Индустриальная магия

Джеймс Александр Даркфорс
  Уже очень много было сказано о том, что такого сделали эти пресловутые PUSSY RIOT, и эта тема, как и тема их гонителей в рясах и не только – уже основательно, казалось бы, «небрита», но есть ведь не только прищемленное достоинство или цензурный маразм. Есть сферы, в которых как либералы-защитники, так и «Людской Ход» просто не разбирается, подходя к этому со стороны своего профанного представления. Но всё же средневековый страх был и есть перед этой самой «пустышкой», многими картинно воспринимаемой сквозь призму замусоленных книжек Анжея Сапковского или Терри Гудкайнда, не говоря уже о набившем оскомину Средиземье.
  Ведь, как ни крути, те же самые PUSSY RIOT – постиндустриальный проект (а не панковский, как его часто представляют в прессе). А эта поверхностно воспринимаемая среда родилась, как продолжение того пласта искусства, который продолжал поиски психоделического мира, уже в 1968-69 годах скатившегося по большей части в музыкальную эксцентрику и поглощение тонн наркотических препаратов. Среда, которая пыталась найти то действо, которым должно было быть искусство, но которым не стало, став сугубо утилитарной вещью даже в своих «сакральных» проявлениях.
  Тема магии, мистики – это одна из сред, которые входили в сферу интереса создателей термина «Industrial music for industrial people». И когда бывший Нил Эндрю Мегсон, а ныне Дженезис Пи-Орридж заговорил о постиндустриальной эре, именно здесь данная тема начинает обнажаться всё сильнее и сильнее в творчестве очень многих людей. Свою увлечённость ритуальной сферой и даже магией открыто демонстрировали очень многие – Тони Уэйкфорд (SOL INVICTUS), Дуглас Пирс (DEATH IN JUNE), Дэвид «Тибет» Бантинг (CURRENT 93 / CURRENT NINETY THREE), Мэтт Хоуден (SIEBEN), да и не только они на самом деле. И это общеизвестно.
  Некий кардинал Напеллус (или это всё-таки был Хорхе Луис Борхес) сказал: «Мы не можем совершить ни одного немагического действия». Если исходить из этой логики, то понятным становится даже «картонный» клип PUSSY RIOT, за который подозреваемые в этом акте две авангардистки сейчас сидят на зоне, а третья получила условный срок. В смысле, что в этом клипе в значительной степени страшнее, чем реальные или мнимые «пляски на солее». Страшнее для «столпов духовности» оказалось то, что их «святыне» не была оказана должная почесть, а публика увидела, где у этой кодлы на самом деле находится духовность. Не в первый, стоит отметить, раз. И, стоит заметить, вряд ли последний.
  «Десакрализация» в данном случае оказалась связана с нечётким, быть может, в плане разумного принятия, но стойким в плане глубинного понимания того, что на самом деле явилось порочным в данном случае. «Духовность», которая выдавалась за связь с Божественным (не будем ударяться в тонкости терминологии) – это почтение к разрисованным доскам и людям, которые утверждают, что через них связь с Божественным идёт быстрее и надёжнее. По сути – это создание в сфере так называемой «духовности» слоя чистых потребителей, на удовлетворении запросов которых можно было устроить весьма недурной бизнес. А это уже не то, что декларировалось, и это отлично поняли многие, включая PUSSY RIOT, в известной степени ставших русским эквивалентом CRASS, хотя внешне между этими формациями очень мало общего.
