Поединок жрецов

Ирина Кашкадамова
Картина Филоксена из Эритреи была написана для Кассандра,
изображала битву Александра с Дарием.
Она была прекрасней всех других картин.
Плиний.
В одном из богатейших домов в Помпеях, впоследствии получившим наименование  “дом Фавна”, была найдена интересующая нас мозаика. Дом принадлежал этрусскому семейству Сатриев. Дом был богат, его декор выполнен в едином стиле. Своего рода, в доме Сатриев была собранна коллекция посвящённая Вакху. Здесь были и фигурные мозаики: ряд театральных масок, олицетворяющих Трагедию, сцены с кошками, сатиры, входящие в свиту Вакха или как его называли в более поздний (помпейский) период Дионисом. Здесь были вакханки и минады, спутницы Вакха изображённые в танце.  Именно благодаря найденной пляшущей статуэтке Сатира, обнаруженной в атриуме, дом и получил своё название – дом Фавна.
Изначально дом принадлежал семье Сатриев, впоследствии,  перешёл к Кассии. Но при этом дом не следовал моде или какому-то иному модному стилю, а продолжал существовать в стиле, созданном для своего дома семьёй Сатриев. Видимо, Сатрии каким-то, неизвестным пока для нас образом, были связаны с культом Диониса или Вакха. Да и само именование этого помпейского семейства несёт на себе звучание этого божества – Сатир персонаж из свиты Диониса.
Раскопки дома начались в 1830 году немецкими исследователями из Археологического института Германии. Одним из руководителей раскопок был Август фон Гете, сын известного немецкого философа и поэта.
Когда раскопки от немецких исследователей перешли к итальянским, 24 октября 1831 года была найдена эта напольная мозаика.
Мозаика большая 5 м Х 2,7 м украшала пол в доме принадлежавшем семье Сатриев. Это батальное произведение, многофигурное, со сложной композицией. На ней фигура полководца в македонском панцире, и в окружении телохранителей противостоит убегающим врагам в восточных одеждах. На колеснице испуганный предводитель восточного воинства. Как пишут искусствоведы о данной мозаике: “изображение было проникнуто глубокими чувствами главных действующих лиц: оба смотрели в глаза смерти и пытались спасти своих соратников”. В течение нескольких месяцев пытались осознать найденное, возможно и реставрировали свою находку.
По истечению этого срока, итальянские исследователи пришли к выводу, что на мозаике изображён сам Великий Александр (Александр Македонский), а его противником является непременно царь персов Дарий III. Этот взгляд поддержал Гете, который был непререкаемым авторитетом. “Не может быть никакого сомнения, - в марте 1832 года писал Гете, - что мозаика изображает Александра в роли победителя Дария среди своих отрядов, побеждённого и вынужденного обратиться в бегство ”. Ему вторил немецкий учёный по античности, такой же непререкаемый авторитет Людвиг Курциус: “Это самая величественная картина во всём мире”. Тогда был вспомнен художник древности Филоксен, написавший в своё время ( в IV до н.э) картину “Битву Александра с Дарием”, о чем пишет Плиний. И тогда, напольная мозаика из дома Сатриев была идентифицирована как мозаичная копия картины Филоксена. Со стороны искусствоведов послышались восторженные отклики: “Филоксен прекрасно передал пафос действующих лиц, разнообразные эмоции. Смелые ракурсы, как, например, упавший перед колесницей воин или конь на переднем плане, богатая игра светотени, яркие блики, усиливающие впечатление объёмности фигур, выявляют руку опытного и искусного мастера и, главное, дают возможность представить характер живописи второй половины IV в. до н.э. ”.
 Хотя, надо признать, что ни одна из картин того времени до нас не дошла: ни картины Аппулея, придворного македонского живописца, ни картины Филоксена.  Не возможно с полной уверенностью утверждать, что данная напольная мозаика выполнена по картине Филоксена. Если на картине Филоксена была изображена битва Александра с Дарием, то где гарантия, что перед нами именно Александр и Дарий? Гарантией здесь служит только авторитетное мнение немецких историков, но так ли это.
