Часть 3 Как слова убивают нас

Николай Суртаев
Сила горячей молитвы
«Пусть эта давняя история послужит вразумлением многим.

Эта история произошла с жителем нашего села Паспаул Николаем Седовым в конце мая 1996 года. И рассказала мне о случившемся его вдова тетя Валя Седова уже после похорон мужа.

Николая Седова в нашем селе все знали как простого честного труженика, который прошел всю войну, имел много боевых и трудовых наград. В совхозе он трудился то скотником, то конюхом. Особо-то ничем и не выделялся, но уж  матершинником и безбожником был, каких мало встретишь. Жене и дочери, которые начали ходить в церковь, было очень больно все это слушать. Пробовали с ним поговорить, но ничуть не получалось.

Но вот Седов тяжело заболел и слег в республиканскую больницу г.Горно-Алтайск. Праздник Победы он провел на больничной койке. Домой вернулся в 20-х числах. Но 22 мая болезнь обострилась, и его снова увезли в город в республиканскую больницу, в неврологию. Поместили в палату № 4 — в этой палате и произошло то, что поразило и врачей, и других больных, а их в палате было тогда десять человек.

В ночь на 27 мая Седову стало очень плохо, его дочь Галина Сухоплечева не отходила от кровати отца ни на минуту.


В 2 часа ночи сердце остановилось. Дыхание прекратилось, и пульс не прощупывался. Дочерью овладел ужас. В истерике она начала рыдать и кричать: «Господи помоги!» Глаза умершего оставались незакрытыми, были они удивительно чисто-голубые, как у ребенка, и из них катились большие капли слез. Медсестра Марина Торушева, молоденькая симпатичная алтаечка, стала делать искусственное дыхание и массаж сердца.

Продолжалось это долго. Вдруг как бы из пустоты, из-под потолка палаты донесся тяжелый вздох и слова — слова уже из уст Седова:

— О как мне страшно там! Помогите мне…помогите мне искупить грехи!..

Говорил, что он видел. Там все были в светло-голубом одеянии и — «Бога узнал я сразу и просил Его дать время, чтоб исправить все». Николай часто повторял:

— Как мне там страшно, как страшно! Помогите искупить мне грехи…

Все больные, медсестра и врач, которая подошла, — все стояли у койки только что ожившего старика.

— Вот бы записать это все на видеокамеру, ведь не поверят же, — произнес молодой больной.

Почти сутки прожил Седов после этого, и никто не услышал от него более ни одного мата, ни одного грубого слова. Он лишь молился как мог, да просил дочь Галину сделать все для его души, чтоб на селе у всех попросила за него прощения и в церкви заказала все, что требуется.

Медсестра Марина Торушева сказала:

— Я просто счастлива была видеть его живым. И так хотелось, чтобы он жил, что у меня даже слезы на глаза навернулись. Он очень хотел жить, очень. Все больные были той ночью на ногах, каждый старался чем-то помочь. И все были поражены случившимся. В газетах и журналах читала что-то подобное, но в то, что мы сами видели, с трудом верится. Как будто он возвращался «оттуда».

А вот слова дочери:

— В ту ночь мы с Мариной находились у изголовья отца. Я справа, она слева, измеряла непрерывно давление и пульс. Потом она позвала дежурного врача. Врач осмотрела отца и сказала: «Ну все! Больше мы ничем помочь не можем». И сказала, куда зайти за справкой о смерти. Меня охватил ужас, я заплакала и стала кричать: «Господи помоги!» Обняла отца, целовала и все кричала: Господи помоги! Мне кажется, продолжалось это безконечно долго. И вдруг такой тяжелый вздох изнутри и первые слова: «Ой, как мне там страшно… дочь, помоги мне, молитесь за меня, пойдите в церковь! И крестик надень на меня». Он говорил, что там он видел всех в светлых одеждах, и что Бога он сразу узнал. Я в изумлении произнесла: «Господи, никак на том свете был?!» А он шепчет: «Да, да…» — и головой слегка кивает. Всего, что он говорил, не помню, но смысл был такой, что отпущен он Богом на некоторое время для покаяния. Я пообещала ему исполнить все, о чем он просит. А он совсем другой стал и пока был жив, ни одного даже грубого слова из него не вышло. Все было как-то непривычно, я не узнавала отца. В 5 часов ночи врач, войдя в палату, была очень удивлена, что отец живой и разговаривает со мной. Протерпев страшные муки, он почти через сутки мирно отошел к Господу.

