Драконы в теологии Древнего Египта

Ирина Кашкадамова
Драконы встречаются в мифологии и фольклоре разных народов мира. Мы встречаем их в Шумерских текстах, есть они у Хеттов, в Та-кемет (Египте), Элладе, Скандинавии, Мексике, не говоря уже о Восточных Драконах Китая, Кореи, Монголии, Японии, всего Индокитая.  Позднее Дракон появляется в Торе, и оттуда перекочевывает в священные писания Библию и Коран.
В древности Драконы не считались мифическими чудовищами. Их, как творцов этого мира, почитали во всех религиозных тенденциях. С ними были связаны жрецы разных религиозных культов. Драконы относились не к нашему, физическому миру, а к существам мира духовного, в котором жрецы общались со своими богами. Это мир, как принято его сейчас называть, мир энергетики. В средние века его называли виртуальным миром, в котором работали колдуны, ведьмы и чародеи. С точки зрения Христианства, этот мир разобран в “Молоте ведьм”. В этом мире работали волхвы и кудесники. Представители любой религиозной античной школы связаны с ним. Это мир духовных сущностей и сформулированных мысле-форм.  Мир отличный от реального (материального) мира, но на прямую с ним связанный.
Большей своей частью Драконы изображаются змееподобными, но из-за этого не надо его путать со Змеи или Ящером. Многие исследователи отождествляют (по своему неразумию) Дракона со Змеем и Ящером, смешивая не только разные культы, разную силу, но и разные энергетические силы, разного порядка и разных функций. Встречаются животные, совсем ничего общего не имеющие с Драконом. У них птичьи лапы, крылья, хвост, огромное тело. Упоминание о Драконах встречается по всему миру. Часть Драконов, относятся к Сакральным животным , часть – к мысле-формам сефиротам (т.е. животным, заключающим в себе религиозные символы и вызываемые жрецами, колдунами, магами и шаманами данной религии, как Дракон Мардука), часть к тотемным   - животные силы “Си”. 
В Европе в Средние века возник орден Дракона, состоящий из разных правителей. Интересна легендарная история создания венгерского ордена Дракона. Согласно легенде, орден этот ведёт свою историю из “Драконьего Двора” в Та-кемет. Орден находился под патронажем принца-жреца Анхфн-хонсу, примерно в 2170 году до н.э. Конечно, о Та-кемет всегда ходило много сказочных рассказов, волшебная мудрость притягивала к себе представителей Западной цивилизации, а закрытость Та-кемет от соседей только придавала им тайны и очарования, это делает слишком малую вероятность на реальность всех этих сказаний. Но сама романтическая направленность легенд окутывающих Та-кемет, делает его основоположником многих мистических учений. Особенно если надо доказать древность какой либо тенденции или объяснить её нелогичность. Так же и обстоит с “Драконьим Двором” в Та-кемет. 
Согласно романтической легенде, “Драконий Двор” был официально учреждён царицей Себек-нефру, XII династии. Почитание Себека действительно относится к XII династии, но Себек вовсе не Дракон, а крокодил, местом, почитание которого было в Фаюме. Часто Себек ассоциировался с Сетом. Следовательно, исходя из имени данной царицы, можно предположить, что именно красоту Себека она должна была взирать, т.е. она была жрицей культа крокодила. И если мы говорим о “Драконьем Дворе”, при культе крокодила, то развитие его надо искать вовсе не в Европе, а на востоке, в домах Восточных Императоров и их жён.
Так в Китае в Часовне Заводи Черного Дракона, что рядом с Пекином, первого и пятнадцатого числа каждого месяца проводилась служба в честь дракона для императрицы и ее двора.
В 1397 году, двадцатью тремя лицами королевской крови вместе с вельможами, возникло “истинное и чистое братство” Общества Драконов (Societas Draconis), переименованное впоследствии в Орден Дракона (Ordo Draconis; Sarkanu Rend).
