Укоренившиеся ереси Александрийской богословской ш

Ирина Кашкадамова
Раннее христианство вызывает массу споров и дискуссий на всей территории занимаемой этой религией. Есть основные догмы принятые церковью, когда где и как она появилась и завоевала умы. И все официальные источники следуют этому направлению. В то же время, по косвенным источникам, можно увидеть другую картину.
Принятое на Руси христианство в 988 году, при крещёнии Владимиром Руси, официально было взято из Византия. Но уже в 824 году в буллах папы римского есть упоминание об наличии на Руси таких церквей как Руской, Славянской и Болгарской. Именно они ставились под запрет папой. К тому же есть упоминание об официальном крещении Руси при патриархе Фотии в 867 г . Что же это за церкви? И чем они отличались от официальной поздней Русской Православной церкви?
Что мы вообще знаем о ранних верованиях Руси? Кроме ссылок по языческой религии написанной католическими монахами – источников нет. В то же время есть писания ранних иерархов церкви где они говорят о своих религиозных взглядах. Так митрополит Ларион (Иларион) придерживался взглядов пресвитера Ария, на христианства. Именно его перу принадлежат “Слово о законе и благодати”, где он рассматривает церковь как один из столпов для единодержавия и возвышения великокняжей власти. Им же рассматривается и разрабатывается арианское учение для Руси, где признаётся, что каждый христьянин за свою праведную жизнь может стать сыном и причастником Бога. И сам Иисус стал сыном бога за свои деяния, чего не смогли добиться ни Пётр ни Павел, будучи менее праведными. Кроме того именно Илариону принадлежала мысль, что Господь за праведность усыновляет, и тем самым делает своими детьми, равными Иисусу всех достойных христиан: и если Господь среди такого ничтожного народа (иудеев) нашёл одного достойного, то мы (русские) все дети божьи. Любой христьянин может стать сыном и причастником бога, т.е. сравниться с Иисусом. Учение заключало в себе освобождение от всякого гнёта, в том числе и религиозного. Это учение было о справедливости истины, а не закона, под которым были порабощены иудеи. И о торжестве благодати нисходящей на христиан-ариан. Именно данная теология господствовала на Руси во времена Ярослава Мудрого.
В книжной среде пользовалось популярностью учение Оригена. Борьба Света с Тьмой в период раннего христианства завладевала умами. Стать воинством Божьим, идти по Логосу (Слову Божьему) хотели не только церковные иерархи но и многие дружинники. Это послужило основой для мистичности русской православной церкви. Именно к данной тенденции относится почитание Софии и строительство храмов Софии.
О вероучении, данном Македонием, на Руси известном под названием духоборцев, можно говорить много. Но достаточно сказать что весь север Руси был им одержим, и само учение просуществовало вплоть до никоновских церковных реформ и перешло в разряд старообрядчества.
Кроме ранних христианских тенденций на Руси долгое время существовали волхвы, уживавшиеся с ранними христианами александрийского толка. Оставалось почитание Богини Сва с которыми ранние христиане нашли общий язык. Понятие двуеверия на Руси было вплоть до Ивана Грозного, и вытеснено было только Никоном. Вместе уживались раннее христианство славянство, русская – спасительная тенденция и варяжская вальгала. Законы славы, основной принцип славянства совместились с арианским понятием христианской доблести. Ирий монолитно соединился с Раем. Жертвенность известная ещё со времён царя Руса, нашла подтверждение в раннем христианстве.
В то же время приход византийского христианства на Русь не мог столь же монолитно вписаться в культуру Руси. Это была более агрессивная и нетерпимая христианская тенденция.
И так, что же за ранне-христьянские учения впитала в себя Русь?
Впервые, понятие омоусисос — единосущный, и понятие  един в трёх лицах, появляется в македонский период в теологии нового божества Сараписа. Триединство Сераписа включало в себя три сущности полководцев своего периода, обоженые и почитаемые, считавшиеся храмами древних богов. Тем самым, эти полководцы признавались бого-людьми. Это Запирион, Парменион и Гефестион. Само понятие ион отражало, что данные люди переставали в полной мере быть людьми и приравнивались к богам (пусть даже, как пишут римляне, к низшим), тем самым они становились живым храмом через который проявлялись т говорили боги. Тем самым эти люди считались богопроявлёнными.  Так Парменион, отец царя Александра Иллирийского стал храмом славянского бога Пармения, Александр Македонский – храмом бога Гефеста.