  Реакция тех, кто понял, кем их назвали, была на самом деле механической. Это была реакция здесь и сейчас на то, что здесь и сейчас «именно их» назвали дураками. А тест на дурака работает именно так, что тебе не надо его «проходить». Ты просто обойдёшь тест или придумаешь, как избежать механической реакции. «Дурак умён, если он молчит», – гласит пословица. А те, кого обвинили в торговле тем, что не нужно никому, если не просто «вареньем на завтра», само собой, обрадовались тому, что есть повод спустить «цепных собак», то есть дураков, на тех, кто рушит их выгодный бизнес, на деле не слишком отличающийся от продажи «самоочищающихся скатертей» и дешёвых китайских блендеров по цене моделей ведущих производителей. Скатерть можно, с конце концов, отнести в химчистку и использовать в хозяйстве, а блендер прослужит какое-то время, пока вы не накопите на по-настоящему хороший. Что же до «варенья на завтра», то от него во рту сладости прибавится не больше, чем от «вербальной халвы». И если это станет известным очень многим, то «мужчины в платьишках», как их обозвал Александр Невзоров, разорятся и вынуждены будут искать себе другой, более трудный в освоении, бизнес, чего они не хотят.
  Но наиболее умные люди в среде подобного бизнеса предлагали в начале пути обойтись без раздувания конфликта, ведь это на самом деле оттянуло бы разгоревшийся скандал с «плясками в церкви». И больше – это позволило бы «добить» усиленно связываемую с созданием проекта PUSSY RIOT «Войну», в какой-то момент начавшую ёрзать на раскалённом стуле после какой-то престижной премии. Но их никто уже не слушал, потому что их не было слышно за безумным воем самой разозлённой толпы.
  Да, чуть не забыл. Уходя от затягивающей в себя темы – один из продавцов «мерча» на тему PUSSY RIOT, Артём Лоскутов, никогда не относимый (и сам себя не относящий) к post industrial. Он стал организатором шествий, не раз вызывавших противоречивые чувства извне – речь идёт о тех самых «монстрациях» с абсурдными лозунгами. Это был отличный метод отгораживания контролируемым абсурдом от внешнего, тобой неконтролируемого. Так как всё данное действо представляет собой хэппенинг, то есть формируется на месте, то получается этакий живописный бардачок. Но на фоне того, что творится вокруг, он оказывается для участников более уютным, чем неконтролируемый бардак вокруг. Плюс к тому – этим высмеивается то, что происходит вокруг, задаётся вопрос: «А чем наш бардак хуже вашего?»
  Да и создание «закрытых территорий» – с магической точки зрения, очень логичная вещь, в своё время Томмазо Кампанелла проделывал такой эксперимент, уединившись с Папой Римским (это был Урбан VIII) в закрытой от всех комнате с изображениями планет, в которой они употребляли в пищу то, что было произведено и освящено в благоприятные планетарные дни, а также слушали музыку, подобранную «по планетам». Это было сделано для того, чтобы пережить «изгнанное» из этого мирка неблагоприятное затмение, во время которого, как предсказывалось, «главкатолик» должен был умереть. Затмение он пережил – задача была выполнена.
  Кстати, в какой-то степени такой территорией является классический индустриальный проект, который подчиняется всем принципам данной идеи. Шоковая тактика отчуждает тех, кто не в теме, организационная независимость не даёт посторонним права вмешиваться в деятельность проекта, экстрамузыкальное наполнение выводит за пределы того, что легко раскладывается по полочкам массового восприятия (так, к примеру, практически не классифицируется, как музыкальный проект, SURVIVAL RESEARCH LABS, а многие из людей, повлиявших на индустриальную и постиндустриальную культуру, вообще не имеют отношения к музыке – тот же Факир Мусафар, Марина Абрамович, Крис Бурден). И именно этого (а не попрания совокупности нравов, которого на самом деле быть просто не может) боятся те, кто кричит о так называемой «безнравственности» PUSSY RIOT, Олега Мавромати и «Войны» (к примеру).
  «Безнравственности» вообще, если разобраться, не существует в природе. Существуют разные совокупности нравов разных сообществ. И если речь идёт о «безнравственном» человеке, то это ложь, скрывающая настоящее – его непризнание совокупности нравов крикунов. У него другая совокупность нравов, другого общества. Или собственное миропонимание («атом» совокупности нравов). Свой свод правил, каким бы он ни был.
