После встречи с генералом Рафаэлем. Глава XXIV

Ве Эм Соколов
XXIV

    Читатель! А ты знаешь что-либо о работе проектировщиков на строительной площадке? Многие не знают. Какой коллектив был в дирекции проектных работ (ДПР), когда я прибыл на строительную площадку Капанда? Тридцать три  человека вместе с тремя переводчиками. Не все были из московского Гидропроекта. Я уже называл инженера-гидромеханика Полякова Бориса Григорьевича - с Украины, инженера-гидротехника Чукобаева Марата Вахабовича - из ташкентского Гидропроекта, инженера-конструктора Мельничук Анну Степановну - из Подмосковья. Инженер-гидротехник Волобуев Владимир Алексеевич - ташкентский Гидропроект. Инженеры-электрики Аполонский Виктор Григорьевич и Аржанников Николай Сергеевич - практики-производственники  из России, из города Иваново. Инженер-геодезист Васильев Алексей Яковлевич - Россия.  Инженер из московского Гидроспецпроекта - Татьяна Тюркина…
 
    Когда я знакомился с Тюркиной, то спросил, не занималась ли она спортом.
 
    – Занималась…– ответила она.

    – Греблей?

    Она удивлённо посмотрела на меня, произнесла:

    – Да-а…
 Не стал я ей говорить, как определил её вид спорта… В детстве с мальчишками всё лето проводил на реке Тверца в городе Калинине. На берегу была база спортивного общества «Спартак». Здесь мы играли в настольный теннис, баскетбол, купались, кто-то стал гребцом… На наших глазах проходили тренировки и соревнования на байдарках, каноэ, по академической гребле… Интересно было всё. Мы наблюдали за спортсменами. В этом обществе было много девушек. Те из них, кто долго и серьёзно занимался спортом, отличались от обыкновенных девушек. Для них были характерными фигура и лицо. Они были скорее мужскими, чем женскими: лицо - грубоватое, фигура - с широкими плечами, как у парней…

    Но вернусь к разговору о коллективе дирекции проектных работ. Примерно половина состава дирекции проектных работ - специалисты из московского Гидропроекта. Некоторых я уже называл… Перечислю других, возможно, повторюсь, кого-то пропущу…  Инженер-электрик Семерикова Елена Владимировна, потом были электрики, в основном женщины из электро-технического отдела, и их руководитель в этот период Литвиненко Александр Владимирович, молодой  инженер-гидромеханик Мартынова Светлана, инженер-гидромеханик Осиюк Александр Иванович, конструктор по зданиям ГЭС и служебно-производственного корпусу Исхакова Лейла Шамильевна, инженер-архитектор Борисов Борис Никифорович, специалист по дорогам и планировочным работам Хворостинина Людмила Фёдоровна, инженер по водоснабжению и канализации Дубейковский Александр Михайлович, инженер-гидролог Русс Владимир Иванович, техник гидролог Куликов Владимир Владимирович, инженер-геолог Буланов Владимир Николаевич, специалист по контрольно-измерительной аппаратуре Платонов Анатолий Васильевич, конструктор по зданию административного корпуса Зорина Татьяна Николаевна, инженер по производству работ по сооружениям нижнего бьефа Серая Наталья Зосимовна…    Потом были изменения состава ДПР. Но кроме относительно постоянного состава в кратковременные командировки на площадку Гидропроектом направлялись на 1 - 3 месяца руководящие работники и специалисты для решения конкретных задач… Жаль, но вернулась в Москву секретарь Антонина Михайловна Громова, вместо неё прибыла новый секретарь Иванова Надежда.

    В феврале всё руководство консорциума Капанда убыло на совещание в Москву. Иванов - тоже… Первый раз я остался  наедине с коллективом дирекции проектных работ. Происшествие случилось почти сразу же после отлёта руководителей. На следующее утро не вышли на работу молодой, недавно прибывший на 3 месяца, электрик Перминов Дима и гидролог, прибывший вчера с гидропоста в верховьях Кванзы. А на дороге от офиса в сторону посёлка бразильцы обнаружили машину наших гидрологов. Она была на обочине дороги, переднее  колёсо её было ободрано, и резина торчала клочьями. Кто-то не справился с управлением, машину на дороге прижало к высокому бордюру, и колесо сжевало. Виновник же скрылся с места …

    Когда через два часа поисков не удалось найти пропавших, я подготовил письмо в адреса всех руководителей Гидропроекта и консорциума о происшествии и попросил секретаря немедленно по электронной почте послать его по адресам. Уже через час письмо было в Москве, все руководители узнали о случившемся. Теперь, после моего доклада, в любом случае эта история не могла остаться без последствий... И это было правильное решение…

    Появился переводчик Горохов, которого я отправлял на поиски пропавших, и предложил мне:

    – Виктор Михайлович! Что я Вам покажу!.. Поедемьте со мной…

    Я вышел вслед за Гороховым, сел в его машину. Через пять минут мы были в посёлке. Горохов повёл меня в один из бараков, в котором была комната наших гидролога и молодого электрика Перминова. Когда Горохов ввёл меня в комнату, я увидел в ней лежащего  на койке гидролога, не буду называть фамилии. Он спал. На столе были бутылки, закуски и всякие отходы от закусок. А в комнате стоял специфический запах. Разговаривать с гидрологом было бесполезно. Вторая кровать была пуста… Мы вышли.

    Горохов сообщил:

    – Виктор Михайлович! Гидролог утверждает, что ключ от машины лежал в тумбочке, а он сам никому ключа не давал. Рулил на машине наш электрик Аполонский. Покатался… Сейчас он отлёживается после ночи у одного из монтажников…
 
     Я сразу представил этого электрика, который был большой любитель выпить, но по-тихому, не заметно… Фамилия у него красивая!  Поначалу путал его с Аржанниковым. Тот был высокого роста, спокойный и уверенный. А Аполонский - чуть ниже среднего роста и с хитринкой на лице. Вот, и допрыгался. Что его потянуло к машине?..  Отправят его домой…

    – А где Перминов Дима?.. Где?..

    – Не знаю… Никто не знает, где он… Никто его не видел…

    На обеде, в столовой ко мне подошёл Горохов и сообщил радостно:

    – Нашёлся Дима!

    – Где он был?

    – В офисе, в своей комнате…  К обеду выставил раму окна, что выходит на балкон в холле, и появился на свет божий… Ночью ему с пьяницами, наверное, стало противно, вот и ушёл погулять на воздух. Дошёл до офиса, а ключа в свою рабочую комнату нет - ключ у Аполонского,  влез через окно и поставил раму на место изнутри. Он и раньше через окно проникал в комнату…

    – Ну, слава Богу! Жив!..

    Но этот случай был мне знаком свыше: с него началась полоса  событий, о которых мне не очень приятно вспоминать.

    Однако буду…