Dura lex. Дело не хитрое

Галина Кошкина
Российские законы – как челябинские мужики по версии ТНТ. Очень суровы. Настолько суровы, что их на всякий случай стараются не особо рьяно исполнять.

Видимо, поэтому, разрабатывая и принимая очередной dura lex, законодатели гонят возможные механизмы реализации, как докучливых мух, подальше от цитадели законотворчества. А может, и не законодатели…

«Растемным-темна моя коробочка…»
С 1 июля 2012 года штрафы за некоторые особо распространённые нарушения ПДД «возросли многократно». Причём некоторые ещё и обросли дополнительными обременениями. Например, за излишнюю тонировку не просто штраф выпишут, но ещё и номера снимут. На сутки. Если через сутки владелец тонировку ликвидирует, наказание ограничится штрафом в размере 500 рублей. А если не ликвидирует, номера не отдадут. Но штраф всё равно платить придётся. А если ездить на машине без государственных регистрационных знаков, то, когда поймают,  штраф выпишут уже 5000 рублей. Или лишат прав на срок до трех месяцев.

Но мне почему-то кажется, что штраф выпишут охотнее. Потому что штраф – это деньги. Явление вполне конкретное и осязаемое. А лишение прав – явление, как показывает практика, весьма абстрактное. Даже когда лишают прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, это мало кого из нарушителей вводит в раскаянье и мало кому мешает сесть за руль. Потому и ловят этих лишенцев и по второму, и по третьему, и даже по восьмому разу. А деньги, как уже было отмечено выше, они того… Как-то они реальнее. Для бюджета и вообще. Пусть заплатит – и ездит дальше. Если, конечно, за тонировку или без номера. А если за нетрезвое состояние – это совсем другой разговор. Об этом в другой раз.

Как там сейчас, согласно статистике, обстоят дела с нарушителями по части тонировки, мне достоверно не известно. Но если судить по количеству проводимых ГИБДД рейдов, то тонированные нарушители должны уже исчезнуть, как доисторическая кистепёрая рыба. А если посмотреть по количеству притемнённых автомобилей, то что-то тут не так… Такое ощущение, что нарушители, как, видимо, и кистепёрая рыба, не исчезли, а просто перешли на новую ступень эволюции. Тонировка есть, а нарушения нет. И светопропускная способность не страдает, и окна тёмные. Такая вот загадка природы.

«Остановка разпрещена»
Такая же примерно эволюционная ситуация сложилась и в области второго ужесточения наказаний за нарушение ПДД. Касательно стоянки и парковки транспорта как попало и где в голову взбрело.

Раньше за такое нарушение были предупреждение или штраф 300 рублей. Теоретически. А фактически ничего никому за это не было. По крайней мере, в Красноярске. До такой степени ничего никому не было, что прямо под знаком «Остановка запрещена» можно было стоять сколько угодно в любое время суток малозаметными  группами по десять-пятнадцать автомобилей. Но, конечно, не у зданий местных администраций и не около КрайУВД. Там нельзя было никогда. Там знаки висели. «Остановка запрещена».

Зато в любых других местах – пожалуйста. Даже если там висели знаки «Остановка запрещена», всё равно можно было. А на вопрос: почему? – в ГИБДД отвечали, что парковок в городе не хватает, и надо же входить в положение… Вот не дадут соврать – отвечали! И не раз. И даже мне лично. Я всё никак в толк не могла взять: квартир в городе тоже на всех не хватает, а в положение никто входить не хочет и чужое жильё занимать не разрешают. А ещё, говорили мне в ГИБДД, эвакуировать нечем, некуда и некому, потому что сотрудники и так в мыле.

И вот – наступил день Х. То есть 1 июля 2012 года. Едва ли к этому моменту в городе образовалось достаточное количество парковочных мест. Даже наоборот. И штрафстоянки не появились. И не закупили партию чудесных компактных эвакуаторов, способных пробиться сквозь пробки к месту нарушения требований знака «Остановка запрещена». Ничего подобного. И даже более того: в раже реструктуризации МВД и превращения милиции в полицию штат сотрудников ГИБДД значительно сократили. В основном сократили тех, кто работал «на улице».

Зато вот повысили штрафы. Было предупреждение или 300 рублей, стало 2000 рублей. Без предупреждения. Но с задержанием транспортного средства.

Нет, сначала, когда только-только вступили в силу новые требования, даже как-то просторнее стало на улицах. Народ, видимо, под натиском СМИ, то и дело напоминавших, что за парковку под запрещающим знаком можно лишиться значительного количества кровных рублей, опасался. А потом – куда деваться? Не ездить же на работу на автобусе? И не оставлять же свою лялечку за два квартала от офиса, верно? И как-то так оно само собой вернулось на круги своя. Да и не могло не вернуться: хоть в сто раз штрафы поднимай, а механизмов реализации к ним не прикручено. А ноль, как известно, на что ни множь, больше ноля не получишь.

Про этот умноженный ноль я вспоминаю всякий раз, когда проезжаю со Второй Брянской на Шахтёров по правому шлюзу перед кольцом. Вот так с самого 1 июля 2012 года два-три раза в неделю и вспоминаю. Потому что правая полоса там практически весь день плотно занята фурами-длинномерами. И стоят они непосредственно под знаками «Остановка запрещена». А знаки при этом снабжены уточняющими табличками: черный грузовичок на белом фоне. Что, собственно, означает: остановка здесь запрещена не кому-нибудь, а именно вот грузовому транспорту. И что?

И ничего. Несмотря на то, что в этом районе всегда очень напряжённое движение. И что неподалёку находится полк ДПС. И что с 1 июля 2012 года за нарушение требований знака «Остановка запрещена» полагается задержание транспортного средства и штраф – 2000 рублей… А на выходе по-прежнему ноль.

