Математические конструкции в мифологии IV

Никита Ломоносов
IV

Подобные мысли занимали нас давно, однако особый смысл они получили при внешнем подтверждении. Оказалось, что и в этом мы не оригинальны.

Интересное соотношение мифологии и науки видно из мыслей немецкого ученого, философа, математика и церковно-политического деятеля XV века Николая Кузанского. По отношению к этой проблеме он считал, что математика «лучше всего помогает нам в понимании разнообразных Божественных истин».

В данном случае, как мы говорили, под «божественными истинами» мы понимаем мифологию. Именно поэтому подобное положение заинтересовало нас с точки зрения методов исследования.

Каким образом математика, основа всех наук, может иметь отношение к мифологии религии?

Именно вопроса соотношения мифологии и математики, иными словами религии и науки, мы коротко хотели коснуться в данном исследовании.

Бог, или Творец, представлялся Николаем Кузанским как «форма всех форм», о нем ученый говорил: «Бог во всём и всё в Боге». Мир представлялся немецкому мыслителю как «развёртывание» Бога. Николай Кузанский пытался найти новое соотношение Божественной сущности и природы, а также определить место человека в этом соотношении.

Приведем подходящие для наших целей слова Николая Кузанского:

«Видимое поистине есть образ невидимого», и Творца «можно увидеть по творению как бы в зеркале и подобии».

Также автор говорит: «разыскание ведется все-таки исходя из подобий, нужно, чтобы в том образе, отталкиваясь от которого мы переносимся к неизвестному, не было по крайней мере ничего двусмысленного; ведь путь к неизвестному может идти только через заранее и несомненно известное. Но все чувственное пребывает в какой-то постоянной шаткости ввиду изобилия в нем материальной возможности. Самыми надежными и самыми для нас несомненными оказываются поэтому сущности более абстрактные, в которых мы отвлекаемся от чувственных вещей, — сущности, которые и не совсем лишены материальных опор, без чего их было бы нельзя вообразить, и не совсем подвержены текучей возможности. Таковы математические предметы».

«Поэтому, если приступить к Божественному нам дано только через символы, то всего удобнее воспользоваться математическими знаками из-за их непреходящей достоверности».

Таким образом, достоверность математических образов гарантирует истинность познания в обход психической неуверенности.

                Продолжение следует ...