Иоанн Златоуст. 001 - О Страхе

Сергей Горцев 2
Предисловие.


Мне очень близки труды Святителя Иоанна Златоуста.

Иоанн Златоуст - архиепископ Константинополя, выдающийся оратор жил на рубеже 4 и 5 веков и стал знаменитым своими разъяснениями основных положений и смысла христианской Веры.
 Я  решил опубликовать  отрывки, мысли Златоуста, то, что производит (на меня ) сильное впечатление. Очень сильное впечатление. То, что наиболее будоражит ум и воображение, отзывается внутри. Почти по первоисточнику.
Будет ли  это так же действовать на других? Не знаю. Не уверен. Но надеюсь. Именно поэтому открыл на Прозе ещё одну свою страницу.
 Хочу  предупредить, что это чтение потребует определённых усилий. Возможно, оно изменит какие-то устоявшиеся представления и взгляды. Возможно, возникнут сомнения и даже отторжение.  Это нормально. Попробуйте перечитать через пару лет… Потом ещё лет через пять…

И последнее. Всё, что связано с появлением книг Златоуста в сфере моего интереса и внимания,  сопровождалось чередой совпадений и неожиданных событий в моей жизни. Это навело на навязчивую мысль о необходимости поделиться своими открытиями.

 Ещё раз напомню, что всё это написано Златоустом  на рубеже 4 и 5 веков.




Беседа первая.



                О СТРАХЕ  БОЖИЕМ.

… Что ужаснее геены?  Но нет ничего полезнее страха её.
 
Где страх, там нет зависти; где страх, там не мучит сребролюбие; где страх, там погашен гнев, усмирена злая похоть,  искорена безумная страсть. И не эту одну пользу получаем мы от страха, но и другую, гораздо  большую этой: он не только отгоняет от нас страсти, но и вводит добродетель.
 
Где страх, там забота о милостыне, и усердие в молитве, и слёзы тёплые и непрерывные…  Потому кто не живёт в страхе, тому невозможно быть добродетельным, как и невозможно грешить.

Страх есть не что иное, как стена, ограда. А нам и нужно великое ограждение, потому что отовсюду множество засад. Как сказал премудрый,  «знай, что ты ПОСРЕДИ СЕТЕЙ  идёшь и по зубцам городских стен проходишь» (Сир.9,18)

       Величайшая сеть – красота женская, а , вернее, сладострастный взгляд. Мы осуждаем не вещи, а себя и свою беспечность.
 Мы не говорим: не будь женщин, но говорим:  не будь блудодеяния;
 не говорим: не будь красоты, но: не будь прелюбодеяния;
 не говорим: не будь чрева, но говорим:  да не будет пресыщения, - потому что не чрево рождает пресыщение, а наша беспечность.

   Сколько говорят: вот если бы не было бедности! Заградим уста тех, которые так ропщут.  Потому что говорить это – богохульство.  Скажем им – да не будет малодушия! А бедность вносит бесчисленные блага в нашу жизнь. Без бедности и богатство бесполезно. Бедность и богатство суть оружия, оба приведут к добродетели, если мы того захотим. Ты богат? Покажи великое милосердие. Стал беден? – Покажи великое терпение и благодушие.

Малодушному и богатство не может принести  пользы, великодушному и бедность никогда не повредит.

Мы будем совершенно безопасны, если станем избегать не только грехов, но и того, что хоть и кажется безразличным, однако ж бывает для нас шагом к греху.

Так желание веселиться не представляется явным грехом, но порождает нам много зол: пьянство, неистовство, любостяжание, хищничество.

Человек роскошный и много тратящий ради чрева вынужден много работать, а часто и красть чужое, и захватывать более, и делать насилия.

Пребывание на зрелищах порождает любодеяние, невоздержность и всякое бесстыдство;  любовь к игре часто бывает причиной злословия, убытков, гнева, брани и более тяжких зол.

      Большая сеть – необузданность языка. Ей нужна и великая узда. Поэтому сказано:
« …ты  опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих» (Притч. 6. 2)

 





Слушать - http://www.youtube.com/watch?v=_KL-wvqWaEU&feature=g-vrec

         Leech - Endymion 





ноябрь 2012