И Пушкин виноват

Галина Кадетова 2
Пушкин – такое близкое для России и необъяснимое для Запада чудо. Обычно слушатели на Западе мило улыбаются и...молчат, услышав его имя. Неужели так велика разница в мышлении западного и русского человека?

Пушкинские образы реальны и одновременно возвышены страстным восхищением и нежной любовью автора к ним. Допуская в своё творчество только такие идеальные чувства, поэт - с его образно-обобщающем видением конкретной жизни - легко создавал своим воображением красивые, очищенные варианты жизни.Жизни любезной его сердцу! Других вариантов его разум и душа не признавали!

Думаю Пушкин сознательно уходил от разумной объективности в мир своей мечты, при этом глубокой, психологической проработки образов не допуская - хотя кому как не Пушкину не знать тонкости психических срывов и любовных настроений человека? Он выбирал такой путь, чтоб яснее донести главную Идею произведений. Словно дерево, скидывал чувственную листву, чтоб яснее явить схему, основной костяк личности, событий, вещей.

При этом Пушкин был поэтом светлого начала и в этом его сила. Для русских он вариант жизнелюбивого Шекспира. Но зачем второй Шекспир Западу?

Начало 19 века... В умах Европы царят идеи запоздалого субъективного идеализма и стремительно - передового(реального) материализма. Россия же в основном стояла тогда на позициях объективного идеализма. Правда, некоторые русские философы отстаивали позиции материализма, но безуспешно. Россия была слишком религиозна, хотя и признавала пословицу - на бога надейся, да сам не плошай!

За окном век технического прогресса, а не эпоха Возрождения. Князь тьмы уверено и властно начинает стучаться в души европейцев. Европейские мыслители уже создают множество утопических, экономических и политических теорий. Европа покорена чувственной негой индийских сказок и сухой конкретикой сказок братьев Гримм. В обществе разгораются жаркие споры вокруг индивидуальных вкусов - психологически сложных и явно грешных.

Очевиден интерес к анализу, копанию в непохожести разноликих сущностей, интерес к тайнам их душ и грехопадений. Время наступает жесткое, стремительное и нервное. Шекспир, с его гуманной направленностью творчества, явно старомоден. И в это время Пушкин ищет объективные закономерности развития гармоничного, справедливого общества в диковатой России?

Запад уже устал верить в вечные ценности. От морали ему скучно и он давно не ищет святынь. Очень скоро /к середине века/ старомодная сентиментальность насмерть разобьется о сухой критический расчет и о сексуальную свободу по Фрейду. Европа суха и в тоже время чувственно всеядна. Она давно бесстыдно живёт по расчету, а не по совести.

Пушкин жёстко подвел Россию к пониманию несоответствия духовных запросов идеального (передового!) человека и не идеальной действительности, которая царила в России. Несоответствий глубоких. Образ высокоморальной Татьяны оказался образцом для подражания – увы!- только у русских женщин.

Западный мир (при желании!) мог дать человеку комфортные условия для жизни тела и духа. Россия же костенела в невежестве крепостного рабства и суеверия. И когда крепостная крестьянка пела будущему поэту песни о заветном счастье, он не только запомнил эти стоны народной души, но и задумался о путях народа, страны, каждого человека к этому счастью.

Именно творчество Пушкина грянуло в 19 веке идеями казненных декабристов громче, чем когда-то залпы их пушек на Сенатской площади. Громче и эффективней. Именно Пушкин зажег пожар НОВЫХ ИДЕЙ в русских сердцах!

Бесконечно устав от всех своих жизненных проблем и любовниц, поэт нашел несказанный покой и возможность спокойно работать рядом с обожествлённой им женщиной - собственной женой. Мятущийся дух поэта и его душа (равно как и тело) обрели гармонию, вознеся Гончарову на алтарь семейного счастья.
 
Он страстно желал вести размеренную жизнь в тихой, домашней пристани.Поэту хотелось чтоб его мечты о земном, долгожданном счастье осуществились! Но окружающий мир не был тих и счастлив. Мы знаем, что любым новым идеям тут же начинают мешать разнообразные дряхлые обстоятельства. В борьбе Идеи  с Материей во все века философы находили и находят  концепции своих вечных теорий о борьбе добра и зла.