13 декабря 1408 года, в Венгрии, королём Сигизмундом,  “Драконий Двор” был официально восстановлен.  В Орден Дракона входили: Сигизмунд, его жена Барбара Килли (дочь Германа II, герцога Стирии), их дочь Элизабет; Владислав Ягеллон (король Польши), Альфонс V (король Арагона), Витовт Гидемин (Великий князь Литовский), Эрнст (австрийский герцог), Кристофер III (герцог Баварский), а так же короли Дании, Швеции и Норвегии. В 1439 году, в орден вступил герцог Норфолкский Томас де Мобрей из Англии. Здесь прослеживается древняя тенденция, что только люди драконы имеют право на престол. При этом венгерский род Ракоши, относящийся ещё к древнему понятию Дракона, в основание ордена не входит.
Знаком и символом ордена был дракон свернувшийся кольцом с красным крестом на спине. 
В Та-кемет образ Дракона встречается не часто. Драконом называют Себека, божество плодородия Нила. В более позднее время, когда возросла в политике роль Эллады, когда пирры (фараоны) Та-кемет стали общаться с государствами Востока и Малой Азии, Драконом начинают считать Апописа (Апофиза) – божество подземное. По словам Геродота, с древних времён Та-кемет считалась землёй крылатых змей, но никак не Драконов. Именно в наличие лап Дракон отличается от Змеи. Именно культ Змеи был развит в Та-кемет. Культ этот, по-видимому, пришёл от истоков Нила, вместе с народом, который его исповедовал. Боги Та-кемет, чьими сакральными животными были змеи, почитались по всей плодородной территории возле Нила. К ним относились Нехебкау, Уаджет, Апофис, Урий,  Рененутет (Термутис) и, возможно, Шаи. Антропоморфный их образ – змей с человеческой головой, что перекликается с Нагами Индии. Уаджет относится к культу крылатых змей. Интересно отметить, что Афина, пришедшая на пеласгическую почву, где-то в III тыс. до н.э., с Африканской территории, тоже относилась к культу змеи. К тому же у её потомков в эмблемах встречалась крылатая змея. Триптолем, которым были установлены элевсинские мистерии, имел двух крылатых змей запряжённых в колесницу, подаренную ему Деметрой. Надо заметить, что Афиной в Та-кемет называлась морская змея. Хотя нет гарантии, что именно змею, а не акулу имели ввиду. Так останки “морской змеи” найденные в  Маcсачусетcе были гигантской акулой (cetorhinus  maximus gunnerus). Если сейчас останки данной рыбы ассоциируются со змеёй, то можно предположить, что и архаичный период было то же самое.
В Средние века, скатов изображали как летающих змей, а скаты являются родственниками акул. Скаты, как и акулы, водятся как в тропических, так и в северных морях. Надо заметить, что ни акулы, ни скаты, ни их мифические образы, такие как морская змея и крылатая змея – к драконам не относятся.
Рассмотрим уже упоминаемый в предыдущей главе “Драконий Двор” в Та-кемет. Драконий Двор, согласно западным исследователям, находился в Файюмском оазисе. Главное почитаемое божество в Файюме было Себек.
Себек – в Та-кемет почитался в образе крокодила. В эллинском языке Себека именовали Сухосом. Это связывают с засушливым временем года, перед которым крокодилы забираются в Нил, надеясь переждать засуху. Тем самым, сакральное животное Себека показывает наступление сухости. В средние века и с развитием египтологии, оккультисты Европы стали называть его Драконом. 
Именно к культу данного божества относится так называемый “Двор Дракона”. Распространение своё в Та-кемет Себек получил во времена так называемой XII династии. Местом его почитания считался Файюмский оазис. Меридовым озером это место называли эллины. Себек считался покровителем воды, разлива Нила. Считалось, что с ним связанно плодородие. Хотя изображения крокодила встречались и раньше. Чтили Себека ещё при Великом Унасе (IV династия). Изображения встречаются и в додинастический период. Возможно, тогда ещё крокодил не пользовался популярностью, так как есть изображения охоты на крокодила  гарпунами. В то же время, именно при гикосах, чужеземцах захватили Та-кемет, и именно охота на священных крокодилов и гиппопотамов подтолкнула к освободительному движению на берегах Нила.
Но был период истории Та-кемет, когда крокодилы пользовались особым почитанием. Пирры (фараоны) XII и  XIII династий имя Себека вставляли в свои тронные имена. В греко-римский период Себека стали ассоциировать с македонским божеством Серапис.
