Тотемизм и зооморфизм. Понятия древних жречеств

Ирина Кашкадамова
И.Н.Кашкадамова.

В далекую эпоху, когда человек только пытался осмыслить свой вид, как единое целое, выжить во враждебном ему мире, он искал на что ему опереться. Так точкой опоры, человеку, уже отделившемуся от мира природы, стала вера в животное – первопредка. Тогда, на заре человечества,  только отделившись от животного мира,  человек уже нуждался в своем представителе в природе, с течением времени эта необходимость не отпадала.
В истории человечества не было момента отсутствия религиозных понятий и представлений. Начиная с появления homo sapiens, который по физиологическим и психологическим характеристикам был способен к созданию понятий и определенному уровню абстракций, начинается религиозное развитие человека, его верований, традиций и выходящих из этого моральных принципов.
 Наиболее ранние выражения религиозных пристрастий человека нашли свое отражение в захоронениях и наскальных рисунках. Анализ этих рисунков говорит о связи между людьми и животными, их психологической общности. Проникновение поведения и образа жизни, животных  входит в абстрактное понимание человека их культа.
Само понятие Культ не является отражением каких либо первобытных взглядов. Культами называют разные религиозные тенденции. Все религиозные тенденции или культы имеют свои табу и свои догматы. Мы, воспитанные на христианских ценностях, на догматах христианства, рассматриваем все древние религиозные тенденции через данную призму. Для того что бы понять древни религии необходимо знать и принять их догмы. Только это даст возможность отделить истинность древних культов от последующих наслоений, данных христианскими монахами и мирянами, с позиций христианства. Иногда это давалось для сознательного опорочивания древних религий, что бы превознести свой культ. Фальсификации хорошо оплачивались. Иногда, по неведению и необразованности люди сами придумывали страшные истории, а потом в них свято верили.
Для начала мы должны встать на позицию человека, никогда не слышавшего о христианстве, что довольно таки для нас сложно. Но это необходимо.
Итак: человек живёт среди природы своим сообществом. Им руководит привычная для нас мотивация поступков: пища, безопасность, инстинкт размножения. Как выжить животному, а человек, прежде всего животное, во враждебном мире. В мире, к которому человек минимально приспособлен. У человека нет ни шкуры, которая давала бы ему тепло, ни когтей и клыков, чем наделены животные. Остаётся шевелить мозгами и приспосабливаться к реалиям мира. Человек, как и многие другие животные социальное, следовательно, ему надо прожить не в одиночку, а в своём социуме. Как выжить столь слабому социуму во враждебном мире? Только при полном распределении прав и обязанностей каждого, определённых социумом. Для узаконивания этих норм, для руководства социумом, создаются религии. Одним из первых религиозных воззрений становится обожествление самой природы, породившей человека, да и весь мир. А дальше, человек приспосабливая себя к этому миру, приспосабливая свой социум, начинает искать себе учителя. Такими учителями становятся  предки. Они же как-то жили, что смогли породить человека. Так возникает культ предков. Другим учителем становится природа, как божество. Человек учится у животных, наблюдает за ними. Одни животные нравятся человеку, их сила, их свобода их уверенность в себе и их приспособленность к окружающей среде. Другие нет. Человек не хочет быть на них похожим, и животное становится порицаемым. Его избегают. Понравившееся животное становится учителем. Так возникают первые религиозные тенденции.
Тотем – животное силы, с которым себя отождествляет человек или определенная группа людей. Тотем – это любой природный объект, любое существо, любое животное, с сущностью и энергией которого мы ощущаем тесную связь на протяжении всей нашей жизни. В древности силу таких животных брали согласно ритуалу.
Термин Тотемика имеет американские корни. Название этой формы религиозных верований происходит от слова “ототеман“, которое на языке североамериканских индейцев племени оджибве означает “род его“. Религиоведы тотемизм относят к религии первобытных культур, не затронутых благами цивилизации. Само понятие тотема связано с индивидуальным взятием силы отдельным человеком. Человек проходя инаугурацию, берёт силу животного, избранного им самим, или животного избравшего его.
 
