Кризис науки

Павел Гурачов
(слабонервным не рекомендуется)
Вообще хотелось назвать «конец науки», ну да ладно. Кризис на лицо. Все дело в том, что процесс изучения уже невозможен без ответа на вопрос – «а за чем все это?». Что мы собственно постигаем? Пару слов об общих вещах.
Наука, как объективный способ постижения мира (объективный в смысле – всеобщий), изначально вышла из античности, потом расслоилась веером на отдельные области, а уже теперь мы видим необходимость соединения разных ее областей в нечто единое. В некое общее и объективное знание обо всем. Но что мы видим на самом деле?
1. Физика. Классическая механика и термодинамика, оптика и электростатика и прочее до начала XX века выработали основные законы нашего «земного» мира. Благодаря этим трудам создан механический мир. Более того – и информационный. Это все привело к бездействию огромного числа людей – только кнопку нажимай. Дальнейшее развитие физики, эйнштейновское, обозначило момент перелома. Суть сводится к нескольким неопределенностям. Познание микро и макро явлений (суть элементарных частиц и начало вселенной, например), воздействие наблюдателя, т.е. ученого на изучаемое явление, и относительность, как неминуемое при выборе систем отсчета – все это сводит всю современную физику с одной стороны к построению колайдров, а с другой к необходимости четкой теоретической основе, которая сполна смогла бы объяснить дуализм, максимальную плотность материи (черная дыра), да и вообще «темную материю» (видимо, физика и стала этой темной материей). И это – на самом деле – тупик. Дальнейшее развитие этих вопросов может привести к открытию еще более элементарных, элементарнейших частиц, еще более сложных колайдров и телескопов. Но разумнее полагать, что ответа не будет все равно, поскольку есть четвертая неопределенность - бесконечность. Бесконечна вселенная - значит бесконечно изучение ее. А раз так - тогда зачем? Это кризис физики.
2. Химия. Это наука. Изучающая свойства веществ во всех смыслах. Она с одной стороны связана с физикой, с другой с биологией (органическая и неорганическая). И мы тут видим ее прикладные задачи в первую очередь. Ибо органическая химия (от слова организм) претендует на создание наиболее комфортных неоматериалов для поддерживания эффективной жизнедеятельности организма. Человека, например. Вопрос – зачем? Я знаю, многие молодые химики толпами с огромным энтузиазмом перековывают всю рациональную прикладуху в наркобизнес. И это кризис химии.
3. Биология. Самая сложная естественная наука. Но очень простая проблема. Ученый, изучающий жизнь, через физику и химию, постигает то, как это все работает, но… Ученый не способен решить сложнейшие вопросы возникновения жизни и  самое главное свое собственное возникновение как исследователя. Это похоже на попытку Мюнгхаузена вытащить себя за косичку из болота. Плюс вопрос вопросов - что именно заставляет клетку шевелиться? Ищите гены? А что заставляет их шевелиться? И это тоже кризис.
4. Психология. Она вытекает из биологии и философии. И в ее основе – противоречие между биологическим и ментальным внутри человека (также божественным, социальным, историческим, или все вместе и может что еще – не суть). Ибо человек мера всего и всех вещей. Наука молодая и перспективная. Чтобы что-либо постигнуть внутри нее, нужно научиться видеть себя как объект исследования (третья сигнальная система). Но гарантирует объективность ее? Юнг конечно столп. Он говорил о всеобщности коллективного бессознательного. Но скорее всего, оно (бессознательное) настолько консервативно, что вся наука в этом свете выглядит очередным мифом. И это кризис тоже. В остальном психология важна лишь как практика консультирования и терапии.
5. История. Самое непонятное. Поэтому проще всего определяется ее главная задача – это закономерный процесс или случайный? И тут тоже большой кризис – ибо нет строгой логической однозначности процессов. Законов нет (поэтому для истории важны и биология и география и психология и пр. и пр….). А задача истории во многом не научная, а политическая. Выбрать верный путь на основе знаний прошлого. Избегание ошибок. Хотя сам вопрос об ошибке выходит за рамки исторического исследования. Кризис? - Конечно. Еще какой.
6. География, геология, астрономия, социология и мн. др. – это не столько самостоятельные науки, сколько ответвления вышеназванных – там те же загадки и те же кризисы.
7. Последнее – философия. Но это и не наука. Это вообще все то, что и должно определить все самое то. И все равно все это будет неясным и размытым. Все из философии, и все в нее приходит обратно. И главный кризис – ЗАЧЕМ? Ницше сказал "Бог умер", Камю - "самоубийство - способ постижения бытия", Хайдеггер - "последние вещи - смерть и суд", Сартр - "ад - это другие". Сплошной депресняк и безнадега. Есть еще и структуралисты и позитивисты. Но кто хочет добровольно стать киборгом? Кризис на кризисе и кризисом погоняет.
8. И самое последнее – искусство. Это вообще неопределимо, поскольку, говоря научными, т.е. объективными понятиями – искусство – это нематериальный продукт, выраженный в материальной форме. И самый отъявленный объективный физик, скорее всего максимально критичен в отношении искусства. Ибо искусство субъективно. А с другой стороны мировые шедевры отличаются гораздо большей объективностью, нежели всемирный закон тяготения (ибо земля притягивается к нашим ногам, но не мы к ней – поспорь, попробуй…). А современное искусство превратилось в создание параллельной реальности. Виртуальной. Вот итог всей эволюции - впрыскивай в мозг глюкозу и крути виртуальные ролики. Дави на центры мозга и возбуждай удовольствие и неудовольствие. Откуда глюкоза? А че слабо построить машину, которая энергию темной материи или какой еще будет тратить на простую фотосинтетическую реакцию? Виртуализация, притом полная. (тут фантазия есть одна - якобы весь наш мир и мы - суть элементы глобальной программы или игры, в которую играет Бог. Это такой пацан, вернувшийся со школы и т.д. Пишите сами).
9. Религия. Может ну его все!? Надо просто пахать землю, ловить рыбу, охотиться, растить детей – жить. И благодарить высшие силы (жертвоприношения) за бытие. Ну тогда кризис – а если все неправда? Нет Богов?
Ведь философия не ответит. Может искусство?
Но главный кризис религии в свободе выбора, а это уже политика – я сам или мы все вместе? Ведь что мешает мне создать своего Бога? (тут конечно правоверные ("мы все вместе") скажут - мол не Бог это будет а воплощение сатаны - и отведут меня на костер).

