Алкоголизм в СССР. 4

Александр Самоваров
Андрей  Вальтерович

Алкоголь беспощаден и к  рабочим, и к  крестьянам, и к талантливым творческим людям. Андрей  появился в нашем  поселке яркой звездой. Был он русский, но в 20-е и 30-е годы ХХ века появилась мода  в СССР на западные имена (тогда был культ всего западного, кто не знает), и папу его назвали  Вальтером.

Так вот, Андрей Вальтерович Петров был исконно русским человеком,  родился он в Тамбовской области, работал там  сельским врачом, детским врачом, терапевтом. К нам в поселок он переехал в возрасте 35 лет, но к этому времени он был прекрасным и очень  опытным специалистом. Я с ним познакомился случайно. Бывший боксер и альпинист, он прямо-таки кипел здоровьем и силой. Он многим интересовался, многое знал, любил играть в шахматы и замечательно играл на гитаре и пел песни: «Бутылка красного вина – жена драгуна» и пр.

Помню, как он мне предложил полечиться у него, пользовал он тогда экзотичным  иглоукалыванием, о котором не только у нас, но, по-моему, и  в Москве  ничего не слышали. У меня  «прыгало» давление, и к моему удивлению, Андрей быстро все наладил. Дальше больше, меня к этому времени мучил ринит, ужасно противная вещь. Как только начинался осенний сезон, и я простужался, то тут же насморк, я начинал капать в нос нафтизин или галазолин, начинался отек, и дышать без капель я уже не мог, так и таскал их с собой и закапывал каждые четыре часа. И длилась эта зараза месяцами. И вылечить это было невозможно.  Так вот ринит у меня прошел.

Андрей объяснил, что с помощью иглоукалывания он восстанавливал баланс энергии в организме, и болезни исчезали. Насчет  баланса энергий я не знаю, но людей Андрей  реально лечил.

Врач от бога, он сразу же стал популярен не только в поселке, но и в округе, к нему приезжали из Москвы. За сеансы рефлексотерапии он брал деньги, но по-божески. Народ к нему валом валил и в больницу и домой.

К этому времени Андрей развелся с женой, и жил с женщиной по имени Света в ее  комнате в общежитии. Приходишь к нему, а комната забита людьми, Андрей пьет обычно коньячок, поет песни и пользует пациентов. Иду я на кухню – там мужик спит. Андрей мне говорит: «Не трогай его, я его загипнотизировал, совсем достали мужика, пусть поспит». Потом мужик просыпается, обычный пролетарий,  благодарит и уходит, денег с него Андрей не берет, он отнюдь не со всех брал деньги, с бедных не брал, и с меня не брал, к примеру, потому что мы с ним дружили.

Вообще-то это больше дело, когда врач может вылечить. Вот ходит человек к своему терапевту, потом идет к узкому специалисту, потом  лежит в больнице, но не вылечивают. А приходит к Андрею – бац-бац! И болезнь ушла. Кто хоть с чем-то маялся понимает, что это такое. Андрей лечил своими иголками радикулит. Приходит к нему человек скрюченный, без надежды, ибо мануальная терапия в СССР была запрещена, Андрей  ему ставит иголки, пять сеансов - и человек нормально ходит. Собственно, свою подругу Свету, Андрей нашел именно таким путем. Ей предлагали делать операцию на позвоночнике, очень тяжелую и сложную операцию, чтобы потом привинтить к позвоночнику металлическую полосу для скрепления позвонков, а Андрей ее поставил на ноги иголками, и она до сих пор нормально живет.

Конечно, я привел отца с  язвой к Андрею, отца он положил в комнате, наставил ему иголок, сидим мы с  Андреем на кухне, у него стол заставлен бутылками, он наливает мне коньяк, я показываю головой на комнату, где отец, а Андрей говорит: «Да ладно, он там как бабочка на гербарии приколот».

Вокруг Андрея сразу же появилась масса людей, экзотичные тогда экстрасенсы и изобретатели всяких медицинских приборов. К примеру, был у него такой прибор: надеваешь на голову что-то типа наушников, а этот прибор излучает волны здорового мозга, ни звука, ни воздействия не чувствуешь, но тут же тянет в сон, встаешь после этого как огурчик.

