Дед Варфоломей

Иван Виговский
 Моего дедушку по линии  отца  звали  Варфоломеем. Отчество не знаю.
А фамилия  у него  Виговский.

В деревне, Михайловка, около Житомира, где он жил с отцом и матерью,
было много семей Виговских, как родни, так и однофамильцев.
 
Варфоломей  приехал вместе с   братьями  и сестрами, отцом и матерью
где-то в начале апреля  1897 году  в город  Ачинск,  Енисейской губернии.
Сейчас  Красноярского  края.
 
Большую часть пути  вначале  ехали  на поезде,  дальше на лошадях. 

Лишь в 1893 году начали в России строить железную дорогу
от Урала в Сибирь.

Братьев      было всего трое,  а сестер - две.   
Все  братья   были не женаты. Сестры тоже  не успели выйти замуж 
до отъезда в Сибирь.   

Их  имена я  не знаю.  Только у одного брата  было прозвище « Бартошка».

Откуда появилась эта  чешская фамилия в прозвище и как? И что это означает, 
не знаю.
 Мой старший брат Миша меня тоже звал  Бартошкой.

- Эй, Бартошка,  давай быстрей…

  И я бежал за ним.

Информация

Массовое  переселение крестьян началось лишь после указа 
Министерства государственных имуществ России об организации
переселения в связи с освоением Сибири, регламентировавший
переселение  крестьян европейских губерний за Урал.

Согласно  указу переселенцам выдавалась безвозвратная ссуда деньгами,
земледельческими орудиями и скотом, предоставлялась восьмилетняя
льгота от податей и повинностей, с них даже слагали недоимки
по прежнему местожительству.

В местах поселения  отводились земельные наделы по 15 десятин на душу,
предоставлялись пособия и освобождение от рекрутской повинности на
три очередных призыва.

Написано  было хорошо на бумаге , но возникало много проблем
с организацией переселения. Но цель переезда  и вера в новую
жизнь сглаживали эти проблемы  и особо не пугали.

Десятина—единица площади в России до 1918 года, равная 1,0925 га.
Уезжали  крестьяне  в Сибирь   семьями и даже покидали обжитые
места целыми деревнями. Уезжали за новой лучшей  жизнью и  за новыми
большими землями.


И так.
После  решения всех проблем с местными властями, все  семьи поехали 
из города  Ачинска  в направлении  поселка  Большого Улуя, который
находился на расстоянии  45 километров  от него.
Большой Улуй находился  реке  Чулым,  Енисейской губернии. А город Ачинск
получил свое название от речушки, которая впадала в реку Чулым. Ачинск
расположен на правом берегу Чулыма.

Ехала семья Мухиных,  среди них   дед Филипп по линии матери со своими
братьями и сестрами,

Семья  Шестаковых, Колтыга, Бондаренко, Кухаренко, Струговец, Васильковых,
Виговских, Ботвинко, Стойко, Филоненко, Слезки , Редьковых,  Деньгуб,
его восьмилетний сын Дмитрий   Степан
и другие.

Ехали  в поисках земель. Хотя  в каком направлении и куда имели
смутное представление.
 С ними был и проводник из местных охотников, Степан,  который
хорошо знал  дальние места.  Он охотился  там  с другими охотниками, 
добывал    соболя, белку.

Ехал  и землеустроитель  с  бумагами в сопровождении  пятерых  солдат,
которых определили в помощь местные власти на первое время.

Ехали на телегах, запряженных лошадьми,  везли  с собой  инструмент,
продукты, одежду.
К вечеру добрались до Большого Улуя, таежного поселка,  дворов на сто. 
Там остановились на ночёвку. На следующее утро  двинулись дальше.
Торопились. Хотели скорее добраться до места.

В тот майский день несколько   семьей  осталось  в деревне  Баженовка,
которая  встретилась на пути,  а в следующей деревне  Новоникольск,  тоже, 
а остальные семьи, чуть меньше половины, двинулись дальше на восток.