В Файюме было массовое почитание крокодила. Жрецы культа крокодила кормили это сакральное животное выпечкой: пирогами и пряниками, жареной курятиной. Всё это сакральный крокодил запивал пивом. Крокодилы достигали 30 метрового роста. Были не агрессивны. С удовольствием принимали от своих почитателей сладости. Кормление крокодила считалось не только снимающим грехи и повышающем плодовитость, но и просто приятным и праздничным занятием. Сакральные крокодилы Себека всегда хорошо питались, за счёт своей паствы.
Интересно заметить, что Дракон, в виде крокодила является не астральным, а реальной рептилией. Он относится к зооморфным  животным жёлтой расы. Надо отметить, что часть населения и народы разных династий относились к жёлтой расе. По-видимому, к жёлтой расе относится и XII и XVIII династии.
Страбон считает, что когда-то Меридово озеро входило в состав Средиземного моря. Мерида входила в Гераклейский ном, на времена римской империи, и была с Арсинойским номом каналом. Само озеро Мериды было, согласно Страбону, по величине с открытое море и цвета морской воды. Т.е., Файюмский оазис возник из-за поднятия, или намыва земли, отвоевав свою территорию у Зелёного моря (Уадж). Именно Зелёным называли Средиземное море жители Та-кемет. Это были заболоченные земли, которые пирам (фараонам) XII династии пришлось осушать, что бы сделать пригодными для жизни. Аменмхет I (Аман-ма-хи) севернее Файюмского оазиса город именовавшийся “Забравший обе земли”. Пирры (фараоны) XII династии перенесли его в Файюм, на “Землю озера”. Заканчивалась XII династия правлением пирры (фараона женщины) Нефрусебек, которую и считают основоположницей “Драконьего Двора”. Во время разлива Нила вся “Земля озера" покрывалась водой, кроме жилых мест находящихся на возвышенностях и искусственных насыпях. Вся вода отдавалась в распоряжение сакрального животного Себека.  Селения были похожи на острова, между которыми резвились крокодилы. Летом вода держалась 40 дней, затем постепенно начинала спадать. За 60 дней равнина “Земли озера” совершенно высыхала и была пригодна для пахоты.
По легенде, именно там приносили Себеку в жертву девушку. Кроме Себека здесь почитался бог Амон.  По-видимому, согласно Страбону, храм Амона возник когда ещё эта область была приморской.
На “Земле озера” (в Файюме) был поставлен город крепость. Находящийся там дворец или город крепость XII династии, в римское время сравнивали с лабиринтом. Его описание приводится Страбоном:
Все эти колоннады расположены в один ряд и вдоль одной стены, которая подобна длинной стене с залами перед ней; пути, ведущие к ним, находятся прямо напротив стены. Перед входами в залы находится много каких-то длинных крытых сводов с извилистыми путями между ними. Так что без проводника ни одному чужеземцу не найти ни входа, ни выхода. Вызывает удивление, что крыша каждого покоя состоит из одного камня и это крытые своды в ширину точно так же покрыты плитами из цельного камня чрезвычайно большой величины, без всякой примеси дерева где-либо или какого-нибудь другого вещества. Поднявшись на крышу небольшой высоты, так как лабиринт одноэтажный, можно видеть каменную равнину, состоящую из камней такой же большой величины; отсюда, спустившись снова в залы, можно заметить, что они расположены в ряд и покоятся на 27 колоннах; стены их сложены также из камней не меньшей величины.
Основатель Хут-хетеп-Сенусерта обнёс город стеной триста пятьдесят на четыреста метров. Стена разделяла город на две части, одна из которых предназначалась для проживания пирра (фараона) и его свиты, другая для обслуживающего их персонала. Само эллинское понятие сибарит произошло от жизни в городе Себека. Именно благополучие и обустройство быта знати, характеризовала город Крокодила. Таким же сибаритским почитанием был окружён и сакральный символ Себека – крокодил. Интересна ещё одна особенность данного города, не смотря на то, что в Та-кемет очень любили сады и прогулки по садам, в Хут-хетеп-Сенусерте их не было. Видимо, сказывалось место нахождения города, заливаемое водой при разливе Нила. Свои любимые прогулки знать должна была совершать на лодках. Вполне возможно, что это вполне отвечало их эстетическому чувству. Как обустроены, были возвышающиеся из воды холмы, что на них стояло, какие были украшения, какие были статуи и беседки – история до нас не сохранила. Единственное, что можно сказать, что прогулки знать совершала не в черте города.
