Золотые погоны с голубым просветом часть 16

Борис Кириллов
67. Глава. Выезд на пикник  к Амуру.
 Надя встретила меня в дверях, в халате до пят, она улыбалась. я поцеловал ее.
 Она сказала:
- Я приготовила тебе и себе подарок. Закрой глаза.
Я закрыл глаза, а теперь открывай, я открыл. Она стояла в красивом спереди закрытом купальнике золотого цвета. Он великолепно подчеркивал, ее стройную фигуру. Я был восхищен. Потом она вынула руку из - за спины в руке был пакетик. Это тебе плавки, примерь. Плавки были красивые цвета морской волны, на завязках спереди. Я их примерил, они были моего размера. Я был очень доволен подарком и сказал об этом Наде.
 Утром мы с Юрой встретились в  столовой, он сказал:
- Мы поедем , за 20 км от Хабаровска на север. Там он знает на Амуре великолепную лагуну, скрытую от посторонних глаз.
- Там можно и отдохнуть и искупаться не мозоля другим глаза.
Мы так и решили. Юра договорился с начальником ПДС (парашютно  - десантной службы) и он дал ему 2 двухместные польские палатки. Они были маленькие и легкие. После обеда Юра отпросил нас у командира эскадрильи и мы поехали к Наташе домой, там нас ждали наши женщины. Они подготовились основательно. у каждой было по корзинке со снедью. вокруг хлопотала теща Юры, она пыталась нам всучить еще и меховые летные куртки. Мы сказали, что у нас с собой две кожаные куртки и две демисезонные. Нам будет не холодно, приторочив к багажникам груз,  мы расселись по своим местам. Надя за моей спиной, Наташа за спиной Юры. Коляска была забита корзинками со снедью и другими нужными для похода вещами.
 Мы поехали к месту, которое выбрал Юра. Я вел свой мотоцикл за Юриным «Уралом», дорога была хорошая асфальтированная. Надя обняла меня за талию и прижалась ко мне.  Она положила голову в шлеме ко мне на плечо и ее волосы щекотали мне щеку. В начале мне было щекотно ,но потом я привык, аромат ее волос кружил мне голову.  Вскоре мы свернули на грунтовую дорогу и поднялись на сопку. С высоты открывался вид на Амур. В этом месте Амур делал петлю. Юра показал на петлю в самом основании петли ,была еле заметная лагуна. Мы спустились с сопки, дорога пошла влево, а мы повернули на право. Подъехали почти к берегу Амура, лагуны не было видно. Стояли непролазные кусты. В них нельзя было просунуть руку. Мы слезли с мотоциклов и пошли искать проход в лагуну. Вскоре наша попытка удалась,  мы нашли проход среди кустарника. Правда,  туда надо было мотоциклы закатывать.  Кусты слишком низко нависали над землей. С начало мы затащили мою Яву. Потом всеобщими усилиями затянули "Урал". 
Лагуна была великолепна. Она была выгнута полумесяцем, имела 30 метров в длину. До кустов было метров 10. Вся лагуна была покрыта мелким песочком. Мы поставили в тенек свои мотоциклы и пошли готовить лагерь. Первым делом мы поставили две палатки. Расстояние между ними было метров 10. посередине мы натаскали бревен и сделали подобие очага, скамеек и импровизированного столика. Разожгли костер. Измазавшись,  пошли искупаться. В начале,  было мелко, а потом сразу же начинался обрыв.
Мы искупались и посоветовали нашим дамам быть осторожными. Наши женщины разделись, они были великолепны. Наташа была в открытом купальнике. Он был похож  на  шкуру леопарда. У Нади был закрытый спереди купальник. Сзади он был полностью открыт. Они стояли обнявшись ,одного роста с красивыми точеными фигурами. Мы с Юрой залюбовались ими. Вдруг раздался протяжный гудок. Мы обернулись прямо на нас шел корабль , потом он повернулся боком и прошел мимо нас в 10 метрах . С корабля на нас в бинокль смотрел почти весь экипаж.
Мы собрали свои вещи, оделись и начали выезжать, из приятной как нам казалось лагуны. Пока мы выезжали,  прошло 3 баржи и 2 корабля. Мы оседлали своих железных коней и поехали искать новое место. Через 500 метров мы нашли нормальное место, Амур в этом месте делал разветвление и намыл песчаный остров. Фарватер проходил за островом. От берега до острова было метров10 воды, глубина там составляла 1.50-160. Искупаться вполне можно было. Мы подъехали, выложили вещи. Начали ставить палатки. На это ушло мало времени, мы уже освоились с ними, потом мы набрали хвороста и развели костер
. Дамы предложили нам искупаться. Мы приняли предложение и все вместе бросились в воду.  Перебравшись на остров мы обследовали его. В конце острова валялся пробковый спасательный круг. Мы подобрали его, на нем было написано "Анадырь". Этот круг, наверное, сорвало с борта судна. Мы стояли и смотрели на Амур, который открылся перед нами. Я взял спасательный круг и обмыл его водой, потом лег на него и поплыл. Надя тоже захотела поплавать на круге, я отдал его ей , она поплыла,  держась за него руками,  потом она вылезла с кругом на берег. Мы обнялись и пошли обследовать остров. Дойдя до края острова,  мы повернули в сторону нашего лагеря.

