16. В. И. Агошков. Орловское Поочье. Из Летописи-1

Василий Иванович Агошков
16.В.И.Агошков. Орловское Поочье.


Из Летописи

часть-1

Автор (Учитель семинарии) внимательно прочитал
летописи и дал краткий экскурс в прошлое наших городов.
С нашими комментариями.
 
 
* 1100-1141 годы: первые достоверные следы христианства в пределах Орловского края, связанные с именем Кукши. Историк Соловьёв предполагал время проповеди святого Кукши во второй половине ХI века, Карамзин – в исходе ХI или в ХII веке, преосвященный Макарий – в первой половине ХII века, преосвященный Филарет – в первой трети ХII века.

* 1141г. Город Вщиж был одним из древнейших городов и удельных княжеств на пространстве нынешней Орловской губернии. Находился на берегу реки Десны, в 40 км от Брянска и 90 км от Стародуба. Вщиж перешёл во владения князей Черни-говских в потомстве Святослава Ярославича, и около 1136 года находился во власти Всеволода Ольговича, вступившего в этом году на великокняжеский престол в Киеве. Вщиж входил в Северскую область. Всеволод передал Давидовичам в 1141 году, вместе с городами Брестом, Дрогичиным, Орминою, и г.Вщиж.

* 1144г. Татищев писал, что Елецкий князь Владимир Ярославич женился на одной из дочерей Всеволода Мстиславича, выданной в замужество великим кн. Всеволодом Ольговичем.

* 1146г. Святослав Ольгович на пути в Рязань заходил в город Елец и другие города. Великий князь Изяслав Мстиславич Киевский участвовал в войне Давыдовичей с Ольговичем. Свя-тослав был в Новгороде Северском. На него напали Давыдови-чи. Святослав осаду выдержал, но получил известие о том, что на него идёт Изяслав Киевский. Опасаясь проиграть битву, Святослав вместе с семьёй и женой брата Игоря, убитого потом воз-мутившимися киевлянами, бежал в лесную страну, в Карачев.

Вместе с князем ушла и часть верной дружины. От Карачева ближе было к Москве, где в ту пору княжил союзник Свято-слава – Юрий Долгорукий. Жители Новгорода Северского тут же донесли в Путивль князю Изяславу и Давыдовичам о том, что их бросил князь Святослав и убежал в Карачев.

Изяслав Давыдович решил броситься в погоню – налегке, без возов, с конницей в 3000 человек. Изяслав шёл к Курску, мимо города Севска и Болдина.
Известно, что речь идёт о городе Болдыж=Балдыж.

Изяслав преследовал Святослава неосторожно, дозволяя значительные разъезды. Такою оплошностью воспользовался Святослав Ольгович. От «языка» он узнал нужные сведения о войске Изяслава и немедленно выступил из Карачева, напал врасплох на дружину князя Изяслава.

Сражение произошло 16 января в окрестностях Карачева. Святослава ранили копьём в руку, но он одержал победу. Весть о поражении Изяслава застала его союзников в Болдинском лесу, где они расположились было обедать.

Сейчас пишут: в Балдыжском лесу, но где он находился, никто точно не знает. Тут же Изяслав Киевский и брат оплошного князя – Владимир Давыдович двинулись к Карачеву, встре-чая беглецов с битвы. К полудню явился и сам Ярослав Давыдович. Шли весь день без отдыха, но, не дойдя немного до Карачева, остановились ночевать. Святослав, узнав о новом готовящемся нападении на Карачев со стороны Давыдовичей, ушёл ещё далее в сторону Москвы, в город Козельск.

Карачевцы поступили мудро, поскольку не хотели проли-вать кровь ни за тех, ни за других ожесточившихся князей. Они просто вышли в поле, навстречу Изяславу Мстиславичу, доложи-ли об уходе Святослава и просили сохранить им город. Изяславу понравилось такое обхождение со стороны карачевцев, и он мирно въехал в их город, где был принят со всеми почестями.

