У ПРОПасти в подсОлнухах

Крыленко Владимир
(8 миниатюр и мини-новелл, с подсолнухами связанных)

12 ноября - День "ТЕХНики безопАсности" на УкрАине.
А меня - прямо корОбит от одногО слОва "безопАсность"! -
КакАя может быть "безопАсность",
Кргда ВСЁ в НАШем МИЛом МИРе -
МОЖет быть ВРЕДНым и опАсносым!
ТУТ - качестве примЕра -
я расскажУ про НЕСКолько СТРАШНоватыж СЛУЧаев,
Связанных с подсолнухами.

В 1961-вом или в 1962-ром годУ
УСЕ читАтели тогдАшни -
Очень уж увлеклИся ромАном англичанина СЭЛлинджера
<Над пропастью во ржи>.
Я тож тогда его, - от НЕ-хрень читАть, - прочёл,
Но - НИ-хренЯ в нём дЕльного НЕ нашёл,
Только й запОмнил эпиграф -
Из стишка знаменитого шотландского поэта Роберта БЬЁРНса,
Имя которого запомнил потому,
Что моя пра-РОДина ТАК ЖЕ назывАлась
(Оттуда бабушка моя - Евдокия Николаевна КОЛиш-ГЛОТен
(По МЕТРике - Кулешова-ГЛОТова),
По МУЖу - Крыленко) -
СелО у рекИ ОКИ (в ТУЛЬской губернии)
Под стрАным для славян названием Роб-БЬЁРНс,
а в сокращении - РобьЁ, -
ЕЩЁ с ТЕХ времЁн, когда сюда -
Во II-рои ВЕКе - из СКАНД-ЗЕе -
ПришлИ гермАнски племенА РУСов
И поселИлися у рекИ ОКИ,
И даже от НАТиска хазАр -
ОТТУДа - НЕ ушлИ!

Так вот у знаменитого шотландского поэта Роберта БЬЁРНса -
ФамИлия - навернякА - ТОЖе - из СКАНД-ЗЕе - СКАНДинавии,
Где слОво БЬЁР - означает МЕДВЕДЬ,
А слОво БЬЁРНС - означает МЕДВЕДЕВ,
А слОво БЕР-ЛОге - означает МЕДВЕДЕВо ЛОЖе!
Так вот у знаменитого шотландского поэта Роберта БЬЁРНса -
В одном из стишкОв есть такие словА:
     < Если кто-то звал кого-то -
       Над пропастью во ржи...>.
А в ТЕ временА я жил в горах Тянь-ШАНя в казАрме,
Что во РЖИ - НАД V-образной долИной Кайр-агАч-САй - стоЯла, -
ПосредИ ДИКо-растУщей РЖИ стоЯла,
А средИ Этой высОкой ДИКо-растУщей РЖИ -
В МАе-июне - МАКи ДИКо-растУщие огрОмные пламенЕли
И василькИ - ТОЖе ДИКо-растУщие огрОмные - синЕли!
А ЗИМОЮ, когда ни ОЖИ, НИ МАКов, НИ василькОв - уж НЕ было, -
СнегА глубОкие, КАК в СКАЗКе, - белЕли, голубЕли,
Под СОЛНЦем Ярким и ДАЖе зимОю - ЖГУЧим, -
ПламенЕли, а ВЕЧерои - алЕли!

       Но НИкто-то НИкого - НЕ звал ТУТ -
       Над пропастью во ржи!

А МНЕ - и ТОГДА - БОЛЬШ ПОЛу-ВЕКа назАд -
ВспоминАлмсь иногдА -
СЛУЧаи - ЖУТКие ДЛЯ МЕНЯ.
Но СЛУЧаи ЖУТКие -
Но НЕ <Над пропастью во ржи>,
А у прОпасти - в подсолнухах!