Согласно ритуалу прохождения инаугурации у разных народов, животная сила “ба” берётся по разному. Человек, взявший силу животного, получает и его “ба”. Животное становится тотемом данного человека, его покровителем. Считается, что человек может пользоваться силой данного животного, ибо оно его тотем. Тотем индивидуален. Он не передаётся по наследству. Все животные данного тотема считаются для данного человека братьями.
Хотя и используется в терменологии слово из лексикона американских индейцев, данная тенденция была мировой.
Тотемизм – считается ранней формой религиозных воззрений, которую составляет вера в существование  особого рода связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных или растений. Позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных отношений.
Так или иначе, но вера в существование особого рода связи между какой-либо группой людей, или, в современном мире при смешении всех племен, отдельным человеком с определенным видом животных или растений до сих пор присутствует. Подспудное наше стремление к тотемизму можно отнести к тяге к восточным гороскопам, попыткой ассоциировать себя с животным года либо месяца, накладывать на себя определенные характеры и стереотипы поведения. Чтобы в сомнительный момент не мучиться решением вопроса, человек накладывая на себя поведение животного, и с уверенностью решает вопрос.
В тотемизме человек нашёл для себя индивидуальные ответы на вопросы о жизни и своём месте в мире. Впоследствии, на тотемизм накладывается вера человека в своих предков. Их почитание их обожествление. И вместе с тотемизмом возникает новое направление зооморфизм.
 Зооморфизм (териоморфизм) – роль животного как элемента в мифологии, где роль животного, в течение длительного времени, служила наглядной парадигмой, отношения между элементами для использования в человеческой жизни совместно с природой. В мифопоэтическом сознании животные выступают как один из вариантов мифологического кода, на основе которого могут составляться целые предложения – зооморфный код. При этом конкретные элементы зооморфного кода получают способность выступать как  классификаторы, которые условно символически описывают данную ситуацию.
Здесь можно только предполагать каким путём тот или иной социум выбирал себе зооморфного предка. Был ли это тотем какого-то удачливого человека, добившегося в социуме вершин иерархии, или ставшего знаменитым предком? Мы можем только говорить, что определённые сообщества людей избирали себе зооморфным предком то или иное животное и во всём ему подражали. В поведении, в образе жизни, в пище. Люди наиболее соответствовавшие данному зооморфному предку больше почитались. Они пользовались большим вниманием противоположного пола. Так человек и внешне старался походить на избранный им зооморфизм. Это укреплялось в поколениях. Вырабатывались антропологические признаки соответствующие данному животному. Менялись анатомические особенности данного сообщества.
Синхронический аспект зооморфизма – определение значения, которое имело животное на ранней стадии развития человечества, и включение животного в социальную иерархию, помещение животного на вершине иерархической лестнице, рассказ о будущем и настоящим.
Согласно климату и  возможностям, диктуемым окружающей средой, для своего выживания в агрессивной для них природе, первые люди избирали животное, которое с их точки зрения наиболее соответствовало их взгляду на окружающий мир. Именно концепция об избранных людьми животных в качестве своих первопредков и заключается в религиозной тенденции Богини Матери.
 
В их взаимосвязи. Всё это изображалось в виде восьмиконечной звезды. Впоследствии, эта звезда в христианстве вошла в иконографию, как атрибут Богородицы. Согласно теологическому воззрению религии Богини Матери, люди делились на восемь рас или типов, которые тоже, в свою очередь делились на шесть групп, или пород, согласно избранным животным – первопредкам. Это и есть зооморфизм человека.
Много тысячелетий человек, избрав для себя животное первопредка, во всем подражал ему, выстраивал поведение, по образцу этого животного. В зооморфизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных отношений. На протяжении многих тысячелетий племена (народы) поддерживали свою зооморфную родословную с заложенным в нее стереотипом поведения, искусственным отбором, согласно своему сакральному животному, усилением схожих черт и изживанием черт отсутствующих у животного первапредка, тем самым, закладывая поведение избранного животного в генную память. Хранителями священного знания о тайнах жизни были шаманы, иеры и жрецы. Именно они были чистейшими представителями культа священного животного. Внешне, они должны были отображать, человеческое представление о священном животном, ибо они были его прямыми потомками. У разных животных, человек ценил разные качества, и именно эти качества культивировались в людях, потомках священного животного.
 