Итак, душа поэта ликовала! Мир же был не идеален и, как вы правильно улыбнулись, - мир долго будет не идеален. Мир, который окружал поэта, тонул в суете, в погоне за минутными наслаждениями. Он требовал денег, нарядов, новых лошадей, балов и светских развлечений. Он манил молодую жену поэта и она, естественно, хотела радоваться, хотела блистать в нём своей красотой не только для мужа, но и для всего общества.
 
Сомнения души, духа, равно как и житейские проблемы зрелого поэта не были по плечу молоденькой красавице. Светская суета, долги, сплетни активно преследовали Пушкина по пятам  Ему захотелось  объяснить в первую очередь ей, что она летит словно мотылёк за пустой мечтой. Он надеялся открыть глаза жены на истинную причину любых страданий.
 
"Жёнка, жёнка! Не гонись за минутным счастьем! В нём нет покоя" - пишет он ей, считая что дорожить надо только вечными ценностями. А они так просты – здоровье близких, семья, свобода творчества. Ради них люди обязаны совершенствовать самих себя, обуздывать свои капризы, желания, мечты, усмирять порывы души  - ибо так легко разрушимы эти  хрупкие ценности.

Но скажите - многие ли понимали это в юности? В поведение его жены нет жизненного опыта, нет зрелой жертвенности, нет той святости, которой сиял образ придуманной поэтом Танечки Лариной - идеальной Женщины, которую он придумал. Да,его жена не совершила ничего рокового, на ней нет и не было греха (Пушкин свято верил ей - иначе дуэли не было!), но...она жила рядом с бездной соблазна.
 
Бездна дышала ей в спину, как хищный, голодный зверь мечтала разорвать её душу. Страшно было заглянуть и страшно прыгнуть в неё. Но скучной и пресной была бы жизнь красавицы без этой чувственной бездны, без жгучих комплиментов, без восхищенных взглядов поклонников. О! Как прекрасно видел Пушкин и её внезапное смущение, и скромное кокетство, и румянец стыда на безгрешном лице!

Видел, понимал и боялся - хватит ли сил этой неопытной и чистой душе пройти искушения пороком? Опытную, развратную душонку соблазнителя, он видел четко, но этого не могла видеть Натали. И никакие слова в мире не смогли бы её остановит, если бы зов бездны стал неодолимым... 

Получить все сразу скопом – нельзя. Духовную твердость, верность идеалам, будущее, как и себя, свою душа и душу любимых  создают постепенно, ежеминутно, ежедневно, всей жизнью. Причем в семье и в обществе этот процесс должен идти одновременно и постоянно. Иначе неизбежны конфликты между прогрессом одних и регрессом других.Эти конфликты смертельны для обеих сторон. В этой борьбе нет победителей. Если она разгорелась – все стороны проигрывают.

Главное в этой борьбе - помнить о ростках новых поколений, о долге материнства, о роли семьи в воспитании детей. Как они божественны – верные, юные жены, матери! Теперь гений красоты открылся ему не в том ветряном подобие женского совершенства (Я помню чудное мгновенье), которое чудилось ему в Керн (и которое навязывала мораль лицемерного светского общества , когда позволяла матерям манкировать своим долгом - сдав детей на руки нянек и гувернанток), а в новых чертах мадонны - Натали Гончаровой - матери его детей, хранительницы любви и семейного очага.

Свято веря этой  женщине, он спокойно и уверенно пошел на смерть. Своей жизнью поэт подтвердил единственно верное, достойное звания мужчины отношение к жене. Он на деле показал путь и судьбу истинного мужчины, мужа, отца в "не идеальном" обществе. В обществе больном. В обществе, которое должно быть разрушено. Ибо оно противоречит законам сохранения семьи.

Никто не смеет посягать на семейный очаг. Это святое. Иначе как воспитывать детей, как хранить и передавать нити мудрости в будущие поколения? Да и какую мудрость будет взращивать лицемерное и продажное общество в своих Сынах? Что заложат в детей их лукавые и порочные матери? Или трусливо-лицемерные Отцы?