     Миниатюра № 1
И ПЕРВый СЛУЧаи ЖУТКий - УЖЕ ТОГДА -
БОЛЬШ ПОЛу-ВЕКа назАд -
ЖУТКо ДАВНий - ДВАДЦать ЛЕТ назАд -
ГОД 1942-рой -
Август или же сентябрь, -
я, да и такИ, как я, -
ТогдА в Этом ещё МАЛо ЧЁ понимАли! -
Но ДНИ ещё тёплые стоЯли
И НЕМЦы у НАС уже больше МЕСяца <стоЯли>,
И МЫ - вдвоЁм с моей МАМою в подсолнухах стоИм,
Но МЫ ЕЩЁ НЕ ЗНАем, что у пропасти в подсолнухах стоИм!
МАМа мря - уж партизАнка СТАРа, -
Уж в 1918-том - с НЕМЦаим воевАла  -
ВМЕСте с БРАТом и своякОм -
РазбИли МЕСТНый НЕМЦев гарнизОн -
В городе КАДиевка -
БОЛее СОТНи человек!
А счас - МЫ вдвоЁм -
Вподсолнухах стоИм
подсолнушки клюЁм,
ЛузгУ под нОги плюЁм.
ТИХо вокруг,
Но слЫшим - ГУЛ, РОКот, ГРОХот нарастАет вдруг, -
С востОка - от станции ОрлОвка. -
А ЖУТКий ГРОХот оглушАет, -
К НАМ - ЖУТКо бЫстро приближАясь. -
НАда б бежАть,
Да куда бежАть, -
НЕ ЗНАеи -
ВысОкие подсолнухи ВИД закрывАют!
И МЫ, оцепенЕв, - КАК вкОпаны -
У пропасти -
В Этих прОклятых подсолнухах стоИм!
И ТУТ - впритИрочку -
Прям ВОЗЛе НАС -
ИХни - немЕцки ТАНКи -
ГуськОм - одИн за другИм -
ЧЕРез подсолнухи Этих прОкляты МЧАТ, -
В СТОРону дорОги на ЛугАнск МЧАТ!

"- ТУТ МИН нэМА! -
говорИт мне МАТЬ -
   Ось вонЫ сюдЫ и МЧАТЬ! -
СОНяшныкы дАвлэни тэпЭр бУдэмо збырАть!" -

БедА ж - лишь в ДВУХ шагАХ от НАС,
Но, всё-же, - МИМо пронеслАсь!
А МАТЬ - от УЖаса - ЕЩЁ тряслАсь
И ДОЛго ещё БУДет Этот УЖас вспоминАть... -
Чтоб Это ПОЛностью понЯть, -
НАДо самИм - в ТАКОе положЕние попАсть-побывАть!


         Миниатюра № 2
А мне, но ужЕ - самомУ - одномУ -
довелОсь ЕЩЁ РАЗ -
В ТАКОМ положЕнии побывАть! -
РОВНо ПОЛ-ВЕКа спустЯ -

