Четвероногие друзья

Наталья Алексеевна Исаева
                Причина появления щенков в моей квартире


До августа 1992 года я и не помышляла о том, чтобы в московской квартире завести щенка или котёнка. Но когда 29 августа мы возвратились из посёлка, в очередной раз оставив нашу любимую бабушку в полном одиночестве, то я задумалась о её безопасности.


Моя мама наотрез отказалась бросить дом, построенный папой для постоянного проживания. И не только потому, что там было козье молоко и чистый воздух, который был ей так необходим. Там они обосновались с моим папой в 1985 году, а в 1987 папа был похоронен на местном кладбище.


Мама скучала по нему и часто ходила на кладбище, а потом приходила домой и плакала.


Мои родители мечтали, что выйдя на пенсию, проживут в этом посёлке остаток своих дней на свежем воздухе, на природе, а к ним на каникулы будут приезжать их внучата, и бабушка с дедушкой будут поить их козьим молочком, кормить огурцами, помидорами, клубникой, яблоками, любовно выращенными своими руками. После смерти папы трудновато пришлось нам с козой. Она оказалась хоть и очень молочной, но и невероятно прожорлива. Нам приходилось постоянно косить и косить для неё траву. В конце лета мама продала её, потому что не знала, как она сумеет прокормить её зимой, а кроме того, мы не знали, как утеплить сарайчик к зиме для козы, а папа не успел.


Пока была жива немецкая овчарка, которую они с папой привезли в посёлок уже взрослой собакой, маме было не страшно. Но после смерти папы собака сильно тосковала и через некоторое время погибла, и мама на всю зиму осталась одна. Всё бы ничего, но наш домик стоит в живописном месте, с трёх сторон его огибает речушка, и только с одной стороны улица и дома, в которых живут только летом бывшие выходцы из этого посёлка, а ныне москвичи.


Всё лето я слышала от мамы: вот бы завести мне двух больших собак, и я бы не боялась, а то ходят бомжи по ночам, то к одному залезут, то к другому.


В посёлок иногда наведывались среди ночи конокрады и прочие грабители. У кого-то забьют кабанчика и на месте же освежуют его, а хозяйка смотрит в окно и боится голос подать. Что она одна безоружная сделать может? Так что тут уже не до спасения кабанчика. Тем более, что у всех на памяти был случай с бесстрашной Полиной, пожилой москвичкой, которая, поселившись в посёлке, жила в нём круглогодично, летом с дочерью и её детьми, а зимой совершенно одна, никого, никогда не боясь. Пришли и к ней грабители однажды среди ночи, Полина попробовала защитить имущество и поплатилась своей жизнью.


А у одного старика среди ночи пытались увести коней, да хозяин устроил пальбу из охотничьего ружья, и пострелял нападавших. Его оправдали, но он всё распродал, чтобы впредь не становиться человекоубийцей, а спать спокойно.


Однажды зимой воры посетили и наш чистенький домик. По счастью, мама в это время лежала в больнице с пневмонией. Три крепких мужчины днём, никого не опасаясь, прошлись по окраинам посёлка, вскрыли замки, искали деньги и спиртное. На всей улице нашли только одного обитателя: старенькую бабушку, с которой потребовали денег, пригрозив ножом. Старушка отдала остатки пенсии, а сама потом попала в больницу с сердечным приступом, но до лета она не дожила.


Слыша все эти истории из первых уст, моя мама, конечно, боялась, но отступать не собиралась. А попросила, чтобы я вырастила для неё щенков.

 
                Появление щенков
 
 
Всё лето я размышляла о том, где можно взять хороших щенков овчарки. Я опасалась брать щенков от собаки, характера которой я не знала, а потому в каждый свой приезд в Москву расспрашивала знакомых. И вот 29 августа около подъезда я встретила соседку Марианну, которая сообщила:


- Ты хотела собаку? У Ларисы Ивлевой с девятого этажа Герда ощенилась! Такие хорошенькие щеночки! Им уже месяц – двадцать пятого июля родились. А отец щенков – Рэм.


Я ещё не была знакома с Ивлевой Ларисой, но издалека много раз видела эту статную привлекательную девушку с крупной собакой. Герда со стороны производила впечатление несколько флегматичной, равнодушной ко всему. По-собачьи она была очень красивой и умной. 


Красавца Рэма я видела полугодовалым, и он один изо всех собак нашего двора показался мне самым красивым и умным. А коль родители умные, то и щенки должны быть умными.
 

