Чудесный документ из недр полицейского учреждения

Александра Плохова
ЧУДЕСНЫЙ ДОКУМЕНТ ИЗ НЕДР ПОЛИЦЕЙСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ НЕМНОГО О НОЯБРЬСКИХ ПРАЗДНИКАХ.

(Рассказ был представлен на конкурс и опубликован в КНИГЕ 6 "НАСЛЕДИЕ").

Лоскутным покрывалом всех оттенков серого цвета – тёмных, светлых, дымчатых и серебристых - раскинулось  за окнами осеннее московское небо, в котором изредка мелькают лазоревые прорехи.

Четвёртое ноября 2012 года. Сегодня государственный праздник. Выходной день.
У нас же свой семейный праздник: 26 октября родилась моя вторая очаровательная внучка – Ульяна! Ей всего 13 дней. И радости в доме нет предела.

Спрашиваю внука Ваню, что за праздник сегодня в нашей стране? Он не знает. Ему, одиннадцатилетнему, простительно. В школе только приступили к изучению истории, но, увы - не России, а Древнего Египта.
А мы, взрослые, сами в тупике: такая путаница с этими ноябрьскими праздниками. В течение 70 лет  помпезно - с парадами, демонстрациями, военными маршами – отмечали 7-ого и 8-ого числа «Октябрьскую Революцию». Теперь же, в постсоветской России - праздник, как мне кажется, механически перенесённый на 4 ноября и завуалированный громким названием  «День народного единства».  И проходит этот день, в масштабе государственном, тихо, скромно, как-то стыдливо. И вызывает много вопросов и споров, что не способствует единению.
Из новостей узнаём: Президент возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому.

Вот! О Минине и Пожарском и поговорим в кругу семьи, пока мирно спит  в колыбельке наша Ульянка!

Издревле 4 ноября (по старому летоисчислению – 22 октября) в Русском Царстве-государстве официально отмечали иной праздник.
В 1649 году повелел царь Алексей Михайлович:

- Праздновать 22 октября Казанской иконе Божией  Матери «во всех городах по вся годы»!
 
И была знаменитая икона самой почитаемой на Руси. Шёл православный российский народ к ней в храмы во все времена с благодарностью, верой и надеждой на помощь. Идёт, и по сей день!

О чудесном обретении иконы в городе Казани в 1579 году существует народное предание, известное по повести Патриарха Гермогена (Ермрогена, как он подписывался сам) – «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». 
Гермоген  же, как предполагается, является автором гимнографии, посвящённой Казанской иконе Божией Матери - (Тропарь, Кондак,  Величание, Молитва).
Патриарх Гермоген - «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный» был прославлен в лике святых, как священномученик.
Это произошло в воскресенье 12 мая 1913 года - в год празднования 300-летия Дома Романовых.

Казанский образ Божией Матери и имя Патриарха Гермогена навечно остались в сердце российского народа, пережившего тяжкий период Смутного времени.
С Иконой Богородицы, вдохновляемые патриотическими воззваниями Патриарха Гермогена, заточённого поляками в темницу (где он скончался от голода 17 февраля), народные ополченцы под  руководством Минина и Пожарского изгнали интервентов – поляков  из Кремля.
А 7-го ноября (26 октября по старому стилю) 1612 года они торжественно вошли в освобождённый Кремль.
 
В этом году исполняется 400 лет этому историческому событию, настоящему Празднику, который приблизил окончание Смутного времени!
 
Минин и Пожарский! Спрашиваю Ванюшку, что он знает об их подвиге? С удивлением узнаю – знает.
– Ну, бабуль, - с упрёком говорит Ваня, - Ты же сама мне подарила книгу Ишимовой «История России в рассказах для детей»!
И он предлагает отправиться на Красную площадь, к памятнику Минину и Пожарскому. Но мы не можем оставить наших малышек, Полинку и Ульянку.
- В другой раз, - говорю я.
- Хочешь, я расскажу тебе, как я впервые увидела этот памятник?
- В другой раз, – мне в тон отвечает Ванюшка, и убегает. Теперь ему не терпится поиграть с отцом.