Воспитание достойной смены для живущих поколений это сложный процесс. Длительный. Нужны особые, бережно- любовные (жестко контролируемые в  моральном плане, то есть почти  "тепличные"!) условия для созревания духа в ребёнке.Нужны годы. Любой промах чреват порочностью в душах детей. Ведь если не семья, то чужие, равнодушные и злые люди, слова, принципы заполнят пустые (в плане информации) детские души. Можно быть уверенным, что пустыми они не останутся! И Пушкин снова и снова пишет сказки для маленьких граждан России.

Государство обязано быть главной защитницей семейных очагов - хрупких "теплиц" новой духовности. Ничто не должно быть важнее этой функции - не войны, ни экономические проблемы! Человек рождается для передачи накопленной информации вперёд, в будущее. И должен жить так, чтобы бы сохранить, укрепить духовную основу общества, вырастив достойного приемника – своего сына.  Главное:не упростить молодое поколение духовно, а добавить в него хоть капельку совершенства.
 
Тяжёл и долог путь рождения духовного человека...Человечества.  Только во имя отца, и сына, и единого духа, связавшего их единой духовной задачей, создана жизнь на голубой планете Земля!  Медленно, от поколения к поколению идёт исправление, очищение духовной сути людей.... Но оно необратимо. Мир совершенствуется! В этом смысл эволюции.

Творчество Пушкина несло этот святой смысл. Трагедия на Чёрной речке подтвердила важность и значимость этого смысла для него, не только как поэта, но и как человека, отца своих детей в первую очередь.
 
Образ Татьяны Лариной – идеальный образец женской сути, изменил взгляды общества на роль женщины. Открылась важность присущей ей совести, гордости, чувства долга, ответственности перед мужем, семьей, обществом. То, что раньше в какой-то мере давал допетровский домострой и то, что утратили русские женщины, став жить, по требованию царя, на западный манер.

Современницы А.С. Пушкина почти не знали родного языка, его традиций, мудрости народных сказок и легенд. Обезличенные строгой модой и малограмотными иностранными гувернантками молодые барышни были модными куклами в обществе. И только осознав эту навязанную им роль - роль, которую так ясно объяснил поэт - осудив и отринув её, они вернули себе душевное богатство, уважение семьи и общества.

Женщины заняли достойное место в судьбе и предназначении России.Об этом прекрасно говорит невиданный на Западе поток женской поэзии тех лет - Каролина Павлова, Ростопчина, Кульман и т.д. Говорят стихи А.Ахматовой и М.Цветаевой, которые позднее явили миру всю сложность и красоту русской женской души.

Роман Пушкина прекратил для передовых, читающих женщин бесконечный поток лжи и лицемерия, в котором женщины начала 19 века вынуждены были существовать, принимая игру в любовниц и содержанок. Как приняла его когда-то Керн. Приняла, что бы найти компромисс между своими чувствами,долгом матери и положением в обществе.

Не опускаясь до сплетен и интриг, женщины тех лет привнесли в русские семьи атмосферу верной любви, гармонии и тепла. Их совершенство заставило измениться и мужчин. Возможно ли было представить, рядом с такой женщиной подлого и ничтожного человечка, её мужа, отца её детей или нового гражданина - её подросшего сына? Ни за что! Её выбор учитывал моральные принципы, личные достоинства избранника. Эти требования к избраннику в корне изменили облик и сущность мужчин. А значит и всего общества в целом.
 
И стоило бы серьезно задуматься почему сегодня дальновидные российские политики ратуют за оказание помощи молодым семьям, заботясь о матерях и будущих детях. Ох, как не мешало бы  современным женщинам задуматься над этими современными политическими веяниями... Ведь материнский капитал даёт женщине средства для улучшения условий жизни семьи.

Мы знаем, что в далеком Средневековье, когда женщины духовно переросли мужчин, они тут же получили от них титул Прекрасной дамы и бесконечное обожание. Какие подвиги не совершались ради них? И какими высокими были взлеты сознания и творческих способностей мужчин в последующие годы эпохи Возрождения. Каких гениев получил тогда мир!

