Сатанизм взаимовлияние науки и религии

Георгис Арина Вячеславовна
    Современный сатанизм крайне многолик. По-разному относятся представители разных направлений в сатанизме к науке и к религии, их взаимоотношению. В этой статье рассматривается отношение к науке и влияние науки на религиозные представления в сатанизме на примере двух разных религиозных объединений этого направления: «Чёрная Гвардия Воинов Ночи» (ЧГВН) и «Церковь Сатаны» (ЦС).
    Методы исследования, которыми я пользуюсь в свое статье, следующие: социологический (интервью и анкетирование) и сравнительный анализ в религии.
    Почти каждая религия рано или поздно сталкивается с проблемой об интегрирования научных знаний в мировоззренческую парадигму, либо с проблемой осмысления результатов и методологии науки в свете религии. Она либо отказывается включать в себя и переосмысливать научное знание, либо переосмысливает научные знания на свой лад (это, как правило, свойственно современным религиозным организациям).
    С такой же проблемой в своё время столкнулись такие объединения сатанистов как «ЧГВН» и «ЦС». Лидеры этих организаций  долго размышляли о том: может ли религия включать в себя науку и/или наука религию, может ли религия быть научна, а наука религиозна. Также они размышляли много над другими проблемами, связанными с этим.
    В результате выяснилось, что: учение «ЦС» утверждает то, что сатанизм научен. Далее в нашей статье мы приведём материал интервью с российским представителем ЦС, рассматривающие вопрос отношения к науке и влияния науки на религию в сатанизме ЛаВея:
« Солодкина А.В: Валерий, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1.Какое отношение у ЦС к современной науке?
2.Какое влияние оказывает наука на учение ЦС?
3.Сочитает ли в себе мировоззренческая парадигма ЦС не только религиозные и философские элементы, но и научные?
4.Сатанизм ЦС полностью атеитичен, либо он включает в себя религиозные элементы?
5.Какова роль религиозного опыта В ЦС?
Валерий Завьялов:
1.Я точно знаю, что ЦС придерживается теории эволюции Чарльза Дарвина, и даже отмечает день Дарвина. Всё основано на науке.
2.Члены ЦС придерживаются научного мировоззрения.
3.Пока актуальна магия,  так как человек ещё не умеет пользоваться некоторыми силами природы. Не умеет с ними взаимодействовать. А с прогрессом науки это будет возможно.
4.Есть религиозные элементы. Сатана это обобщённое название тёмных сил природы, которая наука не может объяснить. Во время ритуала Сатанисты обращаются к этим силам за помощью и поддержкой.
5.Последователи ЦС считают, что нет никакого откровения» [3].
     То есть, как мы видим из интервью, сатанизм ЛаВея легко вписывается в научные стандарты. Так сатанизм «ЦС» признает  эволюционную теорию Дарвина (по модели принятия научных стандартов и норм сатанизм Лавея можно сравнить с гностическим люциферианством (официальный представитель направления в России Лилит (г. Брянск»)). Сатанисты «ЦС» считают, что человек сам может быть богом, и может полагаться на себя и на свои силы, действовать на основе здравого смысла. Он может верить в магию, а может и не верить, это зависит от желания сатаниста, и объяснять магию, как ему удобно. Но если он, ей занимается, то он должен доверять её результатам, а не объяснять результаты магического акта банальным совпадением: «Не следует забывать, что ВАС НЕ ДОЛЖНО ВОЛНОВАТЬ ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ЧТО КТО-ТО МОЖЕТ НЕ ПРИЗНАВАТЬ ВСЕРЬЕЗ ВАШЕ ДЕЯНИЕ, ЕСЛИ ДЕЯНИЕ ПРИНОСИТ ЖЕЛАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Чрезмерно дотошный логик всегда будет объяснять связь между магическим ритуалом и его конечным результатом как "совпадение"» [большие буквы – цитирование оригинального текста, Сатанинская Библия, http://knigosite.ru/library/read/80872 ]. Теорию объяснения совпадений данных у людей с астрологическими гороскопами и предсказание выпадающих карт раскрыл в своей работе К.Г.Юнг, назвав «механизм совпадения» синхронией [см. Юнг К.Г. Синхрония: аказуальный объединяющий принцип]
     Основатель ЛаВеизма  Антон Шандор ЛаВей в своих работах («Сатанинская Библия», «Сатана говорит» и др.)  оставляет для своих последователей практические советы о том, как лучше общаться с другими людьми, о том, как лучше заниматься сексом (и получать от этого больше удовольствия). О том, как выполнить свои заветные желания при минимальной затрате энергии и о другом. Произведения ЛаВея и его последователей затрагивают все аспекты жизни сатаниста. Этим его работы похожи на журналы и учебники по практической психологии (например, известный популярный журнал Psychologies), т.к. там разбираются конкретные проблемы и способы их решения. Например: на вопрос как держать власть над публикой ЛаВей пишет следующее в работе «Сатана говорит»: «Публику надо держать в страхе. Если недостаточно существующих страхов, надо создать дополнительные. Смысл в том, что каждый боится чего-то. Обнаружьте этот страх, сыграйте на нем и вы поработите человека» [5].
     Учение другой религиозной организации, «ЧГВН», иначе смотрит на проблему синтеза науки и религии. Важное место в религиозной системе «ЧГВН» занимает религиозный опыт жречества.
     Чтобы понять проблему отношения науки и религии в ЧГВН мы взяли интервью у активного члена и миссионера ЧГВН, Артёма Зуева:
«Солодкина А.В: Артём, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1.Какое отношение у ЧГВН к современной науке?
2.Какое влияние оказывает наука на учение ЧГВН?
3.Сочитает ли в себе мировоззренческая парадигма ЧГВН не только религиозные и философские элементы, но и научные?
4.Сатанизм ЧГВН полностью атеитичен, либо он включает в себя религиозные элементы?
5.Какова роль религиозного опыта в ЧГВН?
Артём Зуев:
1. Отношение к науке положительное. Человек должен быть образован. Человек без знаний , но с религией превращается в слепого барана.
2. Учение ЧГВН переплетается с учением Чарльза Дарвина об эволюции. Эта теория не отрицается, как, к примеру, у христиан.
3. Та же самая теория Чарльза Дарвина. Да и отрицать физические законы и законы природы, основываясь, на том что "на все воля божья" крайне глупо и достойно современного человека.
4. Естественно включает. Мы считаем, что Сатанизм имеет полное право называться религией. Здесь есть и иерархия, и ритуалистика. Сатанизм также включает в себя собственную философию...
5. Роль религиозного откровения заключается в том, что человек способен стать равным богу. Это путь Внутреннего становления и совершенствования. Не каждый способен это понять, из-за неправильной информации, полученной из различных источников. Благодаря этому невежеству порой случаются страшные вещи» [2].

