Введение.
Пока человечество находится в ожидании Судного дня, полезно вспомнить, что когда-то его предрекал и один из христианских евангелистов.
Откровение Иоанна предсказывало скорую гибель «грешного мира», и наступление справедливого. Эмоциональный накал произведения оказал и оказывает на массы беспримерное влияние. С него началась активная христианизация Европы
Но до этого произошла катастрофа, разрушавшая все человеческие представления о добре и зле. Апокалипсис наступил и продолжался во времена Иоанна, и он в нем жил и творил. Вот главный вывод .
Мы пойдем по следам этой катастрофы, ознакомимся с ее географией и реальными участниками Откровения. Считается , что оно появилось около 70-го года н.э. в ответ на репрессии христиан. Также известно, что в это время был зверски убит апостол Варфоломей, с которым Иоанна связывала дружба и общее дело. Поэтому реакция Богослова на мученическую смерть товарища естественна и своевременная. Откровение пылает гневом и проклятием врагам и предателям, и взывает к отмщению
Варфоломей упомянут в Евангелии , как один из свидетелей вознесения Христа. Он был в числе апостолов , которым явился Христос после воскрешения. Православная энциклопедия дает его полное арамейское имя - Натанаэль бар Толами. Допускается, что он одно лицо с апостолом Нафанаилом. Есть несколько значений его имени. В переводе с арамейского он звучит, как сын Толмея, Птолемея на греческом . Однако, по мнению Новгородова Вар в начале имени может указывать и на столицу гуннов. Эта версия имеет продолжение в армянской апостольской церкви. Она называет Варфоломея Барду-гимеосом, где гимеос, означая принадлежность, придает имени нарицательное значение - Бардинец, человек из Барды. А этот город был столицей Кавказкой Албании, которая официально считается местом деятельности апостола. Возможно там его принимали как Бейрда , учителя. В таком случае, он и должен был пострадать первым ,и не только за христианскую религию.
Объект.
Это раскопанный фундамент бывшей часовни святого Варфоломея. В 1936-ом году ее разрушили и забросали песком, а чтобы стереть память о ней , сверху провели еще и асфальтом.
В истории православной церкви это место известное. Часовня была построена в начале 19-ого века вплотную к Девичьей Башне на месте обветшалого албанского храма. На стене у ее входа была прибита памятная доска со словами:» На сем месте за Христа пролил свою кровь один из 12-ти учеников Христовых - святой апостол Варфоломей».
Монах Дмитрий Ростовский писал:» Он совершал многочисленные чудеса и знамения, исцеляя больных и изгоняя нечистых духов из одержимых ими , и множество людей обратил ко Христу»
Древний храм , в котором выступал с проповедями Варфоломей , являлся домом Азера. По словам энциклопедиста Менли Холла , так назывались молитвенные места германских племен в пору их нахождения на Кавказе. Они воздвигались ими и после исхода в Европу, считал историк Роберт Маккой . Ежегодно здесь проводились мистерии воскрешающего бога , и во многом они походили на христианские. Одеяние жрецов, начиная от диадемы и кончая пастушьим посохом, знаки креста у языческой Мадонны, пасхальные яства, и даже флагелланство, запрещенное римским папой только в 11-ом веке, были не менее красочным и зрелищным .Единственное отличие между ними - это ритуал жертвоприношения. На территории дворца Ширваншахов , находящегося вблизи , остатки системы желобов и соединяющихся каналов для оттока крови на скале все еще видны.
Во время одной из мистерий , среди многочисленных паломников , и был схвачен Варфоломей , по утверждению Ростовского, братом армянского царя, Астиагом . Однако в латинской версии «мученичества апостола Варфоломея»,которая приписывается Псевдо-Авдию, говорится об Астиаге , как ,собственно, армянском царе. Это имя греческого произношения авестийского дракона Ажи-Дахака. Интересно, что древние германцы дали захватчику с озера Ван более конкретное прозвище – Эрмун-хенд, армянский охотник-убийца. Отголосок ожесточенной войны Ванов с Асами в скандинавских легендах получало название судного дня. Тогда были разрушены многие храмы Азера и уничтожены многочисленные города и деревни Азербайджана.
Судя по всему, набег варваров был инициирован противоборствующими жреческими кланами, центры которых компактно располагались на Апшероне. Варфоломей пал жертвой их интриг, переросших в открытое противостояние, и закончившихся религиозным геноцидом. Здесь его пытали и издевались над ним, но впереди его ожидало новое испытание на горе мучеников.
В завершении можно добавить, что каждый год , утром 24-го июня , на фундаменте бывшей часовне в память апостола - покровителя Бакинской православной епархии совершается молебен. Акафистное пение во время его потрясает.