Сама врач нам ответила:

— Да, больной Седов был переведен в наше отделение из кардиологии. Умирающий находился долго в очень тяжелом коматозном состоянии. Без всякой надежды. Впервые у меня был такой случай, что человек ожил, и я удивилась этому…

Я присутствовал на похоронах много раз, но то, что произошло на этих похоронах, я видел впервые. Когда гроб с телом Седова опускали на полотенцах в могилу, то посреди пути гроб застрял, и пришлось поднимать его вверх и расширять могилу. Как будто с телом произошло то же, что и с душой его. Ибо после раскаяния, как и разбойник на кресте, теперь уже раб Божий Николай обрел покой своей душе в обителях Божиих.

А оживить эту историю пятнадцатилетней давности я решил, потому что газета может сберечь ее и донести до многих сердец. Тетя Валя умерла три года назад, а дочь уже на пенсии и живет в городе. Пусть этот рассказ послужит вразумлением многим, кто еще не задумался о своем последнем дне.
Примеры из старой книги
Прокопий

Для убедительности того, сколь мерзостен перед Богом грех сквернословия, приведем несколько явного наказания Божия за дерзкое срамословие.
В трех верстах от села Загарского , Вятского уезда , места моей родины, еще до революции, в деревне Васкиной жил крестьянин Прокопий. Он до того привык сквернословить , что делал это при каждом слове, и когда жена и соседи говорили ему : «Что это, Проня, ты ни одного слова не скажешь без брани, какой у тебя поганый язык, - что ни слово- непременно тут и брань, ведь это большой грех перед Богом!»- «Какой вздор», говорил им обыкновенно Прокопий, - «что за грех ругаться? Пословица говорит : Языком хошь мели рукам воли не давай». Вот убить человека, украсть что- нибудь, обмануть кого- это грехи; а ругаться- это вовсе не грешно. Я в этом грехе попу никогда не каялся, да и каяться не буду».
С такими убеждениями он и прожил свою жизнь. Во время постигшей его тяжкой болезни, предчувствуя приближение смерти, Прокопий пожелал исповедоваться и приобщиться Святых Тайн. Сын его поспешил исполнить желание отца,- поехал за священником. Священик не замедлил отправиться к больному, но когда вошел он к нему в дом, больной лишился речи и сознания. Священник подождал некоторое время, но , будучи занят другими требами, решился уехать. Когда священник отправился, больной пришел в сознание и попросил домашних снова послать за священником. Священник опять поспешил к нему: но только он вошел в дом – Прокопий снова впал в беспамятство и лишился дара речи. К этому добавились страшные корчи, и несчастный в тяжких страданиях в присутствии священника , испустил дух…
Итак, бедный Прокопий, не считая нужным раскаяться в сквернословии, лишился возможности принести раскаяние и в других , сознаваемых им грехах; а главное - лишился величайшего и необходимейшего для нашего спасения дара благости Божией- приобщение Святых Тайн. Так тяжек в очах праведного Судии грех сквернословия! Вообще, я замечал, что те которые постоянно сквернословят, умирают без покаяния и причащения. Так в 1881 году умер житель села Березовского Орловского уезда Григорий» а в 1882 году – крестьянин деревни Доринской Прокопий (Священник Петр Макаров. Душеполезный собеседник, вып.61888 г).
Василий
На первых порах пастырской службы я усмотрел , что мои прихожане помимо многих других нравственных недостатков особенно заражены были привычкой к сквернословию. И старые, и малые без малейшего зазрения совести сквернословили постоянно и в своих домах , и на улицах. Немедленно начав борьбу с разного рода пороками своих пасомых, я особенно ополчился против сквернословия. И в храме, ив школе, ив жилищах прихожан, и на уличных собраниях благовременно и безмерно обличал и бичевал я этот порок. Результаты борьбы сказались: сквернословие сперва перестало оглашать улицы, а потом стало и совсем исчезать. Но вот 2 ноября минувшего года, гуляя по своему садику, я был неприятно удивлен и возмущен ужасной «матерщиной», раздававшейся на дороге, пролегающей между огородами и полями. Приблизившись тотчас же к дороге с целью узнать и обличить виновника , я вскоре увидел парня лет шестнадцати , Василя Матвеевича Лаврова, который бичуя палкой волов, осыпал их отборным сквернословием. На мои обличения парень оправдывался, что его раздражали волы, медленно тащившие бочку с бардой, и что он и рад бы не сквернословить, да не может с собой сладить.
Объяснив гнусность и греховность сквернословия, я постарался внушить парню немедленно и навсегда оставить дурную привычку, чтобы не подвергнуться гневу Божию. Парень на мои увещевания должного внимания не обратил и в тот же день подвергся грозному наказанию Божию.
Направляясь с бардой вторично из винокуренного завода в барскую усадьбу, парень по прежнему начал осыпать волов ударами и сквернословием. Вдруг раздался треск, бочка лопнула, и кипящая барда обдала парня с головы до ног. Страдания и стоны его были услышаны. Немедленно он был отправлен в больницу, где пролежал около трех месяцев. По выходе его из больницы я беседовал с ним по поводу постигшего его несчастья, которое он сам всецело приписывает праведной каре Божией за грех сквернословия. ( священник Порфирий Амфитеатров. Кормчий , 1905 г.)

