Олимпийский мишка, КГБ, Япония и Афганистан

Людмила Троян
Известные восьмидесятые. А точнее 1980год. Практически пустые прилавки магазинов.  Нет, конечно, не совершенно пустые. Но, то что на них было - я даже не знаю как назвать. Хотя, от голода никто не пух. На базаре, из под полы, можно было купить всё. Да и пресловутая фраза "у меня есть знакрмые в торговле" имела магическую силу.
 Это случилось именно тогда, когда в Москве, за сотни км от нашего города, проходили олимпийские игры. Именно тогда, когда мне было всего лишь 17 лет. И на весь мир я смотрела через "розовые очки".  И не имела ни малейшего понятия что такое КГБ, и именно тогда, когда я узнала; вернее, когда эти "розовые очки" упали с глаз моих.
 Я захожу в очередной универмаг. Ловлю на себе любопытные взгляды продавцов. По сравнению с окружающими я выгляжу "фирменной девочкой". Хожу по отделам. Смотрю на всю эту мрачность и безвкусицу. Вообще-то, я редко ходила в магазины.  В них всё равно ничего небыло.Если мне что-либо было нужно - я ехала на центральный рынок. При наличии денег - там было всё. Но,рынок в выходной, а мне нужно сейчас.
Хожу и думаю "Что же мне ему подарить"? У меня есть ещё пару часов. Пару часов, что бы купить подарок, переодеться и прийти на день рождения Хи в ресторан "Терны". Если честно, мне не очень хотелось идти на это день рождение. Корчить из себя святую и наблюдать за напыщенными рожами взрослых.  Которые дома одни, а на "людях" совсем другие. Но, Сашка (муж моей сестры) с которыми я тогда жила, сказал, что это будет не красиво и не правильно понято. Сегодня у Хи день рождение. А через неделю он  летит к себе домой, в Японию. Хи был самым молодым, из работающих у нас, японцем. Ему не было и тридцати. Я болтала с ним пару раз у сестры на балконе. Но, он мне показался каким-то странным. Хотя они все (японцы) были со странностями. Забегая на много лет вперёд, могу сказать, что со странностями была я, а не они. Но тогда я этого не осознавала. Тогда, я действительно считала, что весь мир, как нам говорили в школе, завидует тем, кому посчастливилось жить в СССР. Как там у Маяковского "Читайте, завидуйте, знайте - я гражданин  Советского Союза!"
Говорят, что по лицу японца никогда нельзя понять, что он на самом деле думает. Что их лица без мимики. Я не знаю какие у них лица на работе. Я не видела. Но они часто приходили к нам в гости. Просто попить чай. Они говорили, что я и моя сестра напоминают им их женщин. Иногда они готовили на нашей кухне свою национальную еду и угощали нас. Готовить у себя в гостинице они не могли. В основном они разговаривали с Сашкой о работе. Иногда со мной. Мне нравилось разглядывать их красочные журналы и задавать дурацкие(как я сейчас понимаю) вопросы. Когда они говорили со мной - улыбка их была до самых ушей. Сашка иногда не выдерживал. Качал головой, хмыкал и говорил "ну ты и дуркО". Тогда я надувала оскорбленно губы  и уходила на улицу. На улице я была своя и всё вокруг родное.
И вот, хочу я или нет, но мне нужно идти на это день рождение, а за одно и празднование какого-то запуска, каких-то там японских машин в карьере нашего города. Я к этому карьеру не имела никакого отношения, но были приглашены все сотрудники со своими семьями. Не знаю кто там как, но мне без подарка для Хи идти не хотелось. Тем более, что сам Хи подарил мне самые настоящие американские джинсы просто так. В которых я сейчас и щеголяла на зависть всей молодёжи округи. А их переводчик Ки привёз мне (уж не знаю откуда) куртку с флагом США на всю спину. Ну а футболку с царским орлом на всю грудь, мне привёз друг из Прибалтики. Одним словом, я тогда выглядела "фирмОй" на все сто. На работу, правда, я так не одевалась. Мой начальник мне сказал, что с этим "тряпьём" я накличу беду себе на голову. Я не знала о какой беде он говорит, но проблем на работе не хотела. Поэтому на работу я ходила, как говорит моя бабушка "одета по человечески".

Время идёт, а я так и не нашла подарка. И тут - вау! В игрушечный отдел "выбросили" олимпийских  Мишек. Цена "кусается". Но мишки были такими потешными. Я схватила одного. Нечаянно нажала на "пузо" и Мишка запел "растоются друзья...остаётся в сердце...." Отличный подарок! И песенка в тему. Мы же друзья! Выгребла из кармана все деньги и счастливая вышла на улицу. Мишка был большим и тяжёлым. Но всё равно очень симпатичным. Посмотрев на часы я поняла что опаздываю. Может быть не переодеваться? Нет, нужно. Я дала сестре слово, что приду в нормальном виде. А это значит глухое платье ниже колена. Такого ледникового периода у меня не было вообще. Сестра дала мне на этот случай своё платье. Тёмно синее с белыми лилиями и бантиками. Ну и хрень! Я пообещала его надеть. И мне не хотелось подводить Сашку. Он всегда хорошо ко мне относился. Хоть и называл "дуркОм". Но это он говорил смеясь и без злости.