     При помощи духовного опыта представителям жречества удаётся интегрировать научные знания в их религиозную систему. Верховная Жрица Ирина (Волк Stihriona) рассказывает о своих путешествиях в Ад (духовный опыт) и о том, как Сатана учит её разным наукам, таким как психология, НЛП, менеджмент, искусству грамотного общения и другим. Ирина активно делится своим духовным опытом с окружающими, всегда отвечает и консультирует всех, кто хочет узнать о сатанизме [её страница на сайте вконтакте - http://vk.com/id55940607  ].
Учение ЧГВН не полностью, но старается адаптироваться под научную картину мира. Оно частично признает теорию эволюции Дарвина. Однако мифическая и религиозная сторона традиции в ЧГВН до сих пор остается главенствующей. Они верят в магию, изучают и практикуют оккультные дисциплины, занимаются личностным ростом, изучая древние учения и пользуясь разными источниками (кабала, алхимические трактаты, гримуары).
     Из анализа материала по религиозным объединениям в сатанизме становится совершенно очевидно, что разные учения в сатанизме проходят процесс эволюции религиозного сознания: они пытаются адаптироваться в современном обществе. Сейчас отрицать вклад в культуру научного знания уже невозможно, поэтому религиозные объединения сатанизма делают попытки синтеза научного знания и интеграции научного знания в религиозную систему. Они не только желают идти в одну ногу со временем, но и пытаются выработать и предложить своим верующем универсальное учение, которое охватывает все стороны человеческой жизни, синтезируя результаты и методы научного и религиозного познания.

Источники и литература
1.Солодкина А.В. Оккультно-эзотерический орден « Чёрная Гвардия Воинов Ночи» (ЧГВН) – Ростов н/Д, 2011. – 52 с. ISBN 978-5-4376-0017-7
2. Интервью с членом ЧГВН  Эльрик (Артёмом Зуевым)
3. Интервью с членом  ЦС Валерием Завьяловом
4. Антон Лавей Сатанинская Библия http://knigosite.ru/library/read/80872
5. Антон Лавей Сатана говорит http://666.io.ua/s112421
6. Юнг, К.Г. Синхрония: аказуальный объединяющий принцип: [ cб. ст.; пер. англ. И нем.]/Карл Густав Юнг. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 347, [5] c. ISBN 978–5–17–060628–3

Автор: Солодкина Арина Вячеславовна (бакалавр религиоведения, на данный момент место работы «МБОУДОД ДООспЦ» - специальность: социальный педагог).