Золотые погоны с голубым просветом часть 13

Борис Кириллов
55 Глава. Парад в Гаровке.

На следующий день к нам приехал член военного совета округа (самый главный окружной замполит)в звании генерал майор. Личный состав полка был построен на плацу. Член военного совета (ЧВС) зная о происшествии с командующим ВВС, решил перенести построение на аэродром. Нас строем погнали туда. Личный состав шел как на каторгу, после бурной ночи у всех болели головушки.  У начала полосы стояли два вертолета с открытыми створками. На полу вертолета стояли стаканы с жидкостью, рядом стояли тарелки с солеными помидорами. Личный состав, проходя мимо вертолетов, останавливался, похмелялся и шел дальше. Все было организованно с военной точностью, без каких либо задержек. Единственно ,что выдавало, это жующие радостные физиономии.

Пройдя через реанимацию личный состав, подтянулся, глаза загорелись, послышались шутки. Так  добрались до КДП (командно диспетчерский пункт) на нем стоял ЧВС и все наше командование. Нас построили для митинга и парада.
 ЧВС сказал:
-Военный совет округа  рад встречи вашего заслуженного отдельного вертолетно- транспортного полка. Ваш полк единственный в стране, с него начиналась вертолетная авиация.
- Я бы хотел посмотреть еще вертолеты краны, но увы их еще не перегнали со Средне -Белой. Зато я познакомился с командованием части и вижу перед собой цвет Советской вертолетной авиации. - Поздравляю вас с прибытием к новому месту службы.
-Я уверен, что вы и дальше будете так же достойно нести вашу службу.

 По взмаху стоявшего за ЧВС( ом) замполита мы рявкнули троекратное "УРА". ЧВС от первого крика присел ,снял генеральскую фуражку и посмотрел на небо. Увы, ворон на аэродроме не было. Вокруг аэродрома стояли пугала и развешены были мертвые вороны. Этим отгоняли пернатых от полосы, довольно успешно.

 Увидав ,что на его фуражку никто не покушается ,ЧВС воспрянул духом. Он расправил плечи поднял подбородок. Командир полка спустился с КДП,  дал команду:
« На право», строй эскадрилий повернулся на право.
 Потом последовало:
- Управление, потом эскадрильи парадной колонной марш.

 Сначала мимо КДП прошел командир полка, чеканя шаг и с поворотом головы приложив руку к фуражке. Следом знаменная группа с развернутым знаменем полка, потом управление полка, поравнявшись с КДП и крикнув "смирно" прошли, чеканя шаг, потом наступила очередь нашей эскадры. Мы прошли тоже четко. Завершала прохождение эскадра МИ-6 она была больше всех и ее разделили на две колонны. Получился полноценный полк. Хотя на самом деле он был уменьшен ровно на половину.

 Батальон обеспечения. ТЭЧ,  (техническо- эксплуатационная часть) рота связи. Все эти части должны были ехать эшелонами до Хабаровска. Отряд МИ-10 и Два экипажа  которые должны были их сопровождать, находились еще в Средне Белой.
ЧВС у понравилось, как прошёл полк. Он довольный спустился вниз. Пообещав все усилия бросить на строительство ДОСов (домов офицерского состава). Он сел в свою « Волгу» и укатил.

 Наши командиры вздохнули спокойно и распустили личный состав. Личный состав, никуда не разбегаясь, чуть ли не строем, двинулся к стоящим вертолетам. Там уже все было налито. Первые уже опрокинули, быстренько закусывали, подходили следующие. Конвейер работал слажено, всем хватило, никто не был обделен. Даже отцы командиры присоединились к всеобщему празднику. Потом все пошли на свои рабочие места. Надо было укладывать железку для стоянок. Кроме нас это никто не мог делать.

Нам еще в училище говорили, вы летчики ,должны все уметь делать и копать, и железку укладывать ,и траву в зеленый цвет красить. Все это мы умели. Поработав до обеда, укладчики железки, пошли в столовую. Пообедав продолжили заниматься железкой, до ужина. После ужина, свободное время до 22.00. После построение и проверка личного состава. Так всю неделю, самое тяжкое время было воскресенье.



56 Глава. Воскресенье и подготовка к параду.

 Нас начинали мучить Марксистко-Ленинской подготовкой. Приезжали ребята с политотдела и начинали свою работу. Самое жуткое это писать, то что прошамкал, наш любимый Леонид Ильич, писать заставляли всех. Два политбойца ходили по бокам и следили, чтобы писали все. Все эти ребята были из политотдела округа.