Осенью РАНнею и ТЁПЛою ещЁ -
1992-рОго ТОГО - роковОго, -
ТОГО 1992-РОго -
ЖУТЬ печАльного.
Я уж тогдА - доцЕнтом был, -
я в АкадЕмии ужЕ-ещЁ служИл, -
Доцентом АкадЕмии строИтельства-архитектУры был, -
С рабОчею нагрУзкой ЖУТКой -
ТОЛЬКо ЧИСТо учЕбною нагрУзкою -
А 1500 = ТЫСяча пятьсОт часов за ГОД!
А когда я был студЕнтои, -
У тогдАшнегО доцЕнта -
НагрУзка былА в ПЯТЬ РАЗ МЕНЬШе,
А публикАций наУчных и учебных -
На порЯдок - в ДЕСЯТЬ РАЗ поМЕНЬШе!
НО доцент ТОГДА ДЕНЕГ получАл -
МинИстра СОЮЗного НЕ МЕНЬШе!
А ЗА МОЮ - Эту нагрУзку ЖУТКу -
Я и ЗАР-ПЛАТу имЕл ЖУТКу -
УкрАински купОны -
За одно-МЕСячну ЗАР-ПЛАТу -
МОЖНо пришИть однУ заплАтку,
Я ж - МОГ купИть кусОк колбАски -
285 (двести восемьдесят пять!) -
ГРАММов (а НЕ кило-ГРАММов!) -
КолбасЫ <Брауншвейгской> -
ТогдА - Очень знаменИтой -
ЕЩЁ-бы! -
На прилАвках ВСЕГДА ЕСТЬ, -
А ТЫ - попрОбуй ЕЁ СЪЕСТЬ, -
НЕ ТО, ЧТО в прО-голОдном прЕ-голОдном СССР! -
Но я же ведь - НЕ ЧеловЕк, -
А прожОра-обжОра, -
МНЕ-ЖАДине - Этого ж на МЕСяц МАЛо, -
Я же ВСЁ в МИРе МОЖу СЪЕСТЬ,
Да ТУТ ещё моИх детИшек ШЕСТЬ -
ТОЖе БезМЕРно МОГут СЪЕСТЬ! -
Вот и пришлОся мне -
НЕ ГРАБить-воровАть,
ПенсиогНров за несчАстну ТРЁШКу убивАть
(Моё зрение плохОе -
НЕ моглО мне Эту РОСКошь позволЯть!),
А КАК-то инАче - купОны ДРАНы добывАть.
Вот ТАК и занеслА иенЯ,
Как говорЯт, "нелЁгкая",
ПоджАв и ХВОСТ,
ПоджАв живОт, -
На ЯсинОвский МАШ-завОд.
Где в ЖУТЬ застОйны-непристОйны -
ПРоклЯты ТЕ 1970-80-ты, -
ВМЕСТо полОженных по плану -
ОбрАтно в ШАХТУ - порОду-заклАдочных комбАйнов, -
ДЕлали вагОны для МАТРО города ПРАГа,
Но ЗЛАТу ПРАГу -
Уж ГРОБачЁвы СДАЛи ВРАГу, -
За ПРОСТо ТАК - задАром,
А у НАС - ПУСТо - катИ ШАРом, -
ЗавОды уж стоЯли
И НИЧЕГО НЕ выпускАли,
РабОчи ДЕНег - даж купОнов -
Уж - НЕ получАли -
ГРОБИтели-ГРАБИтели - уСЁ СЕБЕ забрАли!

И мне - несОлоно хлебАвши-неебАвши,
ПришлОся мне - с завОд "уебАть", -
НЕ уезжАть, -
В инЫх местАх рабОт искАть...

А ныне вот - из Стихи.ру -
ВЫПерли совсем меня -
ТОЖе придЁтся мне -
В инЫх местАх - местА искАть,
КудА б МОЖНо былО-б -
Вот Эти Опусы "кидАть"...

И мне - несОлоно хлебАвши-неебАвши,
ПришлОся мне - с завОд "уебАть", -
НЕ уезжАть, -
До концА СМЕНы ж ДОЛГо ждАть!
И мне вахтЁрша проходнОй -
предложИла ВЫХод неплохОй:
"- А ты пидЫ, -
Та НИ! - НЭ до ****Ы
(А я б - Именно до ****Ы б, -
НепрОчь, -
Хоть на ГОД,
Или ж, хотЯ-б - на НОЧЬ!), -
А ты пидЫ - ОСЬ тудЫ, -
ПРЯМ ЧЕРэз соняшныкЫ пидЫ, -
До ШЛЯХУ на ГОРЛивку, СкотовАту,
А ТАМ тэбЭ ужЭ й пидхвАтять,
А ТАМ ты вжЭ й пидъйИдэщ на попУтци!
Та ще й СОНяшныкив поклюЕш-поплюЕш!
А мОжэ й диточкАм - за пазухою набэрЭш!"

А я ЕЁ - ЧМОКнул в ГУБКи АЛые, -
ЖАЛь, - НЕ в МАЛые,
Но я ж ТОГДА, - окрОмь женЫ, -
ЖЕНщин ЕЩЁ - НЕ <поЗНАЛ>, -
Как подойтИ к НИМ - НЕ ЗНАЛ!