Савва
На третьей неделе Великого поста 1868 года мой прихожанин, крестьянин села Воскресенское Савва И. пошел в свой скирд за соломой. Ветер в ту пору был необыкновенно сильным. Взяв соломы сколько нужно, он пошел в обратный путь. Но так как сильный , порывистый ветер мешал ему идти, то он по своей гнусной привычке начал ругаться, негодуя на погоду. Неразумный и не подумал, что Бог изводит ветер от сокровищ Своих (Иер. 10,13), воздвигает море ветром (Исх.14,21), что Он же и запрещает ветру (Мф. 8,26). Не думая и не размышляя об этом, он шел и ругался. И за это дерзкое и безумное оскорбление Самого Господа был строго наказан: не дойдя до своего дома , он внезапно оказался нем….
Тут уразумел несчастный сквернослов, что эта внезапная немота- кара Божия за сквернословие, и с сокрушенным сердцем и слезами обратился к Господу Богу с искреннем раскаянием в своих грехах ( при исповеди я довольствовался движением его головы и рук), дал Богу обет впредь так не грешить, и премилосердный Господь через двадцать один день ( во время немоты он был совершенно здоров и в полном сознании) отверз уста и он опять начал говорить» (священник Иоанн Смирнов. «Странник», 1868 г.) .

Степан
Недавно в приходе села Новая Ямская слобода Краснослабодского уезда Пензинской губернии подвергся явному наказанию Божию один крестьянин по имени Степан Терентьевич Шихарев . Этот несчастный имел привычку не только в пьяном, но и в трезвом состоянии все свои речи постоянно сопровождать скверными словами. Сколько увещеваний и убеждений приходской священник ни делал Степану, тот не оставлял своей привычки, и долготерпение Божие к нему истощилось.
Однажды Степан был позван соседом на свадьбу. Здесь, выпивая чарку за чаркой, он стал так сквернословить, что многие вышли из-за стола, причем одна старушка заметила Шихареву: «Что ты, кормилец, делаешь! Ведь ты ешь хлеб- соль, смотри –Бог тебя накажет- подавишься!» - «Небось, (такая - сякая), не подавлюсь ; на вот смотри!». Сказав это, Степан схватил кусок говядины и отправил его в рот. Но тут же свалился он на лавку и раза два встрепенувшись, испустил дух. По вскрытии тела оказалось, что в горле Степана застрял кусок говядины , от чего он моментально умер. («Пензинские епархиальные ведомости», 1893 г.)
Дмитрий
Это было в моем детстве. Помню я одного мужика, односельчанина, по имени Дмитрий, отличительной чертой которого было постоянно , на все село, кричать и браниться- все равно, один ли он идет или с кем еще. Всякий раз, бывал, как только услышим крик с бранью, то уж знаем, кому он принадлежит. Я так привык к его крику , что почти не обращал на него внимания и считал как бы за нечто обычное.
Осень была теплая, и погода была как летом. Дмитрий шел молотить хлеб около своего овина, я вышел на улицу поиграть. Но невольно я остановился услыхав знакомый крик, хотя знакомый, но более обычного сильный, более яростный сквернословием. Хотя Дмитрий шел на очень близко, будучи за домами, не был видим мною, но почему- то в этот раз на меня напал страх, что вместо того, чтобы идти к сверстникам, я поспешил обратно домой. Потом немного помедлив, я опять вышел на улицу и увидел необычную картину: вижу - бежит за село народ, и все с выражением какого- то испуга на лице. Движимый любопытством, хотя и не без страха, последовал и я за всеми бегущими. Все направлялись к овину Дмитрия, где успела собраться уже немалая толпа народа. Пройти через толпу мне , малышу , не удалось; и немало было труда узнать, что случилось,- так были все поражены случившимся. А свершилось вот что. Дмитрий взял цеп и стал молотить. Но, ударив цепом раз десять, сошел с «ладони» и лег около неё как бы для отдыха. Но лег, чтобы больше не встать, ибо душа его внезапно разлучилась с телом, - и он стал бездыханен…
Так внезапно и навек умолк язык, галголавший срамная…
Доселе не могу без содрогания вспоминать сего страшного наказания Божия за сквернословие. И доселе не забываю поминать о упокоении раба Божия Дмитрия, ужасаясь при мысли , что испытала , и может , испытывает ещё несчастная душа его по разлучении от тела…. Ибо сказано: «В чем застану, в том и сужу».