В восхищении от дворца-города был и Геродот. Его восторгала и стоимость работ и самое исполнение. По масштабности Хут-хетеп-Сенусерте сравнивался с пирамидами. Геродот описывал 12 крытых двориков, с входами расположенными друг против друга. По-видимому, женские и мужские помещения. Входы трех помещений были обращены на север – мужские, три другие, с входами на юг – были женские. По свидетельству Геродота, во дворце находилось около 3 тыс. помещений, половина из которых находилась под землёй.  “Многочисленные извилистые коридоры вели через разнообразно украшенные дворики, - писал Геродот, - вызывавшие моё восхищение. Я проходил из маленьких комнат в просторные залы, а из них в величественные дворы, чередующиеся почти без конца. Стены и потолки были здесь из мрамора, первые украшали картины и скульптуры, а колонны из полированного мрамора окружали дворики”. Вся анфилада коридоров вела к пирамиде пирра, венчавшей творение мастера, создавшего этот “Драконий Двор”. Всё было окружено фигурами животных.
На момент римской империи “Драконий Двор” уже не функционировал. Служебные помещения для прислуги и слуг превратились в лабиринт. Богатое убранство дворца исчезло, оставив только голые камни. Исчезли и автоматические двери, в служебные коридоры. На македонский же период это всё ещё функционировало. Из скрытых дверей, на македонцев, через тайные ходы, совершались покушения, когда македонцы поселились в “Драконьем Дворе”. То была скрытая война за власть над Нильскими территориями. Получив титул Пирра, Александр Гефестион поселился в Мериде, так как климат данного места был наиболее пригоден для македонцев. В то время “Драконий Двор” был ещё красив. Это были не голые камни, их покрывали рельефы и барельефы. Проёмы прикрывали тяжёлые гардины. На полу лежал ковер. Освещение давали лампады и светильники. Вполне возможно, что в “Драконьем Дворе” стояли механические игрушки – автоматы, образцы которых дошли до христианского времени, стоящие у Серапиона. У Серапиона стояли механические автоматы в виде совы, крутящей головой, выдававшие священную воду в соответствии с опущенной в него монетой, механические часы, птицы, раскрывающие и закрывающие свои крылья…
Во время XII династии, упоминается наличие у пирра (фараона) Та-кемет семи личных телохранителей – “семе”. Этот титул интерпретируется как Провожатым Властителя. Символизировало семе  изображение гуся. Именно семе были хранителями тела пирра (фараона). Стела одного из семе была найдена в Эль Араба. Хусебек, как говорит эта стела, имел уменьшительное имя Джаа. Он был семе пирра Сенусерта (Хакаура), вместе с ним ходил в походы. При Хакауре и его семе он отличился “работая в бою палицей”, после чего был взят в семе на место ушедшего на покой. Для семе единственным богом считался их Властитель, и клятвы они произносили от его имени: “Клянусь Сенусертом!”. За деяния семе награждались изделиями из электра (сплав золота и серебра). Так Хусебек был награждён ножнами и кинжалом из электра и ещё чем-то, что надпись не сохранила.
При македонцах рядом с храмом Амона, где Александр Гефестион был объявлен богом, сыном Амона и пирром Та-кемет, возник храм Сераписа (Серапион) – македонского божества. Часть дворца, где жил македонский правитель именовалась Гефестион, так как данный македонец был жрецом Гефеста.