Так, например, у лося ценились гордость, мощь и наличие духовной (внутренней) силы, что потом стало называться верой.
 
У кабана ценилась сила воина, лютость и непоколебимость.
 
У пантеры красота, хитрость и изворотливость. И так, согласно качествам, ценимыми разными сообществами, животные, становившиеся первопредками, были совершенно разные. Качества животного первопредка развивали в себе его почитатели.
В древности верили в животных – первопредков. Считали, что разные люди, а, следовательно, и народы, произошли от разных животных. В древности не знали теорию Ч.Дарвина, о всеобщем происхождении человеческого вида от одной обезьяны. Именно по типам животных первопредков и считали о расах. На протяжении многих тысячелетий племена поддерживали свою  родословную от животных, с заложенным в нее стереотипом поведения, искусственным отбором, согласно своему животному.
 
Итак, повторим: согласно древним верованиям, люди избирали себе животных – первопредков, согласно местам своего проживания. Избирались животные наиболее приспособленные, активные и жизнеспособные в климате, где проживали люди, наблюдавшие за ними. Животные были  полностью приспособлены к тому климату, где проживали.  Так же и люди приспособлялись к природным условиям, что бы выжить в них. Животные были для них учителями и примерами во всём. Они являлись эталоном поведения и приспособления к данному климату. Люди вырабатывали у себя те навыки и те особенности поведения, которые были у избранных ими животных, для приспособления, выживания и проживания на данных территориях и в данном климате.
Животное первопредок становилось сакральным. От него вели своё происхождение люди, связавшие с ним свою жизнь и свою судьбу. Животное – первопредок почиталось. Ему приносили жертвы, в честь него устраивались праздники, святилища. В храмах материализовалась культурная память составляющая мифологическое и историческое осмысление прошлого данного сообщества, его пройденный жизненный путь. Животное почиталось как прародитель данного этноса, следовательно, люди во всём ему подрожали и старались во всём ему соответствовать. Люди наиболее похожие на животное – первопредка пользовались большим почётом, быстрее поднимались по социальной и иерархической лестнице в данном обществе. Им предоставлялись большие возможности для размножения, это считались лидирующими особями. Следовательно, данные признаки, сходные с животным первопредком они закрепляли за своими многочисленными потомками. В то время как не наследующие признаки животного первопредка, постепенно вытеснялись человеческим сообществом, ибо они не отвечали требованиям в красоте и рабочих качествах, принятых в данном сообществе людей. Они не были потомками божества – животного первопредка. В то же время, считалось, что первопредок всегда помогает своим потомкам. Браки, или рождение детей, от людей, похожих на первопредка считались почётными, ибо они несли кровь божества, избранного данным сообществом.
Приспособленное к определённой местности и определённому климату животное совершенно. Схожесть с первопредком перерастало в понятие красоты и начинало входить в эталон красоты. Красивые и удачливые люди, которым помогает их пращур, всегда пользовались большим почётом и уважением. К их словам прислушивались. Они становились жрецами или военными вождями этносов. В отличие от других они имели большую связь с природой и своим первопредком. Они могут лучше закрепить свой генофонд. Позднее, они начинают следить за чистотой внешних характеристик и усилением рабочих качеств, соответствующих первопредку. Происходит выделение качеств соответствующих признанному первопредку, и усиление их путём отбора в данной популяции.
Всё это обуславливается религиозными воззрениями, связанными с местностью и климатом, где проживает данная популяция людей.
 
Религиозная структура накладывает не только поведенческие реакции данного этноса, но и антропологические. Т.е. люди почитающие волка, будь то лютичи, ликийцы, лидийцы, лакедемоняне, ахемениды, римляне, монголы и т.д. будут отражать в своей обыденной жизни поведение данного животного – стаи волков. Вырабатывается не только осторожность, но и совместная работа – работа в стае, свойственная волкам: объединение и чёткая иерархическая структура общества, совместные атаки, нападения для грабежа или завоевания, безоговорочное подчинение вожаку или лидирующей паре, агрессия, безжалостность, своеобразная гордость и чувство свободы. Люди тем самым переносят на себя поведение волчьей стаи, не только восхваляя и возвышая самого волка, но и воспринимая любые силы природы через понимание волка, будь, то боязнь грозы или уничтожение болезни и заражённых особей или обществ (этносов). Всё это делается с точки зрения восприятия волка. Волками же почитаются и все боги окружающей данный этнос природы. Это и одевание в волчьи шкуры, и волчьи пляски, волчьи религиозные обряды.
 