Не менее поразителен и другой пример наказания Божия  за сквернословие.
В этом же селе- месте моей родины- жил крестьянин по имени Ксенофонт. Его дом был при въезде в село и слыл корчемницей или по народному выражению , кабаком. Кроме того, Ксенофонт с женой содержал мелочную лавку, куда случалось и мне заходить купить кое-что. Сам хозяин не отличался должным благочестием, потому что в комнате своей увешанной иконами, всегда почти находился в шапке. Мало того , по словам моей матери, «он был как турка: в церковь не ходил, не говел и не причащался». Бранных слов лично я не слыхал от Ксенофонта, и это, быть может, потому что я мало его видел; но судя по нижеописанному событию, привычку эту он несомненно имел. Как- то зашли к нему односельчане за покупками и видя его в шапке и не молясь вкушающим хлеб, заметили, что так христианину грешно делать. Что же Ксенофонт? А. он, вместо исправления, накинулся на них с площадною бранью. Но не успел он окончить сквернословия, как постигла его Божья казнь: он внезапно повалился на пол, будучи поражен параличом, который искривил ему рот, сделав почти невозможным принятие пищи, - отнял разум, язык и всю левую сторону тела. Промучившись с неделю, Ксенофонт скончался без покаяния и причастия святых Христовых Тайн. (Иеродиакон Ираклий. «Троицкое слово» 1910 г. № 32).

Иван
В нашей деревне в 1886 году умер крестьянин по имени Иван. Жил он на свете более семидесяти лет. К собственному своему несчастью, он имел дурную привычку- почти через слово ругаться скверными словами даже при обыкновенных разговорах. Перед смертью Иван хворал долг, не менее года, и во все время болезни не переставал произносит скверные , ругательные слова. Жена , видя что её муж находится при смерти, пригласила священника, чтобы исповедовать и причастить мужа. Священник, прочитав последование к исповеди и к причащению, стал спрашивать или перечислять грехи Ивана, а он, вместо ответа : «согрешил я Господу Богу», изрыгал со свойственной ему привычкой скверные слова. Священник с великим сожалением оставил умирающего Ивана с нераскаянным грешником.
При выходе священника из дома Ивана, сосед , живущий напротив него, спросил : «Что батюшка, исповедал Ивана?» Священник, глубоко вздохнув, сказал, что Иван на вопросы , грешен ли он, только ругается постыдными словами. Невольно воскликнешь : «смерть грешников люта»….. (Мартий Желобов «Троицкие листки» № 53)

Да смерть грешников люта! Святая Православная Церковь знает, что еще до последнего всеобщего Страшного Суда душа каждого умирающего человека проходит частный суд- мытарства, где её истязают бесы за грехи, совершенные в земной жизни. Эти страшные мытарства минуют те, кто удостоился перед кончиной причастия Святых Христовых Тайн, И как страшно умереть без покаяния! Ведь это дорога в ад.
Есть люди, которые думают: погрешу пока потом покаюсь. Но мы видим не мало примеров, когда Господь не дает покаяния грешнику, который не собирался в своей жизни бороться с грехом.
Здесь приведены примеры дореволюционной жизни, когда большинство людей было воспитано в вере, и они были внимательны к качеству своей жизни, боясь осквернить грехом и погубить свою бессмертную душу.
Ныне, наоборот, большинство людей легкомысленно относится к загробной жизни, не боясь гневить Бога, легко отворачивается от Церкви, равнодушно к молитве и не желает отказываться от своих грехов. И среди самых распространенных грехов _ сквернословие, заполонившие речь нашего народа.
Вроде бы что-то не значительное . Но вдумаемся, каковы результаты: человек умирает без покаяния, не получает возможности очистить душу перед священником, и , даже имея такую возможность, не может ею воспользоваться, ибо наказан Богом за грех сквернословия.
Будем помнить, что смертным может быть всякий в сознании совершаемый и при этом нераскаянный грех. Будем помнить и о том, что сквернословие- начало пути к ещё большему злу. Покаемся же искренно в этом гнусном грехе , чтобы не повторить срамную речь никогда. Никогда ! Ни при каких обстоятельствах, ни по какой причине.
Отбросим бесовское и примем Божье. Если апостол Павел говорит : «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор.6,4)- то гдеже окажется душа сквернослова по смерти? Горе сквернословам. «Гортань их – открытый гроб»
Николай Суртаев