Марианна дала мне телефон Ларисы. Я позвонила, и Лариса пригласила меня выбрать любого щенка. Мои дети горели от нетерпения поскорее увидеть и забрать щенков, но для начала нужно приготовить место для обитания щенков, огородить это пространство так, чтобы было удобно всем: и щенкам и нам. По этой причине я пошла выбирать щенков только на следующее утро.


И вот я стою на девятом этаже и жму кнопку звонка. За дверью слышу лай Герды. Едва дверь открылась, огромные лапы Герды оказались у меня на плечах, а перед моим носом собачья пасть. Собака и я – глаза в глаза. В моей голове в тот момент мелькнула мысль, что вот и смерть ко мне явилась в образе огромной рыжей собаки. И я почему-то смирилась с этим, будь что будет.


Лариса приказала Герде идти на место, а мне велела не бояться её. Я, словно зомби, прошла в уютную квартирку. Лариса закрыла Герду в комнате, а ко мне выбежали навстречу три пушистых колобка, которых Лариса любовно растила, чтобы раздать желающим.


Я выбрала двоих и забрала. У хозяйки оставался ещё один щенок, и я стала подыскивать и для этого новых хозяев. Мои друзья, узнав о щенках, пришли в восторг и выразили желание тоже приобрести себе сторожа. Когда я позвонила Ларисе, выяснилось, что кобелька уже забрали, зато назад отдали Аду. Не прижилась собачка у новых хозяев...

 
Моим друзьям очень понравился щенок, и они взяли, но с условием, что пару дней маленькая Ада поживёт у меня. Я и предположить не могла, чем всё это кончится и согласилась, сказав, что там, где двое, там и третий не помеха.


Нужно сказать, что Ада родилась единственной сестрёнкой своих мохнатых братьев. Она была самой сильной и самой спокойной, никогда не скулила, на гостей не реагировала, а всё больше спала. К тому времени, когда она просыпалась, братья успевали насытиться. Спохватившись, что без неё всё съедят, она яростно отталкивала всех, и братья ей всегда безропотно уступали. Когда Лариса стала подкармливать щенков из миски, то они ели, сгрудившись в кучку. Ада разбегалась и толкала того, кто мешал добраться до еды. И несчастный брат ткался мохнатой мордочкой в еду, отфыркивался, скулил. Ларисе каждый раз приходилось его умывать, а то и полностью мыть.
 

Так продолжалось, пока Аду не взяли в четырёхнедельном возрасте в соседнюю квартиру. Но там она пробыла недолго. Герда, неожиданно для многих стала агрессивной, став матерью. Кто бы теперь ни появлялся на девятом этаже, Герда начинала яростно лаять.  Слыша лай матери через стенку, Ада постоянно скулила, чем досаждала новым хозяевам. А кроме того Ада оказалась очень пронырливой и крала всё, что удавалось. Только-только хозяйка зазевается, как нет уже хлеба на столе, а то и куска сыра. А из тарелки подвыпившего хозяина еда стала улетучиваться. Чтобы выпивоха не расправился с щенком, соседка вернула малышку Ларисе.


Доброжелательную Ларису огорчил такой поворот событий, но она не смогла отказать соседке, с грустью вспомнив о своих заново расстеленных на полу коврах. На её счастье появилась я с моими друзьями и спасла Ларисины ковры от мокрых пятен и не только…
Аду новые хозяева назвали Гердой в честь её красивой мамы, но чтобы не вносить путаницу я пока продолжу называть её по-прежнему Адой.
 

Братья за неделю уже привыкли к новому жилью. В тот момент, когда я внесла в свою квартиру Аду, щенки обступили миску с супчиком и ели, ни на кого не обращая внимания. Около входной двери я опустила Аду на пол. Она разбежалась по привычке, а братцы, услышав её приближение, расступились. Их сестрица оказалась не готова к галантности братцев, а потому влетела носом в супчик и, демонстрируя свой несчастный вид, побрела ко мне. Покорно дала умыть мордочку, но с тех пор больше так не разбегалась.


Через пару дней я ждала, что мои друзья заберут Аду, но их всё не было и не было. Спустя время оказалось, что начавшие бизнес и оформившие огромный кредит друзья привлекли внимание рэкетиров, а это были опаснейшие годы для любого бизнеса. Друзьям пришлось скрываться. Однако скрыться начинающим бизнесменам не удалось, их жизнь завершилась очень страшно.