И я, несОлоно хлебАв,
Я с завОда напрямИк -
По СОЛНЦу почвалЯл, -
ПРЯМ ЧЕРэз ТЕ СОНяшныкы "уебАл".
А СОНяшныкы-подсолнухи -
были высоки и густы,
ШЛЯПКи - ТяжЁлые, большИ,
И БОЛЬНо БИЛи по мне -
по бокАм, по спинЕ,
ПонИже спинЫ,
И НЕ давАли ХОДу мне,
И НЕ давАли мне -
БыстрЕй идтИ -
До ШЛЯХу большого, до путИ.,

И, когдА я был уж от завОда далекО,
Я вспОмнил ТО,
ЧТО сохранИлось в ПАМяти -
И Очень глубокО, -
я вдруг услЫшал ГУЛ, РОКот, ГРОХот нарастАет, -
И на меня - неумолИмо надвигАет!
КудА бежАть? - НЕ ЗНАю!
Да й КАК ТУТ - в подсолнухах - бежАть?
И я СТАЛ - СТОя -
СудьбЫ моЕй - решЕнья ждать!
А ЖУТКий ГРОХот оглушАет, -
Ко мне - ЖУТЬ бЫстро приближАясь. -
НАда бы, всё-ж, - бежАть,
Да куда бежАть, -
НЕ ЗНАю -
 ВысОкие подсолнухи ВИД закрывАют!
И я, оцепенЕв, - КАК И ТОГДА, -
КАК вкОпанны пенЁк -
У пропасти -
В Этих - впрямь - прОклятых подсолнухах стоЮ!
И ТУТ - впритИрочку -
Прям ВОЗЛе менЯ
И ГАРЬю ВЫХЛопов обдАв, -
ТрещА, гремЯ, -
ПронОсится МИМо менЯ -
УбОрочный комбАйн!
Подсолнухи Эти прОклятые - ломАя, МНА! -

Как я уж ПОЗЖе узнАл, -
ТакИм вот Образом -
Пре-МНОГо ЛЮДу погибАет! -
И ТЕ, КТО вручнУю -
Эти - впрямь - прОкляты подсолнухи,
Иль кукурУзу убирАет!
Или же в Этих - впрямь - прОклятых подсолнух,
Или же в кукурУзе -
Во тиШИ, во тенЁчке -
Спит, отдыхАет,
ВОДКу пьёт, иль БАБ ебАет, -
ТОЖе ТАК ЖУТКо погибАет!

НАМ уж ВСЕ УШи прожужжАли,
Что, мол, шахтЁров МНОГо в шахтах погибАет!
А Если бы оНЕ полУчше посчитАли,
То узнАли-б,
Что беззабОтных сельчАн -
На ЛОНе ПРИРОДы -
ГорАздо бОльше погибАет!
 

       Миниатюра № 3
Я ВАМ рассказал про зрЕлые подсолнухи, что в ПОЛе.
Я ВОТ ВАМ - и про зрЕлые подсолнухи, -
НЕ в ПОЛе, - ужЕ ДОМа, -
Про СЕМечко - ВСЕГО однО!

КалИнченко РАя (РаИса) СемЁновна -
моя двАжды троюродная сестрИчка, -
рожденА в 1923-м годУ,
а умерла ужЕ в 1924-том -
ЧУТЬ СТАРШе ГОДа -
От СЕМечки - ВСЕГО однОй!
от отЁка лёгких -
вдохнула в себЯ семечко,
котОрое во РТУ держАла -
по полу пОлзала
и Это СЕМечко -
с ПОЛа поднЯла.
А ЕЁ Мама в Это время -
работала на швейной машине <ЗИнгер>.
А РАя - на табурЕтку залЕзла
И РУЧКу к машинке протянУла,
а машине МАМа крикнула ей,
чтоб не лЕзла под иглУ, НЕ мешАла,
РАя от испУга -
в себЯ Это сЕмечко и вдохнУла! -
И НАСМерть - от отЁка лёгких - задохнУлась...