Изначально считается, что данная мозаика изображает битву при Иссе.  Так как в других битвах Александр не сталкивался с Дарием  в сражении. При Гавгамелах (Арабелах) в 331 г до н.э,  Дарий, преследуемый конницей этеров, спасался бегством на колеснице. Александр, командовавший первой илой этерии, вёл преследование, оголил фланг, и его действие чуть не привели к разгрому македонцев. Самого Дария убили его царедворцы (Бесс) и смерть свою он принял на руках преследователя. Надо заметить, что командовал царской илой Филота, сын Пармениона, он же Александр, царь Иллирийский. У историков он тоже называется Александром Македонским или Великим Александром. Можно было бы предположить, что на мозаике изображено именно это бегство, но в колеснице нет Бесса, который согласно описанию сражения при Гавгамелах должен был там находиться. Сам “Александр” изображённый на мозаике не похож на царя Александра, командира царской илы.
Что же касается биты при Иссе, с которым историки ассоциируют ключевой момент, изображённый на мозаике, так столкновение Александра Иллирийского с Дарием проходило совсем иначе. Битва состоялась в 333 г. до н.э. Во время битвы Дарий был на боевой колеснице, окруженный своими телохранителями и вельможами был в центре расположения персидских войск. На мозаике же среди сопровождения колесницы нет ни одного перса, согласно их костюмам. Здесь нет ни персидских вельмож, ни мидийских. Нет царских телохранителей, чьё вооружение и костюм нам хорошо демонстрирует барельеф на лестнице в Персополе. На людях из окружения “Дария” ни на ком нет, ни персидских халатов (кафтанов) по типу  саккосов или фрязь, нет головных ахеменидских уборов напоминающих короны, нет мидийских рядн войлочных, или из грубого сукна или даже тканных. Фрязи, в которых ходили персы, часто незаслуженно историками именуются кафтанами. Эти кафтаны с очень широкими рукавами, сами они тоже очень широкие, повидимому, являются одним полотнищем с горловиной. На одних изображениях они сшиты по бокам (саккосы), на других – нет (фрязь). Держутся они за счёт пояса, уравновешивающего длинну материи. У них длинные подолы, и для свободного движения их высоко подбирали поясом с боков, или с переди и сзади, образуя косые складки. Даже при ношении персами и мидийцами башлыков, они оставались в своих длинных одеяниях.
К тому же на персах изображены золотые гривны, чего не носили ни ахемениды ни мидийцы. Сам “Дарий ” одет в кандис (плащь), в котором часто изображаются жрецы. И на нём нет митры, высокой шапки положенной для ношения царю царей. В то же время, “Дарий” изображён в жреческом клобуке солнцепоклонника.
Так Здесь надо помнить, что ахеменидская конница делилась на гвардию и собственно армию. Гвардию составляли, впрочем как и в македоно-иллирийской армии, родственники царского дома и эта была личная охрана царя царей. Согласно Ксенофонту, во времена Кира, гвардия носила одинаковые пурпурные одежды, бронзовый доспех и шлемы с белыми плюмажами. Вооружены были короткими мечами и дротиками. Ноги всадников прикрывались особыми щитками. Лошади были одеты в бронзовые нагрудники и наголовники. Одеяние гвардии было всегда и во все времена единообразно, именно гвардия составляла охрану правителя, была его статусом. В армии же этого не было. На мозаике вокруг “Дария ” не гвардия, а армия.
В армию же входили гарнизоны как из провинций, так и подчиняющиеся правителю. Военные поселенцы составляли основную часть ахеменидской конницы. Среди воинов сатрапий, составляющих конницу Ахеменидов, историки перечисляют представителей разных народов: вавилоняне, арамеи, индийцы, лидийцы, армяне, финикийцы, хорезмийцы, фригийцы, ликийцы, египтяне, арии, бактрийцы, согдийцы, скифы и саки. Все они имели свои национальные одеяния.
 же и “Александр” не соответствует образу известному по трудам древних историков. Это не светловолосый полководец со светлой кожей. Портретные черты на мозаике “Александра” не соответствуют ни одному из полководцев, которых историки за их жизнь или деяния называют Александром Македонском. Можно сравнить изображения на других мозаиках. Так на мозаике в Пелле изображён Александр Гефестион царь Македонский при его поединке со львом. Это рыжеволосый юноша с прямым носом. Царём Македонским он был с 338 по 324 гг. до н.э.
На этой же мозаике изображён Кратер. Царём македонским он был с 330 по 328 гг. до н.э. и с 323 по 301 гг. до н.э. Он темноволос, но с прямым носом и иным строением лица, к тому же Кратер командовал пехотой.