 Вдруг в протоке что-то плеснуло. Мы подумали, что кто- то кинул камень. Оглянулись, но на острове никого не было кроме нас. Юра и Наташа были в лагере. Вдруг в воде еще раз плеснуло. Мы пригляделись против течения стояли большие рыбы. Они еле шевелили плавниками. Надя сказала это Кета пришла на нерест. Мы потихонечку переплыли на другую сторону. Я показал Юре на рыб.
 Он сказал:
Я с собой взял несколько телевизоров.
 Мы пошли к Уралу и вытащили их. Телевизоры это рейки,  в которых закреплена сетка. Телевизоры снабжены грузом,  они ставятся против потока. Рыба попадает в них и поплавок переворачивается, остается только забрать его.
 Вот такими телевизорами мы решили ловить Кету. Подойдя к стоящей рыбе на расстояние вытянутой руки ,мы завели телевизор и рыба в нем. Так мы поймали 12 рыбин. Все рыбины были с икрой. Мы принесли улов.
 Юра сказал:
- Девчонки,  сейчас вы будете есть икру пятиминутку.
 Он достал пачку соли налил в котелок воды и засыпал туда соль. Потом очистил картошку и бросил в котелок, картошка всплыла. Он вытащил картошку, достал рыбину и вспорол ей брюхо. Достав икру в пленке, он на разделочной доске осторожно освободил от пленки икру и отодвинул в сторону. Потом он попросил у Наташи ее косынку. Она дала ее ему, Юра стал сбрасывать икру в косынку. Наташа начала было возмущаться, но он сказал:
- Я куплю тебе другую, мне  эта всегда  не нравилась.
Так мы распотрошили все 12 рыбин, получилось почти полная косынка икры. Юра связал концы косынки и стал болтать ей в котелке. Иногда развязывая и помешивая икру ложкой,  где то через 8 минут он развязал косынку и дал всем продегустировать. Перед нами лежала великолепно подсоленная икра. Мы с удовольствием попробовали ее. Потом мы тушки рыбы обмазали илом и засунули в ямки, засыпали их горящими углями.  Пока рыбка парилась в собственном соку, мы почистили овощи, порезали хлеб и накрыли на стол.
 Все было готово для трапезы. Я принес корзину с напитками, там были 2 бутылки коньяка и 2 бутылки венгерского вина. Я  достал стаканчики, открыл коньяк и вино и стал разливать,  первым я налил в стаканы дамам, потом налил коньяк нам. В это время Юра на картонных тарелках принес рыбу. Мы подняли первый тост за приятный отдых,  выпив мы принялись за трапезу. Рыба была великолепна. Икра очень вкусная. Особенно на свежем воздухе и с запахом дымка. Когда мы налили по второй,  Юра предложил на вечер сварить уху. Я согласился. Для этого нам надо было наловить мелкой рыбешки. Мы с Юрой принялись за дело. У Юры были припасены 2 складные бамбуковые удочки и снасти к ним. Собрав удочки,  мы пошли рыбачить.
Мелочь в лице окушков , ершей, мы наловили быстро, потом мы поймали двух  Кетин. Все ингредиенты для ухи были готовы. Мы пришли к нашему лагерю и стали варить уху.  Сначала отворили мелочь,(выпотрошив и почистив ее)Потом вынули ее заложили порезанные большие куски кеты поварив ее досыпали пшенки чуть картошки и продолжили варить. Затем положили туда луковицу горошком перца и лаврового листа. Перед самой готовкой Юра взял головешку и сказал смотрящим за ним дамам :
 - Ой, смотрите, какая птица полетела.
 Когда они повернулись, он сунул головешку в уху и вытащил ее. Дамы ничего не обнаружив накинулись на него.
 Он ответил им:
-Нельзя так пристально смотреть на уху, особенно женщинам, можете сглазить, вот я и отвлек вас. Потом он налил немного коньяка в кружку, вылил в уху.
Наши дамы заверещали:
- Зачем ты это сделал.
Юра ответил:
- Рыбный суп, отличается от ухи тем, что в уху добавляют водку.
- У нас только коньяк, так ,что будет уха с коньяком.
 Пока он это говорил,  уха закипела, пора было ее снимать. Мы сняли котелок и поставили его рядом с костром доходить и навариваться. Сами же пошли отдохнуть.  Забравшись в палатки мы немного полежали, я уже стал засыпать, как раздался голос Юры:
- Все на выход ,уха готова.
На столе стояли 4 миски, там была налита уха. Стаканчики тоже были наполнены, у мужчин коньяком, у женщин вином. Все выпили и принялись за уху. Она всем очень понравилась, дамы похвалили,  еще им понравилось, что уха пахнет костром. Все даже попросили добавки. Юра всем долил ухи, а я налил в стаканчики. Мы еще выпили и стали есть. После сытного обеда, всех стало клонить ко сну. Мы разложили одеяла и легли на солнце позагорать. Я не заметил как уснул. проснулся я от того, что у меня горела вся грудь.
 Я открыл глаза, солнце уже ушло. Я попытался встать , но на моем плече лежала голова Нади, а ее рука лежала на моем животе. Моя правая ладонь лежала у нее на спине. я разбудил Надю, мы встали.
 Надя сказала:
- У меня горит вся спина.
Я повернул ее к себе , мне открылась интересная картина. Посередине,  спины у неё отпечаталась моя ладонь. Я сказал Наде об этом.
 Она засмеялась и сказала:
-  Ты на свой живот посмотри?
 Я нагнул голову, на животе у меня отпечаталась ладонь Нади. Мы пошли купаться. Искупавшись, пошли к палатке. На встречу к нам шли обнявшиеся ,Юра и Наташа.
 Наташа сказала:
-  Видно теперь Борис, что ты загорал не один. Только, женщина всегда может оставить свою метку на своем мужчине.
 Я повернул Надю спиной, Юра  и Наташа рассмеялись.
-  Вы даете, теперь вам придется загорать по новой.
- Ничего загорим.
 Ответила Надя:
- Кроме вас ,нас никто не увидит голыми.
 Она обняла меня за талию, мы пошли к палатке. В палатке мы улеглись рядом, но Надя тут же вскочила, ей жгло спину. Она перевернулась на живот, а я пошел к Наташе узнать есть ли у нее какой- ни будь крем. Наташа дала крем,  я намазал Наде спину. Потом намазал себе живот и грудь, с каждым часом отпечатки ладоней у меня на животе и у Нади на спине становились заметнее. Мы не заметили,  как уснули. Проснулся я от того, что кто то меня дергал за ногу. Я поднялся и открыл полог палатки. Перед палаткой стоял Юра
Он сказал:
- Пойдем, надо готовить ужин.
 Мы принесли хвороста, потом взяли телевизоры и наловили 8 рыбин. Приготовив икру и зажарив рыбу, мы опять собрались за столом. Поужинав и попив чаю, мы разошлись по палаткам. Надя предложила прогуляться. Мы пошли по берегу, над нами светились яркие звезды. Они даже отражались в протоке. Мы сели на берегу и стали наблюдать за водой.
 Надя сказала:
- Я хочу купаться.
 Я сказал:
- Потом опять все сушить
 Зачем сушить,  надо все снять и искупаться голышом.
 Меня долго уговаривать не надо было, я быстро разделся и вошел в воду, за мной медленно стала входить Надя. Луна освещала всю ее красивую фигуру, она как будто отражала  ее свет, вокруг ее прекрасного тела был ореол. Я залюбовался на нее.
 Вдруг раздался ее голос:
-  Мы глазеть будем друг на друга, или купаться.
 Она пробежалась и нырнула в воду, я последовал за ней. Вволю наплававшись, мы вернулись в наш лагерь. Там залезли в палатку , я вытер тело Нади полотенцем. Потом она вытерла насухо меня. Обнявшись, мы уснули.