Снег уже  растаял,  и лесные дороги  были почти сухими. Оставалась
вода иногда в глубоких местах от колеи колес телег. По сторонам  дороги,
в лесу, лежала  причесанная желтая прошлогодняя  трава от растаявшего  снега.

В лесу  тихо. Иногда протяжно скрипели колеса телег на  ямах, 
да слышен , как в полголоса разговаривали между собой  крестьяне 
на повозках.

К обеду  подъехали к деревушке из десяти - пятнадцати домов.
Дома стояли с промежутками  друг за другом   в ряд,  на возвышенности.
 А в низине, в тайге,  текла   небольшая быстрая таежная речушка   

Черемшанка, которая только на восточной стороне  близко подходила
к селению. И были видны пологие   ее берега.
Начало речушка  брала  на востоке,  в тайге,  и текла на запад 
среди  елей, лиственниц, кедра, пихт, берез и кустарника.

И только здесь около  окраины селения она показывала свои таежные
прохладные  воды.
Называли  ее   в честь  лесного чеснока, который  рос    вдоль ее
берегов  в траве на полянах.
И    назвали  его   черемшой.

Черемша  была богата витаминами и ее заготовляли поселенцы в июне мешками.
Стебель ее достигал в длину  до  40 сантиметров.  Она была сочной.
Черемшу мелко нарезали, посыпали солью, добавляли сметаны.  И ели. 
Солили  иногда ее на зиму в бочках.
 Черемша  в голодные годы  спасла многих от голода.

Оказалось, что деревушка  с тем же названием, что и речка, находилась
от Большого Улуя всего в двадцати километрах.
Первые жители, из беглых крестьян,  поставили  здесь дома    на 
возвышенности с запада на восток, на северной стороне, чтобы окна
выходили на солнечную сторону,  а  южная сторона  осталась  свободной.
Возвышенность,  где  предполагалось жить,   постепенно  к северу
переходила в равнинную местность.

 Она простиралась   на север,  на запад и на восток, окруженная
стройными высокими елями, пихтами и  кедрами  вперемешку с осиной
и кустарниками.

Трудно все представить, как составляли  план деревни, разбивали  на 
участки, где какая семья  будет жить.
 После того, как все определилось, землеустроитель, охотник и   
солдатами  уехали обратно в Ачинск. По пути останавливались
в Новоникольске  и Баженовке.

И остались крестьяне  в этой Сибирской глуши  строить новую жизнь.
 После всего этого  начали  падать  первые спиленные ели для домов.
Появились небольшие участки  для строительства   домов, а заодно 
и для огородов. 

С такого участка  практически хватало леса на постройку дома.
Бревна стаскивали в одно место при помощи коня, там же их и 
ошкуривали. Складывали рядами. Вниз подкладывали  по краям бревна,
чтобы лучше сохли.

Как строить здесь дома, подсказывали  местные жители, которые не очень
были рады гостям, которые нарушили их спокойную размеренную жизнь.

На расчищенных  участках под огороды  после двадцатых чисел
мая посадили  картофель, лук, морковь, свеклу, табак  и прочее.


Крестьяне сами  искали  места в тайге  свободные от деревьев, 
где можно было  сеять пшеницу или рожь.  И такие места были.
Тайга была не сплошная.

А в начале июня приехало несколько землеустроителей от местной
власти, чтобы определиться  с земельными  наделами.
Все хотели  в начале лета отсеяться, чтобы в зиму уйти с зерном.

Работы было очень много.  Хватало всем. И мужчинам и женщинам.

Жили сначала  в построенных шалашах  или спали под телегами.
Но это было временным неудобством.

У всех было  желание быстрее закончить постройку дома.
 Но дом    возводили  только в конце лета.  Бревну  необходимо 
время, чтобы  высохнуть.  Полежать ошкуренным от кожуры  месяц,  два. 