Так может, снять уже эти бесполезные знаки? Парковок не хватает, штрафстоянок нет, эвакуаторов не предвидится, сотрудников сократили. И пусть себе стоят, где хотят.

Собственно говоря, оно и со знаками неплохо получается. Остановка разпрещена. Суровость любого закона, как гласит народная мудрость, компенсируется его неисполнением.

«В ходе рейда выхода не выявлено…»
По основному месту работы – в автомобильном издательстве – я часто встречаю  тексты, слабенько переведённые с какого-нибудь профессионального суржика на человеческий язык. Особенно «радует» одна затасканная формулировка, перекочевавшая в СМИ прямиком из канцелярита ГИБДД: «В ходе рейда было выявлено столько-то нарушителей».

В начале сентября в Красноярске проводили рейд «по выявлению» нарушителей требования к тонировке автомобиля. На самом деле, такие рейды проводят регулярно. Но этот мне запомнился особенно хорошо.

…На перекрёстке Красраба и улицы Корнетова, точнее, метрах в ста от перекрёстка, с обеих сторон проезжей части стояли сотрудники ГИБДД. Один «вылавливал» тонированных нарушителей, едущих к Октябрьскому мосту, двое работали с водителями, двигающимися от моста. А мимо них через проезжую часть от рынка шагали граждане, обвешанные пакетами и сумками. Поперёк дороги – в 100 метрах от светофора и пешеходного перехода. Шагали под колёса движущихся машин, несмотря на то, что таким образом совершали правонарушение «с особым цинизмом»: переходили дорогу в неположенном месте прямо под носом у сотрудников дорожной полиции.

Но сотрудникам до них дела никакого не было. Рейд-то проводился «по выявлению» незаконной тонировки. Правда, при мне инспектор ДПС всё же попытался остановить пожилую даму, бойко прыгнувшую под очередные колёса. И стал ей, судя по всему, объяснять про нарушение, и показывал в сторону светофора и перехода… Дама раздражённо дёрнула плечом и продолжила свой путь под колёса машин, а инспектор с досадой посмотрел ей вслед – и только.

В ста метрах от «рейда», на самом перекрёстке, водители поворачивали налево, игнорируя знак «Поворот налево запрещён». Из-за этого на перекрёстке возникали заторы, а сквозь ряды ползущих машин сновали пешеходы. И посреди всего этого великолепия стояли сотрудники ДПС и выискивали в потоке транспорта «слишком тонированные» машины. Действительно, какие могут быть пешеходы и левые повороты, когда тонировка?

…На проспекте Мира экипаж ДПС остановил тонированную «девятку» под знаком «Остановка запрещена», и водитель выбрал из двух зол меньшее: решил снять тонировку на месте. Запарковался в правой полосе и, распахнув дверь в соседнюю полосу, начал сдирать плёнку со стёкол. Водители из левого ряда, объезжая его, вынуждены были пересекать двойную сплошную, чтобы не оторвать умнику дверь. А «ночной дозор» ДПС продолжал «охоту на тёмных», не обращая внимания на ситуацию. Действительно, какая тут двойная сплошная, куда вынуждены выезжать водители из-за помехи в правой полосе движения, когда тонировка?

…Напротив старого поста ДПС в районе мясокомбината тоже стояла машина ДПС. Так ведь рейд. Тонировка ведь! Вдруг мимо них пулей (на глазок могу сказать – километров 90 в час), резко перестраиваясь между «тихоходами», примерно демонстрирующими инспекторам городскую скорость, просвистел лихач на серебристой иномарке не самого крутого пошиба. Просвистел – и умчался куда-то в даль светлую. Никто даже попытки не сделал остановить наглеца. Да пусть себе превышает скорость, пусть подрезает, рейд-то не по превышению скорости, а по тонировке!

Это – только те моменты, которые за день отметила я. Сколько их было, таких вот «внерейдовых» нарушений, даже представить сложно.

Но если вы думаете, что камень будет в огород «ленивых» инспекторов – то напрасно. Я давно и хорошо знаю ответ на вопрос, почему, если рейд по тонировке, то никакие другие нарушения «в списках не значатся». Такой вот порядок. Такой приказ. Инспекторы и рады были бы пресечь и то нарушение, и это, и вот это, но не могут. Не положено. Рейд по тонировке – так стойте и не подпрыгивайте. И даже если у них на глазах произойдёт ДТП, они не имеют права покинуть своё «рейдовое» место и оформить это ДТП, чтобы разгрузить дорогу.

Именно поэтому я не стала на этот раз задавать никаких вопросов сотрудникам отдела пропаганды ГИБДД Красноярска. Они мне уже отвечали на эти вопросы неоднократно.

Зато с большим удовольствием я задала бы один вопрос трём людям «при исполнении». Министру МВД Рашиду Нургалиеву. Начальнику ГУВД по Красноярскому краю генерал-лейтенанту полиции Вадиму Антонову.  И начальнику УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю подполковнику полиции Валерию Кускашеву.

А вопрос очень простой. Считают ли господа офицеры такой порядок проведения «тематических» рейдов разумным?

Хотя, если посмотреть теоретически… С точки зрения УК, ГК, КоАП и ПДД… То законы у нас хорошие. У нас отличные законы. По мнению некоторых иностранных юристов и правозащитников, у нас законодательство одно из лучших в мире! Но, как в бородатом анекдоте про японскую делегацию, всё, что мы делаем руками, не выдерживает никакой критики. Вообще ничего не выдерживает.

Закон суров, но это - Закон. Как говорили латиняне, «Dura lex sed lex». А на Руси испокон веку говаривали: «Duraцкое дело – не хитрое». Вот то-то и оно…