По главной улице с оркестром. часть 3

Елена Вислова
С тех пор вся моя жизнь была сосредоточена между двумя оркестрами.И если в Большом я просто научилась играть в оркестре и любить его,то Городской ещё и существенно расширил границы моего кругозора.
У меня была хорошая возможность оценить масштабы популярности этой "шарашкиной конторы",как называли нас некоторые.Любой зал,где бы мы ни выступали,был всегда забит до отказа.Сколько эмоций пришлось испытать,выходя на сцену!Каких людей довелось увидеть на расстоянии двух шагов!
С одной репетиции я бежала на другую и едва успевала запоминать где,когда и у какого оркестра концерт.При этом ещё умудрялась заниматься немного и бегать на дискотеки.Домой появлялась только очень поздно вечером.Впрочем,мама не сильно огорчалась по этому поводу.Ей нравилась моя увлечённость.И это был едва ли не единственный случай,когда мы были  с ней за одно.

На самом первом концерте Городского оркестра,в котором мне довелось участвовать,мы играли сюиту Свиридова "Метель" .Это очень известная и очень красивая музыка,написанная по рассказу Пушкина.Но до приезда в Барнаул я никогда её не слышала.В Большом мы играли эту сюиту отдельными частями.Что-то мне нравилось,а что-то казалось скучной красивой тягомотиной.
В Городском отдельные части приобрели для меня целостность.Мало того,во время исполнения артисты драм театра читали текст Пушкина.И....хорошо,что перед концертом было несколько репетиций.Вероятно,то,что мы делали,не было новым и оригинальным.Но только не для меня!Это был мощный удар по моим,заполненным всякой ерундой,юным мозгам.
Положенная на слова,музыка наполнялась глубоким смыслом,которого я не видела раньше.А литературная классика под музыку вальса и романса,не казалась унылой и не интересной.


Я всегда уважала Пушкина,но не могла сказать,что люблю его произведения.Дома  я эту "Метель" и в руки не взяла бы.Но на первой репетиции напрочь забыла,что сижу на сцене с балалайкой в руках.С открытым ртом я слушала артистов и в тот день,наверное открыла для себя Пушкина заново.Как и музыку Свиридова.
--Ты играть сегодня собираешься?--толкнула меня в бок напарница Люда--сидишь,как замороженная.
Борисов тоже поглядывал в мою сторону.Но не злился  и замечаний не делал.Думаю,он всё понимал.
Понадобилось некоторое время,что бы я смогла абстрагироваться и влиться в завораживающий  процесс слияния театра и музыки.
Свиридовская "Метель" стала одной из  самых популярных программ оркестра,и пользуется большим успехом до сих пор.