В храме посвящённом македонским и иллирийским полководцам, в Сирапионе, размещалась одна из первых христианских богословских школ, она и впитала в себя теологию разработанную ещё македонскими иерами (жрецами). И нет ничего удивительного, что находясь в Серапионе, епископ Александрии, Александр, выдвинул тезис что бог един в трёх лицах.
Вторым аспектом, повлиявшим на теологию ранне-христианской церкви в Александрии было разработанное теми же македонцами учение о вселенском разуме – Промандрос. Прмандрос считалась Умом Вселенной, Творческим Разумом, Абсолютной Повелительницей Всего. Это творец Святого Слова. Прослеживается связь между пульсирующим светом, исходящим от Промандрос с божественным состоянием саха, используемого ещё в египетской теологии по отношению к высшим богам. Это божество тоже считалось триедино. В тройку кроме самой Промандрос входил Огненый работник, ассоциировавшийся у гностиков с деятельным разумом и материей, и слово – логос. Впервые именно при почитении Промандрос, в Драконьем Дворе, появляется это понятие ;;;;;, так много значащее для раннего христианства и ассоциирующееся с Сыном Бога, со Словом Бога, с  Иисусом Христом. В Драконьем Дворе оно предстваляло собой учение племени драконов и самого носителя и распространителя этого учения. Для иудеев это был Моисей, для христиан – Иисус, для герменевтиков – Гермес.
Промандрос - это Абсолютная Истина ставшая чистым Духом. Это суть взаимных отражений, порождающих друг друга: если Бытие есть Истина Конечная, то Истина – Предельное Бытие. Человеческому разуму понять Помандрес, как Область Безначального Света – почти невозможно. Это понятие хотя и транцендентное, но имеющее астральный образ Бесконечного Светового Потока или Вихря, отображённого в Драконе. Считали что, в этом Царстве Света может черпать лишь сам дух, всё остальное замирает. В лицезрении Бытия и Истины – бездонный океан красоты, но её можно только петь, ибо никаких слов не дерзает изъяснить язык.
Основным соперником раннего христианства на всей территории было другое религиозное учение – зороастризм – дуалистическое учение. Во многом борьба христианства и зороастризма и дала нынешние религиозные тенденции. И та и другая религия впитали старые теологические взгляды, но под влиянием христианства или зороастризма они изменились и стали враждебны. Так теология Промандрос попав на почву христианства разрабатывалась Оригеном. Здесь во главу угла ставилась праведная жизнь, стремление к Абсолюту. Оригеном сохранялись тенденции иер (жрецов) к астральным поединкам и бескровным войнам ведущимся разумом. Человек рассматривался не только как таковой, но и допускалось наличие среди простых людей, людей более одарённых, наделённых хоризмой,  тем, что они получали от Огненого работника через ;;;;;. Здесь рассматривалась война между Светом и Тьмой (где Тьма представлялась зороастризмом, войском как Ахуры Майны, так и Ахуры Мазды). Согласно Оригену, падшие крылатые воины воплощаются в людях, что б исправить свои ошибки или набраться мудрости. Данная тенденция привилась на Руси, где считали себя детьми Божьими. Многие школы основывались на этой тенденции и готовили единоборцев – инаков. К таким относился Свято-Троицкий монастырь, построенный Сергием Радонежским для подготовки иноков-иер, после смерти Сергия преобразованный в Лавру.
