Как жили в старину русские люди

Татьяна Шмидт
В каждом православном доме богатом и бедном были иконы – это могла быть скромная полочка или целый иконостас. Иконы были семейной реликвией и располагали их  в переднем красном углу – его еще называли святой угол или божница. Там же были лампада с маслом и священное писание – жития святых, молитвослов.  В домах  побогаче был киот – специальный шкаф для икон. И обитатели дома читали молитвы утром и вечером.

Я помню, как девочкой гостила у бабушки с дедушкой,  и  как молился мой дедушка – он был из семьи старообрядцев. Он не садился за стол не перекрестясь. В доме были и жития святых, написанные старославянским шрифтом, который я сначала не понимала, но дедушка показал мне несколько раз, и я стала понемногу читать. Помню, особенно заинтересовало меня житие Симеона-столпника, который много лет стоял на столбе, постился  и молился.  Мне это казалось невероятным…

Чуть позже и меня бабушка научила молиться. А еще она  хорошо знала множество  русских народных песен, сказок, разных легенд, преданий, обычаев и щедро делилась со мной. А я как губка впитывала эти сокровища.  И   запали они в детском  сердце и остались в памяти. Некоторыми из них я и хочу поделиться с вами, дорогие читатели.

* * *

В старину в сёлах текла жизнь,  полная трудов. В рубленых избах и полуземлянках наши предки  буквально боролись за жизнь. Они бортничали, распахивали новые земли и разводили скот, охотились и оборонялись от лихих людей. Часто  в пожаре сгорали дом и имущество – тогда приходилось строить новое жильё.

Свой дом русские люди строили,  предварительно тщательно выбрав место: нельзя было строить дом на месте бывшей дороги или кладбища – считалось, что счастье уйдёт вскоре из такого дома. Выбрав место для будущего дома – тщательно проверяли его,  не засушливое ли оно? Для этого клали на ночь сковороду дном вверх. Если за ночь под сковородой скапливалась  роса – то место хорошее. И можно было строить новую избу.

Первой в новый дом пускали кошку – считалось, что во время стройки в дом могли проникнуть злые духи. А кошки помогали их изгнать. Поэтому первую ночь обязательно проводили в новом доме кот с кошкой. Кстати, этот обычай дошел и до наших дней. На новоселье принято приносить в дом кошку.

Огромное значение в доме имела печь. Печь и печной огонь  у русских людей были на втором месте после святого угла. Рядом с печкой нельзя было говорить худые слова. В жилище сохранялась диагональ – печь – красный угол. Избы топились по-чёрному, в них было дымно.

Печной угол или «куть» было традиционно женским пространством. Здесь выполнялось главное священнодействие – выпечка хлеба. В кути  располагались посуда и кухонная утварь – чугуны, ухваты и пряничные доски – на Руси издавна женщины пекли пряники. Они были  любимым  лакомством  крестьянских ребятишек. В печном углу стояли прялка и ткацкий станок.



Прялка особо ценилась в крестьянском доме,  потому что пряли и ткали все русские женщины, одевали всю семью, ткали полотенца и скатерти.
Прялка была желанным подарком, ее хранили и передавали по наследству. Расписную прялку парень дарил своей невесте, а она хвасталась красивым подарком на посиделках,  где девушки пряли.



* * *

Крестьяне носили длинные домотканые рубахи и конечно лапти – аж до 20 века!
Горожане ходили в сапогах и носили туфли. А еще  те и другие носили шубы, однорядки и кафтаны. У женщин были сарафан, платок и пояс. Одежда была праздничная и повседневная.

 Русские девушки носили платья с вышивкой на рукавах и подоле, замужние женщины  - юбки и понёвы с  орнаментом и оберегами. Дети до 12 лет носили длинную до пят полотняную рубашку  - они не разделялись до этого времени по половому признаку.

В праздничной одежде преобладали два цвета орнаментов – белый и красный, который подчёркивал свет души и духовную чистоту.

Девушки плели одну   косу, замужней женщине после свадьбы расплетали её и заплетали две. У мужчин символом мужества считалась борода. И когда вышел указ Петра  Первого стричь бороды, возникло даже восстание в Сибири. С древних времён  крестьяне считали,  что,  обрезав волосы,  у человека можно отнять и  здоровье.

Жили крестьяне в небольших домах.  На  Севере это были высокие избы с несколькими небольшими окошками. На резных наличниках  часто была  изображена розетка – символ жизни и счастья. На Севере под одной крышей часто находились сарай и кладовая.
 В Сибири тоже встречаются до сих пор такие постройки. Например,  в Сузуне  Новосибирской области  многие дома построены по такому типу. Закрытые дворы очень удобны в морозы. И живут там потомки старообрядцев с незапамятных времен.