Чтобы после они не начали трескаться вдоль глубокими трещинами.
А тогда  начинали и строить, то недели за  три  ставили дом.
Конечно, с ним еще было много работы, но главное и важное, что
в нем можно было уже жить.

Крыши  покрывали  дранкой. Метровые чурбаны раскалывали на пластины
толщиной около сантиметра.
Дом  с двух сторон окружали    забором   из бревен, которые укладывали 
горизонтально  в пазы вертикальных столбов.   Внутри двора делали
навес для  коров и овец.
Также  рубили   стайку для скота на зимнее время.

Огород обносили пряслом.  Вбивали  два осиновых  кола  по два в ряд 
и в  них  через вязку из тонких прутьев  ивы  укладывали  длинные
жерди  из осины. 

Получалась изгородь примерно  120-130  сантиметров высотой.
И изгородь  становилась    хорошей  преградой  для   коров
и овец  и  свиней.
Во дворе  многие рыли  погреб  для  хранения  картофеля  и соленья.
А летом на полках стояло молоко  и сметана. В бочке  хранили   
квас  из березового сока.

В каждом дворе со временем появлялась  собака, в доме кошка или кот.
Это было с  необходимостью.
Собаки охраняли двор, кошки дом от мышей.
Каждой весной до 1916  года  в Черемшанку  приезжали  все новые и
новые крестьяне  с запада,   вышедшие из крестьянских общин.

Переселенцы,  после освоения новых земель,  собирали  много  пшеницы.
И большую часть продавали. Это дало значительный прирост 
к урожаю пшеницы в России. А  помогла   аграрная реформа   
Петра Аркадьевича Столыпина.

После нескольких лет из крохотной деревни  Черемшанка  превратилась 
в село с широкой центральной  улицей  и домами по обе стороны.

Не забыли переселенцы и о церкви. Посередине деревни  построили 
бревенчатую   большую церковь.  Как говорится, строили всем миром.

Приехал    отец   Дмитрий   служить в новую церковь.

 Но, к сожалению,  уже после коллективизации  разрушили ее.

Выполняли  Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви,
но  значительным опозданием, но с большим рвением.

Значение и действие декрета
Декрет был подписан председателем Совета Народных
Комиссаров В. И. Ульяновым (Лениным), а также Народными
Комиссарами: Подвойским, Алгасовым, Трутовским, Шлихтером,
Прошьяном, Менжинским, Шляпниковым, Петровским и управляющим
делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевичем 
20 января (2 февраля) 1918 года .

Данный декрет чётко определил отношение новой власти
к церкви и религиозным обществам. Устанавливался принцип
светскости при осуществлении государственной власти.
Никакой религии не могло отдаваться предпочтение, указание
на вероисповедание или отсутствие такового не могло давать
привилегий или преимуществ при занятии государственных должностей.
Атеизм был приравнен в правах к исповеданию религии.

В образовательном процессе преподавание религиозных предметов
(Закона Божьего) в государственных общеобразовательных учебных
заведениях не допускалось.
Эти формулировки надолго стали основой светской политики СССР и
стран социалистического лагеря.
Отмена права собственности у церкви и религиозных обществ привела
к национализации и секуляризации земель и имуществ, ранее
принадлежавших Русской православной церкви.
Запись актов гражданского состояния (сведения о рождении, смерти, браке)
стала вестись исключительно государственными органами (ЗАГСами).
Светский характер государства, свобода совести и свобода
вероисповедания закреплены также в Конституции России 1993 года.


Активист  Ефим  залез    на крышу  церкви   и сбросил оттуда  сначала
колокол, затем  и  сбросил кресты.  Это было сделано с помощью веревки.
Набрасывали на крест петлю, а за другой конец тянули  безбожники,
рожденные революцией, и, конечно, под напором толпы  крепление
креста не выдерживало и разрушалось. И крест падал вниз на землю
под крики толпы,  освобожденной от веры.