Приезжали к нему лечиться и из Тамбова, люди знавшие его, ибо равноценной замены ему  найти не могли. Приезжали и просто его знакомые, иногда самые удивительные. Прихожу раз к нему, у него здоровенный мужчина в очках с насмешливым и пронзительным взглядом. Оказалось, что это начальник  тюрьмы. Очень ироничный оказался товарищ, с не тривиальным взглядом на вещи. И большой шалун.

Рассказал, как в свое время Андрей научил его похмеляться элеуторококом. Кто не знает – это такое растение дальневосточное, в чем-то гораздо более эффективное, чем женьшень. А начальник тюрьмы приучил к этому дело свой коллектив тюремщиков, и вот как он уезжает в город за лекарствами, так  бегут к нему его подчиненные и просят привезти «кок», как они называли они этот корень, настоянный на спирту.

Он привозит. Потом, говорит, так смешно за ними наблюдать, выпьет каждый  несколько пузырьков, и кто через «коня» в спортзале скачет, кто идет в тир и палит там из пистолета. Кто по-другому шалит.

И еще начальник тюрьмы рассказал, как перед Олимпиадой в Москве  оттуда стали вывозить проституток: « Я никогда в одном месте не видел столько красивых женщин» - ухмыльнулся он. Меня тогда удивило, что проституток можно назвать красивыми женщинами.

Но начальник тюрьмы знал в этом толк, у него у самого была любовница. А у любовницы была болонка, самец. И вот приходит страж порядка к своей даме, начинается у них любовь в постели. Дама начинает кричать от страсти, самец-болонка расценивает это как крики о помощи и прыгает сверху на начальника тюрьмы. И тот  рассказывает: «Дама прыгает подо мной, я прыгаю на даме, болонка прыгает на  мне и никто ничего не понимает».

Изредка начальник тюрьмы остренько взглядывал на Андрея и говорил, что он вовремя уехал, а то: « Я тебе уже и камеру самую светлую и лучшую припас». Андрюша вздрагивал и молчал. Видно  достал он тамошнее здравоохранение своими успехами, и решили его там посадить за частную практику. Его и наши, местные врачи ревновали, а чего ревновать, если Бог дал человеку талант?

Говорят, что врач не должен принимать беды людей близко к сердцу, во всяком случае,  современные врачи  так и поступают. Андрей переживал за своих пациентов. И всегда помогал. К нему приходили среди ночи соседи по дому, просто знавшие его. И он шел к людям. Один раз при мне прибежали родители – плохо ребенку. Андрюша уже был пьян к этому моменту, но пошел. Возвращается практически трезвым, настолько смог сконцентрироваться.

На моей памяти (а я у него был в гостях очень часто) в помощи он отказал только один раз. Приходит молодой муж, в глазах тоска, просит о помощи – с женой плохо. Андрей отвечает, что у него нет здесь никаких «инструментов», и чтобы парень вызывал «скорую помощь». Когда дверь закрылась, Андрей сказал, что парню не повезло,  у жены его истерия, что она уже к нему приходила на прием.

Я спросил, что неужели ничем нельзя помочь? «Вот она сейчас там открыла дверь на балкон, бегает и кричит, что выбросится, - сказал Андрей. Ей можно помочь. Но для этого этот парень должен открыть дверь пошире и сказать: «Прыгай». Или просто уйти из дома. Как только не будет зрителей, она сразу утихнет: «Ну а лекарства какие-то есть?» Допытывался я. «В данном случае – ответил Андрей лекарство одно -  оргазм. И парню я этому не завидую, она будет мучить его до конца, пока либо не уйдет от него, либо не найдет себе любовника, с которым у нее будет все нормально». Я  выразил мнение, что и с красивым мужем у нее будет все в порядке рано или поздно».

«А вот это едва ли, - сказал Андрюша. – Обычная для баб  история. Умом она его любит, а ее телу нужен другой человек».

Андрей не осуждал эту женщину, он вообще женщин не осуждал, он их понимал. Особенно, когда его сделали еще и психотерапевтом, то к нему валом повалили именно дамы. Я его тогда спросил, что неужели у мужчин проблем меньше? Он ответил, что у мужчин проблем как раз больше, но они терпят.

