Самое эфемерное из искусств

Владимир Байков
В последние годы читаю много мемуаров актеров, режиссеров.
И вот какая мне мысль пришла в голову. Правда, вероятно, я не первый подумал об этом...
 
Каких огромных трудов, нервов, напряжения стоит постановка спектакля. О таланте я уж тут и не говорю! Режиссер живет своей постановкой  денно и нощно. Засыпает и просыпается с мыслью о том, какое выражение лица должно быть у Отелло, когда он душит Дездемону, из какой двери должна выходить Раневская в "Вишневом саде", на каком расстоянии стоят друг от друга Чацкий и Софья в разных сценах спектакля, как меняется ритм речи персонажей в "Ревизоре", как расположить героев на сцене во время монолога Сатина?

И что?  Спектакль идет максимум несколько лет. А бывает, что не доживает и до премьеры.
Актеры с годами стареют, теряют темперамент,  некоторые переходят в другие театры. Спектакль, с таким трудом созданный, рано или поздно, к сожалению, разваливается, умирает. Лучшие спектакли остаются лишь в легендах. Как путешествия Одиссея.
А сколько людей эти спектакли видят при их жизни?  Любой театр вмещает не так много зрителей. За все годы постановок спектакль посмотрят лишь несколько тысяч человек.

Вот живопись, музыка, литература, скульптура, архитектура - совсем другое дело. Сколько людей видели "Мону Лизу"? Миллионы! И фигуры Микеланджело, и "Медного всадника".
А сколько людей наслаждались фугами Баха, "Реквиемом" Моцарта....

Вывод: тем большего уважения заслуживает работа театральных режиссеров и актеров театра.
Это именно искусство ради искусства.