Алкоголизм в СССР. 3

Александр Самоваров
Вот это было главное – найти деньги на пойло. Жизнь, как существование от одной  бутылки до другой. Мысли, желания и устремления, которые вертятся только вокруг этого – выпить. Все радости связаны только с алкоголем, без участия алкоголя – уже ничего не в радость. И в итоге, вместо жизни  - суррогат ее.

Власть прекрасно понимала, что к чему. Писали, как в КГБ интересовались писателем Веничкой Ерофеевым. Спрашивали – пьет? Пьет – отвечали. Тогда все нормально. Какая уж тут антисоветская деятельность, если человек пьет.

Первый свой стакан водки я выпил на выпускном вечере в десятом классе. Зачем? Хороший вопрос, мне это было не нужно. Но кругом все пили. Эта была установка в обществе – пить спиртное. Потому что так надо. В пивнушку я попал первый раз уже на первом курсе института  за компанию с ребятами, я не понимал вкуса пива, не понимал – на  хрена мне его пить? А ребята говорили, что пиво вкусное. Но не лезет оно мне. Тогда ребята стали мне советовать посолить пиво, я стал солить, но лучше оно не становилось. Ребята спросили – как мне? Я сказал, что не вкусно. Теперь я его, наверное, пересолил. Они ржали минут десять.

Но на самом деле ни один алкогольный напиток не принимается здоровым организмом. На вкус и на запах для человека (и животного тоже) отвратительно все - и лучшее вино, и лучший коньяк, и лучшее виски. Про водку не говорю. И нужно время, нужны усилия, нужно вливать и впихивать в себя, терпеть, вот тогда постепенно начнет нравиться и такое пойло.

Алкоголь – вовсе не неизбежность в жизни человеческого общества, а случайность. Но об этом позже. Сначала о тех людях, которые превратились в ничто благодаря алкоголю.

Валентин и Валентина

«Был король как король…» Эти слова из известной песни  про дворового короля очень хорошо подходят, в качестве характеристики для Валентина. Помню ночь, зима и сильный мороз, такой, что хрустит снег под ногами.  Из печных труб домов  бесшумно поднимаются клубы дыма, на небе тысячи ярких звезд, мы бегаем по льду пруда и пьяные от мороза, от  общения и игры, от веселья и нашей юной энергии, гоняем шайбу. И тут  к нам, мелюзге, приходит Валентин. Он старше нас года на четыре, но кажется совсем взрослым, у него роскошные кожаные перчатки на меху, от него резкий на морозе «взрослый» запах сигарет. Он спускается на пруд как небожитель, снисходя к нам. И становится еще веселее.

Когда появлялся Валентин, всегда становилось как-то светло, потому что он был справедливым и добрым, и становилось спокойно, потому что он был храбрым.

И была Валентина. На нее я особо не обращал внимания, она была старше меня и  не интересна мне, просто симпатичная девушка. Между Валентином и Валентиной вспыхнуло чувство, было оно видимо непростое, с драмами и ссорами. Помню,  как уже летом видел примирение между ними. Валентин был чем-то оскорблен, печален. Наверное, оскорблен ее  поведением или какими-то словами, и тут появляется она. Подходит к нему, говорит что-то ласковое, (мы не слышим, они несколько поодаль от нас), потом   простым и доверчивым движением она прижимает на секунду его голову к своей груди, еще что-то говорит и уходит. И Валентин ожил на глазах, он с трудом скрывает радость,  чувства бушуют в нем, он окрылен. Он встает и один идет к лесу, и уходит в лес, видимо потому, что не хочет ни с кем общаться.

Потом он уходит в армию, а она выходит замуж за его друга. История не сказать что типичная, но обычная. Он возвращается, женится, у него теперь тоже семья, но он пьет. А она работает медсестрой и начинает колоть себе морфий. Ее выгнали из больницы, она стала пить. Зачем он пьет и зачем она  колет морфий и пьет? Тут  можно было  много чего придумать. Вполне возможно, что  если бы они жили вместе,  то  спасли друг друга. Бывают такие связи в молодости, когда  данные люди уже не могут  друг без друга, и с кем бы потом их  не сводила судьба, они все ломают и разрушают, потому что подсознательно хотят быть вместе, но не понимают этого.  Хотя, может быть, это и не так в их случае. Я о другом. О  том, что  это всего лишь два человек, два красивых молодых человека, которые погибли из-за наркотиков и водки. Два человека из миллионов и миллионов других. Чтобы ни было первопричиной, именно алкоголь их привел к ужасному концу.

Валентин повесился в приступе белой горячке. Валентина опускалась все ниже, ее гнали со всех работ, работать она уже не могла. Я ее  увидел близко потом, когда ей было примерно 30 лет, я к этому времени был уже взрослым человеком, мы случайно столкнулись лицо в лицо. Она все еще была хороша. И я понял, что она безумно сексуальна. По-настоящему сексуальных женщин мало, и они ценность,  не случайно, что сексуальные актрисы мгновенно становятся популярными, и публика даже не понимает, почему она выбирает не самых талантливых, а именно их. Сексуальность это такой же дар природы, как и красота.

Никаких особых следов от разрушительной жизни на лице Валентины пока еще не было, она оставалась женственной, и несколько кокетничая, застенчиво мне улыбнулась, как знакомому.  У нее было то, что так желает себе почти каждая дама - сексуальность и женственность. У нее было то, чего, к примеру, никогда не будет к Ксении Собчак,  но это «все» уже стоило 4 рубля 12 копеек. Именно столько стоила тогда бутылка водки.

Валентина не стала шлюхой, не стала проституткой, она была больным человеком, и единственное, чем она могла платить за водку,  это своим телом.  Муж ушел от нее, сына у нее забрали, сама она осталась без жилья, и через несколько лет переселилась в барак, из которого жильцы уже давно выехали. Понятия не имею, как она там жила. Потом она выпила какую-то дрянь и умерла. Через некоторое время утонул ее шестнадцатилетний сын, и от кого-то я услышал печальную и жуткую фразу – мать забрала за собой сыночка.

Скажут, ну и что? Сами они виноваты, эти - Валентин и Валентина. Каждый взрослый человек, конечно, сам отвечает за свою душу и за свои поступки.  Это так,  но когда спивается вся страна, а СССР спивался, то отвечает за это власть, и иначе не бывает.

Продолжение http://www.proza.ru/2012/11/10/834