Люди полностью начинают зависеть не только психически, но и антропологических особенностей своего животного первопредка. А, следовательно, от климата, и ландшафта и питания, свойственного животному первопредку. Т.е. избрав себе когда-то, определённое животное и полностью подражая ему, люди привязываются к определённым климатическим условиям, комфортным для их первопредка, к которым они себя сами подвели, и приспособили.  Подобно своему первопредку, они могут существовать только в том климате, в котором вольготно проживает их животное первопредок. Ареал обитания людей почитающих, обожествляющих определённое животное, накладывается на ареал обитания данного животного. На сколько там вольготно животному, настолько вольготно и людям. Не одно поколение и не одно тысячелетие, человек закреплял связь своего антропологического типа с конкретным, определённым климатом, чьим показателем было избранное этносом зооморфный образ.
Нельзя путать понятие первопредка – зооморфного символа, с понятием тотема. Первопредок или зооморфный символ связан генетически, путём многовекового отбора, антропологически и психологически с конкретным этносом, со всеми членами этого этноса. С иерархией, социальной структурой общества, с климатом,  идеологией и религией, в то же время как тотем связан только с конкретным человеком. Тотем является отображением животной силы индивида, но не переносится на него антропологические, психические характеристика. Тотем не закрепляется генетически. Тотем это индивидуальная сила человека, выраженная в животной ипостаси, полученная при инаугурации, будь то ритуальный поединок, или противоборство в жреческой практике, или прохождение ритуала силы, во время мистерий и т.д. Сам тотем человек получает единовременно, тотем индивидуален, он уходит со смертью человека. В то же время зооморфизм является этническим символом, основополагающим для всего народа, для всей популяции.
Тем  самым человек сам себя загнал в рамки, комфортного существования только в тех условиях, в которых может жить его зооморфный первопредок. 
При изменении климата, люди, так же как и их животные первопредки, приспособленные к определённым условиям,  либо уходят, следом за животным, либо вымирают от нахлынувших на них болезней. Если люди ещё не утратили свою связь с животным первопредком, и ещё наблюдают за его поведением, животное подсказывает им время и путь миграции. Животное в отличие от человека раньше чувствует  климатические и геодезические изменения, и основываясь на инстинкте выживания ищет наиболее подходящие территории, меняя свой ареал обитания. Животное, в отличие от человека не отягощено материальными благами по типу домов, городов, скарба, миграция для животного происходит быстрее. У него есть время не только найти новое место, но и найти наиболее лучшее место для нового обитания. В древности, люди уходили следом за своим животным первопредком, на уже облюбованную им территорию. 
Если люди пренебрегают советом животного первопредка, остаются на не выгодных им климатических зонах, отягощенные скарбом, и оправдывая себя материальным благополучием, то они тихо вымирают от болезней. Замедляется или прекращается процесс размножения. При потеплении, люди зооморфизма лося, оленя, белого медведя, дельфина и касатки страдают сосудистыми заболеваниями. У них развивается тромбофлебит. Учащаются смерти от инфарктов и инсультов. И о каком продолжении данной популяции можно говорить в дальнейшем. Зооморфизмы лося (сохатого), оленя (яроса, ареса, элля), белого медведя (умы), бурого медведя (бера), касатки и дельфина (нарвалы) – основные зооморфизмы народа на территории России. Народ – люди способные держать оружие.
Если при великокняжеском правлении основным зооморфизмом Руси считался сохатый, Русь ассоциировалась с лосём, то с приходом Романовых основным зооморфным символом России становится бер – медведь. До Ивана Грозного созвездие ковша называлось Лосихой с лосёнком, а Полярная звезда именовалась Лось, то в более поздний период ковш именуется Большой и Малой медведицей. Всё это нам говорит о произошедший за этот период смены климата, и смены народа, защищавшего Россию.  В данной ситуации, мы видим последующим за изменением климата сменой династии, сменой идеологии (произошло изменение в Православии, как в самом богослужении, так и в догматах), в политике, поведении. При зооморфизме лося на Руси было великокняжение.
 