В то же время пройдя через зороастризм, теология Драконьего Двора на западе приняла совсем другую окраску, и получила название герменевтика. Сюда входили и астрология и нумералогия, и магия, все науки тождественные с зороастризмом и входящие в него. В зороастризме женщина считается “нечистой”, и Помандрес  становится воплощением Зла и Хаоса, присущего женщине, данная тенденция, получила развитие на западе. Если при влиянии местного населения, Помандрес ассоциировалась с Исидой и была Девой Мира, и считалась ученицей Гермеса Трижды-Величественного, то с влиянием зороастризма, она является божеством разрушителем. В новой тенденции большое влияние имеет магия, именно ритуалы зороастризма становятся основой литургии при богослужениях. Маг – жрец зороастризма, всё то, что мы в современном мир относим к понятию магии: ворожба, спиритизм, некромантия, астрология, демонология, колдовство на травах - всё это входило в обучение жрецов зороастризма (магов). Весь подлунный мир кишит демонами. Герметизм, замешенный на зороастризме, с влиянием иудаизма стал основой для еврейской кабалистики, возникшей в XV в.
Так под влиянием разных религиозных воззрений изменялись религии. Верования Оригена распространившиеся на Руси радикально отличались от кабалистики пошедшей на западе, а исток у них был один. Так одно учение дало разные направления религии. Но оби тенденции были наполнены мистицизмом и стремлением к премудрости. Только на востоке предпочтение было отдано премудрости Божьей – Софии, на западе – премудрости князей мира.
Что же касается арианства получившего название от пресвитора Ария , то оно наиболее сильно укоренилось на Руси. Его учение имеет скорее политическое влияние для Руси, и теологические воззрения были приемлимы для всех народов севера. Так не признание христиан рабами Божьими, а детьми Божьими имеет корни в арианстве. Не признание северными народами бога из иудейской среды, дало арианству большие возможности для распространения именно среди воинствующих и гордых народов.
Теологические воззрения учения заключались в том, что Арий что учил о вневременности и предвечности ;;;;;;, но он отрицал что Логос вечный и совечный Богу. Признавая предвечность и довременность Логоса, он отрицал, что они присущи Логосу в том же смысле, что и Богу, отрицая совечность Логоса Богу. ;;;;; уже напрямую ассоциировался с Сыном Божьим Иисусом. Арий говорит, что Сын Он по благодати: "в отношении благодати", а не "по природе". Арианское учение о Христе представляло Его первым из святых, но не Богом. Что крайне устраивало народы принявшие арианство. Так среди них быстро происходило обожествление – перевод в ранг святых своих доблестных предков, тем самым приравнивая их к усыновленному ранее (по арианству) лучшего иудея – Иисуса. Отталкивающая от христианства византийская тенденция, заключающая в себе, что предки не христиане не имеют права на почитание и гореть им “в гиене огненной”, в арианстве не присутствовала. Доблестные предки оставались столь же почитаемы. На этой основе строилась единовластная великокняжеская власть.
Будучи другом императора Констанция, Арий рассматривал своё учение с точки зрения политики и управления обществом. Где основная власть находиться в руках Бога Творца – на небе и великого князя (императора) на земле. Остальные подчинены ему подобно сыновьям. Правитель является отцом для своего народа – своих детей. На ранний период христианства арианство становится господствующей религией. С приходов вандалов арианство распространяется в Европу.
Нельзя забывать, что так ненавистные римлянам вандалы были арианами, т.е. христианами, а Рим на тот момент христианским не был. Большая часть ругани относительно арианства относится именно к отношению римлян, а потом римской церкви к данному походу. Вандалы изначально славянские народы из Македонии, Иллирии и Явана (ванны) принявшие христианства (арианство) прошли через Испанию до Карфагена (Южная Африка, Тунис). С арианством связан и легендарный король Артур. На юге Франции до сих пор сохранились древние православные (арианские) церкви, и данная религия распространялась на запад Римской империи. Правящий в это время во Франции род Меровингов тоже был арианским. Основная борьба арианством  прошла при Гильдебранте (папа Григорий VII), именно при нём в западной церкви вводится целибат .
Именно наличие на Западе единоверцев позволила Ярославу мудрому выдать туда свою дочь, Анну Ярославну, а уже создании там православных церквей ею, и т. д. являются поздними придумками, что бы скрыть свою изначальную христианскую веру, в угоду победившему на западе католицизму. Но всё же арианские церкви сохранились на юге Франции. В церкви Раймонда Рыжего с купала на нас взирает столь родной Спас, который есть во всех русских церквях. И руки его подняты в арианском крестном знамении – двумя пальцами. Данное крестное знамение было принято во всей Александрийской церкви. Это позднее всё было принято ересью. На начало христианства арианство было господствующей тенденцией, и базировалось оно на книжном учении Оригена. Хотя в теологии они имели различие.