Но это не осталось без последствий. Или совпадение?  Но  у него
появились боли в языке. Через несколько месяцев он умер.

Имущество, что было в церкви,  верующие крестьяне  старались  спасти.
Колхозные   активисты  все стаскивали  в одну кучу и жгли.

Женщины  в основном  брали   иконы.  Но им не разрешали  ничего
уносить с собой и отбирали.  Но  Домне  удалось  взять  большую 
и  маленькую икону, и она принесла  их домой.  В доме она 
спрятала на тот случай,  если  начнут их искать.
После, через несколько месяцев, когда все успокоилось,  большую
икону  повесила  в большой комнате, а маленькую положила  в сундук.

Эту маленькую  икону мать взяла при переезде в поселок  Емельяново,
а затем и в Сосновоборск.

 
икона  Иисуса Христа

Иисус Христос — согласно традиционному христианскому вероучению,
 Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности
всю полноту Божественной природы  и всю конкретность человеческой
природы; в одном лице Бог-Сын, Логос, «не имеющий ни начала дней,
ни конца жизни» — и человек, имевший этническую принадлежность,
возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный
(хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью
следует чудо Воскресения).

 
Анна мать Пресвятой Богородицы

   Размер большой иконы был примерно   пятьдесят сантиметров
на шестьдесят.

А  в правом   нижнем углу было разбито стекло, уголок.
Мне было где-то три с половиной года, и я забрался  на стол,
просунул рученьку в этот  уголок  и хотел достать  маленькую фотографию,
на которой был изображен облик святой матери.  Она была внизу
на противоположной стороне.
Я потянул   пальцами  за фотографию, но она была закреплена или
приклеена. И вдруг фотография  разорвалась  пополам. 

Я испугался и пытался   ее поместить на  место, но не получилось  скрыть.

Я слез со стола и посмотрел на икону. Было заметно, что фотография порвана.

Может  быть, мать и не заметила бы, по после, когда мать
вернулась с работы, Миша, мой братишка,  поспешил ей 
сказать  про мою проделку,

- Мам, а Бартошка порвал Бога!

- Где?
- Там в большой иконе.
И мать подошла к столу  и взглянула на мои проделки.

Я закричал.
- Mама не бей меня, я куплю тебе Бога когда выросту!
Мать так была удивлена, что у нее пропало желание наказать меня.

- Хорошо, сказала она, я подожду.

Когда я уже работал после окончания института в Красноярске 
и хотел  выполнить свое обещание, на что  мать мне сказала,
что не нужно  этого делать.
У меня  есть икона  и  достаточно одной.

- Ты тогда был маленький и не понимал что делал.

А все было просто.
У нас в то время в Черемшанке не было детских книжек, а
мне так хотелось подержать в руках и ближе рассмотреть фотографию в иконе.

Вот такая история.


И так дальше.

Братья Виговские  поженились, а сестры вышли замуж.
У  Варфоломея    родились четыре сына  и две дочери.
Петр, Макар, Семен, Федор, Антонина и Анна.
В 1917 году большевики  захватили власть в России.

Дед Варфоломей  умер  во время коллективизации.  В 1931.


Шел незнакомец  по улице и  его случайно встретили  Варфоломей 
и  Никита, его сосед.

На них написал  донос  колхозный активист.
Мол, сговаривались  с  раскулачником, чтобы убить председателя.

Кому больше было веры?  Конечно,  голодранцу- активисту.

Приехали  из органов двое чекистов   и вызвали Варфоломея и
Никиту  в контору.  Сказали, что председатель зовет. Так часто было.

А там эти двое  припугнули, что посадит, если не расскажут
правды о встрече. Что и как.

А Варфоломей  с  Никитой   говорили  им правду, что не знают
этого незнакомца. Случайно повстречался им по дороге.