В более позднее время, Себеком называли Дракона Тота. Другое его название Ибис. Видимо, это связанно с тем, что ибис был птицей Тота, а для Дракона являлся вестником. Сам Дракон тёмно жёлтый, ближе к бронзовому. Зелёный цвет ему придаёт ил, в котором этот Дракон предпочитает жить. Он огромных размеров, очень толстый, такой же, как его священное животное – гиппопотам. Крыльев Дракон Тота не имеет. Летает за счёт животной силы “ба” приносимы ему жертв. Внешне напоминает толстого червя, но имеет лапки. В функции данного Дракона входит кроме собирание мудрости и знаний, оплодотворение животных. В древности он оплодотворял и увеличивал популяцию гиппопотамов, в современное время – верблюдов. Жертву предпочитает в виде сыра. После последнего крестового похода стал вегетарианцем.
В более позднее время, опять же в Файюмском оазисе мы сталкиваемся с другим Драконом. Имя этого Дракона Помандрес.
В новое царствование, культ крокодила идёт на  спад. Сакральное животное Себека отождествляется с Апопом (Апофизом). Крокодил становится одним из животных армии тьмы. Возможно, что опять же мы говорим о ранне-христианском периоде, когда принятие христианства не отменяло почитание древней религии Та-кемет. При данном симбиозе двоеверия, что было распространено в Дельте Нила, изначальная религиозная тенденция Та-кемет претерпела изменения, и трансмутировала. Именно этому периоду мы обязаны мифу как Крокодил Солнце проглотил. Крокодилы, змеи и гиппопотамы, до этого почитаемые в Та-кемет, становятся противниками бога света Гор Бехдетского. Они подкарауливали небесного корабельщика, вылезая из пещер, и нападали на него. Гор Бехдетский вместе со своим спутником Упуату  отражали их нападения. Так крокодил становится демоном в новой теологии. Гор Бехдетский пронзает гарпуном демонов. Согласно новому воззрению, если в схватке победят демоны (крокодилы, гиппопотамы) то наступит солнечное затмение, на земле Нила будет бушевать ненастье, будут бушевать грозы и ураганы, и только в силах Гора Бехдетского прекратить это. А ведь крокодилы Та-кемет отвечали за плодородие и разливы Нила. При соприкосновении двух религий, крокодил стал одним из воплощений Дьявола.
Помандрес – Дракон, олицетворяющий собой Великого учителя, учащего Универсальной жизни. Это Ум Вселенной, Творческий Разум, Абсолютный Повелитель Всего. Это творец Святого Слова. Само имя этого Дракона означает Видение.
Согласно каббалистическим приданиям, Помандрес обучил Гермеса Трисмегиста тайным знаниям, которые впоследствии, были запечатлены в “Изумрудных скрижалях Тота”. 
Помандрес вылетел из Серапиона. Это был Великий Чёрный Дракон. Его шкура переливалась, крылья закрывали небо, он изрыгал огонь во всех направлениях. Сами герменевтические мистерии учат, что Универсальная Жизнь персонифицирована в виде Дракона.
Во время разговора, когда Помандрес неохотно согласился объяснить Трисмегисту природу Вселенной, он принимает разные образы. То это пульсирующее Сияние, Свет духовной природы Великого Дракона, то это был Серафим, с шестью крыльями, то это было Святое Слово, которое встало перед дымящимися водами. Потом Помандрес принимал свой физический образ Дракона.
Помандрес относится, по китайской классификации, к Сюаньлун. Это Чёрный Дракон водной стихии. Он имеет шипы по всей морде, на хребте (три ряда), на суставах. Кроме того, он наделён оленьими или лосиными рогами. Рога в Древнем Мире символизировали власть и силу обозначались понятием “си”. Здесь мы сталкиваемся в соединении астрального образа Дракона с зооморфным образом лося (сохатого). Этимологию сохатого, в Та-кемет легко найти в Среднем царствовании. Это не отдельно взятые эпитеты, а давно укоренившиеся понятия, связанные с владением землёй и серебром. Саха в Та-кемет называлось одно из состояний человека, связанное с его божественным просветлением, саха это не только сила сияния человека, но и богов. Великий Дракон – Помандрес является этим просветлённым. Прослеживается связь между пульсирующим светом, исходящим от него с божественным состоянием саха. Лось, сохатый, как и все рогатые животные, считался воплощением силы – частицы “си“, животное инсибиа . Причём, “си“, видимо, заключалась в рогах животного, чем больше рога, тем сильнее воплощается в нём символ власти, и мудрости – “си“. В какой-то мере, сохатый являлся сехем – изображением энергии и символом власти, это же значение лося встречается в Древнем Китае. С этим же понятием связаны поле и болото. Именно как инсиба, Помандрес наделён Божественной Мудростью и считается Вселенским Разумом.