 
Ада осталась у меня. А я стала ломать голову, кому её предложить. Помню, сижу на кухне, а Ада лежит за закрытой дверью, но мне видно её через стекло. Малышка словно считывает мои мысли, и не может выдерживать моего взгляда, пригибает голову так, чтобы я не могла видеть её. А я продолжаю думать о ней, знаю, что она здесь. И вот она вскакивает и убегает к братьям.


Я пыталась найти для неё новых хозяев, предлагала посмотреть на неё всем, кто приходил ко мне. А она в такие минуты обнимала меня лапками за руку и прижималась ко мне, словно умоляя не отдавать её. Однажды я в очередной раз собралась показать её своей новой гостье, и попросила сына принести Аду. А та, забилась в угол, а когда сын взял её на руки, то точно также обняла лапками и его руку и прижалась к нему. А в глазах стоял ужас и слёзы. Сын поднял на меня свои глаза, и я увидела, что они тоже наполнились слезами. И тогда я сказала:


- Всё! Мы больше никому не будем предлагать её. Эти двое поедут жить к бабушке, а Ада останется у нас.


С тех пор малышка уже спокойно смотрела мне в глаза, не прячась от моего взгляда, виляя хвостиком. И стала очень послушной, смелой и очень красивой. Однажды я и дети любовались ею, сидящей у дверей, и сын сказал:


- Какая гордая!


А собака ещё более приосанилась. Сын гладил её и повторял:


- Гордая. Гордая.


И мы тут же пришли к единодушному мнению, что отныне она перестаёт зваться именем, которое она не любит – Ада, и не будет носить имя в честь своей мамы, имя, которое ей дал погибший несостоявшийся хозяин. Отныне у неё будет другая судьба, счастливая, а значит имя тоже будет другое, красивое, которое ещё ни у кого не было! Горда!
 

Удивительно, что когда на улице Горда впервые встретила Ларисину соседку, а та, окликнула её самым первым именем. Услышав слово «Ада», Горда вся сжалась, словно получила удар, и поспешила скорее прочь, вероятно боясь, что женщина передумает и заберёт её назад к себе. А спустя время, когда Горда стала совсем взрослой собакой, то встречая эту женщину, она вмиг теряла своё миролюбие и начинала злобно лаять на эту женщину, а её мужа-выпивоху готова была разорвать.


Зато, когда Горда становилась непослушной, мне достаточно было тихо произнести «Ада», слово, ставшее для неё ненавистным, и Горда сразу утихомиривалась и становилась паинькой. Она реагировала на это имя, как на удар током. И я старалась пореже прибегать к этому слову, но ведь это лучше, чем собака наестся на улице какой-нибудь гадости, отравится и умрёт.


Мне запомнилось и очень импонировало то, как Лариса Ивлева* разговаривала со своей собакой. Она укоризненно произносила:


- Виновата, Герда! Виновата!

И Герда вновь становилась послушной. Ей было достаточно укоризненной интонации в голосе Ларисы и слова «виновата».


Кстати, вот говорят, что собаки не узнают потом своих детёнышей, а детёныши вырастая не узнают своей мамы. Как бы не так! Наши щенки не видели свою маму Герду семь месяцев. А когда увидели, то кинулись к ней, виляя не только хвостиками, а, казалось, всем телом. Она же прикрыла свои сосцы, решив, что они потребуют молока. А они просто радовались и ласкались, как не радовались и не ласкались ни к одной собаке, которую в течение нескольких месяцев ежедневно встречали на прогулках. С тех пор Герда уже не закрывала свой живот от них, в просто радовалась им, облизывая их, и пытаясь ото всех защищать. А когда у Горды в восьмимесячном возрасте появились первые взрослые проблемы, то увидев свою маму, она подбежала к ней и легла на спинку, доверчиво демонстрируя свой животик и жалобно скуля. Вот, мол, посмотри, я не знаю, что это такое, что с этим делать, помоги мне.