Хорошо, что председатель заступился.
Сказал,  их знает хорошо. И что они не способны на такое дело.

Но все же  на   всякий случай, как было принято в органах, 
продержали  их приезжие  из органов  часа три в конторе, да и
отпустили.

Мол, подумайте до утра.

 После  этого, вечером,  Варфоломею стало плохо с сердцем. 
К утру и умер. Сказались  трудные годы.

А Никита  как-то  не очень    близко принял  к сердцу. И так
все отобрали.
Осталась, что?  Только жизнь. И напился  самогонки, да и спал 
до утра  без  переживаний.

А  те, из органов,  тем  же утром уехали  в другую деревню 
по более важным делам.   А эти важные дела всегда кончались
для крестьян  арестами.


Жена  Варфоломея умерла   в 1962 году.

Информация  о коллективизации
 
 
Начало информации о коллективизации  коротко

В 1927 году XV съезд партии принял решение о проведении коллективизации.
Ее начало подхлестнули трудности с хлебом в 1928 году.

Введение коллективных хозяйств (колхозов) упростило принудительный
сбор зерна с крестьян.

«Сплошная» коллективизация началась в 1929 году.

Государство стало повышать налоги на единоличников. К вступлению
в колхоз крестьян призывали рабочие, специально отправленные
в деревню (25- и 30-тысячники).

Крестьянам  обещали   трактора для обработки земли, но дали их
лишь в 1931 году.
Кулаков и тех, кто их поддерживал («подкулачников»), раскулачивали,
лишали имущества и высылали.

 При создании колхозов общими часто делали даже кур, огороды и др.

Чтобы не сдавать скот в колхозы, крестьяне забивали его.

Бухарин, Рыков, Томский, возражавшие против чрезмерного давления
на крестьян, были обвинены в «правом уклоне» и выведены из Политбюро.

В январе 1930 году. коллективизацию решили провести быстрее, в 1-2 года.

 Но сопротивление крестьян побудило И. В. Сталина сбавить темпы.

 В статье «Головокружение от успехов» он обвинил местные власти
в перегибах. Селянам стали оставлять приусадебные участки,
часть скота, птицу.

Для помощи колхозам создавались машинно-тракторные станции (МТС).
Многие колхозы распались. Но в целом коллективизация продолжалась.

В 1933 году страну поразил голод. Были отменены паспорта для крестьян,
без них они не могли передвигаться по стране.

За кражу колхозного имущества карали вплоть до расстрела.

В 1935 году II Всесоюзный съезд колхозников принял Примерный Устав
сельскохозяйственной артели.

Формально колхозы считались кооперативами, т.е. общественными
организациями. Посему колхозникам не полагалась пенсия. Они
подвергались жестокой эксплуатации.

Политика грубой эксплуатации и незаинтересованность крестьян
в труде привели к упадку сельского хозяйства.


Дом,  где жил дед Варфоломей  с женой и своими детьми,  был
большим и высоким. Строили его: мой дед Варфоломей, мой отец 
Семен с братьями: Петром, Макаром и Федором.

До создания колхоза в Черемшанке  все жили   вместе в одном доме.

Так было легче  пахать, сеять и убирать урожай. Трудились все. 

После 1930 года женились  Петр, Макар и Семен. Вскоре  Петр 
и Макар построили свои дома, правда не очень большие, и ушли из семьи.
Остался только Семен с молодой женой.
Осенью братья всегда уходили в тайгу за кедровым орехом на неделю 
или две,  если было много кедровой шишки.
Жили в тайге в старой охотничьей избушке.
Сначала сбивали с кедра шишки, затем простым  приспособлением
из них добывали орех.  Специальной колотушкой с зубцами 
размалывали шишки, затем просеивали орех с шелухой    через сито.
И чистый орех ссыпали в мешки.
А когда возвращались  в деревню, то несли каждый по мешку.
И  мешок с орехами весил почти килограмм  пятьдесят. 
Да еще идти по тайге. Это не по ровной дороге.  Очень трудно.