     Миниатюра № 4
А вот - про случай в ПОЛе -
У всхОдов - подсолнуха и кукурУзы.
Да не с девчУшкой годовАлой,
А с ВасИлием Иванычем КирьЯном -
СолдАтом-танкИстом бывАлым,
Что в боЯх прошёл - от СталингрАда -
И дошЁл - до Харькова, до Курска, до БерлИна,
А потОм - до САМого ХарбИна, -
НЕ тишкОм, - в атАке огневОй -
Три КирьЯна - три весёгых брАта -
Экипаж машИны броневОй -
Экипаж машИны боевой!

И вот ВасИлий Иванович КирьЯн -
ОН у НАС трАкторИстом был -
в совхОзе <НОВый ДонбАсс> возле городкА СНЕЖНый.
ПогИб в 1947-мом,
Даже семьИ-детЕй НЕ создАв! -
Но РОД СВОЙ съумЕл ЧУДом продОлжить!
В пАмятном МНЕ МАе 1947-го
РабОтал ОН в ПОЛе -
У ручейкА ОльхОвчик -
ПрицепнЫм культивАтором проходИл по-меж рядАми всхОдов -
Подсолнуха и кукурУзы.
ВСЁ у НЕГО в порЯдке бЫло,
Но вдруг СЕРДце у НЕГО занЫло,
А в культивАторе что-то забарахлИло.
ОН вЫшел из кабИны трАктора,
А в пОле вслед за ЕГО трАктором -
ЖЕНщины, девушки тЯпками вчистУю полОли -
Не Очень, но, всё-же, гоЛОДНые,
Не Очень (поЭтому) ЛАДНые,
Но НА <Это> - жУтко <гоЛОДНые>,
Но НА <Это> - жУтко <ЖАДНые>!

А ВасИлий Иванович (ТАК ЕГО ВСЕ у НАС звАли -
В ЕГО непОлных 25 -
За ЧапАевски усЫ густЫ!) -
ВедЁрок пАру взял
И ко вдОвушке-молодУхе (уже двОе дЕток в 22!) -
ПетрОвне ПросянЭць пристАл:
"- КончАй полОть,
   ПощлИ МНЕ по-дЕлу помОчь!"
И пощлИ ОНЕ в БАЛКу ручейкА ОльхОвчик -
<ДЕлу помОчь>.
А в БАЛКе ручейкА ОльхОвчик -
ДубЫ ТРЁХ-обхвАтны-ТЫще-лЕтни,
ЦвеТОчки рАзны -
И леснЫе, и полевЫе,
СоловьИ заливАются-поют,
КукУшечки кукУют,
ТРАВка-муРАВка свЕжая -
ТАК и МАНит - в объЯтиях прилЕчь!
ПрАвда, мошкарЫ мЕлкой - ГНУСа - полно
(На мошкарУ урожАен был ТОТ печАльный ГОЛодом ГОД!) -
ТАК и ЛЕЗет ТУЧею ТУЧною -
НЕ только в РОТ-НОС,
А и под ЮБКу - в <ЗАД>-<ПеРЁД>!

А СЕРДце у ВасИлия Ивановича -
Как занЫло, ТАК и НЕ прохОдит -
И ещё сильНЕе НОет!
А ВасИль Иванович об Этом ПетрОвне бАет
И ПетрОвну - прЯмо умолЯет:
"- Ну, мИлая, ТЫ ж из ВСЕХ БАБ -
САМая МНЕ пригОжая! -
Ну впустИ, всё-же, менЯ!" -
И глАдит ЕЁ худошАвы плЕчики,
УСОХшую от недоЕда и дЕточек ГРУдочку...

И ПетрОвна мИлая-дОбрая - НЕ устоЯла - поддалАсь
И СРАЗу же - зачалА!
А через пол-часА ОНИ вернУлися на ПОЛе,
Где БАБы ЗЛОбно уже на НЕЁ глядЕли
И наСЧЁТ <Этого> дрУжно галдЕли.
А ПетрОвна мИлая-дОбрая -
МОЛЧа плАкала, гУбки кусАла
Да полОть продолжАла.