  А искусство не подчиняется «нравственностям», у него своя «понятийная система», более близкая к магии, чем к «истинной вере», сторонники которой всегда рассматривали искусство, как прислугу пропагандистской машины, подобно рассмотрению Фомой Аквинским (ярым фанатиком католической веры) философии, как «служанки богословия». И «нравственности» – это просто ограничение художника, как запретом на некоторые виды самовыражения, так и постановкой задач, превращающих художника в работника сферы обслуживания тех, у кого с искусством не получается почему-то.
  Именно по этой причине даже со стороны многих авангардистов в отставке или «шестёрок Интертрадиционала и фашизма» прозвучало резкое осуждение PUSSY RIOT и «Войны», сопряжённое с потоками слёз по поводу деградации (или «смерти») авангардного искусства в России. Давно уже двинувшиеся в сторону «графства Селлаутшир» Гарик «Граф Хортица» Осипов и Константин Звездочётов под лапку с прихлебателем Интертрадиционала Гором Оганесяном-Чахалом – это те, кто «прозевал знамя» (Олег Липович, «Панк-манифест Олега Черепаха»). Их буйное прошлое уже за «щелью Лёвеникса», и было это очень давно.
  Более молодые и дерзкие, а также те, кто умеет чувствовать ситуацию и держаться на плаву (Хэнк, Жабер, Ник Рок-н-ролл, Алексей Тегин, Алексей Борисов) – эти не размазывают слёзы и сопли, они живут и действуют, часто действуя против «конформной массы» так  жёстко, что масса их продолжает ненавидеть или просто недолюбливать, поскольку именно они тормошат это «болото» и продолжают не вписываться в паству новой «истины», которую должен принять каждый «во имя». Что ценно, так как социум не превращается в гниющее болото.
  Если это действенно в странах, где уже общество имеет прожжённый загривок, не боящийся и таких прививок, то в России реакция оказывается на много порядков жёстче и глупее, потому что массы оказались не просто не готовы. Если не хуже – оказались в заблуждении, сочтя industrial исключительно музыкальным феноменом, давно уже «обглоданным» шоу-бизнесом и доведённым до RAMMSTEIN и MARILYN MANSON (никакого отношения к этому явлению не имеющих). Но это ведь не так, о чём уже было сказано выше. И, что тоже было упомянуто выше, к этому попытались «приклеиться» персонажи, которые к официальному российскому патриотизму и мещанству (российскому же) не просто «не имеют отношения». Несмотря на то, что они не относятся к махровому «черносотенству», это тоже крайне правые – речь идёт о несколько поверхностно воспринятом «в верхах» движении «евразийцев» (которое прочно ассоциируется в этой стране с личностью Александра Дугина).
  Ситуацией воспользовались не только «евразийцы», но и левоориентированная публика, которая при первой же возможности стала использовать подобные методы – в частности, подобную тактику задолго до PUSSY RIOT, FEMEN и не «индустриальной», но весьма жёсткой команды ВУДУСУОК, активно поддержавшей PUSSY и «наехавшей» на Константина Крестова, который попал под суд за многочисленные изнасилования, использовал Дмитрий «Модель» Белов, который встал у руля «Движения Ультра-Радикальных Анархо-Краеведов». В настоящее время можно вспомнить также проект MISSIS GARRISON, даже в панковских и хардкоровых кругах ставший объектом осуждения за свой весьма жёсткий эпатаж и критику «внешних проявлений» в хардкоре.
  Те, по кому пришёлся тот самый удар «с левого крыла», (пусть даже на глубинном уровне) ощутили нарастающую конкуренцию на поле, на котором они уже, было, взялись сначала паразитировать, а потом – устанавливать монополию. «Метод Трикстера» (весьма успешно его применили PUSSY RIOT, и реакция «получивших» была весьма закономерной и механической). Именно так это и можно было охарактеризовать. Точно так же в скандинавских мифах Локи по полной программе чихвостит богов, включая Одина – и они получают совершенно «тематично», потому что было у них то, что бросало тень на репутацию. Поэтому злосчастное видео «Панк-молебен», было ли это реально там, где, как утверждается, имело место быть осквернение храма, или это был монтаж, вызвало такую реакцию. Механическую реакцию на раздражающий фактор.
