Ольга Тургай о моей книге Над Арёй-рекою

Татьяна Дорофеева-Миро

Поэзия для души

09.11.2012

Ольга ТУРГАЙ,член Союза писателей России, член Союза журналистов России, лауреат премии им. М.Трубиной, шеф-редактор радиоканала "Радио России-Чувашия"(ГТРК "Чувашия")

Когда мне в руки попал сборник стихов Татьяны Дорофеевой «Над Арей-рекою», вначале я его с интересом перелистала, по­тому что книга все-таки получилась объемной для поэтического сборника (434 страницы). Потом начала читать. И повеяло на меня светлая грусть по ушедшему безмятежному моему детству, тоска по родным местам... Думала, наверное, потому, что Татьяна моя землячка - мы из одной деревни. И пишет она о тех местах, где когда-то и я ходила... А потом поняла, что дело не только в этом. В стихах Татьяны есть ничем не прикрытая, открытая настежь душа, переполненная любовью. Пишу с большой буквы, потому что Любовь у Татьяны огромна, всеобъемлема - ее любви хватит на всех.
Самая большая любовь у Татьяны, на мой взгляд, это любовь к родному краю, где родилась и выросла. Именно поэтому много стихов, посвященных родной деревне Арабоси, родному Урмарскому району, нашей речке Аре, протекающей рядом с деревней (и даже в названии книги запечатлена любовь к малой родине).
Ожила весною речка,
Мной любимая Аря.
Нарядились сосны в свечки -
Продолженье бытия.
От воды прохладой веет,
Рябь идет на ней слегка.
От любви сердечко млеет...
Мне, Аря, ты дорога!
Вроде бы незатейливые строки, но ведь от души!
Сборник состоит из восьми разделов: «Над Арей-рекою», «Аптечка души», «Было в сердце», «Утонула с тобой в единеньи», «Здравствуй, море!», «Обшути меня, плутишка», «Пьяно-сладкий аромат», «Мои друзья-стихирцы». Темы, затрагивающиеся в этих стихотворных циклах, являются достаточно разнообразными. Если в цикле «Над Арей-рекою» стихи о красоте родной природы, то цикл «Аптечка души» полностью посвящена цветам и травам. Названия говорят сами за себя - «Татарник», «Вьюнок», «Цикорий», «Чистотелушка» (всего 22 стихотворения).
Чистотелушка, родной,
Друг ты мой, чистюля!
Ты нарост этот промой
Посреди июля!
Вот с какой нежностью можно, оказывается, писать о травах. Цикл «Было в сердце» начинается с одноименного стихотворения.
Было в сердце страданий немало,
Была горечь никчемных обид.
И на плечи ложилась усталость,
Приходилось терпеть, как гранит.
Я теперь ни о чем не жалею!
Были в сердце минуты любви!
Все прошедшее бликом лелею,
Ведь сады тогда звонко цвели!
Вот она - женская мудрость! Можно век прожить и не понять суть жизни. А она проста - живи, не жалуясь на трудности (они у всех есть), не переживай, что что-то ушло, прошло (ничто не вечно в этом мире), неси в душе чувство благодарности за все, что с тобой произошло (если честно, то есть ведь за что благодарить!). Лирическая героиня Татьяны Дорофеевой это знает, потому она не суетлива ни в своем горе, ни в своих страданиях, ни в радостях. Она не переходит черту, ту грань недозволенного, потому что, как говорится, «воспитание не позволяет».
Мне кажется, Татьяна пишет стихи потому, что не может их не писать. Она просто не может (да и не надо!) сдержать в себе всю эту женскую нежность, которой у нее душа переполнена. Она должна выплеснуться, иначе нежность может превратиться во что-то не совсем хорошее. Ведь нереализованные мечты могут «съесть» изнутри человека. А так сколько доброты, нежности, чуткости выпущено в мир Татьяной.
 Татьяна и сама признается, что
Не поэт. Не писатель. А просто
Я обычный живой человек.
Но открою любви светлый остров,
Не закончится где жизни бег...
И замечательно, что есть такой человек - Татьяна Дорофеева - дочь, жена, мама, соратница и просто наша с вами современница, которая любит, верит, надеется во все светлое, доброе, чистое. И от ее стихов мир становится лучше. Я в это верю.