Что бы съэкономить время я пошла домой через проходные дворы. Но в этих проходных дворах было столько знакомых!!!!! Вообщем опаздывала я конкретно. О переодевании не могло быть и речи. И тогда я решила, что зайду тихонечко в самый разгар застолья. Кто меня заметит? Все уже напьются. Не на собрание же они там собрались? Отдам Хи подарок и уйду. Главное, что Хи будет помнить кто ему подарил. Он пьяным не будет. Потому что не пьёт.

Через время, как и была, в джинсах, с американским флагом во всю спину и огромным Мишкой в руках, я зашла в зал ресторана.  Вот это да! У них что тут пол города собралось? Почему-то наступила гробовая тишина и все лица уставились на моего Мишку. А может быть и на меня. Вообщем, на нас. Я даже скосила глаза в зеркало. "Чего они уставились? Вроде бы такая как всегда". И что мне делать? Развернуться и уйти? Вроде как не красиво. Сесть за стол? Но куда? И тут я увидела Сашку. Лицо его было не проницаемым, но глаза смеялись. Я вопросительно на него посмотрела. Типа "выручай". Но он в ответ, тихонько покрутил пальцем у виска и я опять поняла, что я дуркО и выкручиваться должна сама.  "Ну и ладно! Подумаешь - заседание контрразведки. Сами позвали."
-Здрасте всем! - Выпалила я так громко, на сколько хватило сил. Ничего другого мне в голову не пришло. - А чего вы смотрите? Наливайте! Чувствуйте себя, как дома.
Странно, они что ждали моей команды? Все развернулись и стали стучать вилками о тарелки. Кто-то сказал тост. Подошёл Ки. Его я знала хорошо. Он был единственным, с кем было легко, просто и интересно.
-Пойдём, - сказал он. - Я проведу тебя на твоё место.
-Ки - процедила я сквозь зубы, - только не веди меня к сестре. Она меня съест прямо за столом. Давай я возле тебя сяду. А где Хи? Мне нужно отдать ему подарок. Он мне уже все руки оборвал.
-Мне нужно работать. Я же переводчик. Я посажу тебя возле Хи.
-Давай. Хи нормальный.
Мы обошли пол зала. Я чувствовала "косяки" на своей персоне.
-Привет Хи! С днём рождения! Давай нагибайся. Я до тебя не допрыгну. Подставляй уши. - Хи был высоким парнем, в отличии от всех остальных японцев.
-Зачем? - Спросил Хи нагибаясь.
-Так надо! - ответила я дёргая его за уши. - А теперь получай! Это тебе!
Но Хи, почему-то, не спешил брать подарок из моих рук.
-Тебе что не нравится? - Удивилась я.- Смотри какой классный! Даже поёт! Будешь в своей Японии меня вспоминать.
Я нажала мишке на живот и чуть ли не навксь зал грянул гимн олимпиады. Почему-то в зале опять наступила тишина. Я повернула голову к Ки. Что им всем опять не так?! Что за люди???
 Ещё через пару часов все были пьяны. Хоть русские, хоть японцы. Хотя, в отличии от русских, по японцам никогда нельзя было понять пили ли они вообще? Пол ресторанного зала сотрясался от топота. Вроде бы здесь не люди танцевали, а стадо какое-то. Так как Ки работал,я схватила Хи за руку и потащила в соседний зал. Там был бар. Оглушительная современная музыка и танцы в полумраке. Наплясавшись в доволь (Хи отлично танцевал) мы вернулись в ресторан. Господи! А ещё на меня глазели. Кажется, что там у всех просто "съехала крыша". Японцы таскали по рукам Мишку и нажимали ему на живот. Наши скакали (наверное они думали, что танцевали) по залу и орали во всю глотку под "казачок" что-то типа "опа-опа! Забросаем бомбами! Будет вам олимпиада! Ёхо-хо-хо-хо!" Мы с Хи замерли на пороге и посмотрели друг на друга.
- ****ец - сказал Хи на чисто русском.
- Ага. Дурдом. - Согласилась я.
- Как ты говоришь? Дурдом? Это что?
- Это вон. - Махнула я головой в зал.
- Как это?
Я не успела ему объяснить "как это?" Ко мне подошёл Ки. Нагнулся и прошептал на ухо
- Пойдём.
- Куда?
- Покурим.На улицу.
- Ки ты что, тоже пьяный? Я не курю.
- Пойдём. - Сказал он,  чуть ли не приказным тоном. Я пожала плечами и пошла за ним к выходу.
На улице. Ки протянул мне пачку "винстона". Они все курили "винстон".
- Зачем? - Спросила я.
- Бери.Спрячь. Дома откроешь. Там деньги. Доллары. Много денег. Не нужно здесь смотреть.
