Как я с казаками улицы патрулировал

Вячеслав Абрамов
Это давно обсуждалось и вот, – наступило! Услышал по радио, что казаки приступили к патрулированию улиц Москвы. Нахлынули воспоминания...
      
Увы, всё новое – это забытое старое. Боюсь, что разочарую тех, кто воспринял с надеждой эту «свежую» струю в деле обеспечения правопорядка на улицах.   
      
1994 год. В Челябинской области с завидной активностью стало нарастать казачье движение. Казаки заявляли о себе везде, где возможно, и пытались получить привилегии. Происходило это и в городе Копейске.
      
Если не ошибаюсь, по инициативе мэра города, которого казаки уже вероятно стали раздражать, милиции общественной безопасности (МОБ) было предложено организовать патрулирование улиц города казаками. По примеру приснопамятной народной дружины времён СССР.
      
Я с уважением отношусь к настоящим казакам и имею среди них друзей. Это достойные люди со своими убеждениями и с традициями, что в наше время редко встречается. Это воины по духу.
Однако, для объективности и понимания нужно отметить, что «городские казаки» – это далеко не те казаки, а преимущественно люди, оторванные от корней и не нашедшие себя в обыденной жизни. Хотя амбиций у них поболее, чем у исконного, выросшего на земле, а не на асфальте, казачества. Амбиции и сейчас лезут, как тесто из кастрюли в тёплом месте.
      
К «городским казакам» тут же примкнули весьма неоднозначные и даже экзотические личности. В основном это были выходцы из народа, т.е. шахтёров, но не самые лучшие представители тяжкой профессии. Копейские угольные шахты тогда ещё работали, но уже не все рвались работать на шахте. До хрипоты попротестовав, кое-кто приобрёл «социальную неуравновешенность», а тут – казаки, самоопределение и самочинность! Возможность самореализоваться! Из грязи – в казаки!
      
Из всей этой «казачьей» массы с трудом кое-как набралось человек 15 ранее чтивших уголовный кодекс. Согласовали список с начальником МОБ. В выходные дни на патрулирование стали выходить 2 патруля по 3-4 казака в «полной выправке».
      
На «выправке» казаков тех времён, то бишь на их форме одежды, не могу не остановиться. Эту смесь стилей и вкусов не описать словами, а надо только видеть! С чем сравнить ощущения? Сегодня только с ощущениями от просмотра современной моды.
      
Развод на патрулирование производился дежурным по УВД города. Но, несмотря на инструктаж, проблемы начались в первые же суровые будни.
То казацкий патруль надо было спасать от граждан, то наоборот, граждан от патруля. Отдельные казаки имели нагайки и активно нарушали права граждан, что нравилось далеко не всем. На следующей неделе руководством милиции было принято решение впредь прикреплять к каждому патрулю сотрудника милиции. При хроническом некомплекте это было тяжело, но пожелания главы города надо было выполнять.
      
Проблем какой-то период стало меньше, но быстро проявились другие тенденции. Казакам это дело быстро надоело, они стали «косить», не выходили на дежурство.
Когда наступили холода, патрули зачастили на свою «штаб-квартиру» греться. Грелись, как водится на Урале, ею, родимой. После такого сугрева тянуло на подвиги, подвиги совершались не над настоящими правонарушителями, а над чем-то не понравившимися неформалами.
Казаков стали тихо ненавидеть как отдельные слои молодёжи, так и сотрудники милиции, которым вместо отдыха в выходные приходилось идти в патрули. А также те, кому приходилось проверять жалобы и заявления после казацких «воспитательных мероприятий».
      
Как-то пришлось и мне «затыкать дыру» и патрулировать с казаками вместо заболевшего сотрудника УВД. На улице был морозец с ветром, и у казачков быстро прихватило ноги в стильных сапогах на коже. Почти бегом устремились до «штаб-квартиры», представлявшей собою замызганную трёхкомнатную квартиру на 1 этаже «хрущёвки».
Мне тут же предложили не только погреться, но и «согреть душу» и искренне удивились и обиделись требованию ничего, кроме чаю, не употреблять до конца дежурства.
Потом мы выдвинулись обеспечивать правопорядок на дискотеке в Доме Культуры. Я вполне доходчиво объяснил казакам, как действовать в том или ином случае. Но таким действиям надо готовить, и готовить серьёзно. Они не могли просто следить и требовать, чтобы не курили, не матерились, не таскали бутылки и не ширялись в туалете, они как специально цеплялись и задирались. Я не успевал гасить возникающие конфликты и после этого «обеспечения» написал рапорт начальству.
      
Конечно, далеко не с моей подачи, но через некоторое время патрулирование было отменено. Один из начальников потом признался, что сами казаки отказались, когда их стали отлавливать поодиночке обиженные и оскорблённые. И «воспитывать» по их же «методике».
      
Finito commedia - commedia continua. В переводе на французский – се ля ви.