«За все время, что я  «ставлю» иголки (а это болезненная процедура) – сказал он, - ни одна женщина не упала в обморок. Они кричат, плачут, царапаются, когда им делаешь больно, одна меня даже укусила. И в этих эмоциях они все выплескивают. А мужик сидит с каменным лицом, потом – раз! И в обморок упал от страха. Потому что мужчины все держат в себе до конца. Вот так и в жизни – терпят-терпят и бац!»

Во времена перестройки дела у Андрея пошли в гору, ему отвели в больнице несколько помещений – только лечи! К нему приходило и приезжало огромное количество людей, среди его клиентов появились банкиры и чиновники, ему предлагали открыть собственную клинику. Чиновники выделили ему участки земли под дачу. Между прочим, если бы он сохранил пару этих участков, то сейчас мог бы продать их  минимум за двести тысяч баксов.

Но Андрюша выпивал все больше и больше. Благо  именно коньяк ему и несли благодарные пациенты. Начались у него проблемы со Светланой, которая первоначально его боготворила.  Раз я пришел к нему, он уже был «хорош», пошли домой, он тревожный весь, и тут выяснилось, что Светку он уже боится. Ибо она начала войну с его пьянством. Поставила ему ультиматум, вот он и идет домой как на казнь. И, вдруг, кричит: «Лови кота». Я увидел толстого и пушистого кота, которого завела Светка и очень его любила.  Кот и не думал убегать.

Я еще не понял все красоту замысла: «Когда мы  войдем в квартиру, - сказал Андрюша, ты подтвердишь, что я спас кота от гибели. И еще я Светке цепочку золотую купил». Мы заходим, Андрей  делает ужасные глаза и кричит, что только сейчас спас кота. Светлана иронично прищуривает глаз и молчит: « А еще я тебе цепочку купил» - протягивает Андрей цепочку. Света прищуривает второй глаз, берет цепочку и говорит после паузы спокойно: « А золото-то турецкое». И все. Расправу она отложила.

Андрей был единственный человек, у которого я мог спокойно, без душевного дискомфорта, занимать деньги. В 90-е годы я один раз  вообще остался без копейки. Пришел к нему. Он без  лишних слов выгреб все, что у него было рассовано по карманам, сказал, что у него был удачный день сегодня, потом выгреб свои заначки из шкафов, и эти деньги совершенно без всяких комментариев, и вопросов, просто положил передо мной на стол.

Но чем дальше, тем чаще он был «не в форме». Руководство поликлиники, как я понимаю, в воспитательных целях решило устроить на него облаву.  Только он пришел в кабинет, принял свои двести граммов коньяка и готов был начать прием, как в кабинет ворвались заведующая поликлиникой и ее заместитель, а Андрюшу уже ждала толпа страждущих исцеления. Андрея вывели к ним, заведующая патетически воскликнула: «Вы видите, в каком состоянии находится врач». И тут пациенты поняли, что их сегодня лечить не будут и заорали: «Да он в отличном состоянии сегодня находится, не трогайте доктора».

Еще на свою беду на старости лет Андрюша вспомнил, что он был когда-то хорошим боксером, несколько раз  это заканчивалось для него очень тяжелыми травмами, а один раз коллеги решили, что ему вообще конец. Его привезли в больницу, и он лежал бездыханный в коридоре и никто не обращал на него внимания, но в этой смене оказалась медсестра, у которой Андрей вылечил от бесплодия дочь. Она  мобилизовала медиков, Андрея положили в реанимацию. Там он пришел в себя через какое-то время, открыл глаза и увидел, что у соседа напротив остановилось сердце, приборы показывали. Совершенно рефлекторно Андрей поднялся, нажал кнопку экстренной помощи и стал делать этому человеку прямой массаж сердца, и что полагает в таких случаях.

По этому поводу заведующий реанимацией сказал, что впервые увидел, как покойник спасает другого покойника.

Слишком  многие еще молятся за Андрея, ибо много добра он сделал людям, и я молюсь, как умею. Гордым помогать трудно.

Сколько же замечательных русских людей погибло от водки?

И есть «алкогольная» трагедия целого громадного сословия  - русского крестьянства. Убойное пьянство в деревнях началось еще в 70-е годы, я уже об этом писал.

Или можно сказать, что сами виноваты?

У Шукшина в «Калине красной» есть такой момент: один персонаж обращает внимание на таракана в ведре и удивляется: « Как он туда попал?». «Попасть-то несложно, - отвечает другой герой Шукшина, - вылезти трудно».