* * *


 Изба да клеть - сени,  два – три окошка да дверь были у половины крестьян. В избе зимой в морозы находил  приют  и домашний скот. В подклетье  - подполье располагались куры.
Внутри дома  в переднем углу под иконами стоял большой стол для всей семьи, вдоль стен располагались широкие лавки. Над ним находились полки для посуды и шкаф- поставец.

На праздники стол накрывали и  ставили расписную и резную посуду – ковши разных форм с мёдом и квасом, светец для лучины, солонки в виде коньков, птиц, глиняные миски и  деревянные ложки. Ковши были в форме ладьи, утки. На ковше  могла быть вырезана  надпись примерно такого содержания: « Гости дорогие,  гостите да пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь».

В жилище пространство у входа было мужской территорией. Здесь находились рабочие инструменты и коник, который в крестьянской избе имел особое значение. Здесь хозяин занимался своими мужскими делами: чинил сбрую и упряжь зимой.

 А летом мужики ладили сани – ведь без саней в деревне никуда. Всё мастерили из дерева – лавки, колыбель, корзины. И всё расписывали, чтобы радовало душу. Избы строили из дерева, топор даже гвозди  старались не использовать.  В крайнем случае – деревянные костыли.

По вечерам слушали былины, сказки,  пили хмельной мёд, пели песни. По субботам  топили баню.
Семьи были большими и крепкими.  Жили по заповеди Домостроя: «Сохраняйте семейные союзы ваши, Богами  освященные,  во времена радостные, во времена горестные и да помогут вам Боги светлые, и  приумножатся древние роды ваши».

 Семейный союз – это продолжение жизни. Невеста должна была быть не моложе 16 лет. Жена должна была заботиться о муже. Беременная жена укрывала зипуном мужа, чтобы мужняя  сила  охраняла её чрево и чадо во время сна. Пуповину о родившегося ребенка перевязывали нитью, сплетенной из волос отца.

У детей воспитывали любовь к вере, к своему роду,  семье, к матери-природе, к земле предков и велели жить по совести. Девочке 12 – ти  лет вручали веретено и прялку и обучали рукоделию.

 В Древней Руси народ  имел  свой уклад жизни и свои обычаи,  не  соблюдать, не знать же их считалось большим грехом. В одной из глав домостроя читаю: «Великое несчастье для прямого сына Отечества, ежели он не знает нравов и обычаев своего народа». А главным обычаем на Руси было иметь столько детей, сколько даёт Бог…


* * *


Умели русские люди работать, умели и отдыхать. В январе праздновали Рождество. Новый год ( по старому стилю), колядование  и крещение, в святки ходили ряженые – мазали лица сажей, выворачивали наизнанку шубу, наряжались цыганом, гусаром, водили козу, разыгрывали сценки, веселились.

 Любимым праздником была Масленица – гуляли целую неделю. С четверга все работы  прекращались, и начиналось  шумное веселье – катались на тройках, ходили в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, вином.

 Потом соблюдали изнурительный пост и праздновали Пасху – светлое Христово воскресение. Молодёжь собиралась отдельно,  водили хороводы на околице, у леса,  на берегу реки, гуляли по улицам, качались на качелях.

 В Радуницу  – родительский день посещали могилы умерших,  носили еду на могилы родственников.  На Троицу ходили в лес,  пели песни, плели венки и бросали их в реку, если пристанет – девушка должна была выйти замуж скоро, а если венок тонул – очень плохой знак.

Осенью  и зимой устраивали посиделки. Летом  играли в игры,  водили хороводы,  пели, плясали допоздна. Главной фигурой  в деревне был хороший гармонист.  Ах, какие гармонисты были в каждом селе! Какие играли наигрыши! В каждой местности свои.

В Древней Руси было принято ходить в гости, помогать друг другу, особенно при строительстве новой избы. По окончании работы хозяин кормил обедом, угощал вином. Все пели и плясали,  несмотря на усталость.


Семьи были большими. Вместе жили не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, сестра с мужем и другие родственники.  Нередко в одной семье насчитывалось двадцать и более человек. В семье царили патриархальные устои. Во главе  был отец или старший брат - большак. Среди женщин  - его жена. Жена должна была беспрекословно подчиняться мужу. Сноха много работала  и подчинялась старшим. После отмены крепостного права большие семьи стали распадаться, получали землю и жили отдельно.
Старший сын оставался с родителями.



