Орлёнок

Саня Аксёнов
(Из цикла рассказов "Латгальские мальцы")


*



На нашей улице событие вселенского масштаба: за хорошую учёбу в двух школах папа подарил Альке велосипед!

Сияющий, как лампочка Ильича, Алька подкатил к нам, и резко затормозил. Велик дёрнулся в сторону, заднее колесо с шиком и шипом прочертило дугу в сто восемьдесят градусов, и он как вкопанный встал у наших ворот.

– Ну, ни хрена себе тормоза! – восхищённо прошептал Славка
– Тормоза, что надо! – пробасил Колька.
Мы сгрудились вокруг Алькиного транспортного средства и стали деловито ощупывать каждую деталь.
– Блестит, паскуда, как у кота яйца, - выдал я.
– Точно, как у кота, - поддакнул Колян.
– Блеск, это фигня. Главное – чтоб скорость была приличной и тормоза не подводили. А это что за хренотень? – спросил Славка.
– Это динамо! – пояснил хозяин. – Вот, смотри: наклоняю её к колесу... крути колесо! Да не так! Подними сперва за руль, а потом крути, – командовал он Кольке, – а теперь смотри на фонарь: горит?
– Горит, зараза! – возопил Колька.
– А то! Фирма, однако, - гордо изрёк Алька.
– А это что за рог на правой ручке? – дотошничал Колька.
– Это ручник! – выкрикнул Славка, торопясь выказать свою осведомлённость. – А вот это звонок.
Он несколько раз надавил пальцем на рычажок, и звонок отозвался громким и заливистым «дзинем».
– Здорово! Классно звенит, – оценил Колян, – слышно аж за километр.

Мы, как на ярмарке, ходили вокруг Алькиного «коня». Заглядывали «в зубы», щупали «копыта». Замечали, что их – спицы – надо подтянуть, а то колёса застучат. Цокали языком на цыганский манер, выражая свой восторг качеством отечественного производителя. Но до конца не въезжали, как этим, свалившимся на голову чудом, нам распорядиться.

– А сколько в нём лошадиных сил? – поинтересовался я.
– Две! – не задумываясь, выпалил Славка.
У Альки от неожиданности из-под очков вылезли глаза. В его энциклопедии ничего подобного не было.
– Почему две?
– Элементарно! – продолжал наш главный эксперт. – Вот, гляди: педалей сколько?
– Ну, две...
– А ног?
– Тоже две! – радостно завопил Колька.
– То-то и оно. Закон тягловой силы. Ноги давят на педали, педали на цепь, цепь на втулку колеса. Происходит что?
– Что? – растерянно заморгал хозяин велика.
– Что, что... Скорость! А скорость у нас в чём выражается?
– В километрах, – брякнул Колян.
– Дурак! В каких километрах? В лошадиных силах!
– А-а-а... Ну, так бы сразу и сказал. Конечно, понятно, – сказал Колька, сделав при этом ну очень умное выражение лица.
– Но скорость можно увеличить и до трёх лошадей, а может даже и до четырёх, – подытожил Славка.
Мы повернули головы в его сторону. В открытых ртах застрял вопрос: как? Славка от наших рож рассмеялся, потом многозначительно глянул на хозяина и выдал:
– Всё дело в правильной обкатке. Любое транспортное средство надо обкатывать по уму.
– Это как? С умным выражением лица? – поддел Колян.
Но Славка, не обратив на него внимания, продолжал:
– Количество километров не должно превышать десяти, а средняя скорость – двадцати километров в час.

Честно говоря, мы все впервые услышали, что велик надо обкатывать. Но сама идея была неплоха. Воплотить решили в сквере. Сначала от души поздравили Альку с подарком: Славка вручил конфету, Колян – пружину от будильника, а я – ржавый перочинный ножик. Короче, всё самое дорогое, пригретое в карманах. Довольный Алька ехал впереди, а мы, счастливые, вприпрыжку за ним, в сторону скверика, на первую в нашей жизни обкатку велосипеда с чудным названием «Орлёнок».

Там мы перво-наперво определили очерёдность велопробегов. Первое почётное право единогласно предоставили хозяину. Остальные испытатели отвоёвывали свои места на спичках. Я оказался замыкающим. Каждому давалось два круга. Главное – соблюдать скоростной режим. Поехали!

Свой кайф уже получили Колька, Славка, и сам Алька. Очередь дошла до меня. Все давали советы:
– Перед горкой набирай обороты, – наказывал Алька.
– А с горки, наоборот, притормаживай, – наставлял Славка.
– Если что, давай сигнал – звони! А то врежешься в кого-нибудь, мало не покажется, – предостерегал Колька.
И я поехал.

Первый круг прошёл на уровне. На втором круге я круто взлетел на горку, и так же круто рванул вниз. И тут наперерез выскочила женщина. Неожиданно, перед самым моим носом. Я старательно нажал на педаль, но босая нога, соскочив, воткнулась в крутящиеся спицы. От боли я подпрыгнул. Велик из-под меня сиганул влево. Я, по инерции, – вправо, прямой наводкой на женщину. Та, падая, завопила: «Караул! Грабят!!». Велик лежал на боку, а переднее колесо показалось мне лысым. Я же, плюхнувшись на женщину, как на тахту, бухтел: «Ну, зачем шлындать там, где катаются дети?..»

Пацаны бежали к нам со всех ног. Тётка, увидев разорванный палец на моей ноге, перестала вопить, достала носовой платок и стала его перевязывать. Славка с Колькой собирали спицы. Алька стоял пришибленный, а из-под его ног уходила почва: я загубил его детскую мечту!

Славка бубнил:
– Главное, восьмёрки нет, а спицы мы все собрали. Их только подрихтовать надо и на место поставить. Дизайн не испорчен. Так что, фигня, батя и не заметит...
– Не-е-е, заметит! Ещё как заметит… – со слезами выдохнул Алька.
– Так, – решил я, – пошли вместе! Беру всё на себя. Ты тут вообще ни при чём: пошёл пописать в кусты, попросил меня подержать, а я не устоял и поехал. Вот и всё. Пошли.

Я, несчастный, хромой, тащился с велосипедом на спине, за мной Алька нёс колесо и спицы, а пацаны замыкали шествие. Походило на траурную процессию. Правда, песня в моей голове была какая-то дурная: «Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца...». Не соответствовала нашему состоянию.

Перед глазами Алькиного отца предстала картина маслом «Не ждали». Я поведал ему свою трогательную историю: «Алику захотелось в кусты, а мне – на велик. Тут выскочила тётка. Такая нехорошая, что заругалась и ударила сумкой по колесу. Спицы выпали, колесо отвалилось, а я ещё до этого упал...» Отец друга посмотрел на мой палец, перевязанный платком, на несчастного сына, загадочно хмыкнул и стал разглядывать колесо. Оно, на удивление, действительно не пострадало. Оставалось только выгнуть и поставить на место спицы, а потом их затянуть.
– Ладно, – сказал дядя Саша, – сегодня – нет, а завтра оно будет крутиться. А ты отправляйся к маме. Пусть посмотрит, что там у тебя с пальцем. «Спасибо!», – крикнул я, и выскочил к пацанам.

– Уф, пронесло!
– Ну, и сколько лошадей накатали? – ехидно поинтересовался Колька у Славки.
– Сколько-сколько... если от сквера до дома, то получается один Сашкин горб. А если Алька получит от бати по заднице, то прибавится ещё и она. Получается, один горбозад на один километр. Вот и весь расклад. Обкатали, называется... тьфу! Всё, по домам. До завтра. Будет день, будет и пища. А сегодня день не наш.