Представляете как успешно воспитывались дети в той атмосфере позднего Средневековья, где женщина была божественна во всех отношениях. Не казалась, не притворялась – а была! Недаром, понимая какую силу таит женское совершенство, западная церковь так рьяно сжигала достойнейших из них на кострах. Зачем сжигала, что бы через много веков принести свои извинения миру за эти сознательные казни?

Скольких достойных, умных, отлично воспитанных граждан так и не родилось тогда на Западе... Кто вернёт миру те гениальные, необходимые прогрессу идеи, что умерли вмести с ними? А может для них ещё просто не пришло время. Ведь пути божьи неисповедимы...

Пушкинской Татьяне за одну её верность супружеской клятве пьедестал Богини принадлежал по праву. И костры инквизиции тоже! Поэтому взлет духовной культуры русской нации был на лицо! Век оказался переломным для России. Серебряным веком назовут потомки конец 19 столетия.

Сколько достойных имен, открытий! И какое немыслимое чувство собственного достоинства у молодежи. Какое неистребимое желание изменить жизнь общества к лучшему, (даже ценой собственной жизни), сквозит в мечтах тех молодых людей, чьи бабушки и матери были последовательницами пушкинской Татьяны.

Правда, мы сегодня с горечью осознаём, чем закончились те святые жертвоприношения. Но тогда святые женщины с материнской любовью растили множество прекрасных детей, которым суждено было уйти на смерть ради прекрасной Идеи всеобщего счастья – до боли знакомый вариант!- и погибнуть под словом «народовольцы».
 
Спрошу - можно ли назвать субъективным идеализмом философию тех лет, то мучительное самоуглубление в самого себя, тот разбор всех граней своего я, то, что обрушилось тогда на молодёжь России? Думаю - можно. Но если это стремление охватило всё общество,влияя на реальный мир, то лучше назвать это осмысление реальности через личные чувства - психологическим (критическим!)реализмом.

От такого психологического реализма почему-то уходил Пушкин. Хотя ему ли было не знать всех подоплёк души? И всё же глубокий анализ чувств (как у Достоевского и проч)- не свойственен его творчеству. Он понимал, что это дело  нового поколения, новых русских поэтов и писателей. Мы знаем, что это стало задачей Лермонтова, Достоевского, Чехова, Гончарова и т.д. Задачей западных писателей.

Пушкин создавал идеальные образы своих современниц и современников! Его герои являли собой совершенные духовно личности! Подчиняясь образному плену(то есть мечте поэта)русские женщины подражали этой мечте, старались быть похожими на Танечку Ларину. Восхищённые читательницы - следуя за образом Татьяны - старались воспитать в своих детях верность духовным идеалам,стойкость, жертвенность,чистоту помыслов,святость семейных отношений.
 
Разве не в этом была миссия поэта? Декабристов казнили. Собственно и его тоже. Но казнили позднее, когда было уже поздно для самодержавия, и он успел свои мечты воплотить в романе.

И его идеи взорвали жизнь, забурлили стремительно новыми событиями, словно дрожжи нового сознания. И даже его смерть только ускорила этот процесс. Разве не его идеи стреляли, взрывали, скрывались в Финляндии, Шушенском, брали штурмом Зимний? А потом дружно строили гармоничное общество? Да так рьяно, что чуть и его роман не спалили в кострах революции. Но бог дал - обошлось!

И уже советские девушки будили в себе женскую совесть и гордость, заучивая прекрасные строки Пушкина о женском долге - "Но я другому отдана и буду век ему верна!"

Жаль, что рядом с благополучными строителями нового общества притаился маленький, бессмертный бесенок родом из прошлого – бесёнок душевного несовершенства. Он рос, рос. Почти сто лет рос. И вырос. И всё встало на Круги своя! И русские девушки сегодня захлёбываясь в водовороте  эмансипации объявили семью второстепенной сущностью для себя. Они жадно встали на краю той чувственной бездны зов которой рано или поздно слышит каждый молодой человек, каждая девушка. И от которой, любя и заботясь, оградил свою юную жёнку мудрый Пушкин, оградил дорогой ценой - ценой жизни.  И разве не эта цена всегда являлась мерилом Любви?