Проснулись мы от грохота железа, это Юра созывал нас на завтрак. Мы вылезли из палатки и открыли рты от удивления. На столе в мисках стояли салаты из свежих овощей политые сметаной, а на костре Наташа дожаривала яичницу в большой сковороде. Мы были очень удивлены этому. Оказывается, пока мы спали, Юра с Наташей поехали в ближайшую деревню, там они купили овощей, яиц и им хозяйка на прокат дала большую сковородку, которую на обратном пути они пообещали вернуть.
 Мы все сели за стол, Юра достал коньяк и вино и разлил по стаканам. Мы выпили и принялись за еду. Позавтракав и убравшись, мы пошли купаться. Вода была очень приятной. Потом мы лежали и играли в карты. Проигравший то отжимался, то катал на себе других (это для мужчин) Для женщин, отжимания или же встать в какую ни будь красивую позу. Игра всем очень нравилась.
 Мы не заметили, как подошел обед. Все стали готовить уху ,через час насладившись ухой и искупавшись, после отдыха мы стали собираться домой. Собрав палатки, все наши вещи и уложив их в коляску и в багажники мотоциклов, мы поехали. По пути мы заехали в деревню отдали сковороду и купили у хозяина 8 хвостов копченой кеты. Потом через 40 минут мы подъезжали к дому Наташиных родителей. Мы с Надей взяли 2 хвоста рыбы попрощались с Наташей и Юрой и поехали к Наде домой.





68.Глава. Летающие пожарные.
 На утро я одевшись в летный комбинезон, полакомился немного копченой рыбой поехал в часть. Придя в столовую там я встретил жующих , Якова и Юру. Позавтракав,  мы пошли на построение. На построении нам сказали, что несколько экипажей МИ-8 будут переучиваться для тушения пожаров. В это число попал и наш экипаж.
Нам сказали переодеться в повседневную форму и прибыть в штаб ВВС в Хабаровск. Мы взяли свои рабочие тетради и положив в штурманский портфель на своих мотоциклах поехали в штаб. Первым ехал Юра, он вез в коляске Якова, а сзади другого борттехника. Со мной ехал мой одноклассник Коля Побединский. Без всяких происшествий мы доехали до штаба округа.
 Нас построили,  пересчитали и направили в класс, где нам стали давать теоретическую подготовку о пожарах и как с ними бороться. Потом провели занятия по работе с конусом в который набирается вода, для тушения пожаров. После двух дней теоретической подготовки была практическая. Мы работали с конусом со своего вертолета на полигоне. Там был разведен большой костер из отработанных колес. Вот его нам пришлось тушить, мы справились с этой задачей со второго захода. Потренировавшись несколько раз, наш экипаж и другой с нашего полка приобрели опыт в тушении пожаров, в один из дней на полигон приехало партийное руководство Хабаровского края и командующий Дальневосточным округом. Нам пришлось показывать свои навыки им. Парой вертолетов мы быстро затушили кучу горящей резины. Руководству очень понравилось наше выступление, говорят оно даже, зааплодировало. Правда, мы этого не видели.
Потом мы все поехали в штаб округа. Там нас построили всех,  поздравили с хорошей работой военное и гражданское руководство ДВО.
В летные книжки мы записали допуска к работе с водной поверхности и  на работу при плохой видимости. Мы поехали по домам. На следующий день экипажи,  которые тренировались для тушения лесных пожаров стали направлять в разные точки Хабаровского края и Приморья. Якову приказали сдать вертолет и получить новый,  который перегнали с завода. Этот вертолет был специально оборудован для этих целей. Внутри грузовой кабины располагались 2 бочки с топливом. Этот вертолет мог больше держаться в воздухе. Нам дали задание лететь в сторону Де Кастри. Это населенный пункт находится северо- востоке Хабаровского края. На берегу Татарского пролива. Там были большие лесные пожары. Пожарники не справлялись своими силами. Туда стянули все силы пожарные части. Теперь направляли 2 наших вертолета МИ-8 и ждали экипаж летающей лодки.
69. Глава. Тушение лесных пожаров в Мариинском.
Мы прилетели туда к вечеру. Аэродром находился в населенном пункте Мариинский -Рейд. Это была грунтовая полоса, на которую приземлялись самолеты аэрофлота АН-26 , Л-410,АН-2. Перпендикулярно ей находилась полоса 900 метров сделанная из бетонных 8 граников. Как нам сказали, она была построена еще до войны. Когда мы прилетели, нас очень радушно встретили. Мы заправили и зачехлили вертолеты. После нас отвезли на ужин в столовую.
 Потом директор леспромхоза А.Н. Лебедев лично отвел нас в гостиницу. Гостиница была двух этажная из лиственницы. Номера были 2х и 4 местные. Все было сделано по домашнему,  уютно. В номерах стояли деревянные 1.5 спальные кровати. На стенах весели репродукции картин. В номере были умывальник и туалет. Постельное белье было накрахмалено. В комнатах стоял запах свежесрубленного дерева. Мы разделись и легли спать. Уснули мы моментально, что с нами никогда не происходило. 
Утром нас разбудила дежурная. Она сказала, что нас в столовой ждет завтрак, а потом директор нас приглашает на совещание. После великолепного завтрака (жареная картошка с мясом домашнего хлеба с маслом и красной икрой, какао) мы пошли на совещание. Яков и другой борттехник поехали к вертолетам. Мы вчетвером зашли в большой терем. Это было здание дирекции леспромхоза. На втором этаже был кабинет директора. Кабинет был просторный, из- за стола поднялся высокий седой широкоплечий мужчина. Он поздоровался со всеми за руку. Потом предложил присесть к столу. Когда мы все расселись, он по селектору вызвал мастеров и главного инженера. Пока они шли он спросил:
 - Как вам спалось, ничего не мешало?
 Все сказали:
- Спалось очень хорошо.
 Он засмеялся и сказал:
- К нам из Москвы приезжают, чтобы отоспаться.
-Это все из -за того, что здесь очень хороший воздух, одна лиственница.
- Как вас покормили завтраком?
 Мы сказали:
- Завтрак нам очень понравился.
Потом пришли мастера и главный инженер с картами. Нам показали наибольшие очаги пожара. Мы все это нанесли на свои полетные карты.
 Александр Николаевич сказал в заключении:
- Если, что понадобится, сразу обращайтесь ко мне.


