Жить в соответствии с ресурсами

Сергей Корягин
Уважаемый Владислав, Ваше представление о ресурсах, думаю, ближе к конкретной науке, к экономике. К жизненным ресурсам я отношу: природные ценности – недра земли, леса, воду, почву, климат.  Накопленное богатство. Далее: народонаселение, его здоровье, его образованность, волю к жизни, к благополучию, к победе, к свободе. Культура, идеи народа – тоже ресурс. Налицо объективная сторона и субъективная. Я и порекомендовал – надо жить в соответствии с ресурсами. А иначе? А иначе – беда, беды, падение, крах, поражение.

Вспомните судьбу Римской империи: народ устал от бесконечных войн, от бесконечных завоеваний, устала и политическая элита. Кусок откусили большой, а прожевать и проглотить не смогли. Иссякли субъективные ресурсы, не хватило воли, чтобы защититься от варваров.
Вспомните судьбу Наполеона: талантливый генерал плохо знал арифметику войны и не рассчитал силы. Перезимовав в Москве, французские солдаты растратили свой военный запал. Кутузов рассчитал точно.  У Гитлера не было недостатка в ресурсах: на него работала вся Европа, воля к победе была неудержимой. Однако союзные державы располагали несравненно большими ресурсами – объективными и субъективными: экономический и научный ресурс Америки соединился с великой волей к победе русских, скоро сообразивших, чем для них может обернуться германское нашествие. После войны один японский генерал сказал так про Америку: «Мы разбудили спящего зверя».

Советская Россия. Здесь произошло то же, что произошло в свое время с Римской
империей: чужих земель захватили много, а держать живущие на них народы в повиновении сил недоставало.  Прежде всего, выдохлась идея. Задача построения мирового социализма-коммунизма была абсурдной и потому не имела решения – ресурсы на нее были истрачены немереные, но воз остался стоять на месте. Энтузиазм народа угас: он пережил гражданскую войну, коллективизацию и индустриализацию, репрессии, войну с Финляндией, тяжелейшую войну с Германией, войну с Афганистаном, три голодомора. Идейный настрой партии коммерциализировался. Надо было снова хватать и убивать, но настроя к такого рода деятельности у вождей уже не было. Совсем не случайно в самом логове, в самом бункере, в самом политбюро созрело решение сменить ориентир развития. Как-то Горбачев сказал: «Подумать только, мы в политбюро занимались вопросом распределения колготок!»

Да, субъективные ресурсы иссякли.  А объективные? Мобилизационная экономика оказалась неспособной конкурировать с экономиками, построенными на конкуренции: трудовой стимул – экономический интерес – большевики сами сознательно уничтожили. По глупости. В соответствии с душевной болезнью, которой их заразил Маркс. Чтобы держать в подчинении завоеванные страны, надо было содержать огромную армию (4-5 миллионов) и немалый контингент тайной полиции. Оружия, включая атомное и химическое, производили столько, что с трудом находили место, где его складировать. Обычным оружием делились с «дружественными» странами в Азии и Африке. Поддерживали террористов в разных странах, помогали деньгами компартиям в государствах, которые называли себя социалистическими. А Куба была самым любимым нахлебником. Ресурсы, ресурсы, ресурсы. Они истощились, народ кормить было нечем, и  колосс зашатался. Никто не хочет жить по средствам, по имеющимся ресурсам. Сегодня и Америка с ее 16 триллионами долга стала на путь, на котором поскользнулся СССР.

Конечно же, человечество придет к Единому мировому правительству, которое сначала возьмет на себя экономические проблемы, а потом, через пару столетий, – и политические. Но драматический период в истории еще не закончился. Еще могут прийти новые Ленины, Сталины, Гитлеры, Мао, Полпоты, которые попытаются построить на земле абсолютно справедливый порядок – на основе «передовой» религии, нации, с помощью передового класса. Безумцев не сеют, они сами родятся. Вторник, 13 ноября 2012 года.

Текст написан для форума "Философский штурм"