Маэстро эротики Тинто Брасс. Часть 1

Константин Семынин
     Корреспондент: – Что Вы скажете об опыте [работы в рекламе женского белья «INFIORE»] с Тинто Брассом?
     Моника Беллуччи: – Это мужчина невероятного терпения и доброты. Он снимает свое кино, и оно более чистое, чем те, кто морализирует.
     (Из интервью актрисы итальянской прессе)   

     Итальянского кинорежиссёра Тинто Брасса импульсивные соотечественники «за глаза», но думаю, что всё же больше за созданные им фильмы, называют МАЭСТРО КИНОЭРОТИКИ. Для подавляющего же большинства, не слишком продвинутых в этом вопросе, россиян, его творчество неразрывно ассоциируется с непристойным ярлыком «порно», и являет собой запретный плод, который мы, по стародавней привычке, не столько потребляем в пищу, сколько безвкусно надкусываем. Понятно, что, рано или поздно, сей замысловатый фрукт надо было употребить без остатка и, в конце концов, расставить все точки над «I». Поэтому, на излёте бурных девяностых годов прошлого века, развевающееся знамя новой сексуальной революции осенило своим кумачом независимый телеканал НТВ, который «созрел» для показа на вверенной ему территории ретроспективы, чуть подзапылившихся, фильмов культового кинорежиссёра. Ожидания скептиков не подтвердились: кино прошло на «ура!» и подтвердило известное с детства, что не так страшен чёрт, как его малюют. Но даже отвязные подопечные, тогдашнего шефа НТВ, господина Гусинского оказались в тот момент просто не готовы к тому, чтобы крутануть на всю необъятную матушку-Россию легендарного «Калигулу». Это досадное упущение в новогодние торжества 2000 года лихо исправил самый, что ни на есть, государственный канал РТР, который в борьбе за хмельного от водки и затяжных праздников зрителя в «недетское» время продемонстрировал полную (!!!) версию самого известного и скандального фильма МАЭСТРО Брасса. Мнения, конечно же, разделились. Каждый из любопытствующих телезрителей получил своё: кто-то чувство глубокого морального неудовлетворения и рвотный спазм от похабного зрелища, а кто – долгожданную встречу с  многострадальным шедевром  мирового экрана, за просмотр которого, в недалёком прошлом, препровождали прямиком на Колыму. Но только об одном можно было сказать, как о давно свершившемся факте: Тинто Брасс создал свой неповторимый кинематограф и заслуженно получил право остаться в анналах истории! О его творчестве спорят… О МАСТЕРЕ говорят… Так что давайте поговорим о МАЭСТРО и мы с вами, уважаемые читатели!
 

     Акт 1. Гений или извращенец (попытка философского исследования)

     К семидесяти девятилетнему Тинто Брассу ярлык неудобного кинорежиссёра приклеился давно и весьма крепко. Посудите сами, ведь с 1976 года, когда на экраны Италии, а чуть позднее и всего мира, вышел фильм «Салон Китти», критика и пресса не проронили ни одного хвалебного слова о его творчестве. Подобные кинооткровения невысоко котируются изысканной публикой, которая считает ТАКОЕ искусство вульгарным, потакающим вкусам только любителей «клюквы» и «клубнички». Правда, такого количества «испорченных» зрителей оказывается более чем предостаточно, что бы выход каждого нового фильма Брасса встречался переполненными залами кинотеатров. При этом, тиражи их проданных копий на разного вида информационных носителях уже давно не поддаются никаким подсчётам.

     Это, несколько пространное, предисловие кому-то из читателей даст основание считать его фильмы, относящимися к категории «Х» (для взрослых) и создаваемыми с желанием творить на грани порнографии. Но…

     Не считая Стефании Сандрелли, откликнувшейся на приглашение Брасса снятся в фильме «Ключ» и пришедшей к режиссёру уже состоявшейся «звёздой» с мировым именем, подавляющее большинство прелестных исполнительниц главных ролей в его фильмах стали знаменитостями. Достаточно вспомнить Серену Гранди, Франческу Деллера, Дебору Каприльо, Клаудиу Коль… С такими красавицами, да хоть сейчас на край света! Кстати, последняя, после того как сыграла главную роль в фильме «Все леди делают это» (где в одной из сцен ей довелось «поиграть» с мужским естеством), была выбрана в качестве ведущей музыкального фестиваля в Сан-Ремо. Теперь она – театральная актриса с громким именем, достойно оценённая придирчивой критикой и серьёзной прессой.