 Работу иезуитов они знали отлично. Вот так вся эскадра сидела и писала всякий бред. Потом нас окучивал лектор с высшей школы Марксизма Ленинизма. Он нам вбивал в голову, что проклятые капиталисты вот-вот съедят бедную Африку и уже почти съели Афганистан, но наши воины интернационалисты отбили первый натиск,  но теперь мы должны его(врага) от - туда вытащить и уничтожить. Мы стали дружно кивать головами. В первую очередь от того, чтобы проснуться. Увидав такое единодушие, лектор стал каждому подсовывать листочки бумаги.
При этом приговаривал:
-Теперь мы все напишем рапорта, что мы хотим  добровольно оказать интернациональную помощь народу Афганистана.
Тут уж личный состав проснулся.

 Тут же к лектору подлетел наш начальник политотдела.
Он сказал лектору:
 - Они уже "добровольно" едут на следующий год в ДРА.
 Лектор возмутился:
-  Как на следующий год. В войсках нужны офицеры политработники.
 Разведя руки в нашу сторону, он показал на нас:
- Вот они должны с красным знаменем в руках пойти первыми, на ряды душманов, показывая своим примером как должен умирать политработник.
 Нас всех от этого передернуло.
Начальник политического отдела полка тут же выдал ему:
- Вы не правы, наше государство и наша партия, слишком много средств вложило в обучение этих летчиков.
- Они больше пользы принесут партии летая на нашей авиационной технике.
-Урон душманам они нанесут больше, чем батальон солдат. Так что пусть они лучше идут изучать тактику летного боя.

 Потом он подал команду "Товарищи офицеры" все встали. На этом наши мучения закончились. Все быстро рассосались кто куда, рядом с казармой никого не оказалось. В самой казарме только дневальные из младших офицеров или прапорщиков.

 Порядок в казарме наводили тоже все вместе, под руководством стариков. В начале 80 годов в полках все держалось на капитанах командирах звеньев (рот). В эскадрильях майорские погоны были только у заместителя командира эскадрильи, штурмана эскадрильи, замполита ,начальника штаба, инженера. Остальные имели звания младших офицеров или прапорщиков.
 
Так вот капитаны играли такую же роль, как в солдатской среде сержанты.  Молодые лейтенанты должны были, проходя мимо отдавать им честь. Соответственно уборка лежала на наших плечах и прапорщиков. Да еще помогали молодые, только получившие звание старшие лейтенанты(старлеи). Так что в офицерской среде тоже была дедовщина.

 Лейтенантов гоняли целых два года, нам повезло, что мы попали в Афган, нам там не так доставалось. Порядки там были демократичней ,лейтенанты там тоже получали, чтобы не зазнавались и знали свое место. Потом получив очередное воинское звание и пробыв в нем пол года, молодой старлей входил в число старичков. Ему уже поручали командовать молодняком. Ставили в наряды в которых не надо слишком много работать, а больше отдыхать. Такие как помощник дежурного по полку, помощник оперативного дежурного. Помощник руководителя полетов. Помощник дежурного по стоянке части. Работа у помощника подменить на время дежурного офицера старшего по званию. Не решать без его ведома ,ни какие вопросы. Принцип такой: "Принеси, подай, сиди не мешай." Все так и делали, набирали кроссвордов, книжек и сидели в уголочке  читали, или спали. Так что служба шла своим чередом. Как я писал раньше,после того как нас отпустил замполит, все быстренько разбежались по разным норкам.


 В ближайшем лесочке сидело много наших офицеров, кто играл в нарды, кто писал "пулю", а кто просто выпивал по маленькой, конечно не один, а в кругу друзей. Пить одному ,было плохим тоном, когда выпивали в компании, всегда поддержат и посочувствуют. Если же увидят, что пьешь один, накажут. Так что было все как в семье. Коллективы были очень сплоченные, все решалось быстро собиралось собрание и наказывали или поощряли. Все мелкие проступки разбирались в эскадрильи и никогда не вылезали дальше. Вот также и мы по воскресеньям от нечего делать, заняв оборону в лесочке, занимались своими делами. Естественно были выставлены часовые, которые должны предупредить о появлении противника, а именно полит. бойцов со штаба округа.
 
Вдруг один из часовых свистнул, все как по команде привстали и тихо начали уходить. Вся группа быстро поменяла место расположения. Это ходил лектор, которому было очень скучно, ему нужны были слушатели. Увы ,а слушателям он надоел. Вскоре мы нашли небольшое озерцо. Оно было в лесочке, местечко оказалось очень красивым, комэск решил здесь оборудовать стоянку эскадрильи. Тут решили отмечать все эскадрильские праздники, специалисты разработали план зоны отдыха, быстренько принесли инструмент.