  Даже больше того – у одной из «получивших» структур стремительно уходит из-под ног почва, потому что кто-то провёл грамотный «тест на дурака», и свою тупость стали показывать уже не отдельные личности, а огромные толпы, не задумавшиеся в пылу «защиты Правды», какой они своими действиями сливают компромат на своих же духовных руководителей, делающих нелепые телодвижения после того, как в очередной раз сваляли дурака, механически ответив абсолютным негативом тем, кто только этого и добивался.
  Сейчас многие назовут этот метод «троллингом». И именно таким оффлайновым (и не только) троллингом оказались действия PUSSY RIOT и «Войны». Результат – «дефекация кирпичами» в стане отхватившего в лоб тапком противника. Эти люди, кричащие о том, как надо казнить «этих» (далее следуют определения, за получение которых в свой адрес противники PUSSY RIOT без лишних слов сунули бы по-блатному пику в бок высказавшему их), не всегда «первый год в Интернете». И наверняка встречали пресловутое: «Не кормите тролля». А кто и сам говорил. Но когда в один совсем не прекрасный момент «прилетело» им – механическая реакция была вполне предсказуемой.
  Уже было сказано выше, что опасения связаны с тем фактом, что перед «ревнителями нравов» – не безобидный «срез» сугубо музыкальной и «тряпочной» субкультуры, из которой обычно выходят, став взрослее, а профессионалы (и не из ЦРУ или иных спецслужб, стоит заметить), которые нанесли целый ряд мощнейших ударов по «совокупности нравов». Хотя как раз удара по совокупности нравов таким образом нанести никак нельзя, потому что даже при формально положительном или  хотя бы нейтральном восприятии «традиционным» обществом те, кто этот акт совершил (неважно, кто именно и какой, важно то, что это выбивает из колеи), будут, по факту, отторгнуты данным обществом, как сила, которая при крупной концентрации разрушит удобный для «массы» жизненный уклад, оставив только руины, для жизни не слишком пригодные. На самом деле удар наносится не по «массам», которые в целом очень нейтральны и инертны, а по правящим группировкам, пытающимся за счёт торговли идеями или материальными благами давать «массам» (приспособленческому слою) нужный вектор. И «раскачивающее» воздействие идёт не в одну точку, а сразу по нескольким фронтам.
  Лирическое отступление: оказывается, корни PUSSY RIOT – действительно в США, но не надо, ради Матери-Богини, или как вы её там называете (Либефрау, например), капать на сахар всякую дрянь, лучше опустите этот кубик без дряни в качественный чай. Так вот, никакого ЦРУ и ФБР, никаких «неоконсерваторов», никаких «сект». В Штатах существует очень похожая по статусу группа, работающая в Нью-Йорке, MISSING FOUNDATION. Это самая известная индустриальная команда, которая стоит на позициях анархизма, и их точно так же, как PR, записывают в панки, что неверно, несмотря на огромное уважение в среде хардкора и краст-панка и очень схожую с представителями этого контингента политическую позицию. Пит Миссинг, основатель этого «братства перевёрнутой рюмки», годится тем, кого обвиняют в бесчинствах в ХХС, в отцы, а его проект существует с тех времён, когда в СССР шли гонения на магиздатчиков. Если точно, что они с 1984 года играют. Точнее, играли – в 1990-х годах Пит Миссинг распустил проект, а сейчас живёт в Дании и преподаёт в молодёжном центре. И не факт, что эта команда как-либо повлияла на «девочек в балаклавах».
  Но вернёмся к вопросу того, с чего начали. И сразу оговорим, что в России вообще с чисто индустриальной сценой не такая безоблачная ситуация, тогда как постиндустриальная развита исключительно хорошо. И главная причина того, почему PUSSY RIOT не заносятся даже в число постиндустриальных проектов – это то, что об индустриальной культуре в России реально не так много людей точно знает, что это вообще такое. Ведь industrial – не музыкальный стиль и не туса неформалов вроде хиппи или панков. Это нечто, значительно более широкое, чем «субкультура» в понимании журналиста метрового канала, школьника и бюргеров в «правильном» возрасте.