     Нет слов, нужны выводы, которые проистекают из непоколебимых фактов. А тут одно из двух: или никто не видел этот известный фильм, или Брасс не является тем самым ужасным и вульгарным режиссёром, который обнажёнными  женскими прелестями бросает вызов обществу благоденствия и морали. Возможно, чтобы понять его кинематограф, следует вглядеться в подтекст фильмов, а не зацикливаться на показываемой картинке.

     Вот, неспешно, но верно, мы и подобрались к главному вопросу. Кто же такой Брасс: непонятый гений, или циничный нарушитель устоявшихся канонов, как Бигас Луна или Педро Аьмадовар? Попробуем прояснить позицию режиссёра, используя его высказывания, отражающие философию собственного искусства.

     По Брассу, и не только, женщина являет собой не объект вожделения, а источник смелых новаций и идей. Её эротические фантазии богаче и интенсивнее мужских. Эротическое женское воображение, полное чувств и фантастических идей, придумывается и реализуется режиссёром без излишнего формализма: каждый оттенок, как сексуальный, так и психологический, предлагается без излишнего смущения. Сам Брасс об этом говорит так: «Женщины обладают необузданно сильным желанием ухода в мир фантазий и поиска новых эмоций, что, в общем, является свойством человеческой натуры».

     Что вызывает возмущение окружающих, так это «бесстыжая» манера, в которой это преподносится. Католическая мораль настаивает, чтобы Брасс не представлял так вольно то, что присутствует в желаниях отдельных индивидуумов. Но режиссёр реализует свои идеи не с помощью обычной животной порнографии, а с помощью кинематографического языка, который являет собой тот самый мостик между необузданной фантазией и будничной реальностью.

     В одном из интервью Брасс сказал: «Женщины чувственны и постоянно ощущают призыв желания. Секс в фильмах игрив и выражается через лёгкую эротику, отличную от суровой и мрачной порнографии». Так за что же Тинто Брасса осуждают культурологически и кинематографически, если его красавицы-актрисы достигают успеха? Кто же тогда более лицемерен – Брасс или те, кто отвергают его взгляд на мир, показанный через линзу кинокамеры?


     Акт 2. Такое вот кино…

     Вполне возможно, что, имея в крови российские гены (бабка кинорежиссёра родилась в Одессе), Брасс читал Достоевского. Однако сомневаюсь, что старина Тинто помнит высказывание великого психолога душ человеческих о том, что красота «сочетает в себе божественное с сатанинским, ибо где что-либо прельщает нас обманчивой видимостью, там мы имеем дело с началом демоническим». Но, почему-то, мне кажется, что Брасс создаёт свои произведения в полном соответствии с цитатой из классика. Исчадие ада – женщина, у нашего героя почти всегда магически красива, но особенно эстетизируются её мягкие места, а проще говоря – попка. Даже титры некоторых фильмов, например ленты «Все леди делают это», идут на фоне роскошной женской задницы.

     С попками всё как будто бы просто. Сам Тинто Брасс говорит про них так: «Ум женщин, интеллект, духовную наполненность – всё это можно найти на попке, если её окинуть внимательным профессиональным взглядом». Хочется верить, что сие изречение всего лишь шутка гения. Иначе для своих ролей маэстро выбирал бы не актрис и красавиц, а просто девушек с неохватными ягодицами. Думаю, что вы уже поняли, что к высказываниям Брасса, как и к его картинам, нужно относится так, как он сам относится к жизни. «CUV GRANO SALIS» - человек с планеты Секс бросает обывателю дешёвую, но красивую наживку и радуется, когда тот её с готовностью заглатывает.

     И всё же в фильмах Брасса есть определённая мораль (мораль у человека отвергающего все табу!), от того они и являются произведениями искусства, а не превращаются в бессмысленный набор порнографических мизансцен. Даже в упомянутом «Калигуле», секс не был самоцелью. В фильме он подавался, как часть жестокого мира и не менее жестокого века-зверя. Разгул насилия поистине безудержен, и показать его лучше всего оказалось через «половодье чувств». Ну а обилие женской плоти, оральный натурализм? Что ж, таково его кино. И в конце концов, Тинто Брасс никогда не строил из себя пуританина.