НапАрник (одно-РУК - НЕПАрник!) ВасИль ИвАныча -
В тенЁчке трАктора спал.
А САМ ВасИль ИВАныч -
ТрАктор завЁл -
А в культивАторе что-то барахлИло
И ВАНечка к немУ наклонИлся,
А от волнЕнья
И от ТАКОГО ЧУДа при совокуплЕньи, -
ВАНя ремЕнь в прЯжки-пЕтли НЕ запрАвил
И ЕГО ремЕнь зацепИло, потащИло в дИски культивАтора,
ВАНя рукАми упирАлся -
И РУКи тудА же затащИло и размЯло!
А ВСЕ вокрУг - от Ужвса кричАли,
А у НЕГО у ЕЩЁ живОго -
И кишки из животА -
ТудА уж намотАло
И СЕРДце ВАНи - НЫТЬ ТУТ перестАло... -
ЗНАТЬ - ОНО ЧУяло БЕДУ зарАнее -
И ВАНею насчЁт продлЕния ЕГО РОДа - покомАндовало!

И через полОженные 285 дней -
Под 8-мое МАРТа 1948-го -
ПетрОвна мИлая-дОбрая СЫНа родилА
И ЕГО ВИТенькою назвалА:
ВИКтор ВасИльевич ПросянЭць,
А НЕ КирьЯн!
 

     Миниатюра № 5
А Этот случай произошёл на огорОде -
СредИ стеблей-стволОв убранного урожАя подсолнуха.

ДорОдная МАМа (ЭЛИЗа КОЦур)
Работала на своЁм участке-огорОде -
с премИлой дочечкой ЗОенькой своей.
Был сентябрь 1950-тый,
ТеплО и СОЛНышко пеклО.
И ЗОя 4-ЛЕТНяя - была -
Лишь в ЛЁГком плАтьице -
без трУсиков
И дАже без чцлкОв.
ЛИЗа ЗОеньку к себЕ позвАла:
"- БегИ сюдА скорЕй!"
И ЗОенька - скорЕй к НЕЙ побежАла -
СредИ и МЕЖДу подсолнуха - стволОв-стеблей -
От свЕже-убранного урожАя. -
БЫСТРо, на-ГРЕХ, ЗОя бежАла
И на-бегУ, на-бедУ, -
На Острый облОманный ствол-стебел -
НаткнУлась-набежАла,
Да как-рАз - ПИПонькой попАла
М Эта Острая твЁрдая стволИна -
ВовнУтрь ЕЙ застЯла.
МАТЬ на ВОПЛЬ БОЛи подбежАла,
ЗОеньку с колА снЯла,
ОттУда КРОВЬ хлЫнула
И ЗОенька МИЛая любИмая моя
(ОНА ж в 1947-48-мом -
У НАС ДОМа жилА!) -
ЕЩЁ ДО больницы - скончАлась...


     Миниатюра № 6
И Этот случай - тож произошёл на ПОЛе -
СредИ стеблей-стволОв убранного урожАя подсолнуха,
Но не Осенью, а зимОю 1948-го, -
У селА ПАВЛовка-ЛозовАя -
БылОва ЦЕНТРа НАШего волостнОго,
ГДЕ  моя МАТЬ часто бывАла,
ГДЕ ТЁТя моя ПелагЕя -
С МУЖем и шестьЮ ДЕТЬми проживАла.

ПОСЛе урОков в школе -
Две девочки - ТОНя и Аня -
ДомОй возвращАлись,
ПИСять захотЕли,
ТОНя у ТРОПКи присЕла,
А Аня - постеснЯлась -
В подсолнухи побежАла
И вдруг - из ВИДу ТОНи пропАла.
Тут ТОНя встАла,
ТОЖе в подсолнухи - по следу Ани -
По СНЕГУ побежАла.
А ТАМ - посредИ стеблей подсолнухов -
ВорОнка заснЕженная оказАлась,
А в НЕЙ - тёмная дырА зиЯла, -
Где Аня в ШАХТу - ДАВНО забрОшенную -
Сквозь СНЕГ - пропАлИлася и пропАла.
ТОНя пришла домОй,
Но НикомУ - об Этом НЕ сказАла - побоЯлась.
А ВЕЧером, когда уже потемнЕло,
А Ани НЕТ,
ТОНю - "прижАли" -
И обо ВСЁМ сказАла.
А ТУТ - на ГоловИновских рудниках былЫх, -
Ещё й шахтЁры жилИ.
И одИн парень-горно-спасАтель,
По лестнице верЁвочной спустИлся в ТОТ шурф-шахту,
Поднял Аню. -
ОНА былА ещё живАя,
Но в больнице -скончАлась...