- Зачем мне деньги? Какие доллары? Ваши?
- Деньги нужны всем. Бери.
- Мне не надо.
- Ты видела нашего мужчину? Он сидел напротив тебя. Ну тот, который угостил тебя яблоком.
- Видела конечно. Классное яблоко! Никогда таких огромных не видела. Двумя руками пришлось держать.
- Люда, я на работе. Я должен тебе это сказать. Это моя работа. Ты можешь быть серьёзной?
- Ну? Говори.
- Эти деньги просил передать тебе тот мужчина. Он очень большой начальник. Он не знает русский язык. Только английский. Завтра он уедет. Он здесь только на один день.
- Ну и что? Какое мне дело?
- Он хочет, что бы я тебя к нему привёл.
- Зачем?
- Ну Люда! Он хочет с тобой любви.
- Он что дурак? Он же старый!
- Что мне сказать? Он ждёт.
- Нет конечно! И забери свои сигареты. Кажется, сегодня все сошли с ума.
- Там много денег.
- У нас людей не продают! Отвали! Друг называется.
- Он сказал, что в любом случае, деньги твои.
- Ки тебя послать по русски или как ты меня учил?  У нас нищих нет.
Я всунула сигареты в карман Ки и пошла домой. Он догнал меня на пол пути к дому. Возле парка с атракционами.
- Люда, куда ты ушла? Разве можно девушке ночью ходить одной?
- А кто меня тронет? Меня здесь все знают. - Ответила я, а про себя подумала, что лучше ему самому здесь не ходить одному. Японцев в городе не любили и не скрывали этого. Я не знаю почему. По мне, так нормальные люди. По крайней мере не суют везде свой нос и не сплетничают, как наши.
- Люда, я хотел тебя спросить.
- Нет! Не надо ничего спрашивать! Почему все взрослые такие зануды? Смотри, качели! Пошли кататься! О! У тебя даже магнитофон с собой! Здорово! Врубай музычку!
Катаясь на качелях, он опять спросил
- Где ты взяла Мишку?
- Ну не украла же. В магазине. Ты тоже хочешь?
- А кто тебе посоветовал его купить?
- Никто. Я сама. А что?
- Это  олимпийский Мишка.
- Я и без тебя вижу, что не северный. Классный, правда? Хочешь себе такой? На базаре точно можно купить.
- Но, для японца это не совсем удачный подарок.
- Почему?
- Япония не участвует  в вашей олимпиаде.
- Да? А почему? У вас что, нет хороших спортсменов?
- Очень много стран не участвуют. Они презирают. Не одобряют.
- Кого презирают? Кого не одобряют? Нас? Им что, жить надоело?
- Люда, Мишка это символ морального облика страны. Понимаешь?
- Ки, ты что имеешь что-то против нашей страны? Какое нам дело что там кто-то одобряет или не одобряет? У нас самая лучшая, самая справедливая страна в Мире!
- Ваша страна ввела свои войска в Афганистан. Там война. Там гибнут люди. И виновата в этом ваша страна. Именно в протест этому беззаконию, многие страны отказались участвовать в олимпиаде.
- Ки ты точно перепил сегодня. Наша страна имеет армию - освободительницу, а не завоевательницу. Мы не можем ни на кого напасть. Мы можем только освобождать! Как в Великую отечественную. Наша армия освободила пол Европы!
- А Европа её об этом просила?
- Наверное. Ну не сами же мы к ним поперлись? Ты что истории не знаешь? Кино не видел?
- Ты говоришь, что твоя страна лучшая в мире. Тогда почему ты носишь джинсы и на твоей куртке флаг США? Почему не ваш? Ты хочешь жить в Америке?
- Я? В Америке? Что я там забыла?
- Тогда зачем ты это носишь?
- Ну, ты что,совсем ничего не понимаешь? Это просто модно. Вот и всё. Наш флаг на каждом столбу висит. Кому это интересно? А тут просто что-то необычное. Без всякого умысла. Просто мода. А если всякие там страны боятся проиграть, то пусть признают это в открытую. Придумали Афганистан какой-то. На фига он нам нужен? И вообще, ты же учился в Москве! У тебя жена русская! Как ты можешь такое говорить? Война. Ну и бред. Смотри как всё здорово! - Подняла я лицо к небу, чувствуя как мои ноги отрываются от пола качелей. Было такое ощущение, что сейчас взлетишь. И я закричала на всю ночную улицу "Э-ге-ге-й! Небо! Мы лучшие! О! Ки, смотри, чертовое колесо! Выше деревьев! Давай залезем на самый верх? Видишь, там есть лестница? Что, трусишь? Эй, Ки, расслабься. Тебе то какое дело до Афганистана? Ну что, лезем?

 Через пару дней я шла домой с работы. Возле меня притормозила какая-то машина. Я даже сама не поняла, каким образом я так быстро оторвалась от земли и оказалась в этой машине. Какой-то мужчина помахал перед  моим носом красной книжечкой и машина рванула с места. Она неслась куда-то за город.
Пришло время снимать розовые очки.