Сколько горя может принести чистым душам заигрывание с этой бездной прекрасно передала русская литература - через образы Анны Карениной, Наташи Ростовой, героинь Достоевского и т. д.  Неограниченная моралью свобода, эгоистичные интересы никогда не уживались мирно с семейным очагом. И не вели к счастью - ни конкретного человека, ни семьи, ни государства.

Да, современницы получили свободу... Получили её ценой чужих жизней. Не дорого купили – не дорого продали. А тех, кто купил её собственной жизнью, не было в живых с самой первой минуты, той кровавой минуты, когда декабристы отдали свои жизни,  объявив о начале борьбы за неё и явив миру значимость свободы для всех. Какой странный парадокс - погибли за то, что так легко предали современники.

Ну и где сегодня Татьяна? Что дала ей крайняя степень свободы - женская эмансипация? Да, узкой оказалась её современная душа. Страшно далека она от идей декабристов. Вот так–то, господин А.С.Пушкин – поэт и идейный лидер декабристов. Татьяна то передумала хранить верность кому-нибудь кроме себе. Что ей и муж и дети? И даже Родина. Эмансипация...

Меня всегда удивляло, что в русском обиходе чуть что говорят, мол, а Пушкин виноват! Удивительно. Покорив Россию пленительным образом идеальной женщины, именно Пушкин провел святых, русских матерей и их достойных сынов на Голгофу путем скорби. Западных женщин этот путь не ждал.

Известно, как велики потери русского народа в мировых войнах. Как велико значение его подвига для всего мира. Но откуда было известно самому народу, что этим путем он пойдет вслед за мечтой своего поэта? Бог его знает. И, тем не менее, он знал. Он верил. И как за собственную мечту, умирал за мечту поэта, шутливо повторяя сплошь и рядом - Пушкин виноват!

Пушкин выполнил свою миссию. Реальная жизнь в России изменилась. Изменились люди, условия. Слава Пушкину! Его дух силой своей воли, своей мечтой, страстной любовью к жизни, к семье, к женщине - пересоздал Россию. И нельзя, чтобы современные женщины забыли Татьяну! Нельзя, что бы не оценили важность цементирующей роли этого образа в переломные моменты истории, когда роль семьи, духовной поддержки - безмерна.
 
В перестроечные годы, многие женщины позволили западной, чужеродной морали заползти и растлить свои души, души собственных детей. Были снова забыты и народные сказки, и национальные одежды, традиции. Они послушно оделись в дешевую, китайскую одежонку или роскошную западную. В любом случае - чужую одежонку.

А не пора ли начать всё заново, милые "чужестранки"? Не пора ли снова полюбить Россию, как любил её А.С.Пушкин? То есть поверить в себя, в свои корни, свое достоинство? Поверить в будущее своих детей на родной земле?
Вернуть им тепло домашнего очага?

Западный человек всегда ищет твёрдые гарантии в обещаниях. Русский – верит! Верит слепо, чудовищно, всем сердцем. Неужели современной женщине трудно снова поверить, что её истинное предназначение давно названо Татьяной Лариной? Что эмансипация толкает её в бездну чувственного греха и лишает счастливого детства её же собственных детей...
 
Неужели не пришло время понять, что из этих брошенных, не воспитанных сирот подрастают новые граждане России? И неужели не защемит сердце - ведь сказок Пушкина они не понимают, и трёх богатырей не понимают. И зовут их Хелэн, Ник, Макс и т. д. И учили их не дома, а за границей...

Всесильна та мораль, которая ценит и боготворит женщину – просто жену, мать, хозяйку. Не эмансипированного делового робота, а женщину. Задумайтесь, дорогие мамочки. И тогда мы, как доказывает сама жизнь, будем жить в счастливой, гармоничной стране.

О! Пусть всё встанет на Круги своя. И в этом снова будет виноват, конечно, же великий Пушкин!

                16.01. 2009 г - 04.10 .2012 г.