Русская литература 19 века

Тина Свифт
... Русская литература XIX века

В движении литературного процесса первой половины XIX века различают три периода.

Первый период.

Центральное место занимает поэзия: именно она раскрывает внутренний мир личности, вступившей в стадию культурного и нравственного самоопределения, и выражает новое гражданское сознание, формирующееся под воздействием освободительных идей.

I. Главные поэтические направления этого времени.

1. Элегическая поэзия(В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков).

2. Гражданская поэзия (поэты-декабристы: К. Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, В. Ф. Раевский).

II. Сентиментализм и романтизм - две идейно-эстетические системы начала XIX века.

III. Разработка эпических и драматических жанров в творчестве И. А. Крылова и А. С. Грибоедова (басни, комедии). В их творчестве складывается одна из начальных форм того подхода к действительности, который составит в дальнейшем основу критического реализма.

Второй период (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь).

I Творчество Пушкина "не укладывается в рамки какого-либо узкого периода".

1. "Его лицейская, послелицейская и "южная" лирика вбирает в себя главные эстетические завоевания всех современных поэтических школ. Но Пушкин преображает усвоенные традиции, сплавляя их в целостном единстве неповторимого индивидуального миропонимания".

2. Как великий русский национальный поэт, Пушкин выразил передовые идеи своего времени (идеи дворянских революционеров), создал совершенные по форме произведения самых разнообразных жанров, положил начало критическому реализму как господствующему направлению в русской литературе XIX века, явился создателем русского литературного языка.

II. "В период 1826-1841 годов развитие русской литературы протекает в исключительно трудных условиях. Одним из принципов правительственной политики становится подавление передовой культуры. (...) Но именно в эти годы русская литература приобретает особое социальное значение... В условиях николаевского "безвременья" литература оказывается основной формой общественного сознания, средоточием здоровых сил нации. Утрата ближайшей перспективы прогресса, сознание бессилия передового меньшинства оборачивается не пессимизмом, а... напряжёнными поисками путей преобразования жизни. Этой объективной необходимостью определяются главные направления литературного процесса".
В этот период формируются новые нравственные идеалы. "Новые формы политической оппозиционности получают философскую направленность"(юношеский кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарёва). " В это время и оформляются как целостные художественные системы русский романтизм и русский реализм".

III. Творчество М. Ю. Лермонтова.

1. Характер лермонтовского романтизма. Лермонтов философски и эстетически переосмысливает гражданскую поэзию, создаёт новую концепцию личности, показывает новый характер протеста:"Сознание фатальной неосуществимости идеала и вместе с тем принципиальная невозможность отступиться от него - вот основы этой разновидности романтического протеста". Однако лермонтовский романтический герой не впадает в пессимизм: в противоборстве силам "зла" он видит смысл существования ("Так жизнь скучна, когда боренья нет"). "Небывалая интенсивность эмоций, напряжённый самоанализ, свойственные романтическому герою лермонтовской лирики, не могут быть выражены традиционными жанрово-стилистическими средствами. "Формируется внежанровая структура лирического стихотворения и единый поэтический язык, экспрессивный и метафоричный. Поэтическая система организуется образом лирического героя".

2. Лермонтовский реализм, отличный от пушкинского, нашёл наиболее яркое  выражение в романе "Герой нашего времени". По эмоционально-психологической сущности Печорин близок к романтическому герою лермонтовской лирики. Противоречия личности и общества в образе Печорина доведены до предела: "Драма Печорина обнаруживает, что для него невозможно удовлетворение любым ограниченным нравственным решением. Ни традиционная сословная мораль, ни жертвенный альтруизм, ни "демонический" эгоцентризм, принципы которого Печорин исповедует, не могут стать для него основой счастья и Веры в достоинство человека". Предопределённость этой драмы, как следует из романа, "приобретает смысл необходимого духовного кризиса, в котором рождается новая - нерационалистическая - нравственность и новый - неметафизический - гуманизм".

IV. Творчество Н. В. Гоголя.

1. В первых своих повестях Гоголь утверждает романтическую мечту о прекрасном и справедливом мире, противопоставляя ей реальную действительность, где человек - раб ("Вечера на хуторе близ Диканьки").

2. В сатирической прозе и драматургии Гоголь раскрывает "противоестественно что состояния общества", "полнейшую бездуховность его официальной и бытовой жизни" ("Миргород", "Арабески", "Нос", "Ревизор").

3. Реалистическое понимание ненормальности современной жизни в корне изменяет характер гоголевского идеала. Идеал противопоставляется реальности уже не как мечта, а как обязательная жизненная норма, подлежащая осуществлению ("Тарас Бульба").

4. "Все эти художественные открытия определяют тяготение к эпопейной поэтике и прежде всего к собирательным образам... Существенна и последовательная разработка сферического построения произведения": основу его составляет не сюжет, хотя он налицо в произведении, "а концентрическая группировка образов, единая суть которых выявляется в некоем "фокусе" - событии или фигуре главного действующего лица. Наконец, в творчестве Гоголя намечается стремление утвердить эпическое решение проблемы автора - построить образ повествователя, выступающего от имени целостного единства нации. Эти тенденции сливаются в стройную систему в романе-поэме "Мёртвые души""

Третий период (В. Г. Белинский, А. И. Герцен).

В этот период усиливается социальное звучание литературы, в связи с этим меняется соотношение литературных направлений, сложившееся в 30-ые годы. Романтизм, представленный творчеством В. Ф. Одоевского и А. А. Фета, "остаётся ещё живым и влиятельным направлением", но главная линия литературного процесса - это развитие критического реализма. "В эти годы проявляется небывалое влияние критико-эстетической мысли, вступающей с 40-ых годов в принципиально новые взаимоотношения с литературной практикой".