  Именно по этой причине не только industrial, но и post industrial в немалой своей части до сих пор не популярны в массах, тогда как многие из «нахватавшихся верхушек» и использующих внешние методы (по большей части музыкальные и визуальные – такова практика VJ) оказываются как раз в массах очень популярны – та самая «клубная музыка», выросшая из клубов, работающих под угрозой закрытия в любой момент, в которых выковывался пласт музыки, застрявшей между «сакральностью» постиндустриального начала и «дискотекой», которая привлекала посетителей тех же «Warehouse» или «Hacienda». Массы вообще не в курсе этой истории обычно, и это стало причиной появления проектов, среди которых помимо серьёзных, ещё не «профанных», обильно стали развиваться те, музыка которых стала безмозглой «буцалкой», предназначенной только для «дрыги» – а многие (в той же России) стали частью банальной, сугубо коммерческой музыки для тех, кто хотел только развлекаться после рабочего дня, причём, часто это развлечение заключалось в сидении с кружкой дрянного пива перед телевизором, где показывали телеканал, который нельзя было бы назвать даже жалкой пародией на MTV. А тут нечто не просто более серьёзное, но и очень жёстко эпатирующее, поднимающее пласты, попытка понять которые для пресловутых «анти-пусечников», zum Beispiel, чревата «взрывом мозга». Даже если иметь в виду «правое крыло».
  Именно это – причина неготовности будущих «хейтеров» к появлению постиндустриального акта, по степени жёсткости воздействия превосходящего такие проекты, как ДИМА БЕСЛАН и МП-44. Действия этих двух проектов всё-таки по большей части протекают в Интернете, и они не сделали ничего, что выглядело бы так убедительно, как акт PUSSY RIOT, всё ещё вызывающий сомнения в плане реальности захвата чего-то там, но выглядящий достаточно убедительно для того, чтобы это превратило их в эталон антигероя России. Это при том, что PUSSY RIOT глубоко в той системе, которая сейчас их карает.
  Настоящий маргиналитет – это проект СТАРУХА МХА, который состоял из одного человека по имени Роман Сидоров, покончившего с собой в 2003 году, сделав два альбома, получивших запоздалое признание у постиндустриальной публики. Это такие люди, как тот же ДИМА БЕСЛАН, которые жёстко отчуждаются от Социума, получая в ответ точно такое же отчуждение. Киевский TRUART, который для многих жителей России и Украины будет не просто неприемлемым из-за своих концептов, опирающихся на Третий Рейх и немецкую тематику вообще. Близкий сюда MAJDANEK WALTZ, чьё название уже является причиной неслабого «бугурта» у тех, чья идеология саркастически обозначена в Рунете, как «дедывоевализм». Но вся закавыка в том, что эта публика подобные проекты ПРОСТО НЕ ЗНАЕТ. Для неё подобная сцена является «белым пятном» на музыкальной карте. И они не были замечены в каких-то громких акциях. Они не «взрывают Систему», а просто живут далеко от её «понятийных рядов», которые им понятны не больше, чем подъездному гопнику в Чебоксарах – китайские иероглифы.
  И если уж начинать эту тему подробнее, на самом деле PUSSY RIOT сделали поверхностную работу, которая просто позволила выявить идиотов и тех, кому выгодно их большое количество в обществе. Решения проблемы они не предложили, и крайне сомнительно, что подобная идея от них вообще может поступить. В этом отношении, как ни парадоксально, и есть «функция» данной формации в Пространстве (а не в программе «Марихуана Даллеса» или «Опиум Рейгана»). Работу, которая протекает в глубинах, делают те, кого потребители дешёвых «теорий заговора» чаще всего никогда не узнают, так как они узки сознанием до предела. В том числе – по причине своей дремучей «маггловости», как сказала бы Джоан Лектер-Голдберг, известная, как «подставная актриса ордена иоаннитов» или просто Джоан Роулинг (лопата).  Ведь магия – это не лиловые халаты со звёздочками и не кидание в противников огненных шаров с истерическими обещаниями разрушить этих противников магией, равно как и не летание на венике или проживание в домике на вот таких птичьих лапах. И самая эффективная магия – когда нет «фузрады» и фаерболлов, вообще ничего нет, а ситуация меняется в нужную для мага сторону по причинам, непонятным для «магглов», уж использую в последний раз это юмористическое выражение.