А мне вспоминается моё детство, осенний солнечный день 3  октября 1943 года, когда мы вернулись в Москву из эвакуации. Папа привёз нас домой, в родные Сокольники. Радость несказанная! Все взволнованы. Бабушка встречает  нас. В её комнате большой стол накрыт белоснежной скатертью, расставлены приборы. Впервые за два с половиной года семья в сборе за одним столом. Потом нас, детей, отправляют спать. Какое блаженство - лечь в свою кроватку, в постель с пахнущим свежестью бельём! Папа целует мой лоб и шепчет: - Христос с тобой!
Горит огонёк в синей лампадке перед образом Спасителя…

А наутро новая радость! Мой старший двоюродный брат Александр берёт меня с собой «поздороваться»  с Красной площадью. И вот, я, маленькая девчонка, стою посреди огромной безлюдной площади и с восхищением гляжу на Спасскую башню, древние неприступные стены, нарядный Храм Василия Блаженного, на грандиозный монумент, к которому меня за руку подводит Шурик. Он говорит, что это памятник героям народного ополчения Минину и Пожарскому.
Впервые слышу от брата рассказ об их подвиге. И его слова волнуют меня и полнят моё детское сердце гордостью и уверенностью: мы непобедимы! Враг будет изгнан. Война скоро окончится.

Мои воспоминания прерываются воинственными кличами из детской комнаты. Там идет бой. Мои мальчишки - сын и внук – с упоением играют, расставив на полу армии Наполеона и Кутузова. В их коллекции солдатиков бережно хранится бронзовая пушечка образца войны 1812 года, из детства моего деда, а из детства папы – один оловянный солдатик.
 
Улыбнувшись, я снова погружаюсь в свои размышления.
Только гениальный человек, только очень искусный художник, разумом, сердцем и душой сумевший понять суть и духовную атмосферу великого исторического события 1612 года, мог создать живые образы Минина и Пожарского  и воплотить их в бронзе!
Кто он? Кто автор проекта? К стыду своему, не знаю.
 И я включаю компьютер, не подозревая, какой подарок получу через мгновение.

Ну не чудо ли это? Перед моими глазами удивительный уникальный документ. Вот его титульный лист (орфография мной сохранена):

историческое описание
МОНУМЕНТА,
воздвигнутаго
гражданину минину и князю
пожарскому
в столичном городе москве.

с присовокуплением именнаго списка особ,
принесших денежные пожертвования во
всех частях России на сооружение
сего монумента.
Издано по распоряжению Министерства Внутренних Дел.
с. петербург,
В типографии императорского воспитательного Дома 1818.

Кто-нибудь  когда-нибудь получал удовольствие от чтения делового документа, рождённого в недрах полицейского учреждения? Я открываю отчёт о завершённой работе по созданию памятника, длившейся несколько лет, с тщательным описанием всех её этапов и поэтапным расходом выделенных на неё средств. Всего 29 страниц, а сколько интереснейшей информации! Отчёт, с указанием всех лиц, причастных к этой работе.
Теперь мне известно имя автора проекта, победившего в серьёзном конкурсе,:
Мартос Иван Петрович, талантливый русский скульптор, в то время Ректор Императорской Академии  Художеств.

 Какое наслаждение доставило мне чтение этого нежданно-негаданно обнаруженного документа!
Всего лишь - отчёт, но, сколько в него вложено душевного тепла и скрытой гордости за отличную, слаженную работу всех мастеров, служб и чиновников!