 * * *

Свадьбы проводили осенью или после Крещенья.  К  родителям невесты приходила сваха  с прибаутками:  «У вас курочка – у нас петушок,  сведём их в один хлевушок». После смотрин невесты был сговор – рукобитье. А потом целый месяц шла подготовка к свадьбе.

Жених покупал невесте  подарки. Подруги собирались в доме невесты на девичник, помогали готовить приданое и обязательно пели песни – грустные,  величальные,  шуточные,  прощальные. Вот одна из  них:

Не в трубоньку ли трубили рано по росе,
Уж и плакать ли Катеринушке по своей косе:
 - С измладочка  эту косыньку   матушка  плела,
А на возрасте косыньку она сама плела,
А на утро косыньку свахи разобьют,
Разделают её косыньку на шесть долей,
Заплетут её косыньку на две косы,
Обовью её русую вокруг головы,
Наденут Катеринушке бабий сборничек.
- Красуйся, Катеринушка, в бабьем сборничке!
Уж и бабья краса – её за  стеной не слыхать,
А девичья  краса  - её за сто  вёрст слыхать!

 Свадьба могла длиться неделю, угощали всех желающих,  и обязательно пекли пироги - курники. На другой день после свадьбы зять отправлялся к тёще на блины.



*  *  *


 Вообще в русской кухне  - самой богатой кухне мира, было много выпечки. Ведь  на Руси издавна сеяли пшеницу,  рожь, овёс, ячмень, просо –  у русских было много муки,  и поэтому пекли пироги, блины, оладьи пряники,  расстегаи и кулебяки,  даже жаворонки из теста весной.  А в Сибири любили выпекать шаньги. Мама моя тоже была большая мастерица  печь шанежки. А еще варили всевозможные каши,  овсяный кисель, горох.

Из овощей  до конца 18 века главенствовала репа – вспомните  знаменитую  сказку    «Про репку»  и другую,  не менее  известную -  «Вершки и корешки». Из репы  готовили  много блюд:  парили,  варили,  клали в пироги, готовили квас. Сажали  также капусту, хрен, брюкву – очень полезные для здоровья овощи. У меня  брюкву сажали мать и бабушка,  а еще  фасоль,  бобы  и горох.

Картошки у русских  долгое время не было. И только в 19 веке картошка произвела  настоящий переворот в русской кухне.

 Использовали издревле и дары леса, а его в России много. Часто на столе бывали орехи, мёд, грибы и ягоды.  Сады стали сажать намного позднее. И первым культивируемым деревом стала вишня. Отсюда и знаменитые вишневые сады. Любили на  Руси и полакомиться рыбкой и даже икрой, ведь рек у нас много.

Готовили блюда в основном в русской печи – отсюда и своеобразие их, и вкус несравненный и дух. На Севере больше варили щи, на юге – борщи, на Волге пекли замечательные пироги с рыбой, а на Урале и  в Сибири, как я уже сказала, шаньги и пельмени.  Ели на Руси черный ржаной хлебушко, белый был по праздникам.

После еды принято было подавать заедки  на сладкое:  ягоды,  кисели,  мочёную бруснику, пареную репу. Принято было угощать гостей самым лучшим – соблюдалась традиция русского гостеприимства. Говорили так: «Ест человек дома, а в гостях он лакомится». Любили  и чаек попить из самовара, как водится,  с пирогами да шаньгами – Ведь испокон веков на Руси было принято потчевать гостей пирогами.

Пирог – это символ  русского гостеприимства. Пирог – это праздник. И само название его происходит от слова   « пир».  Ко всякому торжественному случаю выпекался свой пирог, а  «глаза помогали  его есть», поэтому  пекли его затейливым и красивым.

 Расстегай с грибами  и луком подавали на закуску со штофом водки, горячую кулебяку тоже под водочку, шаньги к кислым щам,  к чаю. На Севере России пекли калитки из пресного ржаного теста. Женщины в старину говорили:  «Калитки просят восьмерки». 

Для изготовления их нужны ржаная мука, вода, молоко, простокваша, масло, соль, сметана и начинка. А начинкой могут быть  грибы, всевозможные ягоды - черника, земляника, малина, а  также  творог, картошка,  пшенная каша. Форма калиток может быть овальной, круглой и  многоугольной. Подают их к супу и чаю.

Казалось бы, зачем было столько труда вкладывать в пирог? Но пирог - это не только вкусная еда, но и издавна был  настоящий душевный праздник, а  в праздник всё  должно быть красиво.  В старину говорили: «Милости прошу к нашему шалашу: Я пирогов накрошу. Откушать попрошу!»

О русских традициях и обычаях можно говорить бесконечно, но я заканчиваю  свой скромный труд,  надеясь к нему когда-нибудь вернуться.