В конце декабря дети поехали к бабушке на зимние каникулы, а я была вынуждена остаться дома, потому что температурила. Пообещав, что если мне станет полегче, то я возьму с собой флегматичного щенка, увальня Ральфа, и приеду. Ральф был оставлен дома по причине того, что осенью перенёс чумку, и мы обращались с ним наиболее бережно. Прощаясь с Мэром, я сказала, что уж он-то точно возвратится в Москву, потому что не признает из взрослых никого, кроме меня, а добродушная Горда останется у мамы навсегда. И я облобызала её на прощанье, говоря, что прощаюсь с ней до лета. Я была уверена, что мама захочет оставить у себя Горду, что она понравится ей больше всех. Однако в Москву возвратилась именно Горда! Оказалось, что она глухим рычанием реагировала на каждое движение моей мамы, защищая от неё моих детей, не позволяя дотрагиваться до них. Зато Мэрушка принял мою маму очень доверчиво, тем и завоевал её любовь.


Остаток зимы и весну в Москве теперь жили Ральф и Горда. Как я уже сказала, Ральф был оставлен дома по причине того, что осенью перенёс чумку, и мы обращались с ним наиболее бережно, а потому до лета решили оставить его в Москве. Однако Горда и весной отказалась признавать мою маму. И будучи увезённой на дачу, она не подходила к маме, отказываясь от еды. Тогда мне пришлось отвезти бабушке Ральфа, а Горду забрать назад до школьных каникул.
Пока я растила для мамы щенков, она познакомилась с вдовцом с соседней улицы и весной вышла за него замуж. Мэрушка маминого мужа не принял, и остался охранять опустевший дом, который она покинула, переселившись на соседнюю улицу.

А Ральф сначала укусил за руку маминого нового мужа, а потом подружился с ним. Прожил в его доме много лет, был хозяйским любимчиком, тот даже выводил его гулять в лес! Но однажды мимо дома пробегала какая-то чужая собачонка, а Ральф решил полюбопытствовать, кто такая. Та цапнула его за нос, высунувшийся через дощатый забор, и была такова. А Ральф после этого заболел и умер. 


Горда выезжала с детьми на вес каникулы. Мэрушка всегда встречал её радостно, разрешал есть из своей миски. Изо всех моих собак самый глубокий след в моей душе и в душах моих детей оставила именно Горда. Это была самая забавная, самая хитрая собака за всю мою жизнь. Самая умная, самая преданная и большая артистка, она до самой старости лазала по деревьям, прыгала в высоту до двух метров, плавала с удовольствием в любое время года и прыгала с балкона дачного дома, стоило ей заслышать голос моего сына. Ровно за десять минут определяла, что сейчас с той или другой стороны появится кто-то из нас или наших друзей. Когда гуляли, то она вела себя как пастух: следила, чтобы тот, кто идёт впереди, сильно не убегал вперёд, а отстающий – не потерялся. А ещё умела улыбаться, когда ей говорили "улыбнись!" И могла ответить на вопрос: кто там пришёл. Нужно было только самим чётко произнести имена всех членов семьи, чтобы она смогла сделать выбор, что из произнесённого нами требуется повторить. И собака на удивление всем выдавала такой звук, из которого мы точно понимали, кто же пришёл. А потом она научилась нас обманывать и сразу после своего обманного звука улыбаться, мол, я тебя обманула. Вот такая была собака! Когда она один единственный раз осталась надолго закрытой дома одна, да ещё и не около входной двери, а запертая в комнате, то стала делать подкоп в бетонном перекрытии, чтобы защищать дом! Дорыла до арматуры...
 


 
              Что видят собаки, чего не видим мы.


Вам не доводилось задумываться когда-нибудь над тем, что, возможно, людям не дано видеть и знать то, что видят, например, собаки или кошки?
 

Я задумалась об этом спустя почти год, после появления щенков. Лето выдалось очень жарким. Почти годовалых щенков, привезя летом к маме в посёлок, решили оставлять в специальной ограде на ночь в саду. Они быстро привыкли к этому.


Стоило нам выйти из дома, они поднимали визг, лай. Мол,  подойди, погладь, покорми, поиграй! И так всегда.


Однажды мой сын, разбираясь на чердаке, нашёл совершенно новую дедову шинель. Дедушка получил её перед самой смертью, и поносить не успел.


Мой сын примерил шинельку. Она оказалась ему впору. Мальчику исполнилось четырнадцать лет. Ростом он догнал покойного дедушку.


Мальчик решил выйти в дедовой форме к щенкам. Ему очень интересна была их реакция. Он постоянно проверял, есть ли у них хоть какая-то наблюдательность, хороший ли нюх.


Щенки, увидев его, взирали абсолютно спокойно.


