Педагогическое созвездие слов

Вера Третьякова
Сегодня я выбрала из «Манифеста гуманной педагогики» главу о ключевых словах гуманной педагогики, которые в «Манифесте» названы священными.

                Педагогическое созвездие слов

   У нас, – у учителей и воспитателей, – есть священные слова, они – как Педагогическое Созвездие, по которому можно сверять полноту и направление мысли и утверждать творческую практику. Они расширяют и возвышают наше сознание и призывают к подвижнической деятельности.
   В это Созвездие входят слова-понятия: Учитель, Ученик, Школа, Воспитание, Образование, Урок, Ребёнок, Дети, Забота, Духовность, Гуманность. В них хранятся истины для нашего гуманного педагогического мышления.

   Но произошла беда: поспешило невежество, оно вытеснило из святых слов духовную суть и заполнило их своим скудным опытом. Так мы получили бездушный и бездуховный скелет педагогического сознания:

   Учитель – лицо, которое учит; преподаватель, предметник.
   Школа – учебно-воспитательное заведение.
   Воспитание – вырастить, дать образование, обучить правилам поведения.
   Образование – обучение, просвещение.
   Урок – основная форма обучения.
   Гуманность – человечность в общественной деятельности; гуманный – человечный,    отзывчивый, культурный и т.п.

   Такие смыслы могут обслуживать только авторитарное педагогическое мышление.

   Измерение духовности помогает нам постичь и вернуть этим и другим понятиям их сокровенный смысл, вследствие чего перед нами открываются прекрасные горизонты гуманного педагогического сознания.

   Учитель – душа, носитель и даритель Света.
   Ученик – душа, ищущая (жаждущая) Свет.

   Их встреча рождает Урок (педагогический процесс) – особую полосу совместной возвышенной жизни, при которой растущий человек-ученик наполняется Светом от Учителя, воодушевляется и дальше направляется для распространения по миру своих даров духа.

   Воспитание, как сообщает само слово, есть питание духовной оси растущего человека, а питается она духовной пищей – образами.

   Образование есть таинство раскрытия Божьего Образа в человеке. Образ Бога проявляется в человеке через потоки возвышенных образов красоты, любви, доброты, знаний. Источником потоков этих образов является Учитель, Воспитатель.

   Школа (лат. scalae) означает лестницу для восхождения души и духовности человека. Лестница эта находится в Учителе, Воспитателе, он и есть Школа.

   Ребёнок – возрождённое новое бытие.
   Дети – народ, действующий в истине.
   Забота мыслится как следование за божественной тайной.

   Гуманная педагогика рассматривает в качестве своих категорий понятия: Любовь, Вера, Надежда, Радость Успех, Сотрудничество, Одухотворение, Вдохновение и др.

Продолжение темы гуманной педагогики следует.
 10.11.2012

1. «Путь в будущее»:  http://www.proza.ru/2012/11/06/1700
2. «Педагогика для детей Света»:  http://www.proza.ru/2012/11/08/1675