Школьные порядки. Часть 3

Vikingnz
Школьные лагеря – составная часть школьной программы. Раз в год все классы, начиная с подготовительного отправляются в лагерь. У каждой возрастной группы свое время для лагеря, свое место, своя сложность, своя задача. За восемь – восемь с половиной лет все мальчишки проходят «курс молодого бойца» на выживаемость, товарищество, взаимопомщь, получают полезные жизненные навыки, становятся сильными, смелыми, добрыми, изучают мир природы в самой природе, а не только в классах и учебных лабораториях, учатся разумному риску.

Самые короткие лагеря у подготовительных, первых и вторых классов (ребятам 4.5 – 6 лет) – двухдневные. Их вывозят в заповедники, на фермы, где ребятам нужно пройти не очень большое расстояние, километра 2-3, имея при себе бутылку воды. В пути они должны собрать разную информацию по изучаемой в школе теме, которой потом будут делиться с товарищами и учителями. Там же им устраивают экскурсию, например, на животноводческую ферму, чтобы они знали, откуда, к примеру, берется молоко в магазине.
На свежем воздухе в тени деревьев ребята съедают взятую из дома еду. В конце первого дня всех привозят в школу, там на поляне их ждет общий ужин. На ужин приходят родители, они в этот момент просто гости. По свистку все мальчишки прощаются с мамами и папами и выстраиваются в линеечку около своих учителей. Родители уезжают по домам, а ребята расходятся по своим классам.

Накануне в классных помещениях была проделана огромная работа: все столики и стульчики вынесены и аккуратно составлены в коридоре. В классах рано утром уже в лагерный день ребята сами приготовили себе спальные места: расстелили спальники, и положили внутрь свою любимую мягкую игрушку, они же еще маленькие и некоторые первый раз будут ночевать не дома, без маминого поцелуя перед сном. Это маленькое, но преодоление.

На следующее утро ранний подъем, собрать свои спальники, умыться, позавтракать и бежать на школьный стадион, где начинаются спортивные игры и соревнования. В 12: 30 – ланч, легкая еда, обедают как правило вечером, и до 3 часов дня уже в классах читают, смотрят кино, ждут родителей.

Третьеклашки отправляются тоже в двухдневный лагерь, но они плывут на большой барже на остров. Там они проводят два дня. Спят в палатках, спальники и палатки берутся с собой. Тут пока еще нужна помощь родителей, самим им дотащить и рюкзаки, и палатки, и спальники трудно. Для этого берется небольшой трак, на который грузят продукты и снаряжение, а вот рюкзаки ребята несут сами.

На каждую группу из 5-6 ребят идет один родитель. Требования к родителям очень строгие: он или она должны быть незаменимы в походах – опытные туристы, сопровождающие родители обязаны уметь оказывать первую медицинскую помощь, для этого взрослые обычно проходят специальный курс. Детей в лагере обычно много, порядка ста человек, поэтому непременно среди родителей должен быть хотя бы один врач и пара медсестер или медбратьев.

Начиная с третьего класса ребята сами собирают свои рюкзаки. Для этого за два-три дня до отправления в лагерь все собранные рюкзаки приносятся в школу. Понятно, что 7-8-милетним ребятам их собирают по списку родители, и, зная свое чадо, стараются положить туда что-то из запасных вещей. Поэтому в определенный день все ребята собираются со своими рбкзаками в огромном спортзале. Рассаживаются в круг и по команде учителя физкультуры вытаскивают все из рюкзаков. А дальше начинается укладка по тем правилам, которые определены руководителями походов и лагерей.

Все дружно вещь за вещью по команде поднимают и показывают учителю и укладывают её в свой рюкзак. Если у мальчишки не хватает  чего-то, это быстро вносится классным руководителем в список. Если находится вещь, не указанная в списке, она откладывается в сторону. Рюкзак не должен превышать определенного веса, нести его ребята должны сами и пройти с рюкзаком им надо километров 5, от пристани до места стоянки. Лишние вещи отнесут домой. Из дома принесут то, чего не хватает.

В самом лагере ребят ждут очень интересные и непростые задания: скалолазание, стрельба из лука, оринтирование на местности, вязание плотов и на них надо проплыть до буйков – плоты вязали в первый раз, все они конечно рассыпались и мальчишки, как горох, посыпались в воду, радости было много. Надо было обустроить командное место стоянки, поставить палатку и сделать еще много других интересных и непростых вещей.  Плохая погода не является уважительной причиной для отмены лагеря.

Следующий год – 4-ые классы – отправляются в лагерь уже на три дня. Та же процедура сбора рюкзаков. Ночевки в палатках или домиках чередуются из года в год.

Четвероклашки ночуют в домиках, питаются в столовой, но сами моют за собой посуду, чистят туалеты, подметают территорию.

У них добавляеются более сложные мероприятия: их учат плавать на байдарках, стрелять из ружей, они учатся водить карты, преодолевать различные препятствия, отправляются на старую, уже не работающую гидроэлектростанцию и изучают процесс получения электричества.  Играют в лесу в интересную игру «Выживание животных». Ориентирование проводится  каждый год, и с каждым разом оно усложняется.

Так год за годом, от лагеря к лагерю мальчишки взрослеют и набираются навыков. А в последнем классе этой школы, в восьмом (им уже по 12-13 лет), они отправляются в большой пятидневный поход. Им надо пройти 60 километров, преодолеть реку 40 м шириной и не замочить рюкзаков, перейти через гору около 460 м высотой,  сами себе будут готовить, спать будут в палатках. В этом походе их ждут настоящие приключения и трудности.

Пропустить лагерь можно только в случае серьезной болезни. Все астматики и аллергики не считаются больными. Даже ребята с физическими недостатками обязательно участвуют в этих мероприятиях. Есть у нас мальчишка, родившийся без кисти одной руки, есть парень с недоразвитой рукой, а есть наш Майкл, который вообще на инвалидном кресле передвигается, все они с удовольствием ездят в лагеря, участвуют во всех мероприятиях, а ребята, физически здоровые, отлично проявляют себя  в помощи этим товарищам. И это – здорово!