 Мы решили сегодня же облететь район и посмотреть с чего нам начать. Так и сделали На одном из вертолетов, а именно на нашем мы полетели делать облет. Обстановка была плохая с 3 сторон к поселку приближался огонь. Пожарные машины поливали опушки леса, но это задерживало огонь не долго. Ветер был слишком сильный ,он гнал огонь на поселок. Мы вытащили наши мешки для воды и положили их рядом с вертолетом. Потом вертолет поднялся и один из рабочих аэропорта подсоединил мешок к тросу. Мы  сразу полетели в сторону озера Кизи, там было ближе всего лететь до пожаров. Заполнив мешок водой, мы набрали 200 метров и полетели в сторону надвигающегося пожара. Чем ближе мы подлетали к пожарищу, тем выше надо было забираться. На высоте 350 метров мы подошли к центру огня, я нажал на кнопку , 900 литров воды хлынуло на огонь. В небо поднялся белый пар. Мы пошли за новой порцией воды.

В это время к очагу пожара подходил другой вертолет,  мы в это время снизились для забора воды. Когда набирали воду,  то увидали купающихся рядом с берегом мальчишек.
 Юра сказал мне:
- Следи задетьми, надо быть подальше от них.
 Мы набрали воды и взлетели, другой экипаж передал нам координаты очага пожара.
 Юра сказал:
- 224 будьте внимательней, там купаются дети.
Подлетев к очагу мы увидали, что 2 мешка воды сделали свое дело, пожар стал немного затихать. Мы подошли и вылили еще воды.  Облегчившись, полетели заправляться, перед озером встретили наш вертолет, я передал координаты. Так мы сделали  по 5 вылетов. Пожар был потушен. На многие километры дымился  обугленный лес. Было очень страшно на это смотреть.
Мы подлетели ко второму очагу пожара. Он находился в 15 км. от поселка. Туда уже ехали грузовые машины с людьми. Мы связались с руководителем и попросили передать, чтобы посадили на озере человека с лодкой, чтобы он отгонял ребятишек от места забора воды. Потом передали, чтобы убрали людей с места пожара. Они могли попасть под воду, а это могло стоить им жизни.
 Мы набрали в мешок воды и полетели к месту пожара. Другой вертолет полетел на дозаправку. Когда мы подошли к очагу пожара, то увидали там много людей, которые ветками лопатами пытались преградить путь огню. Это им не удавалось. Они мешали и нам работать, так мы сделали несколько кругов, потом увидали УАЗик ,который подъехал к самому пожару. Из него вылез Александр Николаевич, он стал уводить с пожарища людей подальше от огня. Потом махнул нам рукой. Мы вышли на очаг пожара и вылили первую порцию воды. Сделав разворот, пошли заправляться водой. На озере уже плавало несколько лодок, они не давали детишкам приблизиться к тому месту,  где мы заполняли мешки водой.
Набрав воды, мы полетели к пожару. Увидав вертолет люди,  опять отошли от очагов пожара. Мы вылили еще порцию воды. Одному вертолету было тяжело управляться с пожаром, медленно, но уверенно мы побеждали. В воздухе появился еще один вертолет и в наушниках мы услыхали довольный голос командира другого борта:
-223, как дела не запарились?
 Юра ответил ему:
-224, сейчас вылью несколько мешков и тоже полечу на дозаправку.
-223 , там вас ждет великолепный холодный квасок.
 Мы вылили еще 2 мешка воды и полетели на дозаправку. Подлетая к стоянке, мы стали потихоньку опускать мешок. Потом чуть в стороне сели сами. Выключив двигатели, мы вылезли, чтобы размяться. К нам подъехал топливозаправщик. Яков проверил топливо и хотел заправить вертолет, но техник, сидевший рядом с водителем, сказал:
-Отдыхайте. Я сам заправлю вертолет.
 Яков лег вместе с нами. Вдруг раздался скрип тормозов, это подъехал ГАЗ-66 с будкой. Из будки вынесли большой закрытый бак. На землю спрыгнула девушка в белом халате и с белой косынкой на голове.
Она сказала:
-Попейте кваску, он у нас очень вкусный.
 Мы попробовали квас, он  оказался холодным и очень приятный на вкус. Она также показала нам на поднос где лежали разные бутерброды с икрой, красной рыбой, бужениной. Попив великолепного кваса и поев бутербродов, мы поблагодарили официантку стали запускаться, надо было лететь продолжать работу. Пока мы запускались Яков успел налить в поильник несколько чайников кваса. Вертолет набрал обороты и мы вертикально стали взлетать, чтобы при наборе высоты не зацепиться мешком за какое ни будь препятствие.
 Набрав высоту, пошли в разгон скорости и с набором высоты полетели в сторону озера. Подлетев к озеру,  зависли и стали набирать в мешок воду. Как только мешок наполнился, полетели в сторону пожара. Нам повстречался другой вертолет , правак вышел на связь подсказав координаты цели. Подойдя к пожару,  мы вылили воду. На половину пожар был ликвидирован. Двумя вертолетами мы минут за 30 справились с пожаром. Мы перелетели на аэродром. Выключившись,  вылезли из вертолета. Рядом с нами сел и другой вертолет. Экипаж тоже выключил двигатели и вылез из вертолета. Пока бортовые техники осматривали двигатели командиры и праваки стояли и делились впечатлениями.
