Компетентностный подход - аргументы против

Андрей Черников
Компетентностный подход - что это такое и к чему ведет реализация его в образовании РФ?
Предлагается следующее определение: «Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов». (1)
Первое возражение, которое приходит в голову касается термина «компетентностный». Если навязываемый в настоящее время подход компетентностный, то, получается, прежний был не компетентностный? Как же так, ведь всем известно, что в прошлом наши специалисты – выпускники высшей школы – заслуженно считались одними из лучших в мире?
Предложенный подход связан с понятием «компетентность», в формировании которой у обучающихся авторы усматривают существенные отличительные признаки предложенного ими подхода от существовавших ранее.
Что есть компетенции? Находим определение в словаре: «Компетентность [лат. competens (competentis) надлежащий, способный] - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение». 
Что есть компетенции в образовании? Благие пожелания учащимся, о воплощении которых в действительность, т.е. о результатах обучения, можно только строить предположения, лишь  бы учащийся умел «судить о чем-либо, высказывать авторитетное мнение», другими словами складно умничать?
Стадия компетенций – промежуточный этап в подготовке специалиста. На стадии компетенций у студентов уже имеются знания, но ещё недостаточно умений и навыков. В прежней системе компетентным можно было считать студента с незаконченным высшим образованием после успешного окончания седьмого семестра обучения. В прошлом студент, прекративший обучение на четвертом курсе после зимней сессии получал справку о незаконченном высшем образовании, но не мог считаться молодым специалистом. Незаконченное высшее образование – это и была своего рода компетентность в современном понимании этого слова. Можем ли мы принять такой подход в качестве важнейшего элемента государственного образовательного стандарта?
В качестве примера рассмотрим компетентностный подход применительно к медицине. Почти каждый больной, особенно страдающий хроническим недугом, весьма компетентен в отношении своей болезни, обладает определенными знаниями о симптомах и лечении, и способен высказывать веское мнение по данному вопросу. Но ни одному человеку в трезвом уме и твердой памяти не придет в голову мысль доверить этому пациенту здоровье и жизни других людей. Применительно к медицине девизом компетентностного подхода мог бы стать перефразированный лозунг Карла Маркса: «Больные всех стран! Лечите друг друга и себя сами!»
Вместо знаний, умений и навыков, необходимых специалисту для высокопрофессиональной работы, у студентов формируют некие компетенции: «Слышал звон, но не знаю где он!»
Компетентность – это просвещенное дилетантство. Выпускник Вуза, подготовленный в соответствии с компетентностным подходом не готов к практической деятельности, а готов лишь к её имитации. Выходит, наша система образования переходит на подготовку просвещенных дилетантов?

Литература
1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.