Письма другу об Америке. Письмо 2-е. Вашингтон

Татьяна Осипцова
Итак, дорогой друг, я продолжаю рассказ о своем путешествии по Америке.

ВАШИНГТОН

Столица Соединенных Штатов была вторым городом, который мы с мужем и Мариной посетили. Ехали туда из Нью-Йорка на автобусе. Автобусы комфортные, в них даже WiFi есть, и розетки – можно зарядить телефон или компьютер, если разрядился. WiFi есть также в поездах метро, и в американских самолетах. Всеобщая компьютеризация! Кстати, об электронных девайсах – телефонах, планшетах и компьютерах. Я заметила, в Америке намного меньше, чем у нас, разговаривают по телефону, во всяком случае - на улице редко увидишь человека с трубкой у уха. Не любят болтать не по делу? Или соблюдают приличия? Нам подключить к американской сотовой связи удалось лишь один из трех телефонов – смартфон моего мужа. К обычным аппаратам Nokia американские симки почему-то не подошли. Полный пакет услуг, с безлимитными звонками и интернетом стоит по нашим понятиям дороговато, но у американцев заработки не наши, им по карману. Кстати, мы думали, у них салоны связи, как у нас – на каждом шагу. Отнюдь нет. И моделей телефонных аппаратов в них выставлено значительно меньше, чем у нас. Вначале нас это удивило, а потом сообразили: во-первых – нет старья, а во-вторых – вся техника «белая». Естественный отбор. Американская молодежь активно переписывается смс-ками, впрочем, наши молодые тоже переписываются, чаще, чем люди постарше, я давно заметила. У многих планшетники. Снимают прямо на них фото и видео. В метро люди сидят, уткнувшись в свои девайсы. Читают, лазают по Интернету. Людей с газетами и бумажными книгами не видно. Когда возвращались из Вашингтона, рядом сидела негритянская компания. На троих три ноутбука, два планшетника, три смартфона, и все это включено, и они, видимо, найдя что-то интересное, во все горло обменивались мнением, гоготали. Шумновато себя вели, хотя многие в автобусе, по вечернему времени, спали, или вот как женщина на соседнем сиденье – она тихонько занималась шопингом со своего лэп-топа. Я обратила внимание, что белокожая часть населения вообще ведет себя сдержаннее. Что это, темперамент у негров, или?.. Не могу судить, времени маловато было сделать определенные выводы.

В Вашингтон мы ехали не наобум, а в гости к моей подружке по Прозе, Глэдис. Они с мужем встретили нас, накормили-напоили в греческом ресторане, где все было вкусно, мило, правда, для нашего непривычного уха несколько шумновато. Затем нас прогуляли по вечерней столице и рассказали о ней, опять напоили, и спать уложили. Замечательные, очень милые и гостеприимные ребята. Несмотря на разницу в возрасте (они нам в дети годятся), общение сложилось абсолютно непринужденное. Говорили-говорили, остановиться не могли. Ребята эрудированные и очень интересные. Встреча с ними оставила у нас самые теплые воспоминания.

На следующее утро мы распрощались, Глэдис с мужем отправились на работу, а мы на автобусную экскурсию по американской столице. Слава богу, гид был не живой, текст экскурсии читал диктор с английским произношением, поэтому мы, сидя на открытой верхней площадке, вовремя поворачивали головы направо и налево, приблизительно понимая, о чем нам рассказывают. С этих автобусов можно сойти на одной из нескольких остановок, пойти погулять и затем сесть на следующий такой же автобус.

Вашингтон совсем не похож на Нью-Йорк. Он застроен не так бестолково и показался мне чище и ухоженней. В центре много зелени и зданий в стиле классицизма, что мне, уроженке Питера, грело душу. Архитектурные ансамбли, просторные площади, большие пространства – это то, что мне близко. Капитолий (только не смейтесь) показался мне гибридом из Исаакия и Смольного института. Смольный впереди, а за ним Исаакий высится. Ну, правда – очень похоже, только белокаменный. Гибрид гибридом, но смотрится органично и величественно. Прекрасно подсвечен по вечерам, парит над темнотой, как торт из бисквитного фарфора.