И это только краткая закваска. Если наука не будет решать всеобщие задачи, то все естественные науки нужны для решения минимум главных трех задач:
1. Продления жизни.
2. Обеспечение жизни.
3. Вечная жизнь.
 
Ага! И тут кризисы. Да какие!
Продление жизни – это задача медицины. И пока она не достигнет 3-го пункта – не успокоится. Вторая задача – обеспечение – основана на глубоком понимании того. что смерть природы приведет к смерти человека. Отсюда – необходимо заботиться об окружающем мире. Не только выращивать растения и животных, но и обеспечивать бесперебойную работу экосистем и всей биосферы - а это энергия, а ее и так мало, а выхлопов много - отсюда опять удар по биосфере.
А вот по поводу вечной жизни – опять кризис. И он выражается простым вопросом.
Внимательно, читатель… я приглашаю Вас глубоко задуматься – и это самое важное…
Сядьте в мягкое, желательно сытым и удовлетворенным всем чем желаете (а если нет, то представьте, что удовлетворены всем, чем только можно), прикройте глаза и вздохните глубоко. А теперь прикиньте всю свою жизнь от начала….
Прикинули?
А теперь представьте, что вы вечны.
Представьте, представьте…
До бесконечности….
И представьте то (и это уж самое главное), что вы сами не способны остановить собственное бытие…
И никто и никогда не способен это свершить…
Вы вечны.
Приятных снов…