Почему море солёное?

Николай Ломачинский 2
Рисунок автора миниатюры.               

                Открытое письмо

                / Почему море солёное? /
               
                От  автора

           В этом маленьком произведении я пробую разрешить всего один вопрос, как литературную пробу или эксперимент, где хочу проникнуть в новый для себя жанр «открытого письма». Что из этого вышло судить вам, а мне придётся делать соответствующие выводы, с перспективой на будущее.

                Предисловие

          Подсунув вам, Олег Иванович, эту прозаическую авантюру, я рассчитываю на её интригующее действие не тем, что упоминается ваша фамилия, а тем, что пишу о вас, как попавшему под мою затею действующему лицу.
          Я знаю, что вас, опытного мариниста кинематографии,  не поймать на сентиментальную байку о «Золотой рыбке», ведь вы слишком хорошо держитесь на плаву жизни.
           Это я могу ещё тысячу раз, как  ребёнок спросонок, перепутать выступивший во сне мечтаний малосольный бисер пота над «молочной» припухлостью губ, с авральной горечью, изъедающей всего тебя, соли бескрайнего и глубокого океана киноискусства. Но, подсунув вам это письмо, я невольно отчаливаю от притяжения берега, и со всей серьёзностью и ответственностью выхожу на большую воду. Что ждёт меня в безбрежной, непредсказуемой стихии скажут по-настоящему только потомки. Упоминая потомков, я иду на некоторую авантюру с будущим. Я как бы беру у будущего аванс доверия и признания.
         А вас, Олег Иванович, я хочу лишь заинтересовать в своей нежданной затее с открытым письмом и поддержать, если будет на то воля Случая.
               
