Троллея отключилась

Владимир Глушко
 ТРОЛЛЕЯ  ОТКЛЮЧИЛАСЬ.

   На 13ой шахте было... Молодой специалист... (Автор его хорошо знает: в последствии он – весьма небезуспешно – руководил крупным отделом в управлении рудника). А вот сразу после института...  Сразу после института, как и все молодые специалисты, он отличался неутомимой ответственностью и таким же рвением. Бегал всю смену: из забоя в забой, с горизонта на горизонт, отвлекая людей от работы никому не нужным вмешательством. Шахтостроители прощали ему эту «отеческую» заботу. Понимали: он искренне верит в то, что без его квалифицированного внимания обязательно что-нибудь да случится, не пойдёт так, как надо.

   Вот, и в этом случае буквально резануло по его глазам и слуху, вышедшее за грани Правил внутреннего распорядка, обстоятельство. На квершлаге около электровоза группа «нерадивых» проходчиков, игнорируя повышенную напряжённость сменного задания, праздно пускала дымок от сигарет... Шахта не взрывоопасная, но ведь они работать должны, а не байки травить! Инженеровы брови мгновенно собрались в пучок, сам собою ускорился шаг и появился металл в голосе.

    - В чём дело? Почему не работаем?

    - Троллея отключилась.

   Машинист электровоза с благодушной улыбкой для большей убедительности (голой рукой!) потрогал контактный провод над электровозом. Что подумал инженер – не известно, но почему-то и он решил «проверить»: правда ли, что провод обесточился? Именно в этот миг зажглись фары на электровозе, и молодого специалиста прилично «шандарахнуло». Собравшиеся отреагировали мгновенно и одинаково: поддержали, отброшенного ударом тока, и громко эйкнули, дружно замотав головами из стороны в сторону. Фары погасли.

   Но тут же зажглись бесовские огоньки в глазах машиниста-баламута. Недоумённо глядя, куда-то в даль горизонта, он вновь потрогал, а затем и крепко сжал несколько раз контактный провод.

    - Да вот же, видите? Нет тока... Не верите?

   Не отрывая глаз от тёмного горизонта, он, вроде как непонимающе, покрутил головой. Фары вспыхнули. А, один раз уже ошарашенный, юный инженер вновь коснулся контактного провода. И конечно же! Он получил добавку – ещё одну порцию электрического разряда.

    - Ну, и... чего ждём-то? – воскликнул машинист – Не видите, что ли? Троллею включили. По местам!

   По-разному отнеслись присутствующие к проказе электровозника: кто иронически, а кто и с осуждением покачали головами, но... промолчали. Инженер! Чему-то же учили его в институте. Да и практику преддипломную он тоже проходил. Обязан был знать – и о световых сигналах на расстоянии, и о фарах на электровозе (горят, не горят).
 
   Метрах в ста пятидесяти от места происшествия, в темноте квершлага покачивалась светлая точка от шахтёрского фонаря. Это возвращался проходчик, который ходил включать аварийный выключатель. Так что – «это», всё же, был «урок». Урок, а не издевательство над неопытным специалистом. И был он – воспитательный! Грубовато конечно получилось, но ведь объяснили и... очень даже доходчиво. Запомнится.