 Началась работа. Кто то пилил бревна, кто то их стругал, кто то прибивал. В общем, все были при деле. На звук подошел и лектор, с начала он хотел прекратить работы и начать свою нудную речь, но тут вовремя подошел комэск, он ему культурно объяснил, что личный состав занимается обустройством ЗКП(запасного командного пункта) это стратегический объект, посторонним здесь находиться не рекомендуется. В сопровождении двух прапорщиков, лектор был отведен к штабу полка. Работа продолжилась, к обеду эскадрильская зона отдыха, практически была готова.

Пообедав все без приказов, двинулись доделывать зону отдыха, через два часа тридцать минут  все было готово. Стоял длинный стол ,сделаны вокруг стола скамейки. Под кострище очищено место ,туда был положен лист металла, этот лист со всех сторон был обложен камнями, с двух сторон вкопаны металлические рогатины которые держат палку или трубу на которую одевался котелок. Такие же маленькие рогатки с каждой стороны по две штуки предназначены для держателей шампуров. На берегу озерца были сделаны мостки. С этих мостков ,удобно было набрать воды или помыть посуду. Не были забыты и детишки, между озером и столом была сделана детская площадка. Там стояла песочница и грибок ,рядом были сделаны из большого полена и доски, качели. Другие качели были вкопаны в землю. Когда все было сделано, кто то сказал:
-Зону отдыха надо обмыть, иначе она сломается, заодно и проверим, как мы ее сделали.

Тут же были посланы гонцы в казарму за спиртом. Другие гонцы пошли договариваться о сухом пайке в столовую. Минут так через сорок все было принесено, поставлено и налито. Все сели за стол согласно штатному расписанию. Наш экипаж был сразу же за командиром и штурманом эскадрильи, мы были ведомыми комэски. Картонные стаканы были уже налиты разведенным спиртом.

Комэск много говорить не стал. Тост был «За зону отдыха!»
Все выпили стоя. Потом пошли разные тосты  "За дружбу", «за любовь», «за женщин». Так эскадра просидела до "21.30 надо было идти на построение. Все побрели строиться. После построения, некоторым захотелось продолжить праздник, но им запретили и уложили спать. Комэск отослал группу молодых лейтенантов, чтобы  прибрались в зоне отдыха. Уборщики пришли туда и при свете фонарей навели порядок. Мусор который сжигался, сожгли ,который не сжигался, закопали. После уборки вернулись в казарму.

 В понедельник на общем построении командир полка приказал всем прапорщикам, лейтенантам ,ст.лейтенантам и капитанам переодеться в повседневную форму одежды для строя. Весь выше названный личный состав, пошёл переодеваться ,вскоре все были одеты в сапоги портупеи, нас послали в Хабаровск участвовать в параде посвященному юбилею основания округа. Ему стукнуло 60 лет.

В честь 60 летия КДВО (Краснознамённого Дальневосточного военного округа) был организован парад войск. Нашему полку оказана была честь представлять авиацию округа. На плацу комендатуры были построены все части принимавшие участие в параде. У нас получилась знаменная группа и две коробки. Так же как и у других родов войск. Началась дикая муштра.

 Со стороны очень приятно смотреть парад. Красиво идут, держат равнение никто не выходит из строя. Ради того, чтобы подразделение прошло перед трибуной за каких то пять минут. Людей начинают тренировать задолго до этой даты. На парад в Москве людей свозят за пол года до этого и тренируют, тренируют, тренируют. Нас пригнали за два месяца, до этой даты. Правда, нашему экипажу крупно повезло, через два дня нам приказали лететь в командировку в Комсомольск на Амуре, на авиационный завод.


57 Глава. Секретный самолет.

 Юра уже летал туда, все знал, проблем с этим не было. Мы взлетели и по реке Амур через полтора часа добрались до аэродрома Дземки, там находился авиационный завод. Мы зашли на посадку, сели,  выключились. Пошли на КДП. Там нас уже ждали, оказывается в посёлке Рейд,  что находится на северо- востоке Хабаровского края сел на вынужденную посадку самолет и у него подломилось шасси. Самолет был новый секретный, надо было скорейшим образом его от туда убрать. Туда в леспромхоз должны были приехать Японцы. Вот до их приезда командование распорядилось, чтобы самолет был убран.

Нам в вертолет загрузили переднюю стойку, посадили в салон специалистов,  запросились и полетели в сторону острова Сахалин. Заблудиться было очень тяжело, летели вдоль реки Амур. Вокруг нас была первозданная природа, сопки покрытые лесом. Населенных пунктов здесь практически не было. Вдоль реки шла грунтовая дорога , кое где она была размыта. По ней ползли лесовозы, которые тащили в Рейд лес. Через один час двадцать минут, наш борт подходил к посёлку Рейд. Там был гражданский аэропорт. Туда садились Л-29 АН-2,АН-26. Аэропорт назывался Мариинский-Рейд,  Юра запросился и начал заходить на посадку. Заходил борт перпендикулярно полосе, которая была выложена гранитными многогранниками. Так же перпендикулярно была проложена грунтовая полоса, на которую садились самолеты.