                *******
         Захожу я однажды в гости к Дашкевичу Олегу Ивановичу. Он режиссёр – маринист.
          Живописец – маринист – это уже приелось своей галерейной тривиальностью.
          Мечтатель – маринист, ну это уже пахнет больше не солью и рыбой, а сухопутным, сухим  молоком, слегка подсоленным для заливки, какой-нибудь каши для юнг всех флотом мира.
          А здесь режиссёр – маринист!
            Видимо наскучило продвинутой,  творческой элите кибернетизировать, роботонизировать, электронизировать, космостизировать окружающую нас жизнь. А может просто испугались метаморфозы своей НТРовской фантазии. Или всё же защемила под сердечком ностальгия по матушке природе Земли, которой не под силу ныне угнаться своим традиционным, устоявшимся, эволюционным (щебечущим, поющим, мычащим, рычащим, стрекочущим) движением за прогрессивными скачками Супер-Экстра-Сверхцивилизации. Вполне возможно! Не спрашивал. Сам тоже склонен к всевозможным влияниям новшеств извне. Клюнул же на ретровский, эпистолярный крючок!
         Разговорились мы с ним о многом, и, конечно же, о его родных стихиях; море и кинематографии.
         Может, узнав о том, что я буду писать о нём, и притом не на мажорный лад, он подставил бы вместо себя опытного дублёра, ведь он очень прост в обращении и откровенен не в меру.  Или же воспользовался комбинированной демагогий с софистикой о великолепии и недосягаемости вершин кинематографического искусства. И всё!
         Был бы полный порядок. Высший класс словоматографии!
         Ярко! Планово! Идейно!
          Не поверят, не выдвинут…  Но и не задвинут! Это точно! Всё выполнено по написанному сценарию худсовета и других, соответственно, вышестоящих инстанций, без меценатного покровительства, без которых  трудно выбиться в самобытные Левши.
         Извините! Я сбился с курса.
         И так, мы разговорились откровенно о море. Режиссура, честно говоря,  для меня  была и есть доныне «Летучим Голландцем». Проще сказать, я полнейший дилетант в этой цивилизованной сфере искусств, и стал бы докучать ему скучным барахтаньем по поверхности своего мелководья, воруя ценное время и благодушное расположение хозяина, которое позарез необходимо ему. Не поверите, но и мне тоже время дорого! 
         - В ближайшее время, я начинаю съёмку нового фильма «Почему море солёное?» - сказал без пафоса Олег Иванович, - а пока я собираю необходимый материал для сценария.
         Странное название фильма, не правда ли?!
          Почему море солёное?
         Если затронуть более близкий мне источник информации – лирику, то узнаем, что море является плакальницей, жертвенником, траурной урной планетарных размеров, куда, не столько обычные люди, оплакивающие, кого-либо или что-либо, сколько сами поэты, ашуги, барды, менестрели всех времён и народов изливали свой избыток насыщенных солью слёз горечи непонимания за себя, за близких,  за друзей, за чужих, за  народившихся, за умерших, и даже за тех, кому ещё предстоит появиться на свет через миллион лет, бог знает где. Они оплакивают без конца целые народы, не жалея символических слёз. Да, что там народы! Они скорбящее изливают неиссякаемый источник за всех землян, будь-то человек или букашка, цветок или Эверест. Они, заподозрив, что во вселенной существует иной формы жизнь, и за неё пролили «млечные» реки и ручьи мельпоменовских слёз в ещё не открытые и не найденные вездесущими астрономами космические моря и океаны, наподобие земного прототипа.
          Ну, а если серьёзно?! Прозаично?
          Почему море солёное?
          Как на уроках географии или химии…
          Моря, океаны и часть озёр – это углубление на поверхности планеты, куда, в течении  (именно в течении скрыт секрет. Сама соль!), длительное время сбегают воды тонюсеньких ручейков, широченных, стремительных  и бурных рек таких, как Волга, Енисей, Нил, Амазонка и т. д., несущих в своём химическом соединении Н;О (жидкость под названием вода), множество примесей, захваченных по пути своего нескончаемого течения с почвы, насыщенной почти всей таблицей Менделеева во всевозможных соединениях. И вот, в эти углубления и несут в наибольшем количестве соль, как наиболее и легко растворяющийся элемент в воде. И так из года в год, из века в век, из…
          Нет! Это уже не соль!
          Чувствуется неприятный пресный привкус школьных учебников, на страницы которых пролито немало солёных соединений пота и слёз. Но до сих пор истинную соль черпают из жизни.
          Опять нет! Из такой прописной соли, хоть два пуда съешь, а легенды или, какой-либо небылицы, типа: «Почему море солёное?»,  не создать.
         Но оно же солёное! Почему?!
         От напряжения и волнения на моём лбу заблестели микроскопические капельки пота homosapiens.
          Сила исследователя и здесь сказалась в моей устремлённой, настойчивой натуре.
         Я лизнул /не стерильный/ палец, лоснившийся от стёртого со лба пота, так необходимого для истинного мыслителя – perpetuum mobile – человечества, и почувствовал вкус соли.  Были и другие привкусы. Но на то они и «при вкусе», чтобы быть лишь примесью, дополнением самой Соли.
         Я ещё раз провёл пальцем от виска до виска, но уже осторожно, будто это был, не простой пот, в виде осадка  былого напряжения, а  божественный нектар. Но!...
         То ли невелико было напряжение мыслей, кристаллизующих саму Соль, то ли самой Соли не оказалось в замысле. Но вкус вездесущей Соли вдруг исчез, возможно, вступив в реакцию с творческими примесями, из-за чего я не почувствовал его пресыщенной горечи признанного труда надежд и сомнений.
            Э – э – э! Из такой соли тоже легенду не кристаллизовать. Таким скудным количеством ни мысль хорошую не засолить, ни тем более на хвост не насыпать. Не говоря уже о море-океяне, которому надо столько соли, что придётся стирать её со лба всей Вселенной, и то, ещё не известно, хватит ли её и в этот раз.
          Так далеко за солью я не пойду. А вот идея вроде уже есть. Солёная идея!
           Вот только, как её выжать, чтобы получить эффект количества, а по мере накопления, превратить в эффект качества, и притом, чтобы качественный фактор доминировал  по всем параметрам.
          Стоп!
          Мечтать, так мечтать с фантазией! Делать из мухи слона, так, чтобы получился выставочный экземпляр. Чего мелочиться! Загонять цифры, так на целый миллиард! Авось хватит и для начального рассола. А то, как посмотришь на белеющую пустоту страниц, на которые льётся словесная вода из ручейков, речушек, рек и страх берёт: «Боже милостивый! Где же мне взять столько соли?»
          От этих пугающих мыслей страх выдавил несколько капель холодного пота. По инерции, я и его взял на пробу на кончик языка, но он оказался чертовски безвкусным. Значит, страх выбивает, мгновенно, чистый конденсат, даже не успев насытиться примесями.
          Э – э – э,  нет!! Такой источник надо скорее глушить. У меня и так соль на вес золота.  Как нынче говорят: «Дефицитный товар!»
           Надо скорее перекрыть, перегородить, отвести, а по возможности  и заглушить все подобные источники, ручейки, пока они ещё поддаются управлению, и пока они ещё не сливаются в реки со смертоносными каскадами водопадов, порогов, засасывающими водоворотами, всё смывающими на своём пути, устремляясь к манящей белизне листков бумаги.
           Если это случится, то мне уже будет не до солёных морей.
          Некогда уже будет спрашивать: «Почему море солёное?»
         Тогда. Наверняка, у меня спросят: «Почему твоё море не солёное?»
          А что я отвечу, когда и сам не знаю, почему оно не солёное?
         Вот тебе и, на!
         Хотел целую легенду из соли высосать, а получилось, бог знает, что!
          Накрутил, нахимичил литалхимик со своим «философским камнем», а легендарной Соли-то и не чувствуется. Дилетант науки и искусства!
          …И спросят, обязательно спросят, и не будущее поколение, от которого можно отгородиться безответственной смертностью. А спросят ныне живущие Дашкевич О. И., Шальнов А., Казначеев В. И даже Зеленов Володя и тот не пропустит момента, спросить с ехидцей о моих результатах. Любой, кому не лень, спросит: «Что же ты, сукин сын, нарушаешь экологию литературной  планеты? Чувствуешь свою безнаказанность перед человечеством? Или думаешь, раз литература не под надзором ЮНЕСКО, то можно, что угодно в ней вытворять?»
          Нет!  Боже упаси!
           Я просто хотел узнать: «Почему море солёное?» И спрашивал об этом только у своего внутреннего собеседника, ничего не изменяя, никого не беспокоя и, ни на что не претендуя».
           Вы мне ответьте. Пусть ваш ответ будет выглядеть невероятным,  сказочным, фантастичным, просто нелепым или даже глупым. Но только дайте мне ответ не по шаблону школьных учебников: «Почему море солёное?»
           Почему???

                Ленинград      21.8.1982г.