Ещё одна супер популярное произведение,которое мне довелось играть в составе обоих оркестров--"Кармен-сюита".
Для людей,далёких от музыки,кое-что поясню.
Все,конечно,слышали историю строптивой испанки Кармен,которая морочила голову мужикам,в результате чего была убита влюблённым ревнивцем.
Композитор Жорж Бизе написал целую оперу по этому поводу.Опера эта широко известна,но мало популярна,как мне кажется.Вообще хорошую оперу написать очень сложная задача.И лучше всех это получалось только у одного композитора--Верди.Кто слышал "Травиату","Аиду" и "Риголетто",со мной согласится.Но вернёмся к "Кармен"!
Так вот русский композитор Родион Щедрин выбрал из длинной оперы самые красивые моменты и объединил их в несколько частей сюиты.И вот именно "Кармен-сюита",превратившись из длинной оперы в небольшой балет, стала по настоящему известной и любимой как артистами,так и слушателями.
В моё время мы просто играли "Кармен-сюиту",а в ноябре 93года,когда оркестр стал  Великорусским,под сопровождение домр и балалаек уже танцевали заезжие звёзды балета.
Было бы,конечно,глупо утверждать,что играя такую музыку мы от симфонического ничем не отличались.Но по органичности звучания ни сколько не уступали.А главное,были оригинальны!Ни у кого не возникало мысли,что это не наш репертуар.
И всё же,что бы мы ни играли,на какие бы эксперименты ни пускались,самой большой популярностью всегда пользовалась музыка,предназначенная именно для народных инструментов.
Иногда увидишь в программе какую-нибудь "Камаринскую"--и до тошноты!Ну сколько ж можно?!Но вот-концерт!И когда неспешно выплывая,будто потягиваясь спросонок,музыка потихонечку начинает набирать обороты,переходя в стремительную пляску,народ в зале восторженно аплодирует в такт.Их восторг передаётся и музыкантам.И наступает тот волшебный момент,который называется обменом энергиями,единением артиста и слушателя.
Однажды у нас был концерт по заявкам.Не знаю,проводилось ли что-нибудь подобное в последствии,но тогда идея порадовала и зрителей и нас.
На каждое кресло в филармонии была положена программка со всем нашим репертуаром(а он был достаточно обширнным).А перед сценой поставили микрофон.Люди подходили и заказывали то,что им нравилось.Мы не знали,что будем играть.А за кулисами--на всякий пожарный--ожидали несколько солистов театра оперетты,которые чаще всего с нами выступали.Очередь к микрофону была приличной и по времени этот концерт вышел далеко за пределы обычного.Но мы получили от него столько удовольствия!
Завершали программу хором "Славься!".То есть хора,как такового,не было.Но музыка от этого менее торжественной не получилась.В финале оркестр показал такую мощь!И под торжественный звон колоколов зрители в зале начали вставать,как будто мы играли Гимн Советского Союза.И,кстати,есть мнение,что хор "Славься" мог бы стать новым гимном России.
ем же хором "Славься" мы открывали или завершали большие правительственные концерты.Было у нас раньше такое явление.А может и сейчас есть.
Приурочивалось это мероприятие как правило к 7 ноября(годовщина революции,если кто не помнит) и 1 мая(день солидарности трудящихся).Ну и День Победы,конечно.В Москве для таких целей предназначался   колонный зал Дома Союзов.А у нас-- Драм театр.
На эти концерты собирались лучшие артисты и коллективы края.Короче,самые сливки от культуры.
Театральное закулисье меня манило.И лучшей возможности прикоснуться к театру изнутри просто быть не могло.Гримёрки,оркестровая яма и лабиринты переходов-- я вскоре везде могла пройти с закрытыми глазами.
Несколько репетиций перед правительственным концертом были похожи на большой бардак!
Сотни людей в коридорах,слоняющихся в ожидании своего выхода,по два-три коллектива в гримёрке!Мужчины и женщины переодевались в одном помещении,отгородившись какой-нибудь тряпочкой.Казалось в этом хаосе не возможно навести порядок.Но каким-то непостижимым волшебным образом концерт выстраивался в хорошо организованный спектакль,все выходили на сцену вовремя и один номер плавно,без запинки перетекал в другой.
Нас  к зрителям вообще вывозили.
За плотным занавесом оркестранты тихо рассаживались на круг посреди сцены,который вращался,спиной к залу.В нужный момент занавес поднимался,круг поворачивался и мы выезжали в полной готовности пред светлые очи слушателей.
Отцы города в зрительном зале,сидя в удобных креслах,наверное даже не подозревали какой человеческий муравейник копошится буквально за стенкой.

На одном из таких концертов со мной произошёл курьёзный случай.
Устав от сутолоки и гомона в оркестровой гримёрке и не зная куда себя девать,я спустилась с неразлучной балалайкой в руках на лесничную площадку между этажами и остановившись возле окна задумалась о чём-то своём.Рядом остановился покурить высокий крупный импозантный мужчина в светлом костюме.Я его никогда раньше не видела.И вообще,после двух часов репетиции в драм театре,все лица в моих глазах слились в одно размытое пятно.
Я на него не смотрела,но чувствовала,что мужик пристально за мной наблюдает.Мне не нравился его взгляд.Может быть от того,что я не была красавицей и ощущала себя не уверенно.
И вдруг он подошёл ко мне и задумчиво так сказал
---Красивая.
---Что красивая?--опешила я,не зная как реагировать на его слова
---Улыбка у вас красивая.--уточнил мужчина и я невольно улыбнулась в ответ---И ноги-что надо!
Я растерялась,но ответить не успела.По лестнице мимо нас пробежали три девушки в коротких расписных русских сарафанах.Мужик проворно присел и заглянул им под юбки.
"Ах ты старпёр похотливый!"--возмущённо подумала я.А "старпёр" громко крикнул вслед девушкам
---Девочки!Где подъюбники?!Надели сейчас же!-- и покачав головой добавил с досадой обращаясь не то ко мне,не то к себе самому--Вот наказание!Всё самому проверять надо.
---А вы кто?--спросила я уже без злости,поняв,что приняла мужчину не за того.
---Я-Гарри Полевой..--и перехватив мой непонимающий взгляд усмехнулся.--Пойду проверять своих пигалиц.Того и гляди без юбок на сцену выйдут.
Он бросил окурок в урну и стал подниматься по лестнице.
---А вам,дорогуша,надо было танцевать,а не за балалайку держаться.--сказал он мне на прощание--Всего доброго!
Так ,сама не подозревая,я познакомилась с создателем,руководителем и балетмейстером первого на Алтае образцово-показательного хореографического ансамбля "Огоньки".