Часть 1. Прорвемся

Александр Васильевич Стародубцев
 


           "На глубину двухсот могил
             Меня несёт канат... "               

  Получив команду на включение двигателя, электровоз вздрогнул от возмущения. Словно спрашивал: «Кто позволил этому выскочке загонять железнодорожный транспорт на какое-то подобие куриного насеста?! »

  Фары его заметно потускнели от непомерной нагрузки, словно прищурились от негодования. Потревоженный двигатель машины крякнул, недовольно замычал  и все же провернул колеса.

   Передние скаты безжалостно подмяли доски и, вдавливая их в острые грани камней, стараясь растереть их в щепки, стали, борясь с отвращением вытягивать машину на распластанный  по верху завала деревянный настил.

  Задние колеса были солидарны с передними, но обладая более покладистым характером, послушно повторяли их путь. Шли нога в ногу с передними.

  Такого надругательства над собой, старая маневровая машина еще не знала за всю свою долгую жизнь в подземельях Донбасса.

   Наспех сколоченные неумелыми плотниками крепкие тесины гнулись под тяжестью двухтонной махины. Трещали. Едва не ломались.

   Злорадствуя над незадачливым машинистом, которого еще и машинистом-то назвать было неудобно, рудовоз медленно продвигался вперед, опасно кренясь то в одну, то в другую сторону, угрожая  всякий раз завалиться на бок, пугая назойливого погонялу.

   Машинист второго электровоза, Мишка Шишикин, такой же недоучка, затаив дыхание смотрел в след, строптивой машине и время от времени сглатывал слюну, молча переживал страшное. О том, что ему самому сейчас предстоит гнать свою машину через эту баррикаду, переживать не было времени.

  Колеса машины достигли переката, и мстительно хрустя деревом, двигались под уклон, к окончанию подмостей.  С той же брезгливостью одолев последние их метры, каким-то особым своим чутьем нащупали в темноте рельсы узкоколейки и удачно попали в колею по другую сторону завала.

   Еще не веря в успех затеянной авантюры, остановив умную машину, готовый ее расцеловать, торжествующий Сенька обернулся назад.
  – Ну, как? – Словно ничего не произошло, разрешил он товарищу оценить свою бесшабашную работу.

  – Молодец, Сеня. Кому рассказать – не поверят. И мы – не лыком шиты! – Выкрикивал Мишка, выплескивая из себя весь осадок переживаний, какие мучили его все это время.   

  Теперь ему самому предстояло проделать этот рискованный путь. Страха Мишка не чувствовал, но неожиданно ощутил, что какая-то невидимая сила, словно не пускает его к своему рудовозу. Мишка устыдился минутного замешательства и одолевая неожиданную робость пошел к машине.

  Завал на рельсах он одолел ещё скорее. Обрадованный удачным завершением испытания он подкатил к Сенькиному электровозу и слегка боднул его буфером своей машины.

  – «Гнома» опять пора укорачивать, – беззлобно подумал Сенька как о чем-то надоевшем и  тронул с места свою машину, так неучтиво теснимую Мишкиным нетерпением.

   На этот раз двигатель загудел ровно и упруго, круто разгоняя порожний электровоз. Скоро он набрал достаточную скорость, оторвался от преследования и  бойко покатил к выезду на квершлаг. Под бетонными сводами тоннеля, обгоняя машины, расплывался ровный гул и постукивание скатов на стыках рельсов: «Гу-у-у-у-у-у, тук-тук, тук-тук. Гу-у-у, тук-тук, тук-тук…

  Скоро колеса протарахтели по крестовинам стрелок и выкатились в просторный тоннель квершлага.