Брейвик по-русски. Герой нашего времени

Дмитрий Ятокин
       7 ноября, когда российский народ спорил сам с собой – стоит или нет праздновать очередную годовщину Октябрьской революции, в одном из московских офисов ранним утром прогремели вовсе не салютовые залпы. Юрист фармацевтической компании «Ригла» Дмитрий Виноградов хладнокровно застрелил шестерых человек.

     Первой на трагедию отреагировала власть. Отметая все аналогии между отменённым праздником и трагедией, власть истерично прокричала: «Не виноватая я! Он не ко мне пришёл!» 

    Офисного служащего Виноградова поспешно признали «невменяемым, больным, странным». Как обычно бывает при обсуждении подобных трагедий, разговор завертелся о запрете оружия, об усилении ответственности за выдачу справок, о профессионализме охраны, об установке металлодетекторов на входе в каждый офис. Обычная политическая пустословица людей, не желающих разобраться в трагедии, а желающих лишь «ужесточить ответственность за свершённое деяние».

    Давайте не будем уподобляться политикам и хладнокровно, по-репортёрски жёстко попытаемся разобраться в случившемся.

    Итак, наступило 7 ноября. Хмурое, осеннее утро. Но у 33 лётнего Дениса Моисеева настроение хорошее. Он удачно прошёл все собеседования и спешил в офис «Риглы» для подписания контракта о приёме на работу. Ему нужно было подняться на 4 этаж в кабинет номер 400.

    Сотрудники финансового отдела уже были на своих местах. Елена Лапшина как раз распечатывала трудовой договор на имя Моисеева. Остальные работники отдела: Александр Бирюк, Антон Третьяков, Никита Стрельников и Ярослава Сербенюк просматривали электронную почту, перебрасывались шуточками, вспоминали, кто и как провёл недавние праздничные дни. Наталья Плеханова заваривала кофе. Анна Казникова разговаривала с кем-то по мобильному телефону.

    Юрист аптечной сети «Ригла» Дмитрий Виноградов в этот день на работу не спешил. Кроме традиционных офисных гаджетов Дмитрий решил прихватить с собой объёмистый рюкзак. «Вечером выезжаем на природу, корпоративный тренинг». Это объяснение для мамы и сотрудников охраны офиса. Маму объяснения удовлетворили, а охрану необычная поклажа и вовсе не заинтересовала. Свежий анекдот на утро гораздо приятнее досмотра чужих карманов.
Виноградов спокойно проходит два поста офисной охраны. Он почему-то не поднимается в свой кабинет, а сразу же спешит в туалет. Примерно через час из туалета выходит уже не юрист Дмитрий Виноградов, а Рэмбо, американский коммандос! Чёрный штурмовой костюм, разгрузка, армейские ботинки, карабин с лазерным прицелом в руках, второй карабин заброшен за спину. Уверенной походкой, никуда не спеша, Виноградов идёт по знакомым коридорам. Его цель – 4 этаж, офис номер 400. Там работает девушка, которой Виноградов сегодня должен доказать, что он «не тряпка» и «готов на поступок».

    Первой под лазерный «зайчик» попадает уборщица. Ещё слишком рано. Кивок головы - «убирайся» и испуганная женщина, не понимающая откуда ранним утром в офисном помещении взялся спецназовец, убегает в подсобку. Второе препятствие перед дверью – Денис Моисеев. В мозгу Виноградова срабатывает традиционный сигнал: «Мужчина – опасность!» Два выстрела в грудь. Моисеев падает, он погибает мгновенно.  Виноградов распахивает дверь и входит. Его глаза раньше лазера находят Анну Казникову. Глаза в глаза! Зрачки Анны расширяются от ужаса, она бледнеет и инстинктивно поднимает руки. Этого для Винорадова оказывается достаточно: теперь его боятся все! А боятся – значит уважают! Натренированным движением карабин вскидывается и начинается стрельба по мишеням. По живым мишеням!

    Казникова пользуется моментом и выскальзывает из кабинета. Первые два выстрела достаются подругам Анны – Лапшинй и Плехановой. Два выстрела – две смерти. Затем доходит очередь до мужчин. Адреналин уже вовсю разогрел кровь, Виноградов почувствовал запах крови и начал дёргаться. Патроны заканчиваются, приходится бросать первый карабин и браться за второй. На этот раз показатели стрельбы значительно хуже: двое убитых, двое раненых. За 18 секунд Виноградов успевает опустошить оба магазина.

    Ему нужна перезарядка. Он выбегает в коридор. На звуки выстрелов открываются двери других кабинетов, слышатся крики. Виноградов торопится, руки начинают дрожать, он никак не может достать снаряжённый патронами магазин. В этот момент из «расстрельного» кабинета выбегает Стрельников. Он ранен, но не сломлен! Из последних сил, теряя сознание, он просто валится на Виноградова. Они падают, карабин отлетает в сторону. По лестнице уже бегут охранники, они наконец-то приступили к своим обязанностям.

    Спаситель многих жизней Никита Стрельников умирает уже в больнице. Ярослав Сербенюк тяжело ранен, но продолжает держаться, врачи борются за его жизнь. Помочь уже нельзя двум девушкам и трём молодым людям. Их родственники теперь будут отмечать день 7 ноября, как скорбную дату.

    Кто же такой Дмитрий Виноградов? Садист, маньяк, душевнобольной, униженный и оскорблённый мужчина, или человек, считающий себя Богом?