 В тот день  было очень тепло, хотя был конец сентября. Устали и
сели отдохнуть у ручья.
А вода в лесном ручье всегда прозрачная и холодная.
Напились, да и засиделись.
Приятно было вытянуть усталые ноги от долгой и трудной ходьбы по тайге.
А здесь журчит вода в лесном ручье, качаются верхушки елей
у лесной дороги от проснувшегося  ветра,  да прилетит
в гости звонкий одинокий комар из лета.
Благодать  осенью в тайге без комаров...

Пришли домой  поздно вечером.
А ночью у  Петра температура.
Через два дня Петр умер от воспаления легких.
Хороший был. Спокойный и трудолюбивый.
Вот и похоронили в сосновом бору за деревней.
После там многих хоронили. И старых и малых.
Прошло время.
 Макар до колхозов уехал куда-то на запад. Писал редко письма моему отцу,
но затем след его затерялся. То ли погиб на войне, то ли
что-то другое случилось.
Младшего брата  Федора уже после войны призвали служить в армию.
И он проходил службу  на севере. А  после службы женился
и остался  на севере.
Будущая жена отбывала срок в лагере.  Там и познакомились.
Расписались.

 Они приезжали раза два в Черемшанку. Затем после третьего
раза уехали с детьми на ее родину, на запад.
Когда отец  был на войне, мать со своей сестренкой Шурой ,
с дочерью Любой  и  с пасынком  Сашей    ушли из общего дома
в маленькую избенку.
Дед  Козярь за символическую плату (пол мешка пшеницы) уступил
свою старую избенку.
Крыша была худая и протекала при дожде.
Мать наняла знакомых, которые  накрыли  ее дранкой.
 
Как она мне говорила, что  ей не давали  житья в большом доме 
сестра Антонина, а особенно  свекровь.

Саша  был сыном  Семена от первого брака. Подробно написано
в  (Мой отец Семен)
А в большом доме остались жить: сестра моего отца Антонина,
с мужем, да и  мать  моего отца.

Муж Антонины,  я не помню его имени.  Называли его  лишь по фамилии.
Сновиденко.
Был довольно-таки  хитрым мужиком.
Сновиденко, по каким-то причинам, не был призван на фронт
и работал в колхозе всю войну.
 Когда отец в 1947 году вернулся в Черемшанку, то мать с детьми 
снова перебралась из избенки   Козаря в этот большой дом. Правда, 
меня еще тогда не было.
Отец не стал терпеть его выходки, плохого отношения 
сестры Антонины и своей матери.

И они сначала ушли жить в другой дом, а затем  уехали  в Большой Улуй,
районный центр, все вместе, захватив с собой туда и этот дом. Конечно,
в разобранном виде.

Иногда зимой, по воскресеньям,  они все приезжали из Большого Улуя
на лошади  к нам в гости.  И тогда наступал для нас всех  кошмар.
Сновиденко напивался у знакомых, приходил и устраивал разборки.
Требовал отдать дом.

Мать сказала моему отцу после одного из его посещений,
чтобы сестры Антонины и ее мужа  Сновиденко,   их доме больше не было.

Отец  сходил в деревню Бобровка, где был сельский совет.
Бобровка была в шести километрах южнее Черемшанки. И как фронтовику
на него оформили дом  потому,  что он  его строил с братьями. 
А из братьев никто уже не жил в Черемшанке. Отец умер, Петр тоже,
Макар был неизвестно где,  а мать Антонины  и моего отца
жила сначала у Семена. Затем  перешла жить к Сновиденко,
когда дом был уже  оформлен  на моего отца.
После этого иногда приезжала она  зимой в Черемшанку. Но  ей никто
не был особо рад.

По своему характеру была очень вредная женщина.

А почему поймете дальше.