В последующее время арианство в России развилось в нестежательство.
Третьим учением прижившимся на Руси было учение Македония . Тоже происходившего из Александрийской богословской школы. Македоний отрицал божественность Духа Святого. Став патриархом Константинопольским, македоний распространил своё учение на славянские земли начиная с Пафлагонии (Македоно-иллирийские земли) и дальше на север. Он признавал нетварность ;;;;;;, но отрицал нетварность Духа Святого. Если Дух нетварен, считал Македоний, - то тогда Он либо был бы вторым сыном, что невозможно, либо был вообще каким-нибудь внуком Отца. Поскольку сего этого нельзя принять, то значит надо полагать, что Дух тварный. Приверженцев данной тенденции называли македонцами или духоборцами.
Данная тенденция была столь же благожелательна воспринята на Руси. С реформами Никона, эта религиозная тенденция перешла в разряд старообрядства, так же как и арианство. Впоследствии, духоборцами стали называть одну из сект, вышедших из старообрядства. Окончательно она сформировалась во второй половине XVIII в. Первым распространителем духоборчества был Силуан Колесников из Екатеринославской губернии, а его продолжателями — уроженцы Тамбовской губернии Илларион Побирохин и Савелий Капустин. Название духоборцы, употреблённое впервые екатеринославским православным епископом Амвросием, стало использоваться с 1785, до этого времени разные духоборческие группы имели свои собственные наименования. Первоначально слово духоборцы означало «борцы с Духом» и имело осуждающий оттенок. Однако позже сами духоборцы приняли это наименование и стали трактовать его как «борцы за Дух», «борцы за одухотворение омертвевшей веры».
Пока ариане господствовали в Константинополе, пока Александрийское учение было основным, на Русь присылались Византийские митрополиты. С объявления арианства ересью, Русь отделилась и начала самостоятельное духовное развитие. Интересно сравнить Никео-константинопольский символ веры с тем, что согласно повести временных лет принимает князь Владимир, якобы крестивший Русь в византийское православие . И был ли в самом византийском православии уже принят никео константинопольский символ веры?
 На период внедрения на Русь византийской церкви и её борьбы с арианством Русь захватывает междоусобица. Одни князья отстаивают арианство, другие уже приверженцы византийской церкви. Первой падает Суриковская Русь под Византией. Одновременно происходит нашествие татар, которые на этот момент идут вместе с католической церковью, не так давно образовавшейся и, от того, крайне агрессивной.
Византийская церковь не теряла надежды вернуть Русь под своё покровительство и влияние. Сначала на Русь пришло манихейство, за ним византийская церковь держала победу над ранне-христьянскими церквями бытовавшими на Руси. Полная победа византийской церкви приходится на время Софьи Палеолог. При Иване IV происходит борьбы с ересью жидовствующих, процветавшей в церкви. Но византийская церковь набирает на Руси вес. Происходит перепись истории, в угоду церкви. Всеобщая грамотность и библиотеки в каждой деревне с новыми книгами, написанными уже новой церковью.
PS. Не смотря на победу византийской церкви, до сих пор арианство и македонство сильно в России. Вера в истину и славу доминирует среди народа . Так же как и понятие “детей божьих”, которым больше дано, но и с которых спрос больше. Если, за столько веков, представители византийской церкви, не смогли из сознания народа вытравить данные идеалы, то уместно говорить об изначальности данной религиозной тенденции у народа заселяющего Россию.
Тогда напрашивается вопрос, как быть с теми славянскими богами, о которых нам пишут католические и византийские монахи? Да и были ли они? Если в сознании народа они не укрепились, и их так быстро забыли? Или надо говорить что и изначально “языческая” вера наших предков мало чем отличалась от арианства, которое на неё так хорошо легло и соединилось. Тогда это разговор об трансцендентных понятиях Истине и Славе, Добре, Разуме (Примудрости) и Знаниях.