К нам подъехал УАЗик из него вылез Александр Николаевич. Он подошел к нам, прихрамывая.
 Я спросил его:
- Вы стукнулись ногой?
 Он ответил:
- Да, еще в 1944 в западной Украине, осколками мины.
 Мы наперебой стали расспрашивать его об этом.
- Ребята только не сейчас. Давайте перенесем это на вечер, сейчас надо работать.
- Нам надо слетать посмотреть на 3 очаг пожара. С кем я смогу слетать?
Юра спросил:
- Далеко ли лететь?
- 50 км.
Ответил Александр Николаевич.
Юра сказал:
- Полетим на нашем вертолете т.к. он новый только с завода.
Яков уже закрыл капоты двигателя, Александр Николаевич поднялся по лесенке в вертолет. Мы залезли за ним и стали запускать двигатели. Когда двигатели вышли на режим Яков вылез и осмотрел снаружи вертолет, потом залез в грузовую кабину и засунул лесенку в вертолет. Закрыв дверь сел на свое место. Мы стали взлетать. когда набрали высоту Юра сазал:
- Яков, уступи место Александру Николаевичу.
Когда Александр Николаевич сел на место Якова Юра спросил :
- Куда мы в начале полетим?
Александр Николаевич посмотрел мою карту и показал точку. Я дал курс Юре и мы полетели. Александр Николаевич с большим интересом наблюдал за проносящимися под нами деревьями. Юра спросил у него:
-  Вам не страшно лететь?
 Александр Николаевич сказал:
- Нет, не страшно, даже очень интересно.
 Так мы долетели до очага крупного пожара, нам пришлось даже подняться на высоту 600 метров, чтобы не попасть под огонь. Хорошо, что мы сбросили на аэродроме мешок. Он бы как раз бы мог попасть в огонь. Пожар распространялся на большой площади. Мы облетали пожар в течении 50 минут. Юра осмотрел эту стену огня и сказал:
-  Мы в два вертолета с этим пожаром будем бороться неделю без передышки, надо вызывать самолет, у него больше запас воды.
-  Мы будем делать по 4 захода, а он зальет за один.
- Пусть сделает 3 захода, а потом мы все доделаем.
- Я вас понял, вызову самолет.
 Сказал  Александр Николаевич  и мы полетели на аэродром. После посадке он поехал созваниваться с руководством области по поводу самолета. Мы же пошли в стоящую рядом с аэропортом беседку, чтобы отдохнуть в тенечке. У беседки стояла женщина, она предложила раскладушки. Мы поблагодарили ее, взяли 6 раскладушек и легли в тенечек, только легли всех сразу же разморило. Мы не заметили, как уснули.


70.Глава. Работа с летающей лодкой.
 Проснулись мы от шума реверса двигателей. Поднявшись,  мы увидали летающую лодку. Она заруливала на стоянку. Юра как ведущий пары пошел на встречу выключающемуся борту. Борт принадлежал ВМФ судя по серой окраске и флага ВМФ на фюзеляже. В середине фюзеляжа откинулась дверца и на бетонку выпрыгнул летчик в голубом комбезе . Когда Юра подошел вылез весь экипаж из 6 человек.  Юра с летчиком видно командиром экипажа о чем то переговорили и тот повернувшись что- то сказал. Двое отделились от остальных,  один залез в кабину и вылез со штурманским портфелем. Потом они вчетвером пошли к нам. Мы встали, когда они подошли Юра начал представлять. Сначала он представил командира другого экипажа Андрея
,потом меня, за мной Колю, Якова и другого борттехника Андрея. Первым представился командир летающей лодки,  по званию он был майор, потом правый летчик он оказался старшим лейтенантом и штурман капитан.
 Мы в 4 и они в 3 пошли к Александру Николаевичу. Он сидел в кабинете начальника аэропорта. Когда мы постучавшись зашли он сидел в кресле начальника аэропорта, а тот ему что то доказывал. Увидав нас,  Александр Николаевич сказал:
-  Все мы с тобой потом об этом поговорим, видишь, летчики пришли, надо дело делать.
 Мы разложили на столе свои карты. Юра рассказал, что мы видели когда осматривали самый большой пожар. Потом он показал, откуда лучше делать заход и где можно набрать воды. Командир летающей лодки сказал:
- Мне надо самому все посмотреть и оценить.
 С этими словами он со своими членами экипажа пошел к летающей лодке. Мы же остались стоять в кабинете. Юра попросил разрешения выйти на улицу. Александр Николаевич позвонил и вышел вместе с нами. Экипаж летающей лодки запустил двигатели и стал выруливать к старту. Через несколько минут он полетел в сторону пожара. В это время подъехал ГАЗ-66 он опять привез официантку с холодным квасом и бутербродами. Она разложила все на столе и удалилась. Мы остались одни в тени беседки. Квас и бутерброды были великолепны. Мы выпили по несколько кружек и съели по паре бутербродов.