Кроме того, перед Трисмегистом предстал брат Великого Дракона, Дракон Огненный Работник, сидящий на огненном колесе. Интересно отметить, что данная символика Огненного Работника полностью соответствует символике Гефеста. И тогда получается, что герменевтический Белый Дракон – Огненный работник является астральной персонификацией Гефестиона, пирра Та-кемет и басилевса Македонии. Второе название этого Дракона – Второй Ум.
Надо отметить, что пара Великого Дракона, как Универсальной Жизни, и Дракона огненного Работника, как Второго Ума в дальнейшем развивается в гностических и схоластических учениях эллинского и римского мира. Согласно этим учениям, оба эти Дракона считаются гермафродитами, так как, ссылаясь на Платона, создаётся тенденция, что все совершенные существа должны быть гермафродиты. В то же время, в Та-кемет, и в эллинском и  пеласгическом мире, Высшее существо, является самкой, а её брат, её пара, является её мужским противопоставлением и её мужем. Считается, что все жители Та-кемет состояли в кровно родственных браках, заключенных между братьями и сестрами. Это утверждение не верно.  Обручение в Та-кемет проходило в раннем, еще детском возрасте. Были случаи, когда рождалась девочка, и ее тут же обручали. Обручение в те времена не носило абстрактный характер. Часто, уже до свадьбы, бушующие супруги, жили под одной крышей, того или иного родителя. Или же они жили по соседству и постоянно встречались. После обручения они именовали друг друга мой брат – “сен“; моя сестра – “сенет“. От обручения до свадьбы могло пройти до 30 лет, в связи с разными семейными обстоятельствами. На всю жизнь, эти молодые люди, выросшие вместе, остаются друг для друга братом и сестрой, даже после свадьбы. Это касается и данных Драконов. Так обстоит дело и с парой Великого Дракона и Огненного Работника.
Если Огненный Работник сам был астральным, то его носитель физическим человеком, посвященным в тайные мистерии, живший в  IV в. до н.э. Великий Дракон была астральным не только как Дракон, но и как женщина в то время. С этим связанны многие небылицы о семейной и сексуальной жизни Александра Гефестиона, так как наличие физической женщины рядом с данным стратегом не обнаруживалось, хотя у него и были две дочери от арийской наложницы.
При Александре Гефестионе, в “Драконьем Дворе” было 7 представителей знатнейших родов Та-кемет. Все они считались семе “Незримой” пирры божественного начала – Помандрес. Македонцы продолжили принятую в Та-кемет традицию семе. Среди них были как профессиональные военные: Амфилон (эллинистическое имя), Катами, Кюдзо, Регарас, так и жрецы: жрец из Луксора (жрец культа Упуату), Ханаман (жрец культа павиана), Ситирози (жрец барса). Катами сам был носителем Дракона. В гностическом учении, семе эллинского толка были названы властителями. В средние века считалось, что их число соответствует семи планетам, известным тогда. О наличие традиции “семе”, в Европе не знали. 7 владык, в средние века, считались родоначальниками королевских домов Европы. Считалось, что все они имели кольца власти. Имела ли традиция Та-кемет, какие либо отличительные кольца для семе мы не знаем. Возможно, если принять средневековые гностические мифы за реальность, что эти кольца были из электра, так же как в XII династию. Но гарантий нет.
Подробнее о паре Дракона Помандрес и Дракона Огненного Работника мы разберём в связи с гностическими учениями.