     Миниатюра № 7
А смерть пол-ВЕКа была рядом,
А на НЕЁ - внимАния - НЕ обращали!

В июле 1955-го во время моих первых каникул -
я с Верой и Юрой Бахтиными
(мои двоюродны - сестра 15 лет
и брат 14 лет) -
на прогулку по БугрУ пошли -
в сторону станции Орловка
(1,5 км по Бугру на восток от нашей Хаты).
Не доходя метров 400 до станции,
мы спустились с Бугра на север - в долИну
и тут посреди почему-то незасАженного нЫне -
ПОЛя прошлогОднего подсолнуха-стеблей
(и голая - без травЫ земля),
в пол-СОТне метров от небольшого плоского отвала породы,
и в 150-200м от нашей школы НСШ №37,
мы увидели открытый,
ничем не ограждённый и не обозначенный тёмный шурф.
Через него поперёк лежалм 2 балки шириной 20 см.
Меня что-то потянуло-принудИло
и я зашёл по балке на средИну Этого ЖУТКого провАла,
этой жуткой дырЫ -
и глянул вниз -
там только темнота.
Потом позже я узнал,
что много людЕй упАли в СЕЙ провАл,
Но, всё-ж, НИКТО его - НЕ закрывАл
(я ТУТ подрОбностей пре-жутких -
приводИть НЕ СТАЛ -
о НИХ расскАзывАть уСТАЛ!)...

     Миниатюра № 8
В июле 2008 я утром приехал автобусом №34
("Будённовка-Моспино") до остановки "Спартак",
прошёл 400м на север (в сторону моего участка №275)
вдоль лесо-полосы,
там свернул направо и пошёл на восток -
вдоль южной стороны лесополосы -
к террикону не так давно ещё работавшей шахты.
Абрикосок-Ягод не было
и я метров через 400 решил вернуться назад.
Но идти по высокому густому бурьяну было плохо
и я пошёл от дерЕв лесополосы -
в сторону - к полю подсолнуха.
И тут, метрах в 10 от лесополосы -
мои палки (после машиной давки!),
а вслед за ними и я - провалились в пустоту.
И я полетел вниз и ударился правым плечом и грудью -
о ЧТО-то твёрдое.
Очухавшись, я понял, что упал в яму 2,5х2,5м в плане
и не мЕнее 3м в глубину.
Стенки ямы нависали над подкопами.
Глинистый грунт стен сухой и твёрдый,
абсолютно не поддавался моим попыткам -
процарапать ступеньки.
И я пожалел, что вынул из кармана рюкзака и оставил дома нож -
им бы я быстро смог процарапать ступеньки
и вылезти из Ямы-ловУшки.
Мне удалось отколоть от стенки столб грунта,
он упал на дно, я собрал куски глины,
сложил их стопкой
и, упираясь руками в стенки угла,
стал на эту "стопку",
стоЯ на ней, - отжался руками, -
колЕном опёрся на выступ,
ещё отжался и руками ухватился за крепкие стебли полыни,
осторожно подтянулся,
перехватился руками за новые стебли полыни,
лёг животом на край ямы
и отполз дальше.
А мои палки висели петлями на моих руках.
Я стал на ноги и в 1 метре от КРАя Ямы -
не СМОГ увидеть ЕЁ -
за густым плотным бурьяном.
Осторожно, прощупывая палками бурьян,
я выбрался на поле подсолнуха
и тут уже спокойно пошёл к дороге на мой садОвый участок.
     Крыленко Владимир  11 ноября 2012