Иерархическая структура общества строилась по принципу лосиного сообщества, где вожак первый среди равных, это территориальные владения закреплённые за самкой, это рыцарские турниры на которых участвуют коронованные самцы (коронованные природными рогами), то медведи единоличники. Территория у них закрепляется за каждой особью.  Медведь ближе к единовластному правлению, в отличие от лося, правящего семьёй.
На Руси было и двое-кнаяжие, и трое-княжие. При полной  победе зооморфизма медведя, появляется единоправление и императорская власть.
До прихода на Русь людей зооморфизма лося, зооморфизма нарвала (варяги), зооморфизма медведя, основным населением данной территории были люди зооморфизма бобра (бобра как такового, а также калана). Здесь был более суровый климат. Калах – калан, морской бобёр или морская выдра. На нынешний момент, своим первопредком калана считают аборигены Камчатки – алеуты. Отсюда можно предположить о состоянии климата на нашей территории во времена Хатов, когда наши предки занимали Балканы и Малую Азию, а возможно, и Европу.
Зная, какие народы, каких зооморфизмов проживают в тот или иной период времени на территории мы сразу можем говорить какой климат тогда там был.  Можно было бы как исключение выделить хеттов, но это не так. Не смотря, что первопредком хеттов был бобр (или калан) их миграции прослеживаются по переходам северных оленей. Это не исключение, исключений из правил не бывает.
 
Северный олень часто является кормовой базой  у людей зооморфизма бобра, как то лапландцы, самоеды и хетты.  Хетты являются оленеводами, само понятие хетт – монгольское обозначает оленевод. Такие народы, ареал обитания которых определяет не только зооморфизм, но и их промысел, переходят на специализированные территории,  которые отвечают всем их параметрам. Так поморы зооморфизма ума (белого медведя), селятся не только в лесах, но и по побережьям морей, так как занимаются мореплаванием и рыболовством. Их путь прослеживается в Индии (на момент Александра Македонского). Со Злым царём Пором Александр Гефестион подписывает договор о сотрудничестве на реке Гидаспе. Потом поры селятся на  территории нижней Оби, где уже к XII веку они были вырезаны обскими уграми. В дальнейшем они заселяют территории Архангельска, Верхней Двины, Волхова и Мурманска (Кольского полуострова). Согласно их прохождению можно говорить об общности климата на территориях, которые они заселяли в разные промежутки времени. Но тогда надо заметить, что Обь была морем гораздо позже, чем это принято думать. И море за Уральскими горами, соединяющее Атлантический океан с Каспием было совсем недавно. Именно об этом говорит и наличие морского бобра (калана) в Каспии, и наличие Колхов (родственников алеутов) на Каспии.
Так же, по миграции хеттов можно говорить о наличие тундровых зон в разные периоды времени на разных территориях, т.к. хетты полностью завязаны на своём промысле – оленеводстве. Во II тыс. лет до н.э., на время падения Хатской державы на Балканах, хетты поселяются в Малой Азии. По всей данной территории ими оставлены изображения северных оленей.   А оленю не объяснишь, что трава и злаки вкуснее ягеля. Значит надо говорить, что во II тыс. до н.э. от Малой Азии до Тигра с Евфратом была тундровая зона. Но это не соответствует с историческими сведениями, о проживании в Междуречье шумер, людей тёплого климата зоорфизма быка.  Значит надо ставить под сомнение датировки. Либо хетты со своими оленями жили там в другой период, либо шумеры. Я склонна думать, что именно шумеры в Междуречье появились гораздо позже, приплыва туда с тёплого места, называемого ими Дельмуном. Хетты же, из Малой Азии с потеплением климата переходят на Динлин. По всем их прохождениям оставлены оленьи камни. Т.е. хетты нам показывают тундровые зоны.
Шумеры люди зооморфизма быка. Согласно своему животному первопредку они предпочитают тёплый климат. С потеплением климата, люди зооморфизма быка следуют за ним, вытесняя северные зооморфизмы, для которых климат становится неподходящим.  Так приход черноголовых, является свидетельством тёплого климата.