Иван Выжигин рецензия

Симмона Михпетова 2
Булгарин «Иван Выжигин».

Думаю, кто это не читал – вряд ли заинтересуются ходом моих рассуждений.
Я   читаю   книги, которые меня интересуют, как недостающий фрагмент в мозаике моего образования. Наткнулась недавно  на информацию об этом романе.
Естественно – решила прочесть. Первые главы читала с упоением, восхищалась  формой подачи, словом, а потом все больше и больше недоумевала… Как мог автор – при таком начале – скатиться к такому финалу?!


     Из Интернета:
     «Булгарин
     В финальной главе романа (с подзаголовком “Хороший конец всему делу венец”) суд   
     признает незаконнорожденного Выжигина законным наследником состояния князя 
     Милославского. Выжигин получает в наследство более миллиона рублей, женится на
     Олиньке, и они уединяются в деревенском поместье, где наш герой намеревается
     прожить до конца дней своих в мире и спокойствии. Завершая свое повествование, Иван
     Выжигин пишет: “Вот уже десять лет, как я живу счастливо в кругу моего семейства, в
     объятиях любви и дружбы <...> Если рукопись моя со временем сделается известною,   
     то    каждый, прочитав ее внимательно, удостоверится,

 что все зло в мире происходит от недостатка нравственного образования,
 а все доброе - от истинного просвещения” (с. 244).»


Насколько великолепен вывод и насколько абсурден путь, который привел Ивана к таким выводам. Мальчик на побегушках, который так бы и бегал, если бы не случай.... Потом он продолжал бегать, но по другим мелким делам, которые выдавал за крупные. И то – за что он осуждает других, даже называя их прямо, чтобы мы не сомневались в их пороках (например, Вороватин, Глаздурин, Гологордовский,...) Этими всеми пороками он и обладает. Фамилия – порок обеспечен. Читайте, анализируйте и больше так не делайте. А я могу все делать. Я же все постигаю – всю науку общения, изворачивания. Меня бы  назвать – Изворотийлов или – Извратийлов, но мне дали фамилию – Выжигин.
Что бы это значило? Какая великая суть спрятана за такими буковками?

И как он добился просвещения? Ему повезло – наследство,  которое позволило ему справиться со всеми проблемами. И тут – деньги решают все.
Есть деньги – просветился, и ты на нравственной высоте.
И в этой фразе заложено противоречие.
Зло – от недостатка нравственности.
А добро – истинное просвещение.
А мы? Просвещаемся - просвещаемся, а нравственность все падает и падает. Значит – нет истинного просвещения, есть только отголоски истинного.  И знания, которые вбиваются, как необходимые для воспитания, служат только росту  благосостояния.
Может, соединим – возьмем истинные знания и будем идти к нравственному выздоровлению нации.
Истинное просвещение – это, прежде всего, нравственное просвещение.
Только оно достойно быть объектом нашего внимания.
А мы?
Выхолащиваем все живое. Даже уровень образованности отдали на откуп машине.
А где живое участие?
Где внимание к ученику?
Чему он должен научиться?
Обычной сумме знаний или все-таки заложить в него то, что сделает его достойным гражданином общества?

Об этом пишут все здравомыслящие люди.
А новшества – снова и снова доказывают и показывают абсурдность  принимаемых решений.

Кто их принимает?
Наверно, такие же, которые решили, что обычная информация  делает человека -человеком образованным.
А образованный человек – человек, имеющий мощную нравственную  основу.

Нравственность – впереди, а все остальное – прикладывается.
Информация – прикладная часть, даже не искусство, а нравственное образование нации – любой – искусство развития души. Именно это развитие влечет за собой все позитивные перемены. Это – фильтр, который не позволит человеку пользоваться тем, что ему фактически и не принадлежит.
Ему можно этим пользоваться в меру и с целью дальнейшего процветания нации и, естественно, всего человечества.

Вернемся к нашей цитате:
«что все зло в мире происходит от недостатка нравственного образования,
а все доброе - от истинного просвещения»

Получается, что истинное просвещение – прежде всего нравственное образование.
А какое образование получил Выжигин, благодарю своему наследству?
 И о каком семейном счастье идет речь при существующем положении дел в обществе?