Крещатик. Малый театр А. М. Крамского

Влад Каганов
«МАЛЫЙ ТЕАТР»  АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА  КРАМСКОГО

  В 1906 году ближайший сотрудник Николая Соловцова и первый администратор его театра в Киеве Александр Михайлович Крамской арендует помещении на Крещатике 15,
то самое, где до 1905 года размещалось Литературно-артистическое общество(КЛАО), а на первом этаже – знаменитая кондитерская Б. А. Семадени – и организует в нем «Малый театр».

       Театр, впрочем, не имел собственной труппы, а его сцена предоставлялась различным коллективам и сольным исполнителям. Здесь можно было увидеть спектакли самых разных жанров: драматические, оперные, оперетты, и даже цирковые выступления и чемпионаты борцов, послушать публичные лекции и диспуты, поучаствовать в различных благотворительных мероприятиях.

         В годы с 1906 по 1910 здесь выступали коллективы: украинские — актёра и режиссёра Дмитрия Гайдамаки(Вертепов);
         еврейские — режиссёра и антрепренёра Моисея Генфера;
         польские —  режиссёра и комедийной актрисы театра и кино Ванды Яршевской (Wanda Jarszewska); варшавского театра «Новости» («Nowosci»), который возглавлял актер, певец, литератор и композитор Викентий Рапаски (Wincenty Rapacki);
         «Малого театра» польского режиссера и драматурга Мариана Гавалевича (Gawalewicz);
          шли спектакли оперетты Ю. Мышковского и С. Богуцкого и другие.

         Основу труппы ДМИТРИЯ АБРАМОВИЧА ГАЙДАМАКИ (1864-1936) составляли воспитанники корифеев украинской сцены Марка Кропивницкого, Михаила Старицкого и Николая Садовского — Степан Александрович Глазуненко, К. Позняченко, О. Вирина, В. Грицай, одна из первых удостоенная почетного звания народной артистки СССР - Любовь Павловна Линицкая;Ю. С. Шостаковская, А. Беляева; исполнитель главных ролей в «Украденном счастье», «Грозе», «Оводе» и постановщик пьес Льва Толстого и Якова Андреевича Мамонтова, в будущем народный артист Украины - Борис Болеславович Лучицкий и его жена Екатерина Людвиковна Лучицкая, увлекавшая зрителей образами Маруси Богуславки, Мавки, Вассы Железновой; Г. Алексеенко и другие.

        Кроме того, в отдельных спектаклях, участвовали: Мария Константиновна Заньковецкая, Марк Лукич Кропивницкий, Леонид Яковлевич Манько;  оперный певец (драматический тенор) и педагог, в будущем  народный артист Украины и заслуженный артист Грузинской ССР,  Лауреат Сталинской премии второй степени - Юрий Степанович Кипоренко-Доманский; И. Сагайдачний;  артист оперы (бас-кантанте), в будущем Народный артист России Платон Иванович Цесевич.
В репертуаре труппы были спектакли по произведениям Марка Лукича Кропивницкого «Пока солнце встанет – роса очи выест», как указывалось в  афише «драма в 4-х действиях с пением, танцами и хорами»  с участием Леонида Яковлевича Манько( роль Гордея Поваренко) и артистки Ю.С. Шостаковской, а также Ивана Котляревського, Тараса Шевченка, Михаила Старицкого, Панаса Мирного, Семена Гулака-Артемовського и других.

В 1906 году Д. А. Гайдамака осуществил постановку в вольном переводе на украинский язык популярной оперетты  Сиднея Джонса «Гейша или необычайное происшествие в одной японской чайной».

В еврейской труппе МОИСЕЯ ГЕНФЕРА выступали такие артисты, как Лазарь Колманович, И.Эбенгольц, С. Стрельская и Белоголовская.
В репертуаре труппы  были как драматические, так и комические и опереточная пьесы известных и популярных тогда авторов: Авраама Гольдфадена - «Суламифь», «Папус  и Бар-Кохба», «Оба Кунелемеля», водевиль «Маменькин сынок, или Комическая свадьба»;
И.Латейнера -«Велизарий», «Скрипка Давида»,«Преступление из-за самолюбия», «Адасса, или Смерть Гедалюи Бен-Ахиком»  и комедия  «Сара Шейндель из Егупеца» , Н.Шайкевича - «Эпикуреец, или Трефняк», Якова Гордина «Любовь и смерть» и Теодора Герцля «Новое гетто», одноактные комедии Шолом-Алейхема и другие.
В этих спектаклях С.Стрельская исполняла роли Суламифь («Суламифь»), Дину
в «Бар-Кохбе», Сару Шнейдель, Динору в «Эпикурейце».
       И.Эбенгольц выступал в героических ролях - Велизарий, Бар-Кохба, Гедалю и Авесалом в «Суламифи», и в комических - купец Михаэль в «Эпикурейце», кантор Бенеш в «Саре Шейндель», Шмендрик в «Маменькином сынке», Макс в «Кунелемелях».

       Польская  лирическая и комедийная актриса  ВАНДА ЯРШЕВСКАЯ (WANDA JARSZEWSKA;
1888 -1964) завершила актёрский курс в драматической школе Варшавского музыкального общества. Дебютировала на сцене в 1905 году в коллективе Болеславского, а затем играла в театрах Кракова (1909–1919) и Варшавы (с 1919 года). Была тоже театральным режиссёром и снялась во многих фильмах.
      В «Малом театре» труппа Ванды Ярошевской  давала  спектакль «Огнем и мечом»,  созданный по историческому роману польского писателя Генрика Сенкевича.

       Варшавский  театр «Новости» («Nowosci») был театром оперетты и фарса в комплексе Варшавских Правительственных Театров, которым руководил талантливый польский актер и литератор ВИКЕНТИЙ РАПАСКИ. Он пользовался также большой популярностью, как певец и композитор, автор многочисленных пьес,особенно комедий, и автор оперетт по собственным либретто.

            Польский режиссер и драматург, а также автор фельетонов, комедий и монологов МАРИАН ГАВАЛЕВИЧ (1852- 1910), с 1907 года был художественным руководителем Малого театра в Варшаве, где стремился вводить в репертуар лучшие произведения современной мировой драматургии.

        Так, 9 июня 1908 года Мариан Гавалевич осуществил в постановку  пьесы Антона Чехов «Дядя Ваня», получившеую восторженный отзыв газеты «Свят». Успеху спектакля, по мнению критики, способствовала и блестящая игра таких известных актеров, как  Эдмунда Вейхерта(Weychert) (Войницкий); актёра широкого диапазона, выступавшего в трагедийных, характерных и комедийных ролях - Кароля Адвентовича (Adwentowicz) (Астров), Лауры Дунинувны (Елена Андреевна), Хелены Ланцкой (Соня), Яна Гутнера (Серебряков), Януша Орлиньского (Телегин), проникшихся духом чеховской пьесы.


        В 1910 году, не за долго до смерти М.А.Крамского, «Малый театр»  был преобразован в кабаре «Сатирикон», который на практике был просто «театром миниатюр», организованный антрепренером Алексеем Михайловичем Анчаровым-Мутовкиным. Однако,  театр очень быстро прогорел, незадачливый антрепренер  скрылся, но был обнаружен в Ялте. Сообщая о пощечине, доставшейся бывшему антрепренеру от поэта и драматурга Якова Година, киевская газета сообщала: «Это тот самый Анчаров-Мутовкин, который сбежал из Киева после неудачной попытки насадить театр «Сатирикон»».