Я окунулась в атмосферу начала 19-го века. Я оказалась среди людей, живших и творивших во времена великого Пушкина. Почувствовала их язык, их душу, их честь и достоинство, их единение перед грозным врагом - Наполеоном, их благоговение перед памятью великих героев. Даже война 1812 года не остановила благородного порыва – воздать должное героям 1612 года, – Земскому старосте Козьме Минину и Князю Дмитрию Пожарскому.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади Москвы создан, как известно, на народные пожертвования по инициативе нижегородцев, которая была поддержана Императором Александром I.
Вся Россия,  даже в самых отдалённых уголках нашей Отчизны, принимала в этом участие:  от Его Императорского Величества Александра I до  вдовы прапорщика, от дворянина и купца до  сапожника маленького уездного городка,  от  генерала до солдата далёкого гарнизона.
Может! Может наш народ быть единым! И перед угрозой Государству, и в благородных делах на пользу Отечеству.

Меня поразило, как скрупулёзно составлено приложение к этому историческому документу – «СПИСОК особ, пожертвовавших суммы на сооружение монумента Гражданину Минину и Князю Пожарскому».
Учтена каждая копейка, учтён каждый жертвователь, даже неизвестный, не пожелавший себя назвать, даже некий мальчик без имени, вложивший свой сокровенный 1 рубль.
Учёт вёлся в Департаменте Государственного Хозяйства Министерства Внутренних Дел, «в коем дело о сооружении сего Памятника производилось».

«СПИСОК» возглавляет Его Императорское Величество, лично вложивший в народное дело 20000 руб. 00 коп.

Далее следуют жертвователи Санкт-Петербургской Губернии:
Штатс-Дама Княгиня А.М. Прозоровская – 5000 руб. 00 коп.,
Старообрядец И. Алексеев – 1000 руб. 00 коп.,
Неизвестная особа – 25 руб. 00 коп.

Затем перечислены санкт-петербургские купцы и иностранные гости, мещане и жители других сословий.  Суммы разные. Чаще – 1, 5, 10 руб.

Моё сердце замирает, когда я открываю подписные листы жителей Москвы. Неужели не встречу своих однофамильцев, которым я посвятила своё исследование?
Мною были обнаружены более 60-ти персоналий фамилии Плоховых, служивших на протяжении 500 лет Отечеству (с 15-го по 19-ый век), чьи имена и чины документально подтверждены.
В качестве примера приведу некоторые имена (начало 19-го века):
 Плохово Дмитрий Николаевич, офицер лейб-гвардии Кавалергардского полка, 1801-1825 годы, участник Бородинского сражения;
Плохов Иван Петрович - майор - Кавалер ордена Святого Георгия IV класса. № 1824 (809); 23 ноября 1807 года;
Плохово, Сергей Николаевич – полковник, командир 4-ого драгунского Новотроицко-Екатеринославского генерал-фельдмаршала князя Потемкина-Таврического полка, 1817 – 1826 г.
Плохово Сергей Николаевич - генерал-майор - Кавалер ордена Святого Георгия IV класса № 4419; 18 декабря 1830;
Плохово Пелагея – «прапорщица», помещица восточной части Богородского уезда в 1812г., сельцо Пушкино; представила в ополчение 4-х ратников.

Напрасно я волновалась. Вот имена моих однофамильцев, отмеченные на Московских страницах «Списка» 1818 года:
На странице 58
Москва, Пресненской части
Прапорщик Николай Плохово …….4 руб. 00 коп.

На странице 63
Москва, Сретенской части
Генерал - Майор  Иван Плохов…….10 руб. 00 коп.

На странице 102
По Шуйскому округу
Титулярный советник Алексей Плохово……2 руб. 00 коп.

Дальше я только бегло просмотрела этот список. Осилить чтение в один присест было невозможно – слишком большой объём: 300 страниц.

Находка уникального документа была настоящим подарком для меня. И получила я его в Праздник!
 
Не чудо ли это, исходящее от Казанской иконы Божией Матери?
Ведь именно сегодня, 4-ого ноября, православный российский народ поклоняется ей!

Я достала из шкатулки образок. (Образок старинный, потёртый, когда-то подаренный мне моей подругой, рано ушедшей в мир иной талантливой русской поэтессой Светланой Кузнецовой).
 
И в кругу семьи я прочитала  «Величание» перед Казанским образом Божией Матери, по преданию написанное самим Патриархом Гермогеном:

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем Образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим».

4 ноября 2012 года