Что это? На чужих они яростно лаяли. На своих реагировали бурной радостью. А тут – спокойствие. Будто так и надо!


Сын подошёл к ним вплотную и с удивлением произнёс:


- Ребята, а чего вы молчите?


Щенки очень удивились, а потом взревели от радости, словно хотели сказать: "Так это ты - наш любимец? А мы обознались, приняли тебя за твоего дедушку".


Вот что это было?  Может быть, они видят, что покойный хозяин приходит именно в таком виде, и они знают, что он - хозяин тут? Вот такая загадка, разгадки которой мы так и не получили. А впрочем, и не пытались. Приняли это как данность, как знак свыше.



                Долгожитель Мэр.


Самого умного из этих щенков сначала хотели назвать в честь его умного, красивого папы Рэмом. Кстати, брат Рэма, такой же красивый, как Рэм, жил у знаменитого окулиста Святослава Фёдорова. Об этом с гордостью сообщил нам хозяин Рэма, когда Рэм ещё был щенком. Но меня насторожило, что Рэм, щенком был добродушным, а вырос в уж очень свирепого великана. Мне не хотелось, чтобы мой малыш стал таким же свирепым. И я предложила назвать щенка Мухтаром. Это имя носили все поколения собак, которых воспитал мой папа. Надёжные верные были собаки.


А дети предложили назвать щенка в честь полюбившегося героя, но не его именем, а должностью: Мэр. В то время ещё не было в нашей стране мэров, это были годы СССР. Дети услышали об этой должности в каком-то иностранном фильме, и им очень понравился тот герой, кто был по сценарию мэром города, умный, справедливый, настоящий герой, настоящий во всём. И вот мои дети назвали Мэром любимого щенка.


Щеночек сначала стал вожаком для своих братьев и сестры, а потом и для четвероногих охранников всего дачного посёлка. Если Мэр молчал, то и все собаки молчали. Если он подал голос, то все собаки дружно его поддерживали. Серьёзный был. Ко мне никого не подпускал. Долго человека изучал, прежде чем принять.


Мэрушка остался сторожить опустевший дом и дожил до шестнадцати лет, ничем не болея. Все братья и сестра Мэра из того выводка, жившие в Москве, в более комфортных условиях, не дожили и до девяти лет. Кстати, изо всех поколений наших собак он прожил дольше всех.


Мне порой казалось, что это мой умерший папа каким-то образом его оберегает, оберегает и сам дом и всех, кто в доме. Однажды Горда, сестрица Мэра, будучи на даче, сидела на балкончике и вдруг издалека услышала голос моего сына, которого очень любила, и спрыгнула к нему навстречу. Спрыгнула со второго этажа на щебёнку и осталась цела, словно кто её поддержал, словно кто подставил ей свои ладони, чтобы она не разбилась. Это произошло на глазах моего сына. Мальчик ужасно испугался. Думал, что собака расшиблась насмерть. Пустился к ней со всех ног, почти плача, а у неё лапки целы, животик цел. Было ей полтора годика.



                Эгоцентрик и романтик Ральф.


Флегматичного щенка назвали Ральфом, прочитав книгу «Поющие в терновнике». Уж очень красивое имя. И очень подходило для царственно-ленивого щенка. Но куда девалась его флегматичность, когда он видел, что я глажу его брата или сестру! И если те начинали в таких случаях отпихивать друг друга и ссориться за мою ласку между собой, то Ральф поступал иначе. Он обхватывал своей внушительной пастью моё запястье и смотрел мне в глаза, мол, будешь гладить его, я тебя укушу. Но это было после того, как он повзрослел. А в четырехмесячном возрасте он заболел чумкой, у него отнялись задние лапы. Лариса приходила делать уколы. Я же плакала над щенком. И всё свободное время гладила его, сидела около него. Вот он и привык, что я полностью принадлежу ему, и любил меня настолько, что не отходил от меня ни на шаг, поэтому я водила его без поводка.
Болезнь ослабила его, и когда все щенки гуляли на улице, то он никого не мог догнать, скулил и жаловался. Однажды Ральф, который всегда выбирал только ровную, чистую дорожку, завёл меня на пустырь. А я привыкла к тому, что с ним можно не напрягать мозги, а идти, куда он ведёт. И опомнилась только когда споткнулась о какой-то вываленный на землю хлам. А Ральф остановился и ткнулся носом во что-то серебристое. Я посмотрела, что это. Оказалось, оклад старинной иконы. Подняла её, и Ральф повёл меня домой, как будто только затем и завёл меня на этот пустырь, чтобы я подняла с земли икону «Явление Богородицы Сергию Радонежскому». Иконы такой я ещё никогда не видела, просушила, а потом уложила в большой пакет и отнесла в храм.