  Кажется, то ли Ричард Кавендиш, то ли Колин Уилсон говорил о магической логике, что она может показаться отсутствием логики, как таковой, но всё становится на свои места, если соединить действия и последовавшие за ними события. Кроме того, если уж на то пошло, магия – это, по большому счёту, дисциплины естествознания, которые пока не совсем изучены остальной наукой настолько, чтобы дать всему абсолютно точное разумное толкование. Очень многое здесь строится на познании за пределами «повседневного» разума. И «повседневная» логика не может за логикой магии угнаться – просто в силу разных скоростей понимания логики.
  Это очень хорошо понимали те, кто начал выдвигаться через психоделическое движение, а также под его надёжным прикрытием, обеспечивающим сохранность Ремесла, не попадающего на глаза тем, кто опасается потерять монополию на контроль общества через свои «хоругви», «янтры» и «аффирмации» (флаг, герб, гимн), и кто просто не в состоянии вменяемо проделать эту работу. И пользовались этим, а кто пользуется и сейчас. И это позволило им создать рядом с доминирующим социумом мощное, не кооптируемое в полной мере альтернативное сообщество, попытки сделать его несуществующим или «карманным» так и не привели к успеху.
  Этот «антимир» стал костью в горле тех, кто опасался утечки сознаний из своего рабочего пространства, того, что не всё разумно мыслящее оказывается подконтрольным. И попытки решить вопрос контроля через «верхушки» приводили лишь к тому, что основывались тусовки, в которых «символом веры» (именно так, заметьте) оказывались те самые «верхушки» в виде части внешних проявлений – музыки, внешних черт, элементов философии, ставших идеологией. Но это привело только к тому, что в «антимире» просто появились новые способы противостояния миру, с которым «антимир» находился в конфликте всё это время, почему и был создан. А «верхушки» отвергались, как «попса». Именно так действовал Дженезис Пи-Орридж, говоря о пресловутом «конце индустриальной музыки»  и начале «постиндустриальной эры». Именно так действовал Дэвид «Тибет» Бантинг, превратив DOGS BLOOD ORDER в куда более мелодичный CURRENT 93 / CURRENT NINETY THREE (хотя как раз CURRENT NINETY THREE сюда относятся разве что по инерции, и Бантинг там уже не Дэвид Тибет).
  Кстати, стоит заметить, что немалый толчок таким образованиям, как THROBBING GRISTLE, ATWA, и «Temple Of Psychic Youth» дала «Церковь Процесса» (символ которой частично был положен в основу символики THROBBING GRISTLE), на свой лад продолжавшая поиски так горячо ненавидимого греко-ортодоксами Рона Хаббарда (сам термин «Процесс» был изначально заимствован у сайентологов). Но на сегодняшний день «Процесс» (и уж тем более – сайентология) к industrial / post industrial отношения не имеет, как минимум – прямого. Более того, многие в этой среде становятся приверженцами самых разных религий – ныне покойный Питер Кристоферсон (TG, PTV, COIL) был только самым известным буддистом в этом сообществе, Алексей Тегин сейчас практикует ритуалы тибетской школы «Бон», которая оказала влияние на местный буддизм, я уж не говорю о телемитах и сатанистах. Среди индустриальной тусовки, наверное, только виккане не представлены (они как-то больше в традиционном евро-фолке себя проявляют и в «прогрессивном роке» на этой платформе: барабанщик австралийских SPIRAL DANCE часто появляется на публике в футболке JETHRO TULL).
  Пожалуй, на этом стоит поставить многоточие, потому что тема на самом деле невероятно сложная, и очень многие на ней себе зарабатывают учёные степени. Да и до этого уже очень много было о данном явлении сказано, а оно не одно в мире.