Центр Вашингтона очень красив, есть здания в стиле арт-деко, который я обожаю, Но есть в нем и районы с выстроившимися вплотную друг к другу маленькими домиками, двухэтажными, в два-три окошка, постройки девятнадцатого - начала двадцатого века. У Глэдис с мужем такой же. Эти дома считаются историческими, и собственникам делать в них перепланировки, даже внутри, можно только с особого разрешения, тем более нельзя поменять по своему вкусу вид фасада. На некоторых улицах с разноцветными, двух-трехэтажными домиками-пряниками создавалось впечатление, что ты вовсе не в Америке, а где-нибудь в Голландии. Я не представляла, насколько города Америки малоэтажные. Наверное, это меня удивило из-за того, что в Петербурге двухэтажный дом редкость, а уж в два окна по фасаду я, пожалуй, и не видела ни одного. Есть в Вашингтоне домики-утюжки, там, где улицы лучами расходятся. Маленькие, просто как игрушечные – картинка!

Полюбовавшись издали на Белый дом, прокрутив на автобусе пол-Вашингтона, мы вышли возле Музея Американской истории. Очень интересно построенные экспозиции, гуляешь по залам и оказываешься то рядом с первыми переселенцами (восковыми, конечно), то попадаешь в девятнадцатый век – эпоху начала технического прогресса, то в третье десятилетие века двадцатого, то в типичный дом американца пятидесятых годов. Даже без гида было интересно там побродить. 

Побывали мы и в музее космоса. Впечатление двоякое. Огромный музей, обширная экспозиция: спутники, ракеты, космическая станция чуть ли не целиком, только вот создается впечатление, что дорогу в космос открыли американцы. Про первые советские спутники и полет Гагарина – краем, на паре стендов под стеклом, впрочем, рядом со скафандром Армстронга экспонируют скафандр гагаринский – неужели подлинный? Неужели наши продали? С них станется… Привлекли внимание несколько писанных по-русски от руки листочков о подготовке к полетам, времен Королева. В общем, посетители музея ни за что не поймут, какой огромный вклад в освоение космоса внес Советский Союз, хоть и писали наши конструкторы свои бумаги на коленке и от руки.

Последний наш пункт в Вашингтоне – Музей американских индейцев. Большое здание, на всех этажах экспозиции устроены, как лабиринты, можно и заблудиться. Темные помещения, траурные тона. Предметы быта, оружие, вышитая бисером кожаная одежда, праздничное облачение вождей, поделки из дерева и камня.  Приглушенные голоса дикторов в каждом зале, экраны с хроникой жизни индейских племен, прошлой и современной. Музей, как покаяние, как просьба о прощении, так я это почувствовала.

Был будний день, но народу в музеях полно, и очень многие с детьми, даже буквально с грудными. Для нашего глаза это непривычно и поразительно. Честное слово, видела мамаш с месячными младенцами! Американцы вообще таскают детей с собой куда надо и не надо. На мой взгляд – не надо. Ну, какой толк пятимесячному в Диснейленде? Что он там увидит, кроме толп народу, что поймет? Но американцы приучают своих чад к жизни в обществе с самых младых ногтей. И, должна признать, капризничающих, ноющих и плачущих детей я там как-то не видела. И, кстати, все устроено для того, чтоб можно было маленьких деток с собой таскать. В любом дамском туалете – столик для пеленания, то бишь для смены памперсов. Вот, кстати, еще одна небольшая, но немаловажная черточка из американской жизни.