Данное изображение на напольной мозаике по внешним характеристикам не соответствует Александру Иллирийскому (Филоте), единственный из царей который был командиром кавалерии. Его изображение на мозаике тоже есть в Пелле при ритуальном поединке царя с оленем, на титул царя воина.
 Царь с 340 по 330 гг. до н.э. Не соответствует внешний облик “Александра” на помпейской мозаике и Александру сыну Филиппа (Пифону), чьё изображение дошло до нас в скульптуре выполненной Леохаром как Аполлон Бельведерский. Царь Македонский - 328 по 323 гг. до н.э. 
 Изображённый на мозаике “Александр”, внешне, не имеет черт ни македонского, ни иллирийского правящих домов.
Что же касается битвы при Иссе, то по тому как она проходила, данная мозаика никак не могла её отображать. Согласно Арриану Александр, командовавший кавалерией, вместе со своими этерами отбросил наёмников и ахеменидскую конницу от реки и тогда обратился против Дария. У самой колесницы Александру преградил путь Оксафр, брат Дария.  От него Александр получил ранение в бедро (Диодор). А на нашей мозаике перед колесницей всадник повержен, а македонец не имеет ранения в бедро. Согласно Плутарху Александр в бою добрался до Дария и ранил того. В бою пало много как этеров, так и телохранителей Дария. Сам Дарий, окружённый со всех сторон неприятелем, пересев с колесницы на коня бежал с поля боя. Это и решило исход сражения. Но на мозаике нет коня, на котором Дарий мог бы бежать и тем спасти свою жизнь. А древний живописец не мог упустить такого решающего момента, что бы не изобразить его на своём полотне. Ибо это развязка всей битвы. Можно было бы говорить, что живописец алегористично изобразил битву. Но аллегория в живописи была не свойственна эллинским художникам. Аллегорией считалось изображение своих современников в исторических повествованиях. Таким примером могут служить фризы Пергамского алтаря изображающего Гигантомахию, где в образе гигантов и олимпийских богов изображены персоналии македонского и иллирийского домов и союзных эллинов.
Тогда напрашивается вопрос: что же изображено на мозаике из Помпей? Кто изображён на ней?
 Для начала рассмотрим “Александра” изображённого на мозаике. Перед нами темноволосый молодой человек с форменной стрижкой. Баки, которые он носит, были уставными в кавалерии вплоть до 331 г. до н.э. Введены они были Александром Иллирийским. У него большие глаза, большой с горбинкой нос, маленькие круглые уши – все физиономические особенности не свойственные ни Македонскому, ни Иллирийскому домам. В то же время у правящего дома мосхов, в Мцхете-Сховели эти особенности фамильные. Все дети царя Мирвана имеют эти фамильные черты. К тому же, у полководца на панцире изображение Горгоны, или одного из ликов Богини Матери. Образ Горгоны, как одного из ликов Богини Матери в Мцхете-Сховели всегда был покровительственным знаком царского дома. Так же как покровителем Македонского царского дома был Хорс – копейщик. Железный доспех, в котором изображён полководец тоже моского изготовления. Такие доспехи царь Мирван поставлял для отпрысков, как Македонского, так и Иллирийского дома. Один из таких доспехов был найден в “гробнице Филиппа” (в Вергине). На поясе полководца меч Гратиона.
Кроме доспехов, своим союзникам поставлял и отборные отряды “барсов”. Дружины “барсов“ приглашали к себе разные правители. Было очень почетно иметь на своей службе “барсов“. Это одни из лучших наемников. Всегда их было 600.  “Барсы“ отличались своей неподкупностью и не вмешательством в политические дела государств, где несли свою службу. При этом это были подразделения, верные  свей клятве. Им присуща воинская честь и доблесть. “Барсы“ верны клятве, клятва для них Царь и Бог. Само понятие клятва (Единую славлю я)  для “барсов“ гипертрофированно возвышено. Еще в XVII веке н.э., “барсы” азнауры предпочитали жить в полукруглых (овальных или элепсоидных) домах с очень аскетическим бытом. Видимо, этот быт, так же как определенные воинские тренировки входили в зооморфизм барса. Основным объектом поклонения людей почитающих барса была Богиня Мать. Вторым они почитали Вакха. И именно на барсьих шкурах изображён как сам полководец, так и его спутники. Перед нами профессиональные войска “барсов” на Македонской службе. И тогда становится понятно нахождение данной напольной мозаике в доме Сатриев, собиравших всё связанное с культом Вакха.