    Ему 29 лет, он родился в Москве, единственный ребёнок в полной семье. Закончил школу, получил юридическое образование. Не мальчик мажор, не прожигатель жизни. Родители не оставили ему в наследство нефтяную скважину или банковский филиал. Он вынужден работать, как многие. Жил замкнуто, не был душой нараспашку. На своей страничке «ВКонтакте»  у Виноградова было всего пять друзей. Карьера не была блестящей. Он работал в крупном аптечном холдинге, но на должности рядового юриста. И перспектив для роста, для продвижения, практически не было.

    Замкнутость, неуспешность вредили Виноградову и на личном фронте. Девушек не привлекала в нём даже московская прописка, ведь квартиру он делил с родителями. Завязавшийся было служебный роман с Анной Казниковой очень быстро «развязался»: «Давай останемся друзьями» - сказала она, улыбнувшись. С тех пор за своей спиной он слышал пересмешки коллег, обсуждающих что и где у него не так. «Не мужик» - такой ярлык привесили к нему женские злобные язычки.

    Он пытается вырваться из круга одиночества. Записывается в волонтёры, спасет собачек и птичек. Но спасти удается очень не многих. Может быть именно во время одной из таких спасительных акций он начинает задумываться о бессмысленности своего существования? В голове начинают зарождаться странные мысли о том, что естественный отбор перестал существовать в природе, что в современном мире стираются индивидуальности, что люди перестают думать о вечном, а живут лишь жаждой наживы.

    Его память услужливо подталкивает к детальному ознакомлению с деяниями известного норвежского потрошителя Брейвика. Виноградов начинает готовить себя к миссии сверхчеловека. Параллельно он сочиняет собственный манифест и тренируется в стрелковом тире. Абсолютно легально он получает разрешение на приобретение трёх охотничьих карабинов! И никого в разрешительных отделах не заинтересовало, каким образом с помощью трёх карабинов можно защищать дикую природу?

    Инструкторы по стрельбе характеризовали Виноградова как прилежного, легко обучаемого курсанта. Он хорошо видел цель и сохранял хладнокровие. Инструкторы должны быть довольны, они воспитали отличного снайпера!

    Всю ночь с 6 на 7 ноября Виноградов проводит за компьютером. Он публикует свой манифест:
    "Я ненавижу человеческое общество и мне противно быть его частью! Я ненавижу бессмысленность человеческой жизни! Я ненавижу саму эту жизнь! Я вижу только один способ ее оправдать: уничтожить как можно больше частиц человеческого компоста. Осознайте, наконец, свое истинное значение и место в этом мире! Поймите, что вы здесь лишние, вы - генетический мусор, которого здесь быть не должно, мусор, который возник случайно, в результате ошибки в эволюции, мусор, который должен быть уничтожен".

    Манифест закончился не призывами к свержению чего-то, а убийством своих близких людей, коллег по работе.  Так кто же он, офис менеджер Виноградов? Сошедший с ума клерк или идеологический борец с ненужными людьми?

     Вся подготовка к убийству, уделение большого внимания  деталям операции, избранность в выборе целей убийства, двести запасных патронов, хладнокровие, всё однозначно говорит о его полной вменяемости.

    Но и идеология Брейвика, якобы боровшегося с мигрантами, оккупировавшими Европу, в данном случае неприменима. Виноградов не пошёл на какой-нибудь рынок, где торгуют представители Азии или Закавказья. Он не застрелил уборщицу, явно женщину – не славянку. Его интересовали конкретные люди. Это Брейвик российской действительности.

    О таком случае уже давно был снят американский фильм с Майклом Дугласом. История обычного офисного работника, белого воротничка, затюканного жизнью. Жена подаёт на развод, с работы увольняют,  на улице оскорбляют. Киношный герой также берёт в руки автомат и крушит всё вокруг, он также ненавидит тот самый мир потребления, который сейчас строится и в России. Всё продаётся и всё покупается! Нравственные ценности высмеиваются. Успеха добивается не тот, кто добрее, а тот, кто наглее! Это болезнь! Но больны не отдельные люди, больно общество в целом!

    Как спастись от таких Брейвиков – Виноградовых? Готового рецепта нет. Есть только один путь, длинный и тяжкий. Нужно делать добро. Нужно публично говорить, что земля наш общий дом. Нужно осуждать избыточное стремление к богатству. Нужно наказывать людей, сеющих вокруг нас ненависть. Нужно быть терпимее к мнению других людей. Нужно считать работников людьми, а не офисным мусором.

    Согласен, это трудно! Гораздо легче объявить Виноградова сумасшедшим, засадить его пожизненно и забыть. Властные люди порассуждают об ужесточении наказания, отметят, что Виноградов не террорист и не выдвигал политических требований. Власть может спать спокойно. А мы, граждане?

    Если не устранить причину их появления, то придут другие виноградовы. Под «манифестом» Виноградова оставили «лайки» более пяти тысяч человек. И это всего за один день, пока манифест не сняли с сайта. Кто эти люди? Пять тысяч потенциальных «виноградовых»! О них власть тоже предпочтёт забыть? Запретит власть карабины, так «виноградовы» придут с пистолетами. Придут с бейсбольными битами, ножами, цепями… Шоу должно продолжаться? Или нам всем пора отказаться от просмотра таких убийственных шоу?

    Многие люди хотят войти в историю, оставить след после себя. Кто-то воспитывает детей, кто-то пишет книги, кто-то изобретает лекарство от рака. А некоторые поджигают храмы, насилуют, убивают сотни детей. Их имена тоже вписываются в историю. Но мы не будем их вспоминать. Давайте почаще вспоминать о «солнечном» комбате, спасшим своих солдат, об офисном служащем Никите Стрельникове, который ценой своей жизни спас двести человек. Вечная память всем погибшим от рук преступников!

    Берегите себя, берегите близких. Будьте внимательнее друг к другу! Иногда слово убивает так же, как и карабин «сайга».