Над полосой показалась летающая лодка. Она заходила на посадку. Зарулив на стоянку и выключив двигатели, из лодки вылез экипаж. Командир со штурманом подошли к беседке. Я предложил командиру и штурману квасу. Они выпили по паре стаканов. Потом штурман разложил карту. Мы все склонились над ней. Командир летающей лодки предложил, что он набрав 2.5 тонны воды сбросит ее на большие очаги пламени. Этим он уменьшит скорость распространения пожара. При этом пока он будет набирать воду,  мы парой вертолетов будем тушить отдельные очаги огня. Как только он будет подходить к точке сброса он предупредит нас, чтобы мы смогли уйти в сторону. Разработав все на земле мы решили перенести работу на завтра, но подошел Александр Николаевич и попросил нас сделать несколько вылетов сегодня. Ему доложили, что огонь находится в 5 км от поселка.

Мы побежали к вертолетам. Экипаж летающей лодки взлетел первым, после набора высоты до 150 метров он пошел с курсом на озеро Кизи. Следом за ним взлетел второй вертолет. Нам же еще предстояло прицепить мешок для воды. После того как мы его прицепили, Юра направил вертолет к озеру. При подходе к озеру мы увидали взлетающую летающую лодку. За ним взлетел второй вертолет. Мы спустились к воде и погрузили мешок, когда он наполнился,  мы стали взлетать с набором высоты. Мы пошли в сторону белого дыма. При подходе мы увидали, как от пожара с разворотом уходит летающая лодка. Она прошла с курсом на озеро. В это время с другого вертолета Коля соообщил мне координаты цели . Мы пошли на работу. Подойдя, мы увидали отдельные большие очаги огня. Зайдя к одному из них, вылили содержимое мешка. С правым разворотом пошли в сторону озера.
 Как только мы развернулись, нам на встречу показалась летающая лодка. Мы ушли с ее курса в сторону, чтобы не мешать работать. Лодка снизилась на минимальную высоту и из открытых люков начали выливаться фонтаны воды. На фоне заходящего солнца это было фантастическое зрелище. Вода переливалась всеми цветами радуги. Эта радуга уничтожала огонь. На наших глазах огонь прекращался. В наушниках раздался позывной Юры и веселый голос:
223, вы долго еще будете на одном месте кружиться? Юра взял курс на озеро, мимо нас пролетела летающая лодка, покачав нам крыльями. От озера к дымам направлялся вертолет, я передал Николаю координаты цели. Мы сделали еще по 3 захода. Пожар удалось потушить. На аэродром мы вернулись в 20.30. Первой села летающая лодка, зарулив на стоянку. За ней сели мы на свои стоянки. Выключившись, все стали заниматься летательными аппаратами. Первыми заправились с летающей лодки, а за ними мы. Пока бортовые техники заправлялись, мы в 8 собрались в кабинете начальника аэропорта.
Командир и штурман с летающей лодки показали район который мы залили. Александр Николаевич поблагодарил все экипажи и предложил поехать поужинать.
 Он сказал:
- Вы сегодня очень много сделали, сейчас за вами приедет автобус и отвезет вас в столовую.
Когда мы все вышли, то увидали, как автобус собирает экипажи. Потом он подъехал к нам, мы залезли и поехали в столовую. В столовой был накрыт большой стол. Он ломился от всякой еды. В двух местах стояли блюда с молодыми поросятами. На столе стояли блюда с копченой,  жареной красной рыбой. Были салаты с помидоров, огурцов. В общем столы были великолепны. когда все расселись, принесли водку. Всем без исключения налили в рюмки, командир летающей лодки пытался возразить, но его успокоил Александр Николаевич.
- Пока вы занимались техникой, мне доложили, что пожары все потушены.
- Так что на завтра вылетов не будет, можете отдыхать.
 Александр Николаевич встал и сказал тост:
- Я хочу выпить за наше сотрудничество.
Все стоя выпили, потом все накинулись на еду, очень уж сильно все проголодались. Потом выпили еще несколько раз. Разошлись все только в 24 .00. Всем экипажам были предоставлены места в гостинице. На утро, все встали нормально, только вот чувствовалось, что вчера мы с водкой переусердствовали. когда мы спускались к выходу нам передали, что всех нас ждут в столовой на завтрак. Есть, конечно не хотелось, но мы пошли в столовую, чтобы прогуляться. Когда мы вошли в зал где мы вчера праздновали, там уже нас ждали Александр Николаевич и его главный инженер.
- О самочувствии не спрашиваю, вижу.
Сказал Александр Николаевич.
- Сейчас вас полечат.
Мы попытались говорить о том, что водка не полезет, но вместо водки нам принесли морс в графинах.
- Это клоповка, очень помогает с похмелья, расширяет сосуды и тонизирует, попробуйте ,будет легче.
 Сказал главный инженер.
Мы не заставили долго нас упрашивать. Выпив по стаканчику, мы почувствовали облегчение, только хотели налить по второй, но графинчики уже унесли. Мы пытались их вернуть назад, но Александр Николаевич сказал:
- Клоповка очень понижает давление, ее надо пить в малых дозах.
Стали приносить легкие закуски, яичницы на беконе. После того как мы все съели, принесли каждому по стакану какао и плюшки. Когда все позавтракали, Александр Николаевич предложил нам всем съездить на рыбалку.
- Рыбы у нас тут много, причем разной. Хотите на удочку, хотите на спиннинг, а можно и сетью сейчас как раз нерест идет горбуши.