Данный бой, изображенный на мозаике повествует, о поединке предводителей дружины “барсов” с восточным полководцем. Предводитель дружины “барсов” обычно был жрецом, прошедшим все этапы посвящения.
К сожалению, кроме попон из шкур барсов, доспеха “барсов” не сохранилось. Кроме беотийского и трёх кавалерийских шлемов, со стороны македонцев не осталось ничего. Так же не осталось штандарта восточного отряда. Словно специально были уничтожены все отличительные знаки, по которым можно было бы без труда идентифицировать отряды.
Здесь надо помнить, что ахеменидская конница делилась на гвардию и собственно армию. Гвардию составляли, впрочем как и в македоно-иллирийской армии, родственники царского дома и эта была личная охрана царя царей. В армию же входили гарнизоны как из провинций, так и подчиняющиеся правителю. Военные поселенцы составляли основную часть ахеменидской конницы. Среди воинов сатрапий, составляющих конницу Ахеменидов, историки перечисляют представителей разных народов: вавилоняне, арамеи, индийцы, лидийцы, армяне, финикийцы, хорезмийцы, фригийцы, ликийцы, египтяне, арии, бактрийцы, согдийцы, скифы и саки. Все они имели свои национальные одеяния.
Интересно отметить, что и предводитель восточных войск в жреческом одеянии. Данное одеяние встречается на жреце с пластины из Амударьинского клада. В этом же кладе есть модель жреческой колесницы в одеяниях, сходных с изображёнными на мозаике. В таком же одеянии изображён жрец на алтаре огня с рельефа мага из Бюньяна, Кайсери, Турция. Так что данная мозаика повествует о поединке двух жрецов и их жреческих отрядов (профессиональных воинов). Данный костюм встречается у солнцепоклонников Бактрии, Арианы и Согдианы. Надо отметить, что македонцы и иллирийцы тоже солнцепоклонники. То есть, перед нами бой единоверных жрецов.
Среди восточного отряда, окружающего жреца на колеснице,  встречаются одеяния саков, ариев, парфян и согдийцев.
Если мы посмотрим историю похода, то без труда можно найти описание такого жреческого поединка.
В 331 г. до н., после смерти Александра Иллирийского, вспыхнуло восстание против македонского владычества в Арии. Поднял восстание жрец Сатибарзан. Он был верховным жрецом в Ахеменидской провинции Ареи. Ещё при Ксерксе, Арея была отделена от Парфии, в ней стоял ахеменидский гарнизон, а духовную власть олицетворяли местные жрецы. Арии оставались солнцепоклонниками, хотя большинство их соседей были огнепоклонники. Под предводительством Сатибарзана бактрийские, согдийские и арейские бартары (всадники). К имеющимся у Сатибарзана 600 личным дружинникам, примкнули 2 тыс. бартаров. Военную власть Ахеменидов олицетворял собой Бесс, убийца Дария. Духовная была у Сатибарзана и Спитамена (военная власть у Оксиарта).
Против восставших в Арее повёл войска Эригий, сын царя Мирвана. В 331 году, ещё до Гавгамельской битвы, после смерти Гегелоха, Эригий стал верховным жрецом объединенных войск Иллирии и Македонии.  Эригий был Верховным жрецом и начальником царских телохранителей “отряда барсов“. В битве с арийским жрецом  Сатибарзаном Эригий вышел с ним на единоборство, подняв артефакт. Сатибарзан был повержен. Арии стали союзниками македонцев. В 92 года Эригий, вернувшийся домой и известный дома как Серебряный Язон, написал историю похода, участником которого он был. Предводитель 600 “барсов” на службе Македонии – Эригий прибыл в Македонию ещё в детском возрасте и на протяжении всего похода командовал телохранителями. Под именем (титулом) Язон Эригий из Мцхете-Сховели прибыл на конкурс певцов в Метилены (о. Лесбос). Позднее он оказывается при Македонском дворе, где проходит совместное обучение с княжичами. Там же он проходит инаугурацию на “барса” телохранителя.
Вместе с Эригием в Арею отправляются Артабаз, перешедший на службу Македонии и Каран с карательным отрядом в 6 тыс. пехотинцев. Поддержку им оказывал сатрап Парфии Фратаферн.
