31. 3-я поездка. Президент Каракеев

Михаил Самуилович Качан
На фотографии Президент Киргизского филиала Академии наук СССР Курман Каракеевич Каракеев

мой спутник – Николай Гаврилович Чусовитин

Летом следующего 1965 года я побывал на Иссык-Куле ещё раз. Особой нужды в этом не было. Поток жалоб оттуда прекратился, потому что был отремонтпрован второй корпус дома отдыха. На пляже поставили грибки. Территория была благоустроена. Появился клуб. На питание не жаловались, да оно и в самом деле стало лучше. Персонал перестал хамить, наоборот, они научились улыбаться и внимательно выслушивать отдыхающих. Были организованы экскурсии по Иссык-Кулю на небольшом автобусе, присланном из Новосибирска.

Я бы и не поехал, потому что весна 1965 года была для меня довольно тяжёлой, но Лев Георгиевич послал туда своего заместителя по Управлению делами Николая Гавриловича Чусовитина и попросил меня ввести его в курс дела, познакомить с людьми и показать «хозяйство». Он должен был осмотреть здания и оценить выполненные работы.

Николая Гавриловича я знал давно. Он в году 1962 был 3-им секретарём Советского райкома КПСС, но у меня с ним тогда контактов практически не было. В то же время он мне запомнился своей доброжелательностью, искренностью и какой-то особой порывистостью. Этим он сильно отличался и от первого секретаря М.П. Чемоданова, невозмутимого с ничего не выражающим лицом, по которому было невозможно определить, согласен он с тобой или категорически не согласен. Вот у Чусовитина на лице все было написано. И когда я в кабинете 1-го секретаря горячо рассказывал о злоупотреблениях и воровстве в торговой сети (я тогда был председателем бытовой комиссии ОКП), я чувствовал молчаливую поддержку Чусовитина. Молчаливую, – потому что у Чемоданова не принято было высказываться, пока он не попросит. А то ведь одним взглядом или словом так срежет, что в следующий раз не захочется вообще ничего говорить.

Теперь Чусовитин был назначен зам. управляющего делами СО АН и, поскольку должность управделами отсутствовала, он подчинялся прямо Лаврову.

Всю поездку организовывали Лавров и Чусовитин, поэтому я чувствовал себя легко и свободно. Для меня эта поездка фактически была отдыхом.

Утром 3 мая мы приземлились в аэропорту Манас во Фрунзе. Нас встречала машина. Приехав в Президиум АН Киргизской ССР, мы сразу зашли в приёмную Президента АН Курмана Каракеевича Каракеева.

– А почему не к Никольскому? – спросил я.

– Он в отъезде.

Я подумал, что лучше было бы дождаться его приезда, но Чусовитин объяснил мне, что Лавров звонил Каракееву, и тот сам назначил дату нашего приезда.

О Каракееве я практически ничего не знал, кроме одного: кто-то из ребят из Института гидродинамики, работавших в прошлом году на базе ВМФ в Кой-Сары сказал мне, что Каракеев был секретарём ЦК КПСС Киргизии, потом защитил кандидатскую диссертацию на тему «Движение за коммунистический труд в его родном аиле Курменты». После защиты его быстро избрали академиком Киргизской АН, а избравши академиком, сразу избрали и Президентом Академии.

Потом я прочитал, что было не совсем так, но, в общем, близко.

президент АН Киргизской ССР Курман Каракеевич Каракеев

Курману Каракеевичу, или как сейчас пишут Курману-Гали, было в ту пору более 50 лет. Он родился в селе Курменты (бывшее село Беловодское) на берегу Иссык-Куля, где по данным «Каталонской карты» и местным преданиям находился армянский христианский монастырь, в котором хранились мощи апостола Матфея Евангелиста и который в XV веке был затоплен водами озера.

Каракеев учился в сельскохозяйственном техникуме, а потом в педагогическом институте. В 25 лет вступил в партию и дальше делал партийную карьеру.. В 36 лет – окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 46 – Академию общественных наук (АОН) при ЦК КПСС (1959).

20 лет в 1939;1959 гг. Был секретарем двух обкомов компартии Киргизии – сначала Тянь-Шаньского, а потом Иссык-Кульского. Побывал редактором газеты «Красная Киргизия». Затем перешел в аппарат Киргизского ЦК КП Киргизии – зав. отделом агитации и пропаганды. В 1947 году стал секретарем ЦК КПК, а в 1955 – Председателем Верховного совета Киргизской ССР. Потрясающая партийная и советская карьера! Теперь о научной.

Обычно дипломная работа заканчивающих АОН при ЦК КПСС защищалась как кандидатская диссертация, так что именно тогда, в 1959 г., Каракеев и защитил свою кандидатскую диссертацию, став в 46 лет «молодым учёным». И вот уже в следующем году – в 1960-м – молодого кандидата наук избирают академиком республиканской Академии по
специальности «История», и в том же году академик Каракеев избирается президентом Киргизского филиала АН ССР. Потрясающая «научная» карьера! А что было дальше, я ещё напишу.


Продолжение следует