ТУАЛЕТЫ

Я не о дамских туалетах, а о тех, что обозначаются буквами Эм и Жо. WC. А в Америке - Restroom. Снабженых фигурками в юбочках или, наоборот, в брючках, и словами Women и Men. В Диснейленде мне попались Lady и Gentleman и даже Qween и King. C последними, пойдя по стрелочке, я попала в замешательство, не сразу сообразила, при чем тут королева и король.
Все туалеты в Америке бесплатные! Даже в Европе почти везде платные. Один Евро стоит справить нужду в Финляндии!
Туалетов в США много. Если нет общественного, многокабиночного, можно воспользоваться «удобствами» в любом кафе или ресторане, или магазине (в наших кафе тоже теперь пускают, незабвенная Валентина Ивановна, слава богу, специальный указ по этому поводу написала несколько лет назад, но вот в ресторане, или в магазине – кто вас туда пустит? В Америке пускают. Даже если ты зашел только за этим. С пониманием относятся к потребностям человеческого организма). Бумага туалетная, жидкое мыло, салфетки или электросушители для рук – везде в наличии. Даже если это пустующий по случаю окончания сезона общественный пляж на тихоокеанском побережье. Даже если это деревянный туалетик на высоте в 7 тысяч футов, на крошечной автостоянке для путешествующих, желающих полюбоваться горными видами. А ежели не проведена вода, так значит, есть устройство-дозатор с дезинфицирующим раствором. Мелочь? Как сказать. Скорее забота о людях, об их удобстве. Всегда и везде.

Я немного отвлеклась, а разговор шел о детях. Так вот, будь хоть какой туалет-растуалет, месячного младенца я бы туда не внесла. Я бы его из дома – только во дворе погулять. Американские мамаши-папаши к этому относятся проще. На каменный стол положили, попу подтерли, новый памперс натянули и вперед, к культуре или развлечениям. Или в кенгурушке на маминой груди, или у папы на закорках, или в колясочке. В музеи ходят с детскими колясками! Как-то я такого у нас не видела. Зато в Америке я не видела бабушек-дедушек с детьми! Не скидывают на них внуков! Похоже, это действительно, не принято. Даже не знаю, жалеть мне по этому поводу американских мамаш или, наоборот – бабушек. Принимать участие в воспитании внуков – это такое счастье. И соответственно, родителям не иметь возможности от детей отдохнуть – тоже ведь тяжело. Но у них так. Бабушки и дедушки гуляют отдельно от детей.

И инвалиды гуляют – это вообще отдельная история! Их везде полно, для них выезд из дома не проблема, как для большинства наших.  У входа в музеи стоят инвалидные коляски, то ли на смену, то ли для тех, кто на машине без коляски приехал.  Жизнь американских людей с ограниченными возможностями (как их у нас теперь положено называть) проходит среди людей, ходящих на ногах и не имеющих явных отклонений. Например, билеты в студию Universal в Лос-Анджелесе нам продавал парень весом килограмм ста семидесяти, здорово косоглазый, почти слепой – документы к самому носу подносил – и вообще, он смахивал на дауна. Дело свое исполнял довольно неловко, медленно, но исполнял, и как мне показалось, гордился этим. У нас бы такому работу на бойком людном месте ни за что не дали. Ну, может, в стороне, подальше от людских глаз… Когда в нашей стране перестанут шарахаться от инвалидов? Правда, кое-что уже меняется. Вот в школах, например, пандусы построили для инвалидных колясок. Знать бы еще, как родители эти коляски из наших узких парадных вытаскивать будут? С детскими, и то проблема выползти на свет божий. А американские инвалиды раскатывают себе на колясках с моторчиками – везде! Иногда с сопровождающими, а то и в одиночку. Бабаньки, божьи одуванчики, сто лет в обед, песок сыплется – чешут в колясках по Стрип  в Лас-Вегасе, или по залу в казино, приземляются возле автомата, и играют! Или раскатывают по паркам развлечений, с удовольствием взирая на окружающую суету. Уважаю и восхищаюсь! Кстати, как и у нас, старушек в общественных местах наблюдается больше, чем старичков. И там женская половина пожилых людей активнее мужской – что и требовалось доказать!

В Вашингтоне много музеев (повторюсь, все бесплатные!), но, к сожалению, у нас был всего один день. Вы, наверное, думаете, мой друг: что ж она взялась рассказывать о США, познакомившись со страной столь поверхностно? Но я рассказываю не о стране, я описываю свои впечатления о ней, и…

Продолжение следует…


Продолжение на
http://www.proza.ru/2012/11/14/1520