Описание боя приводит Диодор. Перед решающим сражением были многочисленные мелкие стычки. Перевес был то на одной, то на другой стороне. Решающим сражением стал бой, во время которого Эригий, сбросив с головы шлем, вызвал Сатибарзана на жреческий поединок. Сатибарзан не мог уклониться от вызова равного и единоверного жреца. С гибелью Сатибарзана в поединке мятежное войско сдалось и принесло клятву верности жрецу, которому покровительствовали боги. Такую же историю рассказывает Курций, как Эригий обезглавил Сатибарзана. Арриан пишет о гибели обоих жрецов во время поединка. Но данный источник лжёт, так как Эригий и дальше водил свою дружину из 600 “барсов” на Индию.
Вот об этом жреческом поединке повествует мозаика из Помпей. Это поединок жреца культа барса с единоверным арийским жрецом. Именно по этому данный сюжет заинтересовал семейство Сатриев, собиравших всё связанное с Вакхом, его культом, его атрибутами и его жрецами.  Данный сюжет вписывается в стиль этого помпейского дома, названного историками как “дом Фавна”. Увлекаясь культом вина и восхваляя Вакха, невозможно было Сатриям пропустить данный сюжет, не заказав на его тему мозаику. Возможно, в древности и была картина, посвященная данному жреческому поединку, но уж совсем не Филоксена. Само имя Филоксена переводится как любящий чужеземца, весь вопрос: какого чужеземца он любил. Имелся в виду Александр или Дарий? Либо действительно он был автором данной картины, по которой была выполнена мозаика, так как Эригия точно можно назвать чужеземцем, и тогда не прав Плиний, именуя картину как битва Александра с Дарием. Данная мозаика повествует о поединке Эригия с Сатибарзаном.
К тому же, Сатрии, не вдаваясь в детали картины, могли заказать себе мозаику, подозревая в ней Индийский поход Вакха (Диониса). Мы не можем с уверенностью говорить: какой сюжет заказывали себе на пол Сатрии, но образец, с которого он был выполнен относиться к жизнеописанию мосха, македонского жреца, предводителя отряда “барсов” – Эригия. Сейчас мозаика находится в Неаполе.
Использованная литература:
“Иллюстрированная История Религии” в двух томах, под ред. Проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей, М.. 1899 г.
“Скифы”, отдел истории первобытной культуры, Л., 1981 г.
“Тигрица и грифон, сакральные символы животного мира”, перевод и иссл. А.Г.Юрченко, СПб, 2002 г.
А.Антоновская, “Великий Моурави”, в VI-ти томах, Тбилиси, 1977 г.
А.Д.Вейсман, “Греко-русский словарь”, СПб, 1899 г.
Б.Г.Гафуров, Д.И.Цибукидис, “Александр Македонский и Восток“, М., 1980 г.
В.И.Сарианиди, “Афганистан: сокровища безымянных царей”, М., 1983 г.
Г.М.Бонгард-Левин, М.Д.Бухарин, А.А.Вигасин, “Индия и Античный мир”, М., 2002 г.
Г.М.Бонгард-Левин, Э.А.Грантовский, “От Скифии до Индии”, М., 1983 г.
Д.Лэнг, “Грузины. Хранители святынь”, М., 2004 г.
Д.Фуллер, “Военное искусство Александра Великого”, М., 2003 г.
История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. Под ред. А.В.Седова. М., 2004 г.
История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, древний восток, античность. Под ред. М.В.Доброклонсокго и А.П.Чубовой. М., 1981 г.
Квинт Курций Руф, “История Александра Македонского”, с приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре, 1993 г.
Л.П.Маринович, “Греки и Александр Македонский. К проблеме кризиса полиса”, М., 1993 г. П.Бриан, “Александр Великий из Греции на восток”, М., 2003 г.
М.В.Нечитайлов, “Конница Ахеменидской державы во второй половине V в. до н.э.”, Para-bellvm, XIV. 
П.Бриан, “Александр Великий из Греции на Восток”, М., 2003 г.
П.Грин, “Александр Македонский царь четырех сторон света”, М., 2002 г.
Плутарх, “Избранные жизнеописания”, М., 1987 г.
Р.Робинсон, “Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения”, М., 2006г.
У.Куликан, “Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов”, М., 2002 г.
Художественные памятники т проблемы культуры Востока. Сборник статей под ред. В.Г.Луконина, “Искусство”, Ленинградское отделение, 1985 г.
Энциклопедия. Помпеи: сгинувший город. М., 1997 г.