 В конце полосы под чехлами стоял большой самолет. Он был как раненая птица, наклонен носом вперед. Наш вертолёт сел рядом, выключили двигатели. К нам стали подходить технический персонал с завода, вокруг самолета ходили вооруженные солдаты часовые.

 К нам подошел майор с авиационными погонами, он потребовал наши документы, проверил, на наличие группы секретности. После этого разрешил нам вылезти из вертолета. Когда мы вылезли, он подошел и напомнил нам о том, что все, что сейчас увидим не должно быть разглашено. Нам очень хотелось посмотреть на этот самолет. Тем более  слышали о нем много небылиц.

 Когда откинули брезент перед нашими глазами предстала, красивая гордая птица, кабина пилотов находилась на высоте второго этажа пяти этажного дома. Под кабиной находились большие воздухозаборники, в них мог пролезть, чуть нагнув голову взрослый мужчина, стреловидные крылья шли по всему фюзеляжу.  Самолет заканчивался двумя килями (хвостами) и двумя двигателями.
 
Заводские специалисты на домкратах подняли самолет и в течение двух часов тридцати минут,  заменили носовую стойку шасси (колеса). Самолет стал еще красивее, даже стоя на земле, было видно его мощь. К кабине поставили стремянку, туда залез заводской специалист. Он покрутил шасси, влево вправо проверяя его работу. Потом он вылез и залез в другую кабину, от туда он тоже проверил работоспособность шасси. Самолет был спаркой (со спаренным управлением). Заводской специалист вылез из кабины. К самолету подходили пилоты. Они поздоровались со всеми в том числе и с нами.

 Старший представился:
- Я  полковник, шеф пилот авиационного завода Сухого.
 Второй пилот тоже был летчиком испытателем.
 Шеф пилот обращаясь к Юре попросил:
 - Подежурьте в воздухе пока мы будем испытывать самолет.

Втроём пошли запускать вертолет.  После запуска двигателей , взлетели барражируя рядом со взлетной полосой. Самолет запустился, развернулся против ветра ,мы увидали как он на Форсаже начал пробег. Пробежал он метров четыреста  стал вертикально набирать высоту. С большой вертикальной скоростью,  он  прошел мимо нас и исчез в облаках на большой высоте. Через мгновение он был с другой стороны от нашего борта, потом истребитель перешел на нашу высоту. Через мгновение он запросил позывной моего командира. Юра ответил ему.
 
Шеф пилот спросил:
- 203. Какая у вас максимальная скорость?
Юра ответил:
-Двести шестьдесят километров. На крейсерском режиме летим со скоростью 220-230 км.

 Пилот предложил:
- 203. Пройдите на этой скорости, прямо над аэродромом.

Юра выполнил это, через секунду рядом с нами появился, на такой же скорости самолет, мы увидали лица летчиков и поднятые вверх пальцы. Они покачали нам крыльями и улетели вперед.

 В эфире мы услышали :
203- Спасибо за помощь.   

Юра  пожелал им счастливого полета, после этого стали снижаться на аэродром, чтобы забрать группу специалистов. загрузив всех специалистов, полетели на аэродром Дземки.
Через один час двадцать минут наш вертолёт уже сидел на аэродроме. Выключив двигатели я с командиром пошли на КДП, нам надо было уточнить дальнейший маршрут полета и проставить печати в командировочных. Яков в это время заправлял вертолет. На КДП встретили шеф пилота и и его напарника. Они поблагодарили нас за помощь. Мы стали расспрашивать о самолете, сколько он может пролететь на такой скорости. Оказалось, что он будет держаться в течении пятнадцати минут. Они много рассказали нам об этом самолете. В 1985 году этими самолетами СУ-27 был укомплектован истребительный полк, который стоял на том же аэродроме где я служил. Пока же все данные которые нам рассказали пилоты, были секретны. Нас привели в особый отдел и дали подписать бумаги о не разглашении военной тайны.
 Когда вернулись на КДП,  летчики испытатели предложили нам пойти с ними пообедать.
Юра сказал:
-У нас около вертолета бортовой техник, он тоже член нашего экипажа.
Шеф пилот распорядился, чтобы за ним послали машину.
 Потом он спросил:
- А разве техники питаются с вами в летной столовой?
 Юра ответил ему:
- У нас с нами летают бортовые техники. Они такие же члены экипажа, даже могут поднять и посадить вертолет. Так же как и мы можем выполнять их функции.

 ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.http://www.proza.ru/2012/11/14/142

На фото:Гаровка-2 Памятник самолету Ли-2.