Человек зловещий

Евгений Габелев
Человек, это звучит зловеще.


До того, как один великий русский писатель возвестил о гордости, звучащей в слове Человек, оно считалось презренным. Поднятое из грязи на небывалую высоту, звание человека преобразило мышление многих. Поэтому важно исправить допущенную писателем ошибку, и вернуть слово обратно на должное место.


Человек суть существо не просто парадоксальное и противоречивое, но и во многом зловещее. По праву рождения наделенный потенциалом, практически безграничным, он не только выбрасывает свое сокровище на помойку, но и имеет глупость тем гордиться. При этом являя чудеса фантастического самомнения.


Высочайшие порывы духа легко уживаются в нем с лютостью, способной ужаснуть зверей. И если о подвигах и величии человечества он готов слушать часами, то от лика темной стороны своей бежит, сыпля проклятиями. Правда обжигает его страшнее, нежели яростный пламень. И горе тем, кто произнес ее.


Человек, это звучит подло.


Трудно найти существ, более склонных к подчинению и порабощению себе подобных, нежели люди. Так было веками, со времен архаичных племен и древних царств. С тех пор практически ничего не изменилось. Ни в структуре общества, ни в характере межличностных отношений, ни в природе большинства людей.


Любой спор, при пристальном рассмотрении, оборачивается борьбой за власть. Всякое стремление есть стремление властвовать и подчиняться. Любовь и забота о ближнем, высокая философия и изыски эстетики – суть маски власти, исполненные с разной степенью искусности. Без рабского ошейника народ печален.


Что бы чувствовать господина даже в его отсутствии, мы создали богов. И настолько убедили себя в их существовании, что забыли о собственном авторстве. Небесный господин, перед лицом которого можно почувствовать себя ничтожным червем, по сей день почитается среди людей лучшим, что у них есть.


Человек, это звучит глупо.


Не трудно сыскать желающих произносить глупости, и кичиться ими, словно откровением. Во все времена глупцы составляли большинство. Слово «умный» было упреком, в любой миг готовым превратиться в обвинение. Толпа не любит ничего, что превзошло бы ее. Таковы же нравы отдельной личности.


Человек готов смириться с превосходством над собой, за исключением превосходства в уме. Сила и богатство вызывают зависть и стремление унизить. Но ум возбуждает ужас и гнев. Интеллектуал представляется носителем всех мыслимых и немыслимых пороков. Что естественно, поскольку человек глуп.


Из суеверного страха перед умом немногих, общество стремится поставить предел тем, кто силен и талантлив. Запреты облекаются в моральные императивы и этические нормы. Цепи для разума становятся догматами веры и аксиомами здравого смысла. Посягнувшего на них объявляют преступным изгоем.


Человек, это звучит угрожающе.


Для поддержания сил, людям требуется враг. Презренный отступник и злодей, бросивший вызов всему самому святому. Коварный и злонамеренный неприятель, мечтающий разрушить то, что составляет основу нашей привычной жизни. Таковых обычно ищут в собственных соседях и ближайших друзьях.


В отсутствии внешнего врага, человек находит его в себе, и начинает терзать себя, словно стая волков. Что бы избежать самоуничтожения, общество создало культ убийства. Войны тысячи лет считалась добродетелью. Число врагов и их жестокость кажутся очевидным свидетельством нашей правоты.


Век за веком искусство войны возрастало, став источником научно-технического прогресса. Ценой неисчислимых жертв, человек обрел могущество, позволяющее ему положить конец существованию жизни на планете. Однако, это было бы слишком легкой смертью. Люди предпочитают растягивать удовольствие.


Человек, это звучит жестоко.


Извлечение наслаждения из жестокостей и зверств составляет основное содержание человеческой культуры. Корень ее лежит в потребности изображать свершения и муки героев с помощью слова, кисти и резца. Убийство и пытка, раз совершенные, должны воспроизводиться снова и снова, услаждая зрителя.


Зверство ласкает глаз, и приятно возбуждает воображение людей. Самая сладкая же его форма суть безнаказанное и растянутое во времени истязание. Что веками воплощалось в травле не способных к сопротивлению меньшинств, публичных пытках и казнях, а ныне являет себя в фильмах катастроф.


По счастью, любовь к жестокости компенсирует страх. Во всяком случае, именно так обстоят дела у большинства человеческого племени. Этому обстоятельству мы обязаны тем, что не уничтожили себя в безумстве войн. И это же свойство лишает нас способности защищать свою свободу от произвола тиранов.


Человек, это звучит комично.


Бесчисленные исторические коллизии, наряду с экспериментами психологов, показали, как просто теряются честь и воля, достоинство и здравый смысл. Человек легко меняет свободу на иллюзию безопасности и порядка. Любовь и честь на невнятные обещания, которые никогда не будут исполнены.


Легкое изменение внешних условий превращает носителей высокой культуры в стаю хищников, требующих крови. Или в послушное стадо, со слезами умиления славящее своих палачей. При этом стадо мнит себя воплощением духовности, и светом миру, избранным к великой цели. И оно готово затоптать любого.


И лишь немногие, не погасившие огня, способны смеяться над собой. С улыбкой стряхнуть остатки вечного сна, окружившего нас зыбким миражом надуманной реальности. Моет быть, вы один из тех счастливцев. Но скорее всего, я заблуждаюсь на ваш счет. Посмейтесь над собой, и может быть, я вам поверю.