Что же касается Ордена Дракона, считающего своим истоком “Драконий Двор”, на  2003 год орден зарегистрирован  при городском суде Будапешта как “Императорский и королевский орден Дракона” (Ordo Drakonis) – Sarcani Rend, 1408. Великим канцлером ордена является шевалье доктор Дьёрдь Вархеди фон Лер, граф Обербергский. К членам Внутреннего двора принадлежит Его Королевское Высочество принц Майкл Стюарт, глава королевского дома Стюартов; Великий герцог Карпатский Пётр Голицын; барон Водианк Золтан Немессари; епископ Бела Чернак является Великим приором в Трансильвании; барон Андреас Дж. Фон Лер на нынешний момент Великий приор Германии. К другим видным членам ордена относятся граф Ласло Эстергази, граф Янос Телеки и монсеньор Ласло фон Эстергази, папский капеллан и настоятель собора Мариаремет в Будапеште. В Британии и англоязычных странах – протекторат дома Стюартов. Его великим приором является д-р Эндрю фон Зигмунд, барон де Лемхен (из венгерского посольства). Патрик о’Келли де Конехейра, барон Коул Финн. Официальная резиденция ордена в Йорке.
Данный орден тесно общается с орденом Стражи Сен-Жермена при дворе дома Стюартов Его Королевского Высочества принца Михаила Албанского, гранд протектора Ордена Дракона в Великобритании и англоязычных странах. Он же великий магистр ордена тамплиеров св. Антония . До 2008 года орден Дракона был связан с английско-германским орденом Красного Льва. С 2009 года на “орден Дракона” пошли гонения. Вплоть до физического уничтожения некоторых из его членов. Прервалась связь с орденом Льва. Орден Льва соединился с калопами -  орденом крылатых и рогатых волков.  В самом ордене Дракона произошли изменения. Отделилась ветвь возглавляемая Стюартами. В августе Стюарты выставили на астральный бой Мелюзину – Белого, реликтового Дракона и Чёрного Дракона военной власти. Обоих потеряли. Кроме того, были англичанами выставлены рыцари, в виде пародии  на македонских этеров и простых рыцарей.
Апопа (Апофис) – огромный Змей олицетворяющий собой Тьму, Смерть и Зло. Он полностью соответствует теологическому воззрению на Змея. Апоп участвует в борьбе Тьмы со Светом. Он связан с подземными водами. Апоп господин Подземного Мира. Он близок к Гадесу. Современные мифологи пытаются отнести Апопа к Драконам. Именно по этому я не могу не упомянуть данное божество и данную мифологическую систему Та-кемет. Апоп не Дракон. Он Великий Змей миропорядка. Змей, олицетворяющий собой нижние, скрытые силы этого мира. Это тьма, которая может поглотить свет. Согласно теологии, эта Тьма, которая есть в каждом человеке, которая борется за накопительство богатств, скрываемых от человека землёй, за золото и самоцветы. И только Свет, в образе Ра или Гора, противостоял этому Великому Змею.
Есть одно изображение Дракона, как змееподобного существа с четырьмя лапами, в двойной короне. Исследователи приписывают это изображение к Апофису. Но, во-первых, оно позднее, во вторых нет гарантии, что именно Апофис изображён на данном папирусе.
  И.Н.Кашкадамова.

Литература:
М.М.Маковский, “Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов”, М., 1996 г.
Л.Гарднер, “Царства властителей колец. По ту сторону сумеречного мира”, М., 2002 г.
Плиний, “Естественная история”, 1933 г.
О.Бернардо Антонини, “Экзегезис книг Ветхого завета”, М. 1993 г.
“История Древнего Востока. Зарождение древних классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации“, т. 2-ой, под ред. Г.М.Бонгард-Левина, М., 1988 г.
“Тигрица и грифон, сакральные символы животного мира”, перевод и иссл. А.Г.Юрченко, СПб, 2002 г.
Блаженный Августин, “Об истинной религии. Теологический трактат”, Минск, 1999 г.
Древнеегипетская Книга Мертвых. Слово Устремленного к Свету. Под ред. А.Шапошникова, М., 2003 г.
Египетская мифология. Энциклопедия. ЭКСМО 2002 г.
К.В.Керам, “Боги гробницы ученые“, М., 1986 г.
П.Грин, “Александр Македонский царь четырех сторон света”, М., 2002 г.
Страбон, “География“, в 17 книгах, М., 1994 г.
Энциклопедия. Колдовства и демонологии. Р.Х.Робинса, 1996 г.
Энциклопедия. Мифы народов Мира. В двух томах. Ред. С.А.Токарев, М., 1980 г.
Ян Ассман, “Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации”, М., 1999 г.