А в другой раз, когда Ральф повёл меня опять на пустырь, я решила довериться ему. И напрасно. Он неожиданно для меня сиганул в ледяную воду, что затопила неглубокий овраг, который давно был завален какой-то арматурой и прочим хламом. Я испугалась, что Ральф пропорет себе живот. Закричала. Ральф вернулся. Оказалось, что он увидел в овражке плавающую утку. Я схватила щенка на руки, осмотрела. Цел! Но мокрый весь. Прижала его к себе и побежала домой, чтобы сорванец не простудился.

Спустя время, играя на лугу с другими щенками, он повредил лапу, и пришлось наложить шину и сильно прибинтовать к лапе. И опять я его жалела. А когда лапа зажила, то он подходил ко мне, поскуливая и протягивая лапку, но каждый раз путался, то левую даст, то правую, и тогда я поняла, что он уже просто симулирует.


Носить бинты для других щенков стало пределом мечтаний, они стали по очереди подходить ко мне и, скаля протягивать лапы. Перебинтовала всех. И все стали опять веселиться и бегать, как ни в чём не бывало.


Ральф единственный изо всех щенков, которых мне доводилось встречать, любил ароматы. Сирень ли цветёт, или прошла девушка, пахнущая духами. Ральф носом поведёт и за ароматом, словно воздушный шарик на верёвочке. Думаю, что эту любовь к ароматам привили ему подруги Ларисы, которые навещали её, когда Ральф только родился. Он был самым покладистым из щенков, куда положили, там и лежит. А другие щенки скулили, вырывались и царапались. Поэтому Ральфа все брали на руки и ласкали, называя Мишкой. Он и, правда, напоминал игрушечного мехового медвежонка. Мне так и предлагали его назвать. Но мы с детьми сначала назвали его Леоном, а потом переименовали в Ральфа. И ему, похоже, это имя понравилось больше всех предыдущих…



                Игрушки


Игрушек у щенков было много. Одна из игрушек выглядела как настоящая общипанная курица. Другая игрушка - в виде суточного поросёнка. Эта игрушка имела пищалку, которая издавала очень противные звуки, точь-в-точь поросячий визг. Эту пищалку мы потом вынули. Иначе уж очень неприятно было слушать этот задушенный визг. А народ в гости к нам приходил и ещё долго пугался - на полу валяется тушка куриная и тушка поросёнка.


Так вот однажды Горда уволокла с кухни настоящую замороженную тушку курицы, которую я положила размораживаться. Бежит счастливая Горда ко мне в комнату с этой добычей. Курицу я тогда молча забрала, сказав, что это моя игрушка. И с тех пор, стала дверь на кухню держать плотно закрытой. И казалось, инцидент исчерпан.


Но нет! Когда Горду привезли летом в посёлок, она бегала по огороду, гоняла мышей и ежей. А однажды принесла мне придушенную соседскую курицу. Пришлось соседке денег заплатить, а щенка посадить на поводок и с тех пор одну не отпускать.
Очень жалко было погибшую курочку. Я плакала. Такая красивая, жёлтенькая была.


С тех пор щенкам игрушек в виде животных и птиц не покупаем, а только мячики.


А соседи догадались своему щенку дать для игры куклу. Он потом вырос в огромного телёнка и однажды увидел девочку с точно такой же куклой. Пёс бросился к ребёнку отнимать куклу. Ребёнок пережил сильнейший испуг. Пса потом куда-то отвезли от греха подальше. А девочку у психиатра долго лечили.


А я для себя запомнила, что с игрушками для собак нужно быть аккуратнее.

 

Эпилог


Это был единственный выводок Герды за всю её жизнь. А если бы Лариса Ивлева не спасла Герду, найдя её на улице брошенным маленьким щенком, то мир не дополучил бы столько радости, сколько они нам принесли. Казалось бы, всего один бездомный щенок обрёл дом, а вот какая цепь добрых событий потянулась за этим.





___________________________________

* Рассказ «Лариса Ивлева»:
http://www.proza.ru/2012/11/04/1281
___________________________________

Отрывки из сборника "Четвероногие друзья". 2007.