества» (10,с.39). «В нейрофизиологическом плане механизмы творчества нельзя понять как процесс непосредственного отражения мозгом связей между объектами окружающего мира. Это деятельность скорее протекает по принципу «психического мутагенеза», по принципу отбора новых нервных связей, первично уже возникших в мозгу»(10, с. 40-41)
П.С.Симонов пишет: «При крайней ограниченности наших знаний о нейрофизиологических основах деятельности сверхсознания можно указать лишь на отдельные факты, заслуживающие внимания и дальнейшей разработки.
1. Большую роль здесь несомненно играет правое неречевое полушарие мозга, связанное с оперированием чувственно непосредственными образами, с музыкальными и комбинаторными способностями…
2. Решающая роль потребностей, мотивации и эмоций в творческо-познавательной деятельности человека указывает на важнейшее значение лобных отделов коры больших полушарий, имеющих особенно тесные анатомические связи с так называемой лимбической системой мозга…
3. Физиологическая реальность «психических мутаций» подтверждается механизмом доминанты, описанным А.А.Ухтомским. Возникновение доминант придает явлениям действительности объективно не присущее им сигнальное значение.
4. Исключительно интересны функции гиппокампа – отдела мозга, регулирующего поток информации, извлекаемой из памяти. В состоянии сна этот механизм участвует в формировании сновидений, а в бодрствующем состоянии – в механизмах творчества на стадии интуитивных догадок, гипотез и предположений» (10, с. 41-42).
Эзотерики связывают деятельность астрального тела с «чашей» - солнечным сплетением. Однако астральные феномены показывают, что физиологически работа астрального тела обеспечивается активностью всего древнего мозга: это мозжечок,  лимбическая система, ряд подкорковых образований, спинной мозг, разнообразные отделы коры головного мозга.
Предположение о сходстве мистических феноменов с процессами творчества находит свое подтверждение и в сходстве когнитивных процессов. В обоих видах опыта большое значение придается раскрепощенному, свободному течению мысли и отсутствию предвзятости, направленности в умственном поиске. «Креативность как дивергентное мышление рассматривается в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению» (10, с.101).
На наш взгляд, приведенные факты позволяют в некоторой степени приоткрыть завесу над загадками мистицизма и ввести мистический опыт в рамки хоть и экстраординарного, но человеческого опыта, не прибегая к постулированию существования неких особых духовных миров и реальностей. Этот обзор позволяет нам предложить и более широкое философское определение сущности мистического опыта:
Мистический опыт является отражением  процессов системного взаимодействия целостного живущего с более широкими системами его бытия в моменты нарушения их согласованного сосуществования.
На наш взгляд, мистический опыт есть реакция особи на значимые изменения параметров бытия, в которое она включена, поэтому факторами мистических феноменов выступают события более глобальной (по отношению к индивиду) системы: планетарные катаклизмы, социальные потрясения, космические события.  Мы предполагаем, что мистический опыт представляет собой не просто отражение этих изменений, но он выражает возникшее рассогласование с более обширной системой. При этом он не является простым отображением этого факта, но включает также процесс порождение новой  связи между человеком и его бытием, новообразование.
Литература:
1. Антипов В.В., Сосновский Б.А. Психологические механизмы дезадаптации и адаптации к меняющимся социальным условиям. // Психология человека в условиях социальной нестабильности. /Под ред. Б.А.Сосновского - М.: 1994, с. 30-46
2. Болотова А.К. Фактор времени в переживании и преодолении негативных последствий ситуации нестабильности. //Психология человека в условиях социальной нестабильности. /Под ред. Б.А.Сосновского. - М., 1994, с.47-61
3. Волкова А.Н. Мистический опыт: сущность, феноменология, механизмы/ Изд-во LAP LAMBERT, Academic Publishing, Saarbrucken, 2011
4. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // «Вопросы психологии», №2, 1999, с.101-106
5. Иваницкий А.М. Главная загадка природы: как на основе работы мозга возникают субъективные переживания. –  «Психологический журнал», 1999, том 20, №3, с. 93-104
6. Крупник Е.П. Творческое воображение как психологический механизм устойчивости индивидуального сознания. – М., 1993
7. Мейендорф И. Рим, Константинополь, Москва. Исторические и богословские  исследования/ Рим, Константинополь, Москва, - 2006, с.60.
8. Прохоров А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния. //Психологический журнал, 1999, том. 20, №2, с.115-124
9. Сетров М.И. Информационные процессы в биологических системах. – Л.: Наука, 1975
10. Симонов П.В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии.//Психология процессов художественного творчества.  / Отв. Ред. Б.С.Мейлах,  Н.А.Хренов. -  Л.: Наука, 1980, с. 32-54
11. Форчун Д. Современная психическая защита. Исследования по оккультной патологии и преступности. – Киев: София, 1993