Видимо, прерванный обед в Балдыжском лесу и ночь, проведённая под Карачевым, оставили о себе тревожную па-мять. И князь, разморенный крепкой медовухою, сытною едою и усыплённый сластолюбием карачевцев, решил больше не ис-кушать судьбу. А может быть, он вспомнил о своей роли собира-теля русских земель и понял, что братоубийственная война ни-кому не нужна?!

Как бы то там ни было, он созвал Давыдовичей на совет в Карачев и так сказал им: «Вот я сделал всё, что вы хо-тели: всю область Ольговичей взял и отдал вам, а что было по-житков, и то взято; что же будет в этих волостях Игорево – рабы, или товар какой, то моё; а что будет Святославовых рабов и товара, то разделить на части».
Увы, о братоубийственной войне, если верить летописи, князь Киевский не говорил, а о рабах и товаре. Нажива, а не думы о величии Руси, одолевала киевского князя. После такого высокопарного выступления, нужно было что-то делать. И князь решил вновь отправиться в …свой стольный город Киев.

А Давыдовичи всё же не успокоились. Получив свыше разрешение на новую добычу рабов и товара, они решили пре-следовать ушедшего Святослава Ольговича, думая о том, что тот морально сломлен, и полная победа вот–вот будет в их руках. Они оставили своего союзника Святослава Всеволодовича в Ка-рачеве, а сами ушли к городу Брянску (Дебрянску).

А Святослав Всеволодович решил и сам проявить инициативу. Он тайно послал верных людей из Карачева в Козельск к своему дяде – Святославу Ольговичу, чтобы уведомить обо всём, что произошло в Карачеве, а также сообщить об уходе Давыдовичей в Брянск. Не исключено, что такая рокировка со стороны племянника была продиктована тем, что он узнал о присылке в Козельск князем Юрием Долгоруким надёжной по-мощи?! Знали об этом и Давыдовичи, если решили всё же не нападать на Святослава Ольговича. А вместо этого они повели идеологическую обработку населения.

На совете вятических старейшин Давыдовичи рекли: «Свя-тослав вас не любит и области вашей не жалеет, а разоряет её – точно не свою область; он такой же враг и вам, как нам; старай-тесь как-нибудь обманом поймать или убить его и дружину его перебить, а имение его пусть будет вам».

Конечно, Давыдовичи хитрили и приписывали противнику то, что нужно было бы приписать и себе. Мы помним, что говорил киевский князь: о рабах и товаре. Ни о какой любви к родине, о братоубийственной войне…
Теперь же они вспомнили о любви к народу: «Святослав вас не любит…».

Правда, в конце их речи становится ясно, кто такие Давы-довичи на самом деле: «а имение его пусть будет вам». Вятические старейшины – эти «младенцы, грубые и неотёсанные» – ответили так, как и подобает мудрецам:

«Вы все – наши госуда-ри, и нам равны, кто нами владеет, тому мы верны и покорны, не взирая на милость и немилость, рассуждая, что сам Бог определяет вас над нами, и не без ума, по Апостолу, меч в нака-зание виновным, а отмщение злым и оборону обидимым носите, а нам руку свою поднять на Господа не можно, и никогда то-го в нас и праотцах наших не бывало».

Этот ответ приводится в «Истории» В.Татищева.

Возможно, что вторая часть ответа приписана летописцами позже, но не в этом дело. Вятичи, как пишет автор, хотели таким ответом прикрыть своё равнодушие к Давыдовичам. Князья остались «этою (мнимою) верностью довольны и «вель-ми похвалили их», оставив им своих посадников в городах Брян-ске, Мценске и других. Учитель писал, что вятические старейшины, исходя из ответа, были христианами. Это не исключено, как и то, что христианский летописец мог и сам добавить от себя необходимые в данном случае слова.

см. 2

(С) В.И. Агошков.