71. Глава. Рыбалка на Амуре.
Мы решили отдохнуть на реке, рядом с Мариинском протекали протоки Амура. Их было очень много. Александр Николаевич распределил всех по лодкам. В каждой лодке помимо лодочника были 3 пассажира. Всего стояло 4 моторные лодки. Мы сели в лодку, которой управлял сам Александр Николаевич. В лодке лежали удочки и спиннинги. Александр Николаевич запустил мотор и повел лодку на середину протоки. В протоке было большое течение, мы выехали на большую реку.
Я спросил:
- Это Амур?
- Нет, это протока бывшего русла реки.
- По ней мы сплавляем лес, очень удобно, собираем стволы в плоты и пускаем в низ,по течению.
- Так и доходят наши плотики до Де Кастри, а там их грузят на лесовозы, чтобы отправить в Японию.
- Сейчас мы пересекем эту протоку и зайдем в маленькие там и течение поменьше и улов больше.
 Выйдя на малую протоку Александр Николаевич бросил якорь.
- Вот здесь самое хорошее место, для рыбалки, я здесь Калугу на 120 кг поймал в 1978.
Мы разобрали снасти. Начали закидывать спиннинги. После первой же закидки у Якова тут же дернулся спиннинг. Он стал накручивать леску на барабан. Несколько минут борьбы и в лодке лежала горбуша на 3 кг. Каждый поймал большую рыбину с икрой. Александр Николаевич сидел  в конце лодки у двигателя и не принимал в ловле  участия. Я спросил его:
Александр Николаевич, почему он не ловит рыбу?
Он ответил мне:
- Мне такая рыбалка не интересна.
- Сейчас рыбу не интересно ловить она на нерест идет ей бы отметаться поскорей.
- Эту рыбу только сетью ловить.
- Вот после всех нерестов поймать, это надо попотеть, просто так ее не поймаешь.
 Потом он разрезал брюхо рыбины и вытащил из нее икру. Так он поступил со всеми пойманными рыбинами. Потом он встал  и протянул мне пустую пластмассовую канистру. К канистре была привязана сеть. 
Он сказал:
- Кидай канистру в воду.
Я так и сделал. Потом мы с Николаем Александровичем на веслах стали отплывать от того места, сеть потихоньку спускалась в воду. Потом Александр Николаевич (А.Н.)протянул мне конец веревки. Я взял его ,он мне сказал:
Борис считай сколько раз дернет, только в слух.
 Я насчитал 11 раз.
- Все вытаскиваем.
 Сказал А.Н. Мы стали тащить сеть, в ней оказалось 11 хвостов горбуши. Потом мы еще закинули сеть и еще поймали 11 хвостов.
- Как вам хватит ?
 Спросил А.Н.
 Мы утвердительно покивали головами. На этом наша рыбалка завершилась. Мы направились в сторону причала, туда собирались все лодки. Все были довольны и с уловом. Потом стали разделывать рыбу.
 После разделки А.Н. спросил:
 - Как вам всем приготовить рыбу засолить или закоптить. Все решили закоптить. Весь наш улов повесили на специальные решетки и повезли в специальную коптильную камеру. Камера располагалась в 30 метров от очага, где горел костер из вишневых сучков. Над костром располагался раструб, от которого шла большая труба из нержавейки к коптильной камере. Решетку затолкали в камеру и закрыли двери. Потом развели большой костер. Дым от костра вытягивался в трубу и попадал в камеру, а потом выходил из камеры.
Нас пригласили за стол. На столе стояли горячительные напитки водка, настойка и холодная закуска из салатов и копченого мяса. Рядом на костре варили уху.  А.Н. попросил компанию наполнить бокалы, что мы и сделали.
 Он поднял тост: «За нас и нашу помощь в борьбе с огнем». Мы все выпили, закусили и налили по второй. К этому времени подоспела уха. Всем налили по большой тарелке и разложили на столе куски вареной рыбы. Также принесли большую миску красной икры. Все налили по третьей и молча встали, выпив все сели, а потом столовыми ложками стали черпать из миски свежую просоленную красную икру. Закуска была великолепная, уха тоже удалась на славу. После рыбалки все пошли отдыхать.


72.Глава. Дома у Александра Николаевича.
 На следующее утро, позавтракав мы пошли к А.Н. в кабинет. Там уже собрались все экипажи. А.Н. сказал, что практически весь огонь потушен и мы можем быть свободны и лететь домой, вдруг раздался звонок телефона. А.Н. переговорил, потом повесив трубку сказал:
- Одному из экипажей вертолетов придется остаться на неделю.
Юра решил остаться. Наш вертолет мог больше пролететь, да и он был только с завода. Второй вертолет, забрав свою и часть нашей рыбы, полетел в полк. Также улетела летающая лодка с наполовину пьяным экипажем. Наш экипаж остался в Мариинске.
 А.Н. пригласил нас к себе домой. Дав все указания, он вместе с нами подошел к своему УАЗику.
 Я спросил его:
- А.Н., а почему вы водите машину сами, вам же положен шофер.?
 На что он мне ответил:
-  Да у меня есть шофер по штату, но он работает на лесовозе.
- Я очень люблю водить машину.
- Зачем мне шофер, пусть работает, чем штаны на скамейке протирать.
 Мы сели на заднее сидение ,он повез нас к себе домой. Дорога была асфальтирована и в отличном состоянии. Вообще по поселку везде были асфальтированные дороги к каждому дому. За 5 минут мы подъехали к большому красивому дому из лиственницы. Рядом стоял сарай и баня. Рядом с баней был небольшой пруд,  в котором плавали гуси. Дом стоял на высоком берегу протоки, вокруг дома крутились 4 ветряка. Перед домом были 2 будки, когда подъехала машина из одной будки вылезла овчарка, а из другой будки красивая бело-рыжая колли. Увидав хозяина, они стали прыгать, вилять хвостами. А.Н. прошел мимо них и потрепал их по загривкам. Встав у овчарки он схватил ее за ошейник.
-  Вы проходите Ольду не бойтесь она не укусит.
 Мы прошли колли сначала поворчала немного ,я погладил ее под ухом, она лизнула мне руку. А.Н. усмехнулся  и крикнул:
 - Смотри Людмила Павловна так вертолетчики и уведут собаку нашей дочери. На крыльцо вышла стройная женщина с приятным лицом. Мы представились, она протянула всем свою маленькую руку.  Пригласила нас в дом.
- Александр Николаевич я наверное накрою на террасе

 Сказала Любовь Павловна.
- Да наверное.
Ответил А.Н.  Любовь Павловна,  пошла на кухню, предложил свою помощь.
Потом она спросила:
- Как  вас зовут?
- Борис!
Л.П. нагрузила меня тарелками, я принес и стал расставлять их.  Потом я принес ложки, вилки, стаканы, рюмки.  За ними пошли закуски  и бутылка с чем- то малинового цвета, потом я принес бутылку коньяка. В это время Любовь Павловна перелила с кастрюли суп в супницу.
Повернувшись, она обратилась ко мне:
-Борис, спуститесь, пожалуйста в погреб, там стоят противени с пельменями.
Я спустился в погреб, подал сначала одну, потом принес и  подал другую противень.
,. Мы сели за большой стол всем хватило места. В комнате стояло еще 5 стульев.
Я спросил:
-  Зачем так много стульев?
- А у нас семья большая у нас 5 детей и 2 внучки.
 Ответил А.Н
Юра  поднялся и произнес тост "За  вас А.Н и Л.П. вашу семью " Все чокнулись и выпили. Суп был очень вкусный, все быстро его съели стали просить добавку.
 Когда выпили по второй, А.Н. сказал:
- У Любови Павловны, еще есть пельмени вкусные.
Мы выпили, съев  добавку ,закусили холодной бужениной и красной икрой.
 Я отнес на кухню грязную посуду. В это время Л.П. приготовила пельмени, она дуршлагом выуживала  их из кастрюли и клала их в блюдо. Так я принес на стол 2 блюда.
 Мы расселись по своим местам и выпили за пельмени. Пельмени были с красной рыбой. Съев по порции, мы вышли покурить.
Я обратился к А.Н.:
 -Зачем вам ветряки, как игрушка для внуков?
А.Н. ответил:
- Они дают ток. Один ветряк питает насос, который качает домой воду.
- Второй ветряк дает электричество для 3 лампочек в сарае, курятнике и в коптильне.
- Третий ветряк все лампочки в гараже.
- Четвертый работает в помощь.
Мы не поверили тогда А.Н. подвел нас к сараю открыл дверь и мы увидали, что в сарае горит свет. правда горел он очень интересно ,то больше то меньше. А.Н. сказал, если бы я все включил ,то у меня много денег уходило бы на электричество. Мы зашли в дом в первой комнате было очень много стеллажей с книгами. По середине, стоял большой стол и 4 стула еще 6 стульев расположились по стенам. В стеллажах стояли фотографии на одной из них я увидал фотографию общую большую. на ней были сфотографированы сидящий бравый майор танкист с орденами отечественной войны 2- мя орденами красного знамени и медалями. Рядом с ним красивая с черными волосами маленькая девушка. которая держала в руках букет роз.

 Я спросил Л.П. кто эта красивая пара. Это мы с А.Н. в 1947 году после свадьбы у него на родине в Харькове. Потом Л.П. пригласила меня сесть и стала показывать мне семейный альбом. Перевернув несколько страниц, она стала показывать мне детские фотографии своих детей. Потом перевернув страницу из альбома выпала, фотография красивой девушки с черными волосами с черными глазами, рядом с ней сидела собака колли.
 Я спросил:
 Это ваша дочь?
Да, это моя старшая дочь Оля со своей собакой Ольдой.
Я спросил:
- Она сейчас учится?
 - Нет она работает учителем истории и обществоведения в Дрогобыче Львовской области.    - Там А.П. получил квартиру, как почетный гражданин города.
 Потом посмотрела на меня и спросила:
- Борис тебе понравилась моя дочь?
Я ответил:
- Очень понравилась.
 Потом мы стали рассматривать другие фотографии детей. все дети или же работали как старшие или учились в институтах как 2 младших. Иван заканчивал, медицинский институт, а Елена ветеринарную академию. Старший Владимир был капитаном милиции, средняя дочь Валентина работала врачом рентгенологом в областной больнице г. Хабаровска. 
Л.П. спросила:
- Борис, где ты родился ?
Я сказал и рассказал про своих родителей.
 В комнату вошли А.Н. Юра и Яков. Тоже начали рассматривать альбом с фотографиями. Потом нам показали остальные 4 комнаты.  Две находились внизу, а 2 на верху, туда вела винтовая лестница. Комнаты были красивые светлые. Во всем доме пахло свежеструганным деревом. На втором и на первом этаже работал туалет. Обойдя дом, мы спустились вниз.
 Юра спросил:
-  А.Н. а почему у вас нет телевизора?
 - Зачем он мне, тут программы телевидения не ловит.
-  Детям было не до него, они учились, рыбу ловили, на охоту ходили, играли, книжки читали.
- Вот есть приемник, да только наших программ раз-два и обчолся все американцы да японцы иногда китайцы влезают.
 Л.П. пригласила нас попить чаю. Мы прошли на веранду, там стоял самовар и чашки, в вазочки были налиты разные сорта варений,  на блюде лежали булки крендельки и пироги. Мы расселись по своим местам, варенье были разные с яргой, голубикой, малиной ,земляникой. Особенно мне понравилось варенье из ревеня, плюшки  булочки тоже были хороши. Мы поблагодарили гостеприимных хозяев, за вкусный обед, пошли к себе в гостиничный номер. А.Н. взял колли на поводок и пошел нас провожать. Он стал нас расспрашивать о наших родных и близких.
 Потом очередь дошла до меня, я сказал, что у меня родители и младшая сестра.
 А.Н. сказал:
- У вас не полный экипаж, срочно надо женить Бориса.
 Я сказал:
- Мне еще рано об этом думать. Да потом где найти такую красавицу как ваша  старшая дочь.
- Так в чем же дело приезжай и сватайся.
Ответил А.Н.
Мы подошли к гостинице. А.Н. предложил нам съездить на охоту. Яков и Юра с радостью согласились. А.Н. посмотрел на меня и спросил:
- Борис, а ты ,что не хочешь на охоту?
 Я сказал:
- Я никогда на охоту не ходил, поэтому мне это не интересно.
- Тогда будешь машину сторожить и шашлык жарить, не бросать же тебя одного.
 На том и порешили.

 ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ http://www